СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Общее понятие культуры
Глава 2. Ценности культуры
Глава 3. Культура и цивилизация
Глава 4. Массовая культура
Глава 5. Социальная обусловленность культуры
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Независимо от времени и места культура - это такая часть общечеловеческого достояния, которая «преднамеренно и старательно созидается и передается нам другими людьми»[1]. Она включает в себя язык, образование, традиции, мифы, науку, ритуалы, верования, изобретения, технологии.
И культура как явление общественной жизни является объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса, т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает художественную культуру, которая создается в рамках различных видов искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении этого сложного феномена.
Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.
Изучая философию культуры необходимо дать общее понятие культуры; выявить ценности культуры; соотнести понятия культуры и цивилизации; понять, что из себя представляет массовая культура и какова социальная обусловленность культуры.
В работе мне помогла литература таких авторов как А.А. Радугин, П.С. Гуревич, А.Г. Спиркин и некоторые другие авторы.
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру.
К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру.
К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.
К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в вещной форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.
Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. «Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества»[2].
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.
Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для социального процесса. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культурой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, словами и мыслями.
Культура - это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.
ГЛАВА 2. ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ
Культура - это материальные и духовные ценности.
Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством.
Иначе говоря, реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевозможные удовольствия и неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как-то: хорошее, приятное, прекрасное, деликатное, нежное, изящное, благородное, величественное, возвышенное, сокровенное, священное и т.п.
Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов.
Таким образом, можно сказать, что ценность - это субъективно-объектная реальность. Вот почему утверждая, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно своего вкуса.
«Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке»[3]. Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидам и последующим поколениям в процессе социализации: обучения, воспитания и т. д.
Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность, например стол - это не просто доска, опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или работают.
Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т.д.
Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов.
Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким образом, понятие ценности тесно связано с понятием культуры.
Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколение начисто отметало достижения предыдущего. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему, от того, что уже отошло в прошлое.
ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Считается, что категорию «цивилизация» первым употребил П.Г. Гольбах и энциклопедисты XVIII в. в том значении, которое предавали этому термину энциклопедисты, цивилизация в первую очередь имеет значение общего социального и технического прогресса.
Под цивилизацией они подразумевали усовершенствование государственной организации и законодательства, на которых основывается и общий прогресс человечества.
Согласно исследованием Ф. Бенетона в сущности первым употребил слово «цивилизация» в его современном значении В.Р. Мирабо в 1757г. Термин «цивилизация» в употреблении его энциклопедистами означает высшую степень культуры, которая наступает после периода «дикарства и варварства». В таком употреблении этот термин встречается у многих авторов. Одно из наиболее ранних определений такого толка можно найти у А. Фергюсона. Эта классификация, благодаря, в первую очередь, анализу Ф. Энгельсом работы Л.Г. Моргана «Древнее общество» (1877 г.), становится известна современной науке и принимается ею.
В образ определения понятия цивилизации включены и точки зрения об исторической обусловленности и характере взаимодействия и взаимопроникновения культуры и цивилизации. Традиционное и наиболее распространённое понимание этого отношения проявляется как «духовная культура – материальная культура».
Понятие цивилизация в соответствии с такими пониманиями распространяется только на материальную и техническую культуру. Традиционной трактовке понятия цивилизация принадлежит и уже упомянутое определение в работе эволюциониста Л.Г. Моргана: «Цивилизация – это историческая фаза в развитии культуры, которая занимает фазу дикарства и варварства».
Аналогичные определения были близки и американским антропологам культуралистической ориентации М. Херсковиц и А. Креберу. По мнению М. Херсковица: «Цивилизация – это та фаза исторического развития культуры, которая по времени возникает вслед за дикарством и варварством и начинается в тот момент человеческой истории, когда начинает использоваться фонетическая азбука и письмо». Для А. Кребера понятие цивилизации равнозначно великим культурным цивилизациям, таким, например, как Китайская цивилизация или Египетская цивилизация.
Цивилизация – это неотвратимый, неизбежный конец каждой культуры. Понимание О. Шпенглером отношения «культура – цивилизация» требовало радикального изменения понятия цивилизации, основным признаком которого он считал конец культуры и исторического развития, за которым следует внеисторическое состояние человечества. По О. Шпенглеру цивилизация знаменует собой неминуемую судьбу определённой культуры - её расцвет (апогей), но и неизбежный закат (конец).
Вопрос о возможности противопостановления культуры и цивилизации ставит Г. Маркузе. Он спрашивает: «Возможно ли ещё сохранение различий между культурой и цивилизации с учётом тех тенденций, которые господствуют в передовых индустриальных обществах?».
По его мнению культура соотносится с более высоким измерением автономии и осуществления, а цивилизация обозначает царство необходимости диктуемого потребностями общества труда и поведения. В цивилизации, в отличие от культуры, человек не находится в рамках своего собственного существа, он подчинён гетерономии, что уже самим тем, что средства культуры впитали в себя цели культуры, то в развитом индустриальном обществе осуществлено слишком спешное, репрессивное, даже насильственное иерархирование культуры и цивилизации.
Уже одна только такая интеграция культуры и цивилизации ведёт к гарантированной тотализации современного общества.
Хорошо известно, что тотализация, идеологизация и политизация современной культуры – это весьма ярко выраженные тенденции современного общества, которые имеют глобальный характер. Но она не может быть основной причиной преждевременного начала процесса устранения противоречий между культурой и цивилизацией. Однако, сам тот факт, на который ссылается Г. Маркузе, а именно, что культура всё в большей степени начинает принадлежать повседневной жизни и труду, в большей степени свидетельствует о начале исторического процесса преодоления противоречий, которые возникли с историческим разделением труда между культурой и цивилизацией.
ГЛАВА 4. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
В самом начале XX в. прозвучали мрачные предсказания О. Шпенглера о «закате Европы», о гибели высокой культуры, о постепенном замещении культурных и духовных ценностей ценностями цивилизации в их грубом материальном воплощении. К середине века культурпессимистические настроения стали выражаться через понятия «массовое общество» и «массовая культура». В целом пессимизм культурологов основывается на том, что общий фон культуры XX в. оказался значительно ниже того уровня, к которому приучили интеллигенцию ушедшие в прошлое XVII-XIX вв. - «золотая эпоха» европейской культуры. В чем же конкретно усматриваются показатели и причины снижения культурного фона XX в.?
Постепенный процесс демократизации общественной жизни, достижение высокого материального уровня, техническое оснащение основных производственных процессов привели к формированию массового общества, в котором культурные ценности перестали быть элитарным достоянием и получили эгалитарный уравнительный характер, что обусловило появление массовой культуры, т.е. усредненной культуры, создаваемой средствами массовой информации и тиражируемой посредством специальной, технически высокооснащенной индустрии.
Массовая культура имеет своей исторической целью информирование широких слоев населения о возможностях культуры, о ее языке, о навыках, необходимых для восприятия искусства, но массовая культура не может заменить прикосновения к высокому искусству. Однако «на любом уровне культура в ее широком смысле являет собой гуманистически ориентированную ценность. А все, что разлагает эту ценность, есть антикультура»[4].
Выражение «массовая культура» употребляют обычно с чувством пренебрежения, имея в виду нечто, «растворенное в пресной воде большинства». Но понятие массовой культуры может быть осмыслено и положительно: к культуре тянутся миллионные массы народа. Негативный смысл выражения «массовая культура» заключается в том, что часто не массам предоставляется возможность подняться до уровня настоящей культуры; напротив, сама «культура», подделываясь под примитивные вкусы отсталых слоев населения, опускается, упрощаясь и деформируясь, до уровня примитивизма, шокирующего подлинную воспитанность: умной высокообразованной массе преподносится нечто серое, а то и просто глупость.
Массовость культуры - это не обязательно ее низкий уровень будто бы только для примитивно мыслящих, а формальная характеристика - своего рода рынок искусства.
Ведь и широким народным массам можно и нужно давать нечто настоящее, стремясь поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры. Для того чтобы повышать культуру народа, надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз - к чему-то упрощенному.
Испокон веков в обществе были, есть и будут люди с разными задатками и с разным уровнем интеллектуальных возможностей и образованности. Деятель культуры, любой человек, решившийся взять в руки перо, несет ответственность перед обществом, перед человеком. Судьба культуры в руках человека.
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Культура как многогранное явление общественной жизни имеет собственную логику развития. Как и индивид, она также погружена в исторический процесс и испытывает на себе его активное и всестороннее воздействие. В этом смысл культура имеет социальную детерминацию, т.е. ее функционирование и развитие обусловлено множеством причин и факторов общественного характера. Назовем и раскроем наиболее существенные из них.
На состояние культуры всегда влияет экономика, производительные силы общества. Как правило, взлет и расцвет экономики означают и подъем культуры в целом. Известно, например, что эпоха первоначального накопления капитала в Европе XIV - XV вв. вызвала к жизни всплеск науки и искусства, ремесел, мореплавания и торговли. Отмена крепостного права в России и переход страны на новые экономические рельсы стимулировали развитие ряда новых течений в общественной мысли - народничества, марксизма, либеральных учений.
Однако между экономикой и культурой нет однозначной зависимости. Из истории хорошо известно и то, что развитие упомянутого нами капитализма сопровождалось колониальными захватами и ограблением народов, многочисленными жестокими войнами за передел мира и «место под солнцем». Развитие производительных сил нередко влечет за собой разрушение традиционного уклада жизни и морали народов, привносит в жизнь людей психологию прагматизма и наживы, дух торгашества. Нечто подобное имеет место и в современном российском обществе, которое осваивает рыночные отношения.
Особо следует выделить влияние на культуру научно-технического прогресса. Конечно же, он насыщает культуру тем, что в свое время было лишь предметом смелой фантазии - невиданными орудиями труда и технологиями, «умными» машинами и т.д. Но надо иметь в виду и все те опасности, с которыми этот прогресс сопряжен - сложная и громоздкая технологическая инфраструктура на планете, исчерпание природных ресурсов, обезличивание человека и многое другое.
Политический и общественный строй тоже влияют на развитие культуры. Назревающие в общественном устройстве крупные перемены как правило вызывают к жизни новые веяния и настроения в духовной культуре. Государство может не только стимулировать развитие материальной культуры, но и сдерживать этот процесс, что особенно заметно на примере экономики. Увы, но власть и высокая культура далеко не всегда уживаются друг с другом. Так, в 60-е и 70-е гг. в бывшем советском обществе по политическим мотивам изгонялись за рубеж писатели - диссиденты (А.И. Солженицын, А.А. Зиновьев и др.), преследовались крупные ученые (А.Д. Сахаров), известные поэты (В.С. Высоцкий, И. Бродский), другие деятели культуры. Появились так называемые «полочные» фильмы («Гараж» и др.), а зрителю и читателю предлагались произведения, воспевающие власть и первых лиц общества («Малая земля» Л.И. Брежнева и т.п.). Отсутствие в обществе демократии всегда ограничивает свободу мировоззрений и слова, развитие науки и искусств. Более того, передовые достижения науки и техники могут применяться даже против самих людей как орудие подавления их свободы.
Национальные особенности народа придают культуре неповторимый колорит и своеобразие. Принято говорить, например, о немецкой педантичности, о долготерпении и щедрости русского народа, о прагматичности американцев, остроумии французов и т.д. Национальное своеобразие имеет место и в материальной, и в духовной культуре. «Дух народа» наиболее очевиден в его языке и литературе, в танцах и песнях, в одеждах и нравах.
Каждый народ имеет свои устоявшиеся традиции. Например, у славян в день Радуницы (поминовение родственников) «с утра пашут, днем плачут, а вечером - пляшут»; перед выдачей девушки замуж устраивают ей «смотрины» и т.д. Духовная культура народа означает также присущий для него приоритет одних ценностей другим. Так, русскому человеку издавна было свойственно отстаивать общечеловеческие ценности и отвергать индивидуализм. Разумеется, в русском народе частная собственность не отрицалась как ненужная.
Но россияне как никто другой чувствительны к случаям социальной несправедливости, обмана и нечестного обогащения. Эта моральная традиция, глубоко социальная по своей сути, всегда побуждала русских людей воспринимать и само государство не как нечто нейтральное и безразличное к людям, а как заступника и гаранта социальной защиты и справедливости. «Дух народа» проявился у россиян и в их тяге к общинному способу хозяйствования, в неразвитости института частной собственности на земле.
Общинная психология русского народа, конечно же, способствовала длительному существованию крепостного права с его принципом «круговой поруки», укоренению практики принудительного труда.
Влияние выдающейся личности на развитие культуры очевидно и в особых комментариях вряд ли нуждается. Можно бесконечно долго говорить о вкладе в культуру со стороны гениальных и талантливых изобретателей и конструкторов, ученых и пророков, художников и композиторов, политиков и государственных деятелей. Все они - творцы культуры в самых разных ее проявлениях. Они - «биофилы» (созидатели и любители жизни), в отличие от «некрофилов» (разрушителей передовой человеческой культуры и самой жизни). Последние - это варвары по отношению к культуре, и слава их - «геростратова».
Преемственность в культуре означает активное влияние прошлого в ее содержании на настоящее. Без такой связи времен невозможно накопление общечеловеческого опыта и дальнейший прогресс в культуре. Иначе говоря, преемственность есть «времен связующая нить» в культурном процессе. В случае обрыва этой нити наступает так называемая социальная амнезия, т.е. утрата социальной памяти. Тогда из культуры выпадают иногда целые пласты, накопленные предшественниками. Новые же поколения людей начинают жить лишь на почве собственного материала, в отрыве от своих корней. Возникает социальная забывчивость, т.е. выпадение из культуры опыта предшествующих поколений и его забвение. Нечто подобное происходило в фашистской Германии в 30-е гг., когда фашисты сжигали книги своих знаменитых соотечественников - Маркса, Энгельса, Гете и др. Такое было и в нашей стране, когда в 20-е годы большевики вынудили эмигрировать за границу цвет отечественной духовной культуры - писателей, философов, музыкантов. Социальная амнезия — это всегда катастрофа культуры, а ее последствия сказываются долго и вряд ли могут быть восполнены.
Диалог культур представляет собой их активное взаимодействие и взаимообогащение. Известно, например, что на культуру Руси огромное духовное влияние оказала Византия, а на развитие ее философской мысли активно повлияло французское Просвещение XVIII в. и классический марксизм. Деятельность реформаторов оправдывается тем, что они как бы прорубают «окно» для свежего ветра других культур. Именно такую роль в истории русской культуры сыграл Петр Великий, открывший «дверь» в Западную Европу с ее богатой материальной и духовной культурой.
Россия как никакая иная страна нуждается в диалоге с другими национальными культурами. Она находится на стыке двух континентов, Европы и Азии, и исторически призвана соединять различные культурные потоки. Разумеется, следует иметь в виду, что всякий поток несет с собой и «пену». В культуре - это ее суррогаты, т.е. низкопробные образцы. Удачным примером соединения «чужих» культур со своей собственной являются такие страны, как Япония, США. Диалог культур ведет к их синтезу, т.е. сложному соединению и взаимодействию культурных потоков и ценностей.
В силу социальной дифференциации общества в содержании культуры всегда имеется социально-классовые (идеал, интересы и др.), национальное (психологический уклад, язык и др.) и общечеловеческое (простые нормы нравственности, единые формы мышления и др.) начала. Культура включает в себя традиционное, т.е. сложившееся и устойчивое. Это то, что накоплено, освоено и проверено на практике, например, технология производства вещей, способы земледелия у различных народов и т.д. В России, как отмечалось нами выше, традиционным был общинный образ жизни, имело место «вечевое» (соборное) начало в демократии. Но культура несет в себе и новаторское (новое), без чего невозможно ее дальнейшее прогрессивное развитие. Между традиционным и новаторским возможны не только гармония, как например в Японии, но и противоречия и даже конфликты. В политической жизни это проявляется обычно в борьбе между консерваторами и реформаторами, в педагогике - в полемике между сторонниками старой и новой методик обучения и т.д.
Природа также имеет отношение к развитию культуры. Она придает ей некоторую направленность и определяет отдельные формы культуры. Это заметно по типу орудий труда и способам хозяйствования, по жилищу, одежде людей.
Очевидно, что культура как социальный организм развивается под воздействием различных факторов. С учетом многообразия этих факторов можно выделить два основных исторических типа культуры.
Первый тип - это культура так называемого «традиционного» общества. Для нее характерно господство устойчивых консервативных традиций и медленное накопление новаций (нововведений). Здесь имеет место невысокая степень практического вмешательства человека в природу как объект деятельности и, соответственно, мораль ненасилия и гармонии с природой. Экономика основывается на экстенсивном производстве с низкой эффективностью. Свобода индивида фактически отсутствует, наблюдается зависимость индивида от общего в виде общины, коллектива или же государства. Данный тип культуры был присущ древним обществам (Египет, Китай, Индия), он преобладает до сих пор во многих странах «третьего мира». Важнейшие элементы этого типа культуры (община, несвобода индивида и др.) были представлены и в истории российского общества.
Второй тип - это культура так называемого «техногенного» общества. Ей присущи динамичное развитие науки и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу. Сама деятельность рассматривается как высшее предназначение человека и ценится гораздо выше простого созерцания, что свойственно культуре «традиционного» общества.
В рамках этого типа культуры природа воспринимается, прежде всего как мастерская и кладовая, а человек как работник. Человек — это кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второй природы», а знание — это его основная сила. «Техногенная» культура создала все предпосылки для впечатляющего прогресса человеческого общества.
Вместе с тем она вплотную подвела человечество к собственной гибели, породив острейший экологический кризис и опасные техногенные катастрофы, разрушение человеческой духовности. Нынешнее российское общество быстро переходит в новую формацию и осваивает элементы «техногенной» культуры, но надо ясно представлять себе все те соблазны и опасности, которые подстерегают нас на этом пути.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти своё место среди людей и не услышит в свой адрес: «подвинься».
Культурность - совокупность образования, самовоспитания и воспитания, врождённой интеллигентности. Многое даёт и дружба с книгой, начитанность. Вот только жаль, что человек за свою сознательную жизнь сможет прочитать не больше 5 тыс. книг из миллионных сокровищ, книги в доме - признак культуры. Дом без книги - дом дикарей. К сожалению, не ушло ещё явление книгомании, когда книги собираются не для чтения, а ради моды. К тому же ныне мы мало читаем, всё больше получаем «готовое», часами просиживаем у телевизора.
Мир человека - это мир культуры. В своём первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» - природному, «дикому» и означает всё то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца, создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.
Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм предупреждения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арнольдов А.И. Культура, человек и картина мира. – М.: Наука.- 1987 – 347 с.
2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ. - 2001 - 447 с.
3. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. - М.: Гардарики. - 2000 - 438 с.
4. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Издательство политической литературы. – 1991 – 464 с.
5. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. – 2004 – 736 с.
6. Любутин К.Н., Саранчин Ю.К. История западноевропейской философии. - М.: Академический Проект. - 2002 - 240 с.
7. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М.: Центр. - 2000 - 272 с.
8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики. – 2000 – 816 с.
9. Философия / под ред. В.П. Кохановского. - М.: МарТ, Ростов н/Д: МарТ. - 2004 - 320 с.
10. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ. - 1998 - 520 с.
11. Философия: учебник/ под ред. М.Н. Росенко – М.: Юристъ. – 2005 – 430 с.
[1] Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Гардарики. – 2000 – с. 351
[2] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики. – 2000 – с. 763
[3] Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр. – 2000 – с. 239
[4] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики. – 2000 – с. 767 - 768