Найти в Дзене

Социально-философская проблематика

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон как целостная, саморазвивающаяся и самовоспроизводящаяся система; законы его функционирования и развития, а также различные его явления и процессы, рассматриваемые на макроуровне. Она решает мировоззренческие вопросы, ка­сающиеся сущности общества, целостного взаимодействия его ос­новных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса. В центре внимания социальной философии - практическая деятельность и общение людей, порождаемые ими общественные от­ношения. Ведь именно в процессе своей жизнедеятельности - про­изводственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, художественной - люди производят необ­ходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую и желательную для себя духовную атмосферу и социокультурную среду. Речь идет о произ­водственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и дру

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон как целостная, саморазвивающаяся и самовоспроизводящаяся система; законы его функционирования и развития, а также различные его явления и процессы, рассматриваемые на макроуровне. Она решает мировоззренческие вопросы, ка­сающиеся сущности общества, целостного взаимодействия его ос­новных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса.

В центре внимания социальной философии - практическая деятельность и общение людей, порождаемые ими общественные от­ношения. Ведь именно в процессе своей жизнедеятельности - про­изводственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, художественной - люди производят необ­ходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую и желательную для себя духовную атмосферу и социокультурную среду. Речь идет о произ­водственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и дру­гих общественных отношениях, которые в совокупности образуют структуру общества, мир человеческих связей и взаимоотношений, мир свободного творчества. Социальная философия исследует как объективные, так и субъективные стороны деятельности и общест­венных отношений людей. Она исследует объективные побудительные силы их деятельности, в качестве которых выступают, например, их объективные потребности и интересы, а также присущие их сознанию мотивы, идеалы, цели деятельности.

Исторически общество порождается в природе силами труда и человеческого общения. Оно - закономерный продукт биосферы. Процесс развития общества есть одновременно процесс изменения природы, превращения внешней природы в очеловеченную. Изменяя природу и социальную среду, человек изменяет самого себя. Обду­мывание этого вопроса неизбежно приведет нас к выводу: не просто природа, а материальное производство (отношение человека к при­роде), общественное разделение труда, его кооперация, освоение культурных богатств, духовное производство, наука и техника оп­ределяющим образом влияют на функционирование и развитие об­щества. Изучая общество, не следует его ни отождествлять с приро­дой, ни, наоборот, рассматривать последнюю как продукт общест­венной практики, поскольку общество представляет собой органи­ческое единство: конкретно-историческую совокупность общественных отношений (материальных и духовных). Принципиальное отли­чие духовных (идеальных) отношений от материальных можно определить следующим образом. Материальные отношения складыва­ются в ходе практической, трудовой деятельности человека, соци­альных групп, опосредуясь орудиями и средствами труда, техникой, технологией, организацией труда. Духовные же отношения форми­руются, предварительно проходя через сознание людей, через осмысление потребностей, интересов, целей и идеалов, через освоение цен­ностей культуры.

Философский анализ общества позволяет выделить основные сферы общественной жизни, ее функционирования, развития, а также, как считает автор, основные области социально-философской проблематики: экономическую, социальную, политическую, духовную.

1) Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, информатизации. В ней реализуется вся совокупность производственных отношений людей: отношений собственности на средства производства; обмена деятель­ностью и распределения материальных благ.

Здесь организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество; воплощаются в жизнь экономичес­кое сознание людей, их материальная заинтересованность в резуль­татах своей производственной деятельности, а также их творческие способности, их образованность и профессионализм. Здесь же реа­лизуется деятельность институтов управления экономикой. В этой сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъек­тивных факторов развития экономики.

2) Социальная сфера - это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц по­жилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга соци­альных потребностей. Речь идет о создании здоровых условий про­изводственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня благосостояния всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования, воспитания молодежи, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым че­ловеком своего права на труд и других прав и свобод, провозглашенных Конституцией, о социальной защите соответствующих слоев населения. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы.

3) Политическая сфера включает в себя политическую деятельность государства, классов, других социальных групп, национальных об­щностей, политических партий и движений. Их деятельность проис­ходит на почве завоевания и сохранения власти, утверждения отно­шений господства ведущих социальных сил, их политических институтов, подчинения им масс населения. «Политическая организация общества сложилась на определенном этапе его развития»[1] и также, политика выступает как концентрированное выражение экономики, претендуя на первенство над ней.

4) Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного вида ценностей духовной культуры, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными цен­ностями подразумеваются не только, например, художественные тво­рения, произведения живописи, музыки, поэзии, театра и кино, но также знания, наука, моральные идеалы и правовые нормы поведе­ния, различные чувства и т.п. - словом, все то, что составляет ду­ховное содержание общественной жизни, или духовность общества.

Что касается науки, техники и технологии, играющих все более значительную роль в развитии общества, то здесь вполне очевидно, что это далеко не единственный и не определяющий фактор обще­ственного прогресса. К тому же их роль в развитии разных сфер жизни общества неодинаковая. Даже в экономической сфере, где их роль очевидна, необходимо учитывать наряду с научно-техническим фактором производства также его человеческий фактор, т.е. уровень квалификации и культуры работников, их способности, духовные потребности, жизненный опыт как субъектов производства. В каче­стве движущих сил общества выступают потребности, интересы, цен­ности социальных субъектов. Сильное воздействие на экономические действия людей оказывает сложившийся тип культуры - мышление, чувствование, традиции, представляющие собой устойчивый «ин­формационный код» поведения, передаваемый из поколения в по­коление. Не менее важна роль идей, организационной деятельности управления, образованности, инициативы, характера личности в об­щественной жизни. Вариантность истории в немалой степени опре­деляется именно человеческим сознанием, которое выступает как сильнейший «возмущающий» фактор, делающий возможным самые неожиданные исторические повороты событий, осуществление самых маловероятных вариантов.

Таким образом, развитие и совершенствование общества проис­ходит под влиянием многих условий - социально-экономических, политических, духовных. Нужно учитывать значение каждого из них, а также то, что они действуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом - как исторически определенная целостность, «вели­кий совокупный процесс» (К. Маркс).

Важным фактором философского познания общества является построение типологии общественных систем. Для уяснения этого во­проса необходимо разобраться в сущности формационного и цивилизационного подходов. Толкование общества как системы дано в учении К. Маркса об общественно-экономической формации. Оно имеет своих сторонников и оппонентов, что вполне естественно в философии. Поскольку его в той или иной мере разделяют многие представители социальной философии, марксистской и немарксист­ской, остановимся на этом учении несколько подробнее.

Исходя из работ К. Маркса, общественно-экономическую фор­мацию можно истолковать как общество на определенном этапе его развития с характерными для него способом производства, социаль­ной структурой, политической системой и духовной жизнью. Выде­ляются такие общественно-экономические формации, как первобыт­но-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая с двумя фазами - социалистической и собственно коммунистической. Каждая из них характеризуется, во-первых, как исторически определенный тип общества, во-вторых, как специфи­ческая ступень общественного прогресса. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно ука­занные формации. Напротив, он указывал, в частности, на особен­ности развития некоторых стран Востока, прошедших через так называемый азиатский способ производства, отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все это пока­зывает неодномерность и многовариантность исторического процес­са, его разнообразие и сложность.

Важно, однако, что понятие «общественно-экономическая фор­мация» позволило представить общество как целостную систему. На­званные выше общественно-экономические формации показывают, скорее, объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появились на разных этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Маркс выделил три основные формы в истории человечес­кого общества, исходя из гуманистического критерия положения че­ловека в обществе, его свободы и перспектив личностного развития. Первая форма - это личная зависимость (она касается первобыт­но-общинного, рабовладельческого, феодального обществ). Вто­рая - личная независимость при вещной зависимости, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена вещей, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универ­сальных потенций (капитализм). Третья - свободная индивидуаль­ность, основанная на универсальном развитии индивидов и превра­щении их коллективной производительности в общественное досто­яние (дело будущего).

Формационный подход к изучению общества может сочетаться с так называемым цивилизационным подходом, направленным преж­де всего на раскрытие роли культуры того или иного общества, тен­денций развития современной цивилизации.

При цивилизационном подходе социокультурное измерение об­щества, духовные факторы и отношения становятся в известных ус­ловиях определяющим моментом в историческом процессе. Развитие общества предстает как непрерывный эволюционный исторический процесс, как движение к интеграции духовно-практических форм жизни человека. Цивилизация - это крупномасштабная социокультурная общность людей и народов; социальная организация общества, ха­рактеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения личностно-общественного богатства. Под общественным богатством следует понимать не только его вещественно-материальное воплощение, но и средства культуры, ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду для его всестороннего развития.

Выделяют так называемые западную и восточные цивилизации; христианскую и исламскую; современную индустриальную цивили­зацию. Важно выявить общие черты материальной и духовной куль­туры народов разных стран и континентов, а также ее региональные, национальные и другие особенности. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития по­зволяет выработать более конкретные представления о нем как о весьма сложном, противоречивом и многовариантном процессе.

Завершающей задачей философского постижения общества яв­ляется попытка выявить «смысл истории», ее направленность. От­куда мы появились и куда идем, чего ждать от настоящего и буду­щего - вот вечные темы философствования по поводу общества, его истории и будущего. В современных социально-философских концепциях смысл истории усматривается в реализации определен­ных принципов, идей, сущностей и систем ценностей. В каждой кон­кретной концепции смысл исторической жизни подчинен либо целям более адекватного и полного понимания божественного замысла от­носительно человека и его истории (религиозные теории, Бердяев, Франк), либо целям просвещенного и духовно-нравственного осво­бождения человечества, полной реализации «сущности человека», во­площению неисчерпаемых творческих и конструктивных возможнос­тей человека.

[1] Философия: учебное пособие/ под ред. В.К. Лукашевича.- Мн.: БГЭУ. - 2001 - с. 339