Почти каждое здание в центре Москвы имеет богатую историю, полную тайн, мифов и загадок. Ведущая программы «Москва и мистика» Альвина Казанцева подготовила для вас небольшой маршрут по городским легендам, который сделает вашу прогулку более увлекательной.
Начнем с Храма Христа Спасителя, до которого можно добраться от метро Кропоткинская. В 30-х годах XIX века Николай I решил построить на этом месте собор в честь героев Отечественной войны 1812 года — это первый храм Христа Спасителя. Однако на этом участке уже находился Алексеевский женский монастырь. Несмотря на то, что монахини проявили героизм во время нашествия Наполеона, это не спасло обитель. Царь распорядился переселить монастырь за пределы города, а его здания снести. Здесь и зародилась легенда о том, что игуменья того монастыря в сердцах прокляла это место и предсказала, что ни одно строение здесь не простоит отныне и пятидесяти лет.
Конечно, праведный человек вряд ли мог бы на такое решиться, но исторические факты только подпитывают эту легенду. Первый храм просуществовал 48 лет и был снесен ради Дворца Советов, который так и не был построен, а бассейн «Москва», открытый здесь в 1960 году, проработал всего 31 год и затем пришел в запустение. Переступит ли современное здание порог в 50 лет — неизвестно, но у нас еще есть возможность это проверить.
Далее мы спускаемся по Соймоновскому проезду к одному из самых необычных зданий на Пречистинской набережной — Дому Перцовой, названному по фамилии его владелицы. Дом-сказка — именно так часто называли и называют этот проект художника Сергея Алексеевича Малютина.
У этого здания богатая история, но я хотела бы остановиться на самом романтичном ее периоде. При взгляде на это здание, думаю, ни у кого не возникнет сомнения, что оно строилось сразу как доходный дом для творческой интеллигенции: резные лестницы, витражи, спальни с нишами, курительные комнаты в восточном стиле, драконоподобные змеи, поддерживающие балкон. Здесь в основном снимали квартиры именно художники.
Но в 1908 году в одном из подвалов «Дома-сказки» открылся уникальный театр-кабаре «Летучая мышь». Это был театр для своих, где актеры и режиссеры могли творить без ограничений, экспериментировать с формами, пробовать необычные для себя амплуа и просто отдыхать. В представлениях участвовали известные актеры Московского Художественного театра, как Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов, а также знаменитые режиссеры Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Здесь даже выступал Александр Николаевич Вертинский.
Стать зрителем театра было практически невозможно, если ты не был знаком с основателями «Летучей мыши» — Николаем Тарасовым и Никитой Балиевым. Хотя существовал еще один способ — через Станиславского, что, впрочем, организовать было еще сложнее.
В 1909 году театр переехал в Милютинский переулок, и на представления стали приходить люди не только из творческой среды. Однако своим названием театр обязан именно подвалу на Пречистинской набережной. Рассказывали, что когда Никита Балиев, один из основателей театра, осматривал помещения «Дома-сказки» для будущего театра, на него неожиданно вылетела летучая мышь. Режиссер воскликнул: «Отличное название для кабаре!»
На другом берегу Москвы-реки нельзя не заметить памятник Петру I работы Зураба Церетели. Официальное название — «В ознаменование 300-летия российского флота». Это не только одна из самых больших скульптур в России (ее высота составляет 98 метров), но и, пожалуй, один из самых скандальных памятников в стране. Торжественное открытие состоялось в сентябре 1997 года и сразу вызвало волну недовольства: говорили, что император стоит в тазу, в руке у него какая-то непонятная труба, которой он угрожает городу, да и вовсе непонятно почему памятник возвели в нелюбимом городе Петра I. И это лишь немногое, что говорили об этом творении Зураба Церетели. Поговаривали даже, что памятник изначально задумывался как скульптура Колумба в честь 500-летия открытия Америки, но поскольку проект не был принят, Церетели оперативно изменил главного героя. Сам художник отрицает это. Тогда в 1997 году журнал «Столица» встал на защиту возмущенных москвичей: они публиковали письма недовольных и даже разместили у себя форму несогласия с установкой памятника, которую можно было вырезать, заполнить и отправить в мэрию. Но… несмотря на все усилия, скандальная скульптура осталась на своем месте, а многие из тех, кто выступал против, были вынуждены смириться.
Поднимаемся к Дому Пашкова — белоснежному замку, величественно расположившемуся прямо напротив Кремля. Построили его всего за три года с 1784 по 1786 годы, по заказу Петра Пашкова, разбогатевшего сына денщика Петра I. Об авторе проекта, к сожалению, не сохранилось никаких материалов, скорее всего они были утрачены во время пожара 1812 года, как и все семейные архивы Пашковых. Многие специалисты склонятся к мнению, что архитектором выступил Василий Баженов.
По легенде, Петр Пашков приехал к архитектору с «серьезным» предложением, когда тот работал над созданием новой императорской резиденции в Царицыно. Баженову катастрофически не хватало средств на реализацию уже утвержденного проекта, и он решил принять заманчивое предложение богатого заказчика. Всего через год после этой встречи Баженов попадает в немилость Екатерины II. Императрица лично посещает Царицыно, чтобы проверить ход работ. Бегло осмотрев несколько залов дворца, она не произносит ни слова и уезжает, всем своим видом выражая недовольство. А позже отстраняет Баженова от работы и поручает все дальнейшие дела по резиденции его ученику.
Именно тогда оскорбленный и униженный Баженов, который брал кредиты под собственное имущество на строительство дворца императрицы, и решается на маленькую месть. Он вкладывает все свои силы в дом Пашкова и разворачивает здание задней частью к Кремлю. Главный вход, действительно, расположен со стороны Староваганьковского переулка, а не с Моховой. Однако этому можно найти и другое объяснение: со стороны Кремля — крутой холм, и не каждая карета смогла бы легко подняться по нему. С учетом этих знаний Василий Баженов и проектировал здание. Легенда есть легенда, а в какую версию вы бы хотели верить? Дом Пашкова хранит еще много тайн, о них я обязательно расскажу в своей программе «Москва и мистика».
Завершаем нашу прогулку Российской государственной библиотекой. Здесь мы познакомимся с добрым призраком библиофила Николая Рубакина. За свою жизнь он собрал огромную коллекцию самых разных книг: детские сказки, энциклопедии, альбомы с гравюрами. Некоторые издания из его собрания существуют только в одном экземпляре. Кстати, с этой коллекцией может познакомиться любой желающий, большая часть книг оцифрована.
Долгое время Николай Рубакин жил в Швейцарии, там он и собрал ценнейшую библиотеку. После смерти коллекционера, его сын перевез все книги в Москву в дар государственной библиотеке. Николай Рубакин также завещал похоронить себя на родине, поэтому его прах привезли вместе с коллекцией и урна некоторое время находилась в книгохранилище, и, конечно, этот факт не мог пройти просто так, несмотря на то, что сейчас прах захоронен на Новодевичьем кладбище… Призрак Рубакина с тех самых пор можно встретить в Ленинской библиотеке. Следует он четко по библиотечным правилам: шуметь нельзя, сотрудникам грубить нельзя, грязными руками трогать книги нельзя. Если вы нарушили хотя бы одно правило, то призрак покажет себя. Он может неожиданно захлопнуть вашу книгу сквозняком, может долго водить вас по лабиринтам библиотеки. Кстати, Рубакин приглядывает даже за работой сотрудников, если тот поставил книгу не на свое место, то призрак скинет с полки другую, чтобы библиотекарь исправился. Бояться этого призрака не стоит, можно считать, что это главный смотритель Российской государственной библиотеки.
Автор: Альвина Казанцева, ведущая программы «Москва и мистика»
Подписывайтесь, чтобы получать больше материалов от ведущих и гостей Серебряного Дождя!