Найти в Дзене

Флагманский грузовик Shacman X3000 – китайский богатырь дальних дорог

Оглавление

Грузовое СТО ЛОРРИТРАК
+7(495)015-55-75

Еще недавно фраза «китайский грузовик» вызывала у многих водителей скепсис. Казалось, что такие машины быстро ржавеют и ломаются – не соперники «европейцам». Но времена изменились. Сегодня китайские тягачи все увереннее чувствуют себя в России . Один из лидеров этого наступления – Shacman X3000, флагманский тяжелый грузовик от Shaanxi Automobile (он же Shacman). Внешне его легко спутать с европейской моделью, если бы не большая эмблема «S» на решетке радиатора. А по сути, это китаец с немецкими корнями, вобравший в себя проверенные технологии MAN . Давайте разберемся, что представляет собой Shacman X3000, как он появился на свет и чем покоряет водителей и владельцев автопарков.

История появления Shacman X3000 и бренда Shaanxi

История компании начинается еще в 1968 году – тогда был основан завод Shaanxi Automobile, который выпускал технику в первую очередь для армии Китая . Первые десятилетия Shaanxi создавала тяжелые грузовики для военных нужд, закаляя репутацию надежной армейской техники. В 1970-х появились знаменитые модели серии SX – например, внедорожный грузовик SX250, отмеченный госнаградами, и первый китайский 12-тонный самосвал . Этот военный опыт впоследствии стал основой надежности гражданских машин.

Поворот на гражданский рынок произошел в 2000 году, когда Shaanxi начала выпускать грузовики для коммерческих перевозок . Китайцы стали перенимать опыт зарубежных фирм: сначала сотрудничество с японской Nissan, а к 2004 году – партнерство с немецкими компаниями MAN и Bosch . Именно технологии MAN во многом определили дальнейшее развитие бренда. В 2008 году состоялся ребрендинг – название Shaanxi сменилось на Shacman (созвучно Shaanxi + Man), символизируя союз китайского завода с немецким автогигантом .

Фактически, Shacman получил в свое распоряжение лицензии и разработки MAN. Например, еще в 1980-х Shaanxi осваивала производство австрийских грузовиков Steyr , а в 2000-х – немецких MAN F2000. Так появились модели Shacman F2000 (2003 г.) и F3000 (2009 г.), созданные на базе технологий MAN . Они успешно работали и внутри Китая, и на экспортных рынках.

Shacman X3000 дебютировал в 2014 году как новая флагманская серия . Это была вершина линейки Shaanxi на тот момент – машина премиум-сегмента с современными агрегатами и высоким комфортом. Позже компания развила успех моделями H3000 (среднетоннажник), X5000 (2019) и даже выпустила ультрасовременный X6000(2020) для топ-сегмента . Но именно проверенный временем Shacman X3000 продолжает оставаться основным «боевым конем» марки, особенно на рынках вроде российского, где он присутствует уже с конца 2000-х.

В России первые грузовики Shaanxi появились еще в 2007 году, но тогда особого внимания не привлекли . Конкуренция была сильной, да и доверие к «китайцам» было низким. Однако ситуация изменилась после 2014 года, когда из-за санкций ряд западных брендов (Volvo, Mercedes, Scania, MAN) свернули деятельность в РФ . Освободилась ниша, которую быстро заняли китайские производители. Shacman стал одним из лидеров новой волны: покупателей привлекли его яркая внешность в стиле европейских тягачей, более доступная цена и широкий модельный ряд . С середины 2010-х продажи Shacman у нас пошли в рост, а серия X3000 стала флагманом этого успеха.

Кабина по лицензии MAN – внешность и комфорт

Кабина Shacman X3000 внешне напоминает европейские аналоги, отличаясь разве что эмблемой бренда.
Кабина Shacman X3000 внешне напоминает европейские аналоги, отличаясь разве что эмблемой бренда.

Внешний вид. Снаружи Shacman X3000 легко принять за «немца» – дизайн кабины явно навеян стилистикой MAN. Недаром компания получила лицензии MAN и даже заявляет о «слиянии брендов». Фары, решетка, пропорции кабины – все как у грузовиков Запада. Отличие одно – логотип Shacman: большая буква S в кружке на решетке радиатора, да надпись X3000 . Многие говорят в шутку, мол «единственное, что выдает китайца – это шильдик». В остальном по дизайну придраться сложно: строгий рабочий облик без лишних излишеств. Разве что при детальном осмотре в труднодоступных местах можно заметить небольшие очаги ржавчины на крепежных элементах – бич многих китайских машин . Но в целом Shacman выглядит добротно и современно, не хуже европейских одноклассников.

Кабина и эргономика. Внутри Shacman X3000 ломает стереотип о «китайском минимализме». Здесь просторно и по-европейски удобно . Кабина широкая, с высокой крышей – водитель может встать в полный рост. Отделка, правда, несколько грубовата: пластики дешевые на ощупь, где-то виднеются торчащие проводки допоборудования – китайская простоватость в мелочах еще встречается . Однако посадка и оснащение водительского места радуют. Кресло – фирмы Grammer, пневматическое, с множеством регулировок (настройка под вес, поясничный подпор и т.д.) . Руль регулируется по высоте и вылету, на самом рулевом колесе вынесены кнопки управления основными функциями, как на легковых – можно не отрывать руки, включая телефонию или круиз. Приборная панель тоже современная: между спидометром и тахометром расположен дисплей бортового компьютера, который выводит всю ключевую информацию о состоянии машины . Вокруг водителя – множество ниш и ящиков для вещей, полочек и держателей. Видно, что кабина делалась с оглядкой на дальнобойные магистральные тягачи: все для удобства в длительном рейсе.

Спальный отсек. Shacman X3000 оснащается удлиненной кабиной с полноценным спальником. За сиденьями располагается спальное место шириной около 60 см . По нынешним меркам это средний показатель: не очень широко, но «не царское ложе, конечно, зато выспаться можно» . Кровать достаточно длинная и оснащена матрасом из упругого поролона. В некоторых комплектациях предлагается двухъярусная компоновка – верхняя полка для второго водителя или напарника (ширина её поменьше). Кабина теплоизолирована – все X3000 для России идут в так называемом «северном исполнении» . Это означает дополнительное утепление стенок и пола, мощный отопитель для зимы. На практике дальнобойщики отмечают, что ночью в морозы в Shacman теплее, чем в старых КамАЗах – сказывается лучшая изоляция. Естественно, есть и автономный отопитель (Webasto), позволяющий обогревать кабину на стоянке. Летом выручает кондиционер – китайцы устанавливают климатическую установку с электронным управлением, не хуже европейской . По уровню шума Shacman тоже близок к «европейцам»: многослойная шумоизоляция, уплотнители – при движении внутри относительно тихо (порядка 60–70 дБ) . Водители не ощущают привычного гула трансмиссии, что был в старых китайских грузовиках.

Мультимедиа и оснащение. В современных комплектациях X3000 стараются идти в ногу со временем. Уже в базе – магнитола с радио и MP3, динамики в кабине. Более дорогие версии могут оснащаться мультимедийной системой с навигацией и DVD, поддержкой подключения телефонов . На приборной панели имеется USB-разъем для зарядки гаджетов. Некоторые машины оснащаются системами помощи водителю: например, мониторинг давления в шинах, контроля полосы, камеры обзора 360° – все это заявлено в списке опций . Конечно, до последних моделей вроде Shacman X6000 или европейских флагманов ему чуть-чуть не хватает «умных» ассистентов, но для своего класса X3000 предлагает вполне достойный уровень комфорта и электроники.

Интерьер кабины Shacman X3000: просторно, есть шторки на окна, полка-спальник сзади. Пластики простоватые, но оснащение по современным меркам неплохое.
Интерьер кабины Shacman X3000: просторно, есть шторки на окна, полка-спальник сзади. Пластики простоватые, но оснащение по современным меркам неплохое.

Двигатель Weichai или Cummins – сердце, проверенное временем

Двигатели. Под кабиной Shacman X3000 скрывается мощный рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 11–13 литров. Обычно на российский рынок предлагают два варианта моторов:

  • Cummins ISM 11 – турбодизель 10.8 л, мощностью около 385–420 л.с., Евро-5. Выпускается по лицензии Cummins на китайском заводе (Dongfeng Cummins). Наши перевозчики уважают Cummins за именитый бренд – даже несмотря на китайскую сборку, доверия к нему больше .
  • Weichai WP12 или WP13 – собственная разработка китайской компании Weichai Power. Объем 11.6–12.54 л, мощность от 430 до 480 л.с. (в версии WP13 – до 540–550 л.с.). Такие двигатели тоже хорошо известны, их ставят и на другие китайские грузовики в РФ. Например, на X3000 самосвал могут ставить Weichai WP12.430E50 – 430 л.с., Евро-5 . По отзывам, Weichai ничуть не хуже Cummins, а иногда даже дешевле в обслуживании из-за доступности запчастей.

Оба двигателя – рядные «шестерки» с турбонаддувом, интеркулером и системой впрыска Common Rail. Ресурс их впечатляет: Shacman X3000 способен пройти свыше 2 млн километров без капремонта при должном уходе . Производитель особо подчёркивает, что надежность техники проверяется временем – многие X3000 уже накатали по миллиону км по всему миру и продолжают работать . Российские перевозчики подтверждают: никаких катастрофических проблем с моторами нет, ходят долго. Разумеется, оба варианта двигателей оснащены системой нейтрализации выхлопа (SCR с впрыском мочевины для Евро-5). Правда, нередко у нас владельцы отключают «мочевину» сразу после покупки – для надежности и экономии средств. Такая практика встречается и на Shacman: например, один из автопарков, эксплуатируя тягач X3000 год (41 тыс. км пробега), отметил, что машина надежная и добротная, но сразу «отключили мочевину», чтобы избежать проблем с этой системой в будущем (типичный шаг для многих грузовиков Евро-5 в РФ).

Трансмиссия. Связку с мотором образует механическая коробка передач Fast Gear. Это 12-ступенчатая механика, разработанная американской Eaton-Fuller, а в Китае выпускаемая по лицензии компанией Shaanxi Fast Gear. В X3000, как правило, ставят модель Fast 12JSD200TA, рассчитанную на крутящий момент до 2000 Н·м . По сути, альтернативы «механике» нет – автоматических трансмиссий Shacman не предлагал (по крайней мере, в российской спецификации) . Это одно из отличий от европейских брендов, где давно царствуют автоматы. Сначала водители, привыкшие к «автомату» на MAN или Volvo, удивлялись: мол, флагман, а передач надо переключать вручную. Однако качество этой коробки отмечают даже скептики: передачи включаются четко, ход рычага короткий . Для тяжелых самосвалов сделаны укороченные первые три передачи – удобно трогаться с перегрузом или на подъеме . А тем, кто пересаживается с КамАЗа, напротив, все привычно – механика так механика. Кстати, некоторые крупные перевозчики в 2023–24 гг. начали устанавливать на Shacman X3000 автоматизированные КПП ZF TraXon (16-ступенчатые), адаптируя машины под магистральные перевозки. Официально Shacman такие опции не заявлял, но на рынке появилась услуга переоборудования под автомат, что свидетельствует о востребованности темы.

Мосты и подвеска. Shacman X3000 построен на прочном шасси. Рама усиленная, лонжероны из высокопрочной стали толщиной 8 мм . Конфигурации колесных формул есть разные под задачи:

  • Тягачи – 4×2 (только седельные тягачи в такой версии), а также 6×4.
  • Самосвалы и шасси – 6×4, 6×6 (вездеход) и 8×4 для тяжелых самосвалов.

Спереди подвеска рессорная, малолистовая – то есть каждый передний упругий элемент состоит из пакета из 4 листов . Это дает неплохую плавность хода при достаточной грузоподъемности, а главное – простота и неприхотливость. Сзади на большинстве X3000 устанавливается балансирная подвеска на двух ведущих мостах. Две тележки задних осей связаны балансиром, каждую из них также поддерживают многолистовые рессоры. Такая схема – классика для стройтраков, она очень живучая и терпит перегрузы. Интересный факт: ведущие мосты на Shacman X3000 – марки HANDE (китайско-немецкое СП), и точно такие же ставились на КамАЗ поколения К4 (модель 65206) . Грузоподъемность задней тележки – до 32 тонн (по 16 т на мост), передний мост – 7,5 т, что подтверждается данными на выставке СТТ 2022 . Многие узлы подвески унифицированы с лицензированными агрегатами MAN , так что в надежности сомневаться не приходится.

Тормоза. Тормозная система у X3000 стандартна для тяжелых машин: барабанные тормоза на всех колесах, привод – двухконтурный пневматический . Китайцы пока придерживаются барабанов, считая их более защищенными в грязи и проще в обслуживании, хотя европейцы давно перешли на диски. В составе есть горный тормоз-замедлитель: выхлопной тормоз (жалюзи в выпускном тракте) , что помогает сбросить скорость на спусках без перегрева колодок. ABS и система предотвращения блокировки при пробуксовке (ASR) – разумеется, присутствуют. В новых партиях заявляют даже электронную систему стабилизации (ESP), хотя на самосвалах она не столь критична.

Компоновка двигателя и агрегатов Shacman X3000: под кабиной расположен рядный “шестик” Weichai или Cummins, доступ к узлам обеспечивается откидной кабиной.
Компоновка двигателя и агрегатов Shacman X3000: под кабиной расположен рядный “шестик” Weichai или Cummins, доступ к узлам обеспечивается откидной кабиной.

Надёжность и отзывы: как Shacman ведет себя в деле

Главный вопрос скептиков: насколько надежен китайский флагман? Опыт эксплуатации Shacman X3000 в России показывает, что по надежности он не уступает отечественным аналогам. Многие бывшие сторонники КамАЗа и МАЗа, пересев на Shacman, отмечают, что техника «уж точно не хуже Камаза и МАЗа» . Конечно, на фоне премиальных Volvo или Scania китайский грузовик может выглядеть проще, но сравнивать напрямую их некорректно – и стоят они в разы дешевле.

За несколько лет активных продаж X3000 появились сотни отзывов от владельцев. В целом картина следующая:

  • Двигатели при правильном обслуживании ходят долго. Топливная аппаратура Bosch/Weichai надежна, но требует качественной солярки. При использовании грязного топлива возможно преждевременный износ форсунок – это отмечали некоторые владельцы, заливавшие топливо неизвестного происхождения. Но такая же проблема и у КамАЗов Евро-5.
  • КПП Fast Gear хвалят за выносливость. Многие опасались, что «китайская коробка» не проживет долго, однако агрегат сделан по лицензии Eaton и зарекомендовал себя еще на тысячах грузовиков в Азии. Переключения четкие, скорости подобраны удачно. Единственное – нужна привычка, если до этого ездил на автомате.
  • Ходовая часть (мосты, рама, подвеска) терпит перегруз без особых нареканий. Shacman не считается слабаком: известны случаи, когда самосвал X3000 возил по 45–50 тонн щебня раз за разом. Рама не треснула, рессоры выдержали. Конечно, перегруз – зло, но китайский грузовик оказался «крепким орешком». Важный нюанс: завод-изготовитель заявляет соответствие кабины последним стандартам безопасности ECE R29 по прочности при ударе . То есть в случае ДТП каркас кабины держит удар как положено (немногие отечественные машины могут тем же похвастать).
  • Коррозия кузова. Тут мнения разнятся. Некоторые владельцы первых партий жаловались, что через 2–3 года появились рыжики на кабине и раме. Другие утверждают, что особой коррозии нет, если регулярно мыть и обрабатывать антикором. В любом случае, краска на Shacman не эталон – по качеству покрытия он ближе к КамАЗу, чем к европейцам. Лучше сразу уделить внимание защите от ржавчины, тем более на нашем климате и реагентах.
  • Электроника. Одно из слабых мест ранних машин – электрика. Периодически всплывали проблемы с датчиками ABS, контакты разъемов боялись влаги. Однако с каждым годом производитель дорабатывает эти узлы. В новых партиях 2023 года заметно меньше нареканий на электрику. В кабине проводка в целом разведена аккуратно (за исключением мелочей типа незакрытых технологических отверстий). Иммобилайзер, сигнализация – все штатно работает. Большой плюс – простота электроники: в Shacman нет излишне сложных электронных блоков, и многие проблемы опытный автоэлектрик решает без привязки к дилеру.

Важным фактором надежности является адаптация к российским условиям. Как уже отмечалось, все X3000 для РФ идут в северном исполнении: утепленная кабина, мощный отопитель, подогрев топливных фильтров, двух аккумуляторов хватает для запуска зимой. Также топливные баки из алюминия – они не ржавеют от нашей солярки . Заводы учитывают, что грузовики будут работать в морозы и грязь. Например, заводская смазка в узлах рассчитана на температуру до –40 °C, а щитки и подкрылки максимально закрывают агрегаты от грязи. Многие покупатели отмечают, что Shacman изначально лучше подготовлен к холодам, чем некоторые европейские тягачи, которым в Россию приходилось ставить доп.опции.

Реальный ресурс X3000 подтверждается пробегами. Китайцы заявляют о 2 миллионах км без капитального ремонта – это в идеальных условиях. В российских реалиях уже есть примеры пробегов 500–600 тыс. км за 3-4 года на магистральных Shacman – и техника продолжает работать без серьезных поломок. Конечно, многое зависит от обслуживания: своевременная замена масел (некоторые используют хорошее импортное масло и меняют каждые ~20 тыс. км, что оправдано для долговечности ), фильтров, бережная эксплуатация. При грамотном подходе Shacman X3000 способен служить верой и правдой не один цикл обновления автопарка.

Отдельно стоит отметить, что в последние год-два китайский бренд серьезно расширил сеть сервиса и склад запчастей в РФ. Shacman Motors Rus (официальный дистрибьютор) наладил поставки деталей – основные расходники и запчасти доступны, цены на них разумные (многие дешевле камазовских). Так что содержание Shacman в автопарке не бьет по кошельку, а простои из-за отсутствия деталей редки.

Интересные факты: от армии до сборки в СНГ

Военное наследие. Как уже говорилось, компания Shaanxi начинала с военных поставок. До сих пор в модельном ряду Shaanxi (Shacman) есть армейские грузовики – например, модели семейства SX, которые состоят на вооружении Народно-освободительной армии Китая. Многие узлы Shacman прошли военную приемку, и это внушает доверие. Любопытный факт: в 1980-е Shaanxi получила право первой в Китае производить военный грузовик по иностранной лицензии – им стал австрийский Steyr 91, послуживший базой для китайских армейских внедорожников . Этот опыт затем пригодился при работе с MAN. Так что можно сказать, Shacman X3000 – потомок армейских грузовиков, закаленный опытом суровой эксплуатации.

Локализация производства. В 2023 году пришли новости, что Shacman планирует развернуть сборочное производство в России. Компания «Шакман Моторс» (дочерняя в РФ) объявила о проекте локализации: совместно с заводом Shaanxi Heavy Duty Automobile прорабатывается план сборки грузовиков Shacman на территории РФ, начиная с 2024 года . Вероятно, сначала это будет крупноузловая сборка (SKD) из машкомплектов, с постепенным увеличением доли локальных компонентов. Подобный шаг логичен – парк китайских грузовиков в стране растет, и собственное производство позволит уйти от пошлин и ускорить поставки. Интересно, что в Казахстане такие шаги были сделаны еще раньше: с 2013 года на заводе «СемАЗ» в Семее собирают самосвалы Shacman грузоподъемностью до 25 тонн . Основные клиенты – строительные компании региона . То есть в странах СНГ Shacman уже производится локально, и Россия тоже на подходе. Это значит, что в будущем можно ожидать еще большего распространения марки и лучшей приспособленности к нашим требованиям (вплоть до русификации электроники, локальных модификаций под ГОСТ и т.д.).

Поставка в другие страны. Shacman X3000 стал по-настоящему международным грузовиком. Помимо Китая и России, эти машины активно экспортируются в страны Азии, Ближнего Востока, Африки. В СНГ, помимо Казахстана, Shacman присутствует в Беларуси, Узбекистане, Туркменистане – везде, где нужны недорогие и мощные грузовики. Например, в Беларуси Shacman X3000 использовался в крупных стройках, и даже существовал дилерский центр «Shacman-Bel» (надпись Shacman-BEL можно увидеть на некоторых демонстрационных машинах) – стремление ассоциировать марку с местным рынком. Таким образом, X3000 стал поистине глобальным: китайская модель, сделанная с немецким акцентом, работающая от тропиков до Арктики.

Самосвал Shacman X3000 8×4 на строительной выставке: тяжелая рабочая лошадка, готовая тягаться с любым конкурентом в карьере. В Китае эту модель прозвали «Королевский самосвал» за выносливость.
Самосвал Shacman X3000 8×4 на строительной выставке: тяжелая рабочая лошадка, готовая тягаться с любым конкурентом в карьере. В Китае эту модель прозвали «Королевский самосвал» за выносливость.

Сравнение с конкурентами: Sitrak, КамАЗ К5, Howo

Рынок тяжелых грузовиков в России сегодня – это интересная смесь отечественных новинок и китайских «варягов». Посмотрим, как Shacman X3000 выглядит на фоне основных конкурентов – Sitrak C7H, КамАЗ-54901 (К5) и HOWO A7.

Shacman vs. Sitrak. Что за бренд Sitrak? Это совместное детище китайской корпорации Sinotruk и немецкого MAN. Sitrak C7H по сути является китайской версией MAN TGA/TGX образца 2007 года . У него тоже кабина и агрегаты разработаны немцами, но произведены в Китае . Фактически, Shacman X3000 и Sitrak C7H – двоюродные братья, оба с генами MAN. У Sitrak кабина чуть более новая по дизайну (от MAN TGX), тогда как Shacman использует лицензионные решения MAN F2000/TGA, модернизированные своими силами. Зато по двигателям Shacman не уступает: у Sitrak стоят лицензированные MAN D20/D26 (их в Китае называют MC11, MC13) мощностью 400–540 л.с., а у Shacman – Cummins или Weichai аналогичной мощности. Трансмиссии у Sitrak чаще автоматические (ZF 12TX), что некоторым дает преимущество в комфорте; Shacman пока в основном «механический», но это скорее вопрос предпочтений водителя. Цена: исторически Sitrak позиционировался немного дороже Shacman. Однако в условиях дефицита тягачей в 2022–23 годах их цены сблизились. Примерно в 2022 году седельный тягач Shacman X3000 стоил ~7,5 млн руб., Sitrak C7H – около 8 млн руб (оценочно) . Разница невелика, поэтому выбор между ними часто зависит от дилерской сети и конкретной комплектации. По отзывам, Sitrak может чуть меньше «кушает» топливо благодаря другим настройкам – журнал Авторевю отметил экономичность Sitrak в тестах. Но и Shacman не прожорлив: современные версии укладываются в 30–32 л/100 кмна магистрали с загрузкой ~20 тонн, что сопоставимо с КамАЗом и другими. В итоге Shacman X3000 и Sitrak C7H – два очень близких по духу китайца, оба старательно копируют лучшие черты MAN. И оба уже успели обойти КамАЗ по продажам в последние годы , что о многом говорит.

Shacman vs. КамАЗ К5. Новый КамАЗ-54901 (поколение K5) – гордость нашего автопрома. По сути, это «русский Mercedes», ведь его кабина разработана совместно с Daimler и унифицирована с Mercedes Actros MP4. КамАЗ оснастил его новым рядным двигателем КамАЗ P6 (тоже при участии Liebherr), современной электроникой и автоматической коробкой. Как они соотносятся с Shacman? Если поставить рядом X3000 и К5, внешний наблюдатель может и не сразу поймет, кто есть кто – оба выглядят современно, солидно, по габаритам сопоставимы. Внутри КамАЗ К5, пожалуй, еще просторнее, да и отделка получше: все-таки европейский дизайн чувствуется. Зато по надежности у Shacman преимущество опыта. КамАЗ-54901 выпускается с 2019 года, и первые партии страдали «болезнями роста» – были проблемы с двигателем, сырой электроникой, нехваткой запчастей в пандемию. Shacman же к 2019 году уже 5 лет как обкатывал X3000 и устранил большинство косяков. Поэтому в начальный период китайские тягачи показали себя надежнее новых КамАЗов. Сейчас КамАЗ подтянул качество, но все равно Shacman считается менее капризным. Например, к топливу X3000 не такой требовательный, как форсунки КамАЗ P6 (есть жалобы на чувствительность камазовских двигателей к сере).

По тяговым возможностям соперники равны: и там и там ~440–450 л.с. в магистральной версии, этого хватает с запасом. Расход топлива тоже сравнимый – порядка 33–35 л/100 км с фурой в смешанном цикле. КамАЗ выигрывает по части сервисной сети – официальных СТО КамАЗа больше, хотя Shacman активно догоняет. А вот цена у КамАЗа K5 выше: если Shacman можно было взять за 7–8 млн, то КамАЗ-54901 до санкций стоил 9+ млн руб. (правда, с сервисным контрактом) . Сейчас, после ухода европейских конкурентов, КамАЗ иногда даже дороже импортных «китайцев» – парадокс рынка. Тем не менее, выбор между ними часто патриотический: консервативные предприятия берут КамАЗ («свои же»), а частники и молодые компании охотнее пробуют Shacman из-за выгодной цены и богатой комплектации. В эксплуатации оба показали себя достойно, но есть мнение, что Shacman менее требователен к водителю – прощает грубости, тогда как современный КамАЗ напичкан датчиками и может встать из-за какой-нибудь электронной мелочи. Подытожим: КамАЗ К5 – отличная машина мирового уровня, однако Shacman X3000 умудряется конкурировать с ней, предлагая чуть более простое, но надежное решение за меньшие деньги.

Shacman vs. HOWO. Китай с Китаем? Да, ведь HOWO – это тоже продукт Sinotruk (как и Sitrak). Модели HOWO A7 и HOWO T5G широко известны на просторах СНГ с начала 2010-х. По сути, HOWO – предыдущее поколение китайских грузовиков. Их кабина основана на лицензии от того же Steyr/MAN, но более старой версии. Если Shacman X3000 – это «китайский MAN 2000-х», то HOWO A7 – «китайский MAN 1990-х». Соответственно, в комфорте HOWO проигрывает: внутри теснее, шумнее, пластик еще грубее. Двигатели HOWO (обычно это Sinotruk D12, лицензия Steyr, или Weichai старых серий) менее экологичные и чуть менее экономичные. Зато цена HOWO ниже. На рынке поддержанных самосвалов можно увидеть, что 3-5-летний HOWO стоит заметно дешевле, чем ровесник Shacman. Да и новым он был дешевле: например, популярный самосвал HOWO 6×4 (371 л.с.) в 2020 году предлагался около 5,5–6 млн руб, тогда как Shacman X3000 аналогичной конфигурации – ближе к 7 млн. Разница ощутима. Поэтому HOWO до сих пор берут те, кому нужен максимально бюджетный грузовик, и готовы мириться с устаревшей кабиной. Однако все чаще выбор склоняется в пользу Shacman: переплатив немного, получаешь гораздо более современную машину. Можно сказать, Shacman X3000 заменил HOWO в роли бестселлера. Кстати, Sinotruk тоже не дремлет и выпустил обновленную линейку HOWO NX и др., но это уже другая история.

В сухом остатке, Shacman X3000 занял нишу крепкого середняка: он существенно удобнее и надежнее старых китайских моделей (типа HOWO), при этом почти не уступает новейшим аналогам (типа Sitrak или КамАЗ K5) по основным параметрам. А по сочетанию цены и качества ему вообще мало равных. Не случайно продажи Shacman в России растут – эта марка из экзотики превратилась в массового игрока.

Вместо заключения

Shacman X3000 – яркий пример того, как китайский автопром совершил рывок из аутсайдеров в лидеры. За последние 10–15 лет эти грузовики прошли путь от неизвестных «китайчат» до флагманов автоколонн. Сегодня X3000 уверенно бороздят просторы России – тянут фуры по трассе «Россия», вывозят уголь из разрезов Кузбасса, возят песок на стройках Москвы. Водители хвалят их просторные кабины и экономичность, механики ценят простоту обслуживания, а владельцы бизнеса – быстрый возврат инвестиций. Конечно, нет техники идеальной: кому-то может не хватать автоматической трансмиссии, где-то пластик салона кажется дешёвым, а кому-то просто непривычно, что на капоте не красуется знакомый логотип. Но одно можно сказать точно: Shacman X3000 честно делает свою работу и меняет отношение к китайским грузовикам в лучшую сторону. Недаром говорится, что тяжёлый грузовик – это рабочий инструмент, и инструмент этот у Shacman получился на совесть. Возможно, в ближайшем будущем фраза «китайский флагман» уже не будет звучать неожиданно – ведь Shacman доказал делом, что он этого звания достоин.

Штурмуя дальние дороги, китайский богатырь Shacman X3000 прокладывает путь всем остальным, и глядя на него, уже никто не усмехается – скорее, уважительно пропускают вперёд на подъёме, зная, что у этого тягача под капотом и в сердце всё в порядке. Shacman уверенно занимает место в ряду великих дальнобойщиков, и, похоже, останется там надолго.