Найти в Дзене
Remont1969

Музейные выходные. Технический центр Парка Патриот. Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 2

Танковый музей (Технический центр) Центрального парка «Патриот».
павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 2. Московская область, Одинцовский городской округ, Кубинка, городок Кубинка-1. К сожалению категорически не хватает времени аккуратно работать с материалами по основной теме канала - Боевым машинам Первой мировой и вокруг неё. Но есть более простой способ - путевые, а в этом случае музейные и туристические заметки, которые живут параллельной жизнью на VK. Для поддержания дыхания в канале пока нет материалов по основной теме, используя наработки "партнерского" канала вернемся к путевым заметкам. Технический центр в Кубинке не самое интересное место, его и каждый экспонат знают все, кто хоть сколько-нибудь интересуется военной техникой. Но тем не менее получились неплохие и может быть необычные и небезызвестные фотографии. Формат Дзена позволяет публиковать 100 фотографий за раз. Поэтому по 10 машин в выпуске начнем потихоньку.... Под каждой фотографией галерея

Танковый музей (Технический центр) Центрального парка «Патриот».
павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 2. Московская область, Одинцовский городской округ, Кубинка, городок Кубинка-1.

К сожалению категорически не хватает времени аккуратно работать с материалами по основной теме канала - Боевым машинам Первой мировой и вокруг неё. Но есть более простой способ - путевые, а в этом случае музейные и туристические заметки, которые живут параллельной жизнью на VK. Для поддержания дыхания в канале пока нет материалов по основной теме, используя наработки "партнерского" канала вернемся к путевым заметкам. Технический центр в Кубинке не самое интересное место, его и каждый экспонат знают все, кто хоть сколько-нибудь интересуется военной техникой. Но тем не менее получились неплохие и может быть необычные и небезызвестные фотографии. Формат Дзена позволяет публиковать 100 фотографий за раз. Поэтому по 10 машин в выпуске начнем потихоньку.... Под каждой фотографией галерея из 10 фото, листайте, там много интересного

Рассказ о музейных экспонатах бывает редко интересен полностью, попробуем новый вариант - экскурсоводческий. Чуть более года назад привели в порядок экспозицию бывшего танкового музея в Кубинке. После того, как больше сотни боевых машин уехало в центральный Парк Патриот, появилось пространство, что позволило немного раздвинуть боевые машины, параллельно наконец сделали нормальный свет и убрали барьеры и заборы, за что отдельное спасибо. Теперь экспозиция стала почти идеальной. Вот и сделаем несколько экскурсий прямо по порядку. А как нормальные посетители ходят в музей - слева направо и по кругу. Вот и начнем с первого слева 4-го павильона «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты» и там уже по порядку и снова слева направо. А что бы было веселее добавим параллельных экспонатов из музея Падиково. В первой части обзора было рассказано о колесных боевых машинах довоенного и военного периода, а так же о семействе БТР-152, теперь двинемся дальше - семейство БТР-40 и первые послевоенные эксперименты.

Немного нарушим логику прогулки по ангару и начнем с агрегата, которому место в другом павильоне, вместе с тем это редкий и во многом уникальный образец. Liberty L12 (Ford Motor Company, США). 1918. Танковый музей (Технический центр) Центрального парка «Патриот». Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Московская область, Одинцовский городской округ, Кубинка, городок Кубинка-1. Название Liberty использовалось в САСШ доя названий техники, выпускавшейся по единой спецификацией для всех заводов - известны автомобили, моторы, корабли. Массовый двигатель Liberty L12 выпускался в основном для экспорта. Производство продолжалось с 1917 по 1919, всего было построено 20478 двигателей. Множество двигателей осталось неиспользованных после окончания боевых действий. Кристи был первым, кто стал ставить эти моторы на танки. От Кристи моторы по наследству перешли Советскому Союзу для 610 танков БТ-2 и 1884 БТ-5 вместе, как официально считалось советскими копиями Liberty L12 мотором М-5. В Парке Патриот есть два БТ-5 - один с башней от БТ-2 и второй более менее оригинальный БТ-5, с которого сняли двигатель и трансмиссию и сейчас демонстрируют в Техническом центре. Почему-то двигатель подписан как М-5, хотя это именно Liberty L12 с оригинальными системой зажигания от Delco Electronics и карбюратором Zenith. Сам по себе авиационный двигатель, даже приспособленный для использования в танке не так интересен, как танковые агрегаты с которыми он использовался. Очень интересный экспонат. Вообще агрегаты танков отдельная тема и стоит ожидать отдельных экспозиций.

Опытный бронетранспортёр ЗИЛ-153 (ЗиЛ, Москва). 1959. Завершает линейку бронированных боевых машин от московского ЗиСа/ЗИЛа трехосный ЗиЛ-153, ставший последним для этого завода. Проиграв в конкурсе ГАЗ-49 и передав все свои специальные машины на другие заводы, на ЗИЛе бросили заниматься военной техникой. Принципиально на конкурсе участвовало 5 машин, но реальная конкуренция развернулась только между ГАЗ и ЗИЛ. ЗИЛ уже отрабатывал трехосное шасси на БТР-Э152В и развивал болотоходы, в том числе четырехосные шасси ЗИЛ-135, в итоге сделал неплохую машину, которая в общем-то была не хуже будущего БТР-60, но скорее всего ЗИЛ построил свой образец поздно и просто не успел его довести, в отличие от горьковчан, которые дольше имели время отладить свою машину. Ссылка военных на то, что два двигателя ГАЗ-49 более надёжный вариант, чем один у ЗиЛ-163, выглядит натянутой. В любом случае выбор решили другие факторы, потенциально оба варианта, хоть и соответствовали полностью ТЗ, были не идеальны. Очень интересный образец техники, узловой для развития бронетехники в стране.

-2

Тренажёр механика-водителя БМП ТВ-БМА (Муромский машиностроительный завод?). 1965-1980. Сейчас если на тренажере нет электронных компонентов и имитации движения это как бы и не тренажер. Но по большому счету это роскошь. А для первоначального обучения ещё и излишество. Первые тренажёры БМП фактически повторяли место водителя с органами управления и главной задачей бывших трактористов и водителей было освоить новое для них расположение этих органов и отработать автоматизм. В отличие от пилотов для мехвода непринципиально положение БМП в пространстве и ускорения с перегрузками. Интересный образец тренажёра в музее не только показывает развитие средств обучения, но и позволяет увидеть и оценить рабочее место в БМП.

Бронетранспортер БТР-40 (ГАЗ-40/Горьковский автомобильный завод). 1950-1958. Лёгкий БТР-40 на полноприводном шасси ГАЗ-63 стал новой боевой машиной для советских заводов. В годы войны военным понравился американский M3 Scout Car, но делать его копию не стали, подсматривая и на германский полугусеничник SdKfz 250. Получилась очень удачная машина, совмещавшая и лёгкий БТР и разведывательную машину, и носитель спецнагрузок. Базовый вариант с сильно закрашенным корпусом не лучший образец техники, возможно вскоре его перекрасят и он станет ещё лучше.

Бронетранспортер БТР-40 (ГАЗ-40/Горьковский автомобильный завод). 1950-1958. Музей Отечественной военной истории. ул Конная, 40, Падиково, Московская обл., 143582. Россия. Боевая техника в музее в Падиково находится идеальном - уставном состоянии, словно после приемки военпредом, чем не всегда может похвастаться и профильный музей в Техническом центре Парка Патриот в Кубинке. В сравнении двух одинаковых БТР-40 раннего типа падиковский выглядит заметно лучше, видимо в Падиково бригада маляров поквалифицированней:-)). ГАЗ-63 долгое время был самой проходимой транспортной машиной нашей армии. Зиловцы еще лет 10 доводили свои внедорожные решения. И бронированная машина первого послевоенного поколения прослужила долгие годы и заслуженно находится в любой музейной экспозиции.

енитная установка БТР-40А (ЗТПУ-2/Горьковский автомобильный завод). 1950-1955. БТР-40А со спаренной зенитной турельной пулеметной установки (ЗТПУ-2) предназначалась для борьбы со средствами воздушного нападения противника, традиционно слабым местом в советской армии. Зенитная турельная спаренная установка 14,5-мм пулеметов КПВ предназначалась для борьбы с самолетами и, тогда об этом ещё не думали правда, вертолётами, на высотах до 2000 м и уничтожения наземных легкобронированных целей на дальностях до 1000 м. Неочевидным было применение установки для поражения скопления живой силы. Музейная машина уставшая, кроме бригады маляров, машину руки реставраторов её не касались, что бы в боевое отделение не заглядывали не видели разрухи, его благоразумно прикрыли маскировочной сеткой.

Зенитная установка БТР-40А ж.д.(ЗТПУ-2/Горьковский автомобильный завод). 1969. Одним из интересных вариантов использование БТР-40 стало применение их как бронедрезин в составе бронепоезда БП-1. Это оказался единственный тип бронированных боевых машин, которые можно поставить на рельсы в составе новой реинкарнации бронепоездов. В передней и кормовой частях БтР-40А на откидывавшихся рычагах были закреплены две оси, на концах которых на подшипниках устанавливались стальные катки с ребордами. БТР-40А ж.д. собрали для оснащения разведывательных рот четырёх бронепоездов типа БП-1, каждый из которых имел по восемь БТР-40А ж.д. В железнодорожный вариант переоборудовали от тридцати двух до сорока БТР-40 и БТР-40А. Снимать с вооружения начали только в 1997 и это стали последние машины этого типа на вооружении ВС РФ. В музее оригинальный ранний вариант БТР, который ждет реставрации и новой аккуратной окраски.

БТР-40Б (Горьковский автомобильный завод). 1958-1960. В техническом центре Парка Патриот - бывшем Танковом музее ангары с техникой привели в неплохой вид, исправили освещение и понемногу доводят технику до музейного состояния, в 8 ангаре открыли кафе-ресторан. Тем более удивительно увидеть между 7 и 8 павильонами на открытом воздухе БТР-40Б. Можно предположить, что он должен быть интерактивным для детей. Но боевая техника сама по себе не лучший образец для детских игр. Тем не менее двухосный бронетранспортёр БТР-40Б, выпуском которого заканчивали производство этого типа в Горьком, хранится не в павильоне. Наверно местным экскурсоводам надоело рассказывать самими же и придуманную легенду о том, что БТР с бронированными крышами появились после событий в Будапеште. Конечно по времени совпало, но всё таки закрытые боевые машины модернизировались для участия в боевых действиях на зараженных ОМП территориях, после применения спецБЧ. А для войны в городах против инсургентов наоборот крыша вредит, так как снижает обзор для десанта.

БРДМ (ГАЗ-40П/Горьковский автомобильный завод). 1958-1965. В середине 50-х военные поставили условия промышленности на колесные бронемашины второго послевоенного поколения. Главным отличием от стоявших на вооружении БТР-40 и БТР-152 было требование амфибийности и увеличения проходимости. Класс легких БТР упразднялся, но задачи разведки оставались. На ГАЗе потратив силы на отработку ГАЗ-49, с БРДМ - разведывательно-дозорной - не мучались, выбросив десантное отделение и добавив герметичный корпус и дополнительные колёсики у ГАЗ-40 получили ГАЗ-40П - плавающий. Машина не была особо удачной, длинное моторное отделение ограничивало обзор и проходимость, слабым было и вооружение, всего один пулемёт. Но машина была плавающей и с отличной проходимостью и лучше ничего не было. В музее модификация БРДМ позднего выпуска с бронированной крышей. Было выпущено около 10000 машин и сейчас это одна из самых распространённых в музеях. В музее БРДМ не идеальна, но её уже перекрасили, работала не бригада маляров, поэтому машина выглядит неплохо.

БРДМ (ГАЗ-40П/Горьковский автомобильный завод). 1958-1965. Музей Отечественной военной истории. Интересно сравнивать боевые машины в нескольких музеях и здесь к сожалению Технический центр Парка Патриот при одинаковых машинах обычно выглядит хуже, чем музей в Падиково. Так и с БРДМ - машина поздней модификации с бронированной крышей, созданной при изменившейся парадигме ведения войны с использованием специальных боеприпасов и соответственно техникой, способной работать в условиях заражения, экспортируется в идеальном состоянии. БРДМ в экспозиции экспонируется в ливрее, использованной Советской Армией в ходе операции "Дунай" в 1968 с членом экипажа в актуальной на тот момент полевой униформе.

Оставайтесь с нами, дальше будет интересно... историю БТР и БМП в музеях в Кубинке и Падиково продолжим в следующих сериях...

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо: в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам