Грузовое СТО ЛОРРИТРАК
+7(495)015-55-75
Еще недавно фраза «китайский грузовик» вызывала у многих водителей скепсис. Казалось, что такие машины быстро ржавеют и ломаются – не соперники «европейцам». Но времена изменились. Сегодня китайские тягачи все увереннее чувствуют себя в России . Один из лидеров этого наступления – Shacman X3000, флагманский тяжелый грузовик от Shaanxi Automobile (он же Shacman). Внешне его легко спутать с европейской моделью, если бы не большая эмблема «S» на решетке радиатора. А по сути, это китаец с немецкими корнями, вобравший в себя проверенные технологии MAN . Давайте разберемся, что представляет собой Shacman X3000, как он появился на свет и чем покоряет водителей и владельцев автопарков.
История появления Shacman X3000 и бренда Shaanxi
История компании начинается еще в 1968 году – тогда был основан завод Shaanxi Automobile, который выпускал технику в первую очередь для армии Китая . Первые десятилетия Shaanxi создавала тяжелые грузовики для военных нужд, закаляя репутацию надежной армейской техники. В 1970-х появились знаменитые модели серии SX – например, внедорожный грузовик SX250, отмеченный госнаградами, и первый китайский 12-тонный самосвал . Этот военный опыт впоследствии стал основой надежности гражданских машин.
Поворот на гражданский рынок произошел в 2000 году, когда Shaanxi начала выпускать грузовики для коммерческих перевозок . Китайцы стали перенимать опыт зарубежных фирм: сначала сотрудничество с японской Nissan, а к 2004 году – партнерство с немецкими компаниями MAN и Bosch . Именно технологии MAN во многом определили дальнейшее развитие бренда. В 2008 году состоялся ребрендинг – название Shaanxi сменилось на Shacman (созвучно Shaanxi + Man), символизируя союз китайского завода с немецким автогигантом .
Фактически, Shacman получил в свое распоряжение лицензии и разработки MAN. Например, еще в 1980-х Shaanxi осваивала производство австрийских грузовиков Steyr , а в 2000-х – немецких MAN F2000. Так появились модели Shacman F2000 (2003 г.) и F3000 (2009 г.), созданные на базе технологий MAN . Они успешно работали и внутри Китая, и на экспортных рынках.
Shacman X3000 дебютировал в 2014 году как новая флагманская серия . Это была вершина линейки Shaanxi на тот момент – машина премиум-сегмента с современными агрегатами и высоким комфортом. Позже компания развила успех моделями H3000 (среднетоннажник), X5000 (2019) и даже выпустила ультрасовременный X6000(2020) для топ-сегмента . Но именно проверенный временем Shacman X3000 продолжает оставаться основным «боевым конем» марки, особенно на рынках вроде российского, где он присутствует уже с конца 2000-х.
В России первые грузовики Shaanxi появились еще в 2007 году, но тогда особого внимания не привлекли . Конкуренция была сильной, да и доверие к «китайцам» было низким. Однако ситуация изменилась после 2014 года, когда из-за санкций ряд западных брендов (Volvo, Mercedes, Scania, MAN) свернули деятельность в РФ . Освободилась ниша, которую быстро заняли китайские производители. Shacman стал одним из лидеров новой волны: покупателей привлекли его яркая внешность в стиле европейских тягачей, более доступная цена и широкий модельный ряд . С середины 2010-х продажи Shacman у нас пошли в рост, а серия X3000 стала флагманом этого успеха.
Кабина по лицензии MAN – внешность и комфорт
Внешний вид. Снаружи Shacman X3000 легко принять за «немца» – дизайн кабины явно навеян стилистикой MAN. Недаром компания получила лицензии MAN и даже заявляет о «слиянии брендов». Фары, решетка, пропорции кабины – все как у грузовиков Запада. Отличие одно – логотип Shacman: большая буква S в кружке на решетке радиатора, да надпись X3000 . Многие говорят в шутку, мол «единственное, что выдает китайца – это шильдик». В остальном по дизайну придраться сложно: строгий рабочий облик без лишних излишеств. Разве что при детальном осмотре в труднодоступных местах можно заметить небольшие очаги ржавчины на крепежных элементах – бич многих китайских машин . Но в целом Shacman выглядит добротно и современно, не хуже европейских одноклассников.
Кабина и эргономика. Внутри Shacman X3000 ломает стереотип о «китайском минимализме». Здесь просторно и по-европейски удобно . Кабина широкая, с высокой крышей – водитель может встать в полный рост. Отделка, правда, несколько грубовата: пластики дешевые на ощупь, где-то виднеются торчащие проводки допоборудования – китайская простоватость в мелочах еще встречается . Однако посадка и оснащение водительского места радуют. Кресло – фирмы Grammer, пневматическое, с множеством регулировок (настройка под вес, поясничный подпор и т.д.) . Руль регулируется по высоте и вылету, на самом рулевом колесе вынесены кнопки управления основными функциями, как на легковых – можно не отрывать руки, включая телефонию или круиз. Приборная панель тоже современная: между спидометром и тахометром расположен дисплей бортового компьютера, который выводит всю ключевую информацию о состоянии машины . Вокруг водителя – множество ниш и ящиков для вещей, полочек и держателей. Видно, что кабина делалась с оглядкой на дальнобойные магистральные тягачи: все для удобства в длительном рейсе.
Спальный отсек. Shacman X3000 оснащается удлиненной кабиной с полноценным спальником. За сиденьями располагается спальное место шириной около 60 см . По нынешним меркам это средний показатель: не очень широко, но «не царское ложе, конечно, зато выспаться можно» . Кровать достаточно длинная и оснащена матрасом из упругого поролона. В некоторых комплектациях предлагается двухъярусная компоновка – верхняя полка для второго водителя или напарника (ширина её поменьше). Кабина теплоизолирована – все X3000 для России идут в так называемом «северном исполнении» . Это означает дополнительное утепление стенок и пола, мощный отопитель для зимы. На практике дальнобойщики отмечают, что ночью в морозы в Shacman теплее, чем в старых КамАЗах – сказывается лучшая изоляция. Естественно, есть и автономный отопитель (Webasto), позволяющий обогревать кабину на стоянке. Летом выручает кондиционер – китайцы устанавливают климатическую установку с электронным управлением, не хуже европейской . По уровню шума Shacman тоже близок к «европейцам»: многослойная шумоизоляция, уплотнители – при движении внутри относительно тихо (порядка 60–70 дБ) . Водители не ощущают привычного гула трансмиссии, что был в старых китайских грузовиках.
Мультимедиа и оснащение. В современных комплектациях X3000 стараются идти в ногу со временем. Уже в базе – магнитола с радио и MP3, динамики в кабине. Более дорогие версии могут оснащаться мультимедийной системой с навигацией и DVD, поддержкой подключения телефонов . На приборной панели имеется USB-разъем для зарядки гаджетов. Некоторые машины оснащаются системами помощи водителю: например, мониторинг давления в шинах, контроля полосы, камеры обзора 360° – все это заявлено в списке опций . Конечно, до последних моделей вроде Shacman X6000 или европейских флагманов ему чуть-чуть не хватает «умных» ассистентов, но для своего класса X3000 предлагает вполне достойный уровень комфорта и электроники.
Двигатель Weichai или Cummins – сердце, проверенное временем
Двигатели. Под кабиной Shacman X3000 скрывается мощный рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 11–13 литров. Обычно на российский рынок предлагают два варианта моторов:
- Cummins ISM 11 – турбодизель 10.8 л, мощностью около 385–420 л.с., Евро-5. Выпускается по лицензии Cummins на китайском заводе (Dongfeng Cummins). Наши перевозчики уважают Cummins за именитый бренд – даже несмотря на китайскую сборку, доверия к нему больше .
- Weichai WP12 или WP13 – собственная разработка китайской компании Weichai Power. Объем 11.6–12.54 л, мощность от 430 до 480 л.с. (в версии WP13 – до 540–550 л.с.). Такие двигатели тоже хорошо известны, их ставят и на другие китайские грузовики в РФ. Например, на X3000 самосвал могут ставить Weichai WP12.430E50 – 430 л.с., Евро-5 . По отзывам, Weichai ничуть не хуже Cummins, а иногда даже дешевле в обслуживании из-за доступности запчастей.
Оба двигателя – рядные «шестерки» с турбонаддувом, интеркулером и системой впрыска Common Rail. Ресурс их впечатляет: Shacman X3000 способен пройти свыше 2 млн километров без капремонта при должном уходе . Производитель особо подчёркивает, что надежность техники проверяется временем – многие X3000 уже накатали по миллиону км по всему миру и продолжают работать . Российские перевозчики подтверждают: никаких катастрофических проблем с моторами нет, ходят долго. Разумеется, оба варианта двигателей оснащены системой нейтрализации выхлопа (SCR с впрыском мочевины для Евро-5). Правда, нередко у нас владельцы отключают «мочевину» сразу после покупки – для надежности и экономии средств. Такая практика встречается и на Shacman: например, один из автопарков, эксплуатируя тягач X3000 год (41 тыс. км пробега), отметил, что машина надежная и добротная, но сразу «отключили мочевину», чтобы избежать проблем с этой системой в будущем (типичный шаг для многих грузовиков Евро-5 в РФ).
Трансмиссия. Связку с мотором образует механическая коробка передач Fast Gear. Это 12-ступенчатая механика, разработанная американской Eaton-Fuller, а в Китае выпускаемая по лицензии компанией Shaanxi Fast Gear. В X3000, как правило, ставят модель Fast 12JSD200TA, рассчитанную на крутящий момент до 2000 Н·м . По сути, альтернативы «механике» нет – автоматических трансмиссий Shacman не предлагал (по крайней мере, в российской спецификации) . Это одно из отличий от европейских брендов, где давно царствуют автоматы. Сначала водители, привыкшие к «автомату» на MAN или Volvo, удивлялись: мол, флагман, а передач надо переключать вручную. Однако качество этой коробки отмечают даже скептики: передачи включаются четко, ход рычага короткий . Для тяжелых самосвалов сделаны укороченные первые три передачи – удобно трогаться с перегрузом или на подъеме . А тем, кто пересаживается с КамАЗа, напротив, все привычно – механика так механика. Кстати, некоторые крупные перевозчики в 2023–24 гг. начали устанавливать на Shacman X3000 автоматизированные КПП ZF TraXon (16-ступенчатые), адаптируя машины под магистральные перевозки. Официально Shacman такие опции не заявлял, но на рынке появилась услуга переоборудования под автомат, что свидетельствует о востребованности темы.
Мосты и подвеска. Shacman X3000 построен на прочном шасси. Рама усиленная, лонжероны из высокопрочной стали толщиной 8 мм . Конфигурации колесных формул есть разные под задачи:
- Тягачи – 4×2 (только седельные тягачи в такой версии), а также 6×4.
- Самосвалы и шасси – 6×4, 6×6 (вездеход) и 8×4 для тяжелых самосвалов.
Спереди подвеска рессорная, малолистовая – то есть каждый передний упругий элемент состоит из пакета из 4 листов . Это дает неплохую плавность хода при достаточной грузоподъемности, а главное – простота и неприхотливость. Сзади на большинстве X3000 устанавливается балансирная подвеска на двух ведущих мостах. Две тележки задних осей связаны балансиром, каждую из них также поддерживают многолистовые рессоры. Такая схема – классика для стройтраков, она очень живучая и терпит перегрузы. Интересный факт: ведущие мосты на Shacman X3000 – марки HANDE (китайско-немецкое СП), и точно такие же ставились на КамАЗ поколения К4 (модель 65206) . Грузоподъемность задней тележки – до 32 тонн (по 16 т на мост), передний мост – 7,5 т, что подтверждается данными на выставке СТТ 2022 . Многие узлы подвески унифицированы с лицензированными агрегатами MAN , так что в надежности сомневаться не приходится.
Тормоза. Тормозная система у X3000 стандартна для тяжелых машин: барабанные тормоза на всех колесах, привод – двухконтурный пневматический . Китайцы пока придерживаются барабанов, считая их более защищенными в грязи и проще в обслуживании, хотя европейцы давно перешли на диски. В составе есть горный тормоз-замедлитель: выхлопной тормоз (жалюзи в выпускном тракте) , что помогает сбросить скорость на спусках без перегрева колодок. ABS и система предотвращения блокировки при пробуксовке (ASR) – разумеется, присутствуют. В новых партиях заявляют даже электронную систему стабилизации (ESP), хотя на самосвалах она не столь критична.
Надёжность и отзывы: как Shacman ведет себя в деле
Главный вопрос скептиков: насколько надежен китайский флагман? Опыт эксплуатации Shacman X3000 в России показывает, что по надежности он не уступает отечественным аналогам. Многие бывшие сторонники КамАЗа и МАЗа, пересев на Shacman, отмечают, что техника «уж точно не хуже Камаза и МАЗа» . Конечно, на фоне премиальных Volvo или Scania китайский грузовик может выглядеть проще, но сравнивать напрямую их некорректно – и стоят они в разы дешевле.
За несколько лет активных продаж X3000 появились сотни отзывов от владельцев. В целом картина следующая:
- Двигатели при правильном обслуживании ходят долго. Топливная аппаратура Bosch/Weichai надежна, но требует качественной солярки. При использовании грязного топлива возможно преждевременный износ форсунок – это отмечали некоторые владельцы, заливавшие топливо неизвестного происхождения. Но такая же проблема и у КамАЗов Евро-5.
- КПП Fast Gear хвалят за выносливость. Многие опасались, что «китайская коробка» не проживет долго, однако агрегат сделан по лицензии Eaton и зарекомендовал себя еще на тысячах грузовиков в Азии. Переключения четкие, скорости подобраны удачно. Единственное – нужна привычка, если до этого ездил на автомате.
- Ходовая часть (мосты, рама, подвеска) терпит перегруз без особых нареканий. Shacman не считается слабаком: известны случаи, когда самосвал X3000 возил по 45–50 тонн щебня раз за разом. Рама не треснула, рессоры выдержали. Конечно, перегруз – зло, но китайский грузовик оказался «крепким орешком». Важный нюанс: завод-изготовитель заявляет соответствие кабины последним стандартам безопасности ECE R29 по прочности при ударе . То есть в случае ДТП каркас кабины держит удар как положено (немногие отечественные машины могут тем же похвастать).
- Коррозия кузова. Тут мнения разнятся. Некоторые владельцы первых партий жаловались, что через 2–3 года появились рыжики на кабине и раме. Другие утверждают, что особой коррозии нет, если регулярно мыть и обрабатывать антикором. В любом случае, краска на Shacman не эталон – по качеству покрытия он ближе к КамАЗу, чем к европейцам. Лучше сразу уделить внимание защите от ржавчины, тем более на нашем климате и реагентах.
- Электроника. Одно из слабых мест ранних машин – электрика. Периодически всплывали проблемы с датчиками ABS, контакты разъемов боялись влаги. Однако с каждым годом производитель дорабатывает эти узлы. В новых партиях 2023 года заметно меньше нареканий на электрику. В кабине проводка в целом разведена аккуратно (за исключением мелочей типа незакрытых технологических отверстий). Иммобилайзер, сигнализация – все штатно работает. Большой плюс – простота электроники: в Shacman нет излишне сложных электронных блоков, и многие проблемы опытный автоэлектрик решает без привязки к дилеру.
Важным фактором надежности является адаптация к российским условиям. Как уже отмечалось, все X3000 для РФ идут в северном исполнении: утепленная кабина, мощный отопитель, подогрев топливных фильтров, двух аккумуляторов хватает для запуска зимой. Также топливные баки из алюминия – они не ржавеют от нашей солярки . Заводы учитывают, что грузовики будут работать в морозы и грязь. Например, заводская смазка в узлах рассчитана на температуру до –40 °C, а щитки и подкрылки максимально закрывают агрегаты от грязи. Многие покупатели отмечают, что Shacman изначально лучше подготовлен к холодам, чем некоторые европейские тягачи, которым в Россию приходилось ставить доп.опции.
Реальный ресурс X3000 подтверждается пробегами. Китайцы заявляют о 2 миллионах км без капитального ремонта – это в идеальных условиях. В российских реалиях уже есть примеры пробегов 500–600 тыс. км за 3-4 года на магистральных Shacman – и техника продолжает работать без серьезных поломок. Конечно, многое зависит от обслуживания: своевременная замена масел (некоторые используют хорошее импортное масло и меняют каждые ~20 тыс. км, что оправдано для долговечности ), фильтров, бережная эксплуатация. При грамотном подходе Shacman X3000 способен служить верой и правдой не один цикл обновления автопарка.
Отдельно стоит отметить, что в последние год-два китайский бренд серьезно расширил сеть сервиса и склад запчастей в РФ. Shacman Motors Rus (официальный дистрибьютор) наладил поставки деталей – основные расходники и запчасти доступны, цены на них разумные (многие дешевле камазовских). Так что содержание Shacman в автопарке не бьет по кошельку, а простои из-за отсутствия деталей редки.
Интересные факты: от армии до сборки в СНГ
Военное наследие. Как уже говорилось, компания Shaanxi начинала с военных поставок. До сих пор в модельном ряду Shaanxi (Shacman) есть армейские грузовики – например, модели семейства SX, которые состоят на вооружении Народно-освободительной армии Китая. Многие узлы Shacman прошли военную приемку, и это внушает доверие. Любопытный факт: в 1980-е Shaanxi получила право первой в Китае производить военный грузовик по иностранной лицензии – им стал австрийский Steyr 91, послуживший базой для китайских армейских внедорожников . Этот опыт затем пригодился при работе с MAN. Так что можно сказать, Shacman X3000 – потомок армейских грузовиков, закаленный опытом суровой эксплуатации.
Локализация производства. В 2023 году пришли новости, что Shacman планирует развернуть сборочное производство в России. Компания «Шакман Моторс» (дочерняя в РФ) объявила о проекте локализации: совместно с заводом Shaanxi Heavy Duty Automobile прорабатывается план сборки грузовиков Shacman на территории РФ, начиная с 2024 года . Вероятно, сначала это будет крупноузловая сборка (SKD) из машкомплектов, с постепенным увеличением доли локальных компонентов. Подобный шаг логичен – парк китайских грузовиков в стране растет, и собственное производство позволит уйти от пошлин и ускорить поставки. Интересно, что в Казахстане такие шаги были сделаны еще раньше: с 2013 года на заводе «СемАЗ» в Семее собирают самосвалы Shacman грузоподъемностью до 25 тонн . Основные клиенты – строительные компании региона . То есть в странах СНГ Shacman уже производится локально, и Россия тоже на подходе. Это значит, что в будущем можно ожидать еще большего распространения марки и лучшей приспособленности к нашим требованиям (вплоть до русификации электроники, локальных модификаций под ГОСТ и т.д.).
Поставка в другие страны. Shacman X3000 стал по-настоящему международным грузовиком. Помимо Китая и России, эти машины активно экспортируются в страны Азии, Ближнего Востока, Африки. В СНГ, помимо Казахстана, Shacman присутствует в Беларуси, Узбекистане, Туркменистане – везде, где нужны недорогие и мощные грузовики. Например, в Беларуси Shacman X3000 использовался в крупных стройках, и даже существовал дилерский центр «Shacman-Bel» (надпись Shacman-BEL можно увидеть на некоторых демонстрационных машинах) – стремление ассоциировать марку с местным рынком. Таким образом, X3000 стал поистине глобальным: китайская модель, сделанная с немецким акцентом, работающая от тропиков до Арктики.
Сравнение с конкурентами: Sitrak, КамАЗ К5, Howo
Рынок тяжелых грузовиков в России сегодня – это интересная смесь отечественных новинок и китайских «варягов». Посмотрим, как Shacman X3000 выглядит на фоне основных конкурентов – Sitrak C7H, КамАЗ-54901 (К5) и HOWO A7.
Shacman vs. Sitrak. Что за бренд Sitrak? Это совместное детище китайской корпорации Sinotruk и немецкого MAN. Sitrak C7H по сути является китайской версией MAN TGA/TGX образца 2007 года . У него тоже кабина и агрегаты разработаны немцами, но произведены в Китае . Фактически, Shacman X3000 и Sitrak C7H – двоюродные братья, оба с генами MAN. У Sitrak кабина чуть более новая по дизайну (от MAN TGX), тогда как Shacman использует лицензионные решения MAN F2000/TGA, модернизированные своими силами. Зато по двигателям Shacman не уступает: у Sitrak стоят лицензированные MAN D20/D26 (их в Китае называют MC11, MC13) мощностью 400–540 л.с., а у Shacman – Cummins или Weichai аналогичной мощности. Трансмиссии у Sitrak чаще автоматические (ZF 12TX), что некоторым дает преимущество в комфорте; Shacman пока в основном «механический», но это скорее вопрос предпочтений водителя. Цена: исторически Sitrak позиционировался немного дороже Shacman. Однако в условиях дефицита тягачей в 2022–23 годах их цены сблизились. Примерно в 2022 году седельный тягач Shacman X3000 стоил ~7,5 млн руб., Sitrak C7H – около 8 млн руб (оценочно) . Разница невелика, поэтому выбор между ними часто зависит от дилерской сети и конкретной комплектации. По отзывам, Sitrak может чуть меньше «кушает» топливо благодаря другим настройкам – журнал Авторевю отметил экономичность Sitrak в тестах. Но и Shacman не прожорлив: современные версии укладываются в 30–32 л/100 кмна магистрали с загрузкой ~20 тонн, что сопоставимо с КамАЗом и другими. В итоге Shacman X3000 и Sitrak C7H – два очень близких по духу китайца, оба старательно копируют лучшие черты MAN. И оба уже успели обойти КамАЗ по продажам в последние годы , что о многом говорит.
Shacman vs. КамАЗ К5. Новый КамАЗ-54901 (поколение K5) – гордость нашего автопрома. По сути, это «русский Mercedes», ведь его кабина разработана совместно с Daimler и унифицирована с Mercedes Actros MP4. КамАЗ оснастил его новым рядным двигателем КамАЗ P6 (тоже при участии Liebherr), современной электроникой и автоматической коробкой. Как они соотносятся с Shacman? Если поставить рядом X3000 и К5, внешний наблюдатель может и не сразу поймет, кто есть кто – оба выглядят современно, солидно, по габаритам сопоставимы. Внутри КамАЗ К5, пожалуй, еще просторнее, да и отделка получше: все-таки европейский дизайн чувствуется. Зато по надежности у Shacman преимущество опыта. КамАЗ-54901 выпускается с 2019 года, и первые партии страдали «болезнями роста» – были проблемы с двигателем, сырой электроникой, нехваткой запчастей в пандемию. Shacman же к 2019 году уже 5 лет как обкатывал X3000 и устранил большинство косяков. Поэтому в начальный период китайские тягачи показали себя надежнее новых КамАЗов. Сейчас КамАЗ подтянул качество, но все равно Shacman считается менее капризным. Например, к топливу X3000 не такой требовательный, как форсунки КамАЗ P6 (есть жалобы на чувствительность камазовских двигателей к сере).
По тяговым возможностям соперники равны: и там и там ~440–450 л.с. в магистральной версии, этого хватает с запасом. Расход топлива тоже сравнимый – порядка 33–35 л/100 км с фурой в смешанном цикле. КамАЗ выигрывает по части сервисной сети – официальных СТО КамАЗа больше, хотя Shacman активно догоняет. А вот цена у КамАЗа K5 выше: если Shacman можно было взять за 7–8 млн, то КамАЗ-54901 до санкций стоил 9+ млн руб. (правда, с сервисным контрактом) . Сейчас, после ухода европейских конкурентов, КамАЗ иногда даже дороже импортных «китайцев» – парадокс рынка. Тем не менее, выбор между ними часто патриотический: консервативные предприятия берут КамАЗ («свои же»), а частники и молодые компании охотнее пробуют Shacman из-за выгодной цены и богатой комплектации. В эксплуатации оба показали себя достойно, но есть мнение, что Shacman менее требователен к водителю – прощает грубости, тогда как современный КамАЗ напичкан датчиками и может встать из-за какой-нибудь электронной мелочи. Подытожим: КамАЗ К5 – отличная машина мирового уровня, однако Shacman X3000 умудряется конкурировать с ней, предлагая чуть более простое, но надежное решение за меньшие деньги.
Shacman vs. HOWO. Китай с Китаем? Да, ведь HOWO – это тоже продукт Sinotruk (как и Sitrak). Модели HOWO A7 и HOWO T5G широко известны на просторах СНГ с начала 2010-х. По сути, HOWO – предыдущее поколение китайских грузовиков. Их кабина основана на лицензии от того же Steyr/MAN, но более старой версии. Если Shacman X3000 – это «китайский MAN 2000-х», то HOWO A7 – «китайский MAN 1990-х». Соответственно, в комфорте HOWO проигрывает: внутри теснее, шумнее, пластик еще грубее. Двигатели HOWO (обычно это Sinotruk D12, лицензия Steyr, или Weichai старых серий) менее экологичные и чуть менее экономичные. Зато цена HOWO ниже. На рынке поддержанных самосвалов можно увидеть, что 3-5-летний HOWO стоит заметно дешевле, чем ровесник Shacman. Да и новым он был дешевле: например, популярный самосвал HOWO 6×4 (371 л.с.) в 2020 году предлагался около 5,5–6 млн руб, тогда как Shacman X3000 аналогичной конфигурации – ближе к 7 млн. Разница ощутима. Поэтому HOWO до сих пор берут те, кому нужен максимально бюджетный грузовик, и готовы мириться с устаревшей кабиной. Однако все чаще выбор склоняется в пользу Shacman: переплатив немного, получаешь гораздо более современную машину. Можно сказать, Shacman X3000 заменил HOWO в роли бестселлера. Кстати, Sinotruk тоже не дремлет и выпустил обновленную линейку HOWO NX и др., но это уже другая история.
В сухом остатке, Shacman X3000 занял нишу крепкого середняка: он существенно удобнее и надежнее старых китайских моделей (типа HOWO), при этом почти не уступает новейшим аналогам (типа Sitrak или КамАЗ K5) по основным параметрам. А по сочетанию цены и качества ему вообще мало равных. Не случайно продажи Shacman в России растут – эта марка из экзотики превратилась в массового игрока.
Вместо заключения
Shacman X3000 – яркий пример того, как китайский автопром совершил рывок из аутсайдеров в лидеры. За последние 10–15 лет эти грузовики прошли путь от неизвестных «китайчат» до флагманов автоколонн. Сегодня X3000 уверенно бороздят просторы России – тянут фуры по трассе «Россия», вывозят уголь из разрезов Кузбасса, возят песок на стройках Москвы. Водители хвалят их просторные кабины и экономичность, механики ценят простоту обслуживания, а владельцы бизнеса – быстрый возврат инвестиций. Конечно, нет техники идеальной: кому-то может не хватать автоматической трансмиссии, где-то пластик салона кажется дешёвым, а кому-то просто непривычно, что на капоте не красуется знакомый логотип. Но одно можно сказать точно: Shacman X3000 честно делает свою работу и меняет отношение к китайским грузовикам в лучшую сторону. Недаром говорится, что тяжёлый грузовик – это рабочий инструмент, и инструмент этот у Shacman получился на совесть. Возможно, в ближайшем будущем фраза «китайский флагман» уже не будет звучать неожиданно – ведь Shacman доказал делом, что он этого звания достоин.
Штурмуя дальние дороги, китайский богатырь Shacman X3000 прокладывает путь всем остальным, и глядя на него, уже никто не усмехается – скорее, уважительно пропускают вперёд на подъёме, зная, что у этого тягача под капотом и в сердце всё в порядке. Shacman уверенно занимает место в ряду великих дальнобойщиков, и, похоже, останется там надолго.