Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон как целостная, саморазвивающаяся и самовоспроизводящаяся система; законы его функционирования и развития, а также различные его явления и процессы, рассматриваемые на макроуровне. Она решает мировоззренческие вопросы, касающиеся сущности общества, целостного взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса.
В центре внимания социальной философии - практическая деятельность и общение людей, порождаемые ими общественные отношения. Ведь именно в процессе своей жизнедеятельности - производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, художественной - люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую и желательную для себя духовную атмосферу и социокультурную среду. Речь идет о производственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в совокупности образуют структуру общества, мир человеческих связей и взаимоотношений, мир свободного творчества. Социальная философия исследует как объективные, так и субъективные стороны деятельности и общественных отношений людей. Она исследует объективные побудительные силы их деятельности, в качестве которых выступают, например, их объективные потребности и интересы, а также присущие их сознанию мотивы, идеалы, цели деятельности.
Исторически общество порождается в природе силами труда и человеческого общения. Оно - закономерный продукт биосферы. Процесс развития общества есть одновременно процесс изменения природы, превращения внешней природы в очеловеченную. Изменяя природу и социальную среду, человек изменяет самого себя. Обдумывание этого вопроса неизбежно приведет нас к выводу: не просто природа, а материальное производство (отношение человека к природе), общественное разделение труда, его кооперация, освоение культурных богатств, духовное производство, наука и техника определяющим образом влияют на функционирование и развитие общества. Изучая общество, не следует его ни отождествлять с природой, ни, наоборот, рассматривать последнюю как продукт общественной практики, поскольку общество представляет собой органическое единство: конкретно-историческую совокупность общественных отношений (материальных и духовных). Принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных можно определить следующим образом. Материальные отношения складываются в ходе практической, трудовой деятельности человека, социальных групп, опосредуясь орудиями и средствами труда, техникой, технологией, организацией труда. Духовные же отношения формируются, предварительно проходя через сознание людей, через осмысление потребностей, интересов, целей и идеалов, через освоение ценностей культуры.
Философский анализ общества позволяет выделить основные сферы общественной жизни, ее функционирования, развития, а также, как считает автор, основные области социально-философской проблематики: экономическую, социальную, политическую, духовную.
1) Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, информатизации. В ней реализуется вся совокупность производственных отношений людей: отношений собственности на средства производства; обмена деятельностью и распределения материальных благ.
Здесь организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество; воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности, их образованность и профессионализм. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В этой сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики.
2) Социальная сфера - это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня благосостояния всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования, воспитания молодежи, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд и других прав и свобод, провозглашенных Конституцией, о социальной защите соответствующих слоев населения. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы.
3) Политическая сфера включает в себя политическую деятельность государства, классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений. Их деятельность происходит на почве завоевания и сохранения власти, утверждения отношений господства ведущих социальных сил, их политических институтов, подчинения им масс населения. «Политическая организация общества сложилась на определенном этапе его развития»[1] и также, политика выступает как концентрированное выражение экономики, претендуя на первенство над ней.
4) Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного вида ценностей духовной культуры, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, например, художественные творения, произведения живописи, музыки, поэзии, театра и кино, но также знания, наука, моральные идеалы и правовые нормы поведения, различные чувства и т.п. - словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни, или духовность общества.
Что касается науки, техники и технологии, играющих все более значительную роль в развитии общества, то здесь вполне очевидно, что это далеко не единственный и не определяющий фактор общественного прогресса. К тому же их роль в развитии разных сфер жизни общества неодинаковая. Даже в экономической сфере, где их роль очевидна, необходимо учитывать наряду с научно-техническим фактором производства также его человеческий фактор, т.е. уровень квалификации и культуры работников, их способности, духовные потребности, жизненный опыт как субъектов производства. В качестве движущих сил общества выступают потребности, интересы, ценности социальных субъектов. Сильное воздействие на экономические действия людей оказывает сложившийся тип культуры - мышление, чувствование, традиции, представляющие собой устойчивый «информационный код» поведения, передаваемый из поколения в поколение. Не менее важна роль идей, организационной деятельности управления, образованности, инициативы, характера личности в общественной жизни. Вариантность истории в немалой степени определяется именно человеческим сознанием, которое выступает как сильнейший «возмущающий» фактор, делающий возможным самые неожиданные исторические повороты событий, осуществление самых маловероятных вариантов.
Таким образом, развитие и совершенствование общества происходит под влиянием многих условий - социально-экономических, политических, духовных. Нужно учитывать значение каждого из них, а также то, что они действуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом - как исторически определенная целостность, «великий совокупный процесс» (К. Маркс).
Важным фактором философского познания общества является построение типологии общественных систем. Для уяснения этого вопроса необходимо разобраться в сущности формационного и цивилизационного подходов. Толкование общества как системы дано в учении К. Маркса об общественно-экономической формации. Оно имеет своих сторонников и оппонентов, что вполне естественно в философии. Поскольку его в той или иной мере разделяют многие представители социальной философии, марксистской и немарксистской, остановимся на этом учении несколько подробнее.
Исходя из работ К. Маркса, общественно-экономическую формацию можно истолковать как общество на определенном этапе его развития с характерными для него способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Выделяются такие общественно-экономические формации, как первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая с двумя фазами - социалистической и собственно коммунистической. Каждая из них характеризуется, во-первых, как исторически определенный тип общества, во-вторых, как специфическая ступень общественного прогресса. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно указанные формации. Напротив, он указывал, в частности, на особенности развития некоторых стран Востока, прошедших через так называемый азиатский способ производства, отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все это показывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, его разнообразие и сложность.
Важно, однако, что понятие «общественно-экономическая формация» позволило представить общество как целостную систему. Названные выше общественно-экономические формации показывают, скорее, объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появились на разных этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Маркс выделил три основные формы в истории человеческого общества, исходя из гуманистического критерия положения человека в обществе, его свободы и перспектив личностного развития. Первая форма - это личная зависимость (она касается первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального обществ). Вторая - личная независимость при вещной зависимости, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена вещей, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций (капитализм). Третья - свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной производительности в общественное достояние (дело будущего).
Формационный подход к изучению общества может сочетаться с так называемым цивилизационным подходом, направленным прежде всего на раскрытие роли культуры того или иного общества, тенденций развития современной цивилизации.
При цивилизационном подходе социокультурное измерение общества, духовные факторы и отношения становятся в известных условиях определяющим моментом в историческом процессе. Развитие общества предстает как непрерывный эволюционный исторический процесс, как движение к интеграции духовно-практических форм жизни человека. Цивилизация - это крупномасштабная социокультурная общность людей и народов; социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения личностно-общественного богатства. Под общественным богатством следует понимать не только его вещественно-материальное воплощение, но и средства культуры, ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду для его всестороннего развития.
Выделяют так называемые западную и восточные цивилизации; христианскую и исламскую; современную индустриальную цивилизацию. Важно выявить общие черты материальной и духовной культуры народов разных стран и континентов, а также ее региональные, национальные и другие особенности. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития позволяет выработать более конкретные представления о нем как о весьма сложном, противоречивом и многовариантном процессе.
Завершающей задачей философского постижения общества является попытка выявить «смысл истории», ее направленность. Откуда мы появились и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего - вот вечные темы философствования по поводу общества, его истории и будущего. В современных социально-философских концепциях смысл истории усматривается в реализации определенных принципов, идей, сущностей и систем ценностей. В каждой конкретной концепции смысл исторической жизни подчинен либо целям более адекватного и полного понимания божественного замысла относительно человека и его истории (религиозные теории, Бердяев, Франк), либо целям просвещенного и духовно-нравственного освобождения человечества, полной реализации «сущности человека», воплощению неисчерпаемых творческих и конструктивных возможностей человека.
[1] Философия: учебное пособие/ под ред. В.К. Лукашевича.- Мн.: БГЭУ. - 2001 - с. 339