Найти в Дзене

Философия культуры

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Общее понятие культуры Глава 2. Ценности культуры Глава 3. Культура и цивилизация Глава 4. Массовая культура Глава 5. Социальная обусловленность культуры Заключение Библиографический список ВВЕДЕНИЕ Независимо от времени и места культура - это такая часть общечеловеческого достояния, которая «преднамеренно и стара­тельно созидается и передается нам другими людьми»[1]. Она включает в себя язык, образование, традиции, мифы, науку, ритуалы, верования, изобретения, технологии. И культура как явление общественной жизни являет­ся объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, архео­логия, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса, т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает художественную куль­туру, которая создается в рамках различных видов искусства. Каждая наука реализует свой специфичес­кий интерес при изучении этого сложного феномена. Философия также изучает культуру, но

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общее понятие культуры

Глава 2. Ценности культуры

Глава 3. Культура и цивилизация

Глава 4. Массовая культура

Глава 5. Социальная обусловленность культуры

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Независимо от времени и места культура - это такая часть общечеловеческого достояния, которая «преднамеренно и стара­тельно созидается и передается нам другими людьми»[1]. Она включает в себя язык, образование, традиции, мифы, науку, ритуалы, верования, изобретения, технологии.

И культура как явление общественной жизни являет­ся объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, архео­логия, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса, т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает художественную куль­туру, которая создается в рамках различных видов искусства. Каждая наука реализует свой специфичес­кий интерес при изучении этого сложного феномена.

Философия также изучает культуру, но не ее еди­ничные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жиз­ни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в исто­рическом процессе и какую роль играет в социализа­ции человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Изучая философию культуры необходимо дать общее понятие культуры; выявить ценности культуры; соотнести понятия культуры и цивилизации; понять, что из себя представляет массовая культура и какова социальная обусловленность культуры.

В работе мне помогла литература таких авторов как А.А. Радугин, П.С. Гуревич, А.Г. Спиркин и некоторые другие авторы.

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделя­лась, в конечном счете сводится к производству либо материаль­ных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют куль­туру.

К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру.

К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общест­венного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее раз­вития тесно связаны и определяются производственными отноше­ниями, господствующими в данном обществе. Понятие материаль­ной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, кото­рые служат человеку. Материальная культура является показате­лем уровня практического овладения человеком природой.

К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в вещной форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотруд­ничает с современным поколением и является культурой, сокрови­щами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.

Таким образом, культура охватывает все достижения человече­ства в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. «Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализо­ванные мышление, воля и чувства предшествующих поколений че­ловечества»[2].

Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении при­роды, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человечес­кие чувства, умения не передаются новому поколению по наслед­ству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поко­ления другому немыслима история: ребенок начинает думать и го­ворить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего че­ловека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает куль­туру, то культура создает человека.

Культура не пассивное хранение материальных и духовных цен­ностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для социального процесса. Общество осуществляет воспроизводство и совершенству­ет себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культурой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, сло­вами и мыслями.

Культура - это не только результат человеческой деятельнос­ти, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуе­мые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.

ГЛАВА 2. ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

Культура - это материальные и духовные ценности.

Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечи­вающее его положительное или отрицательное значение для чело­века и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусст­вом.

Иначе говоря, реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевозмож­ные удовольствия и неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как-то: хорошее, приятное, прекрасное, дели­катное, нежное, изящное, благородное, величественное, возвы­шенное, сокровенное, священное и т.п.

Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов.

Таким образом, можно сказать, что ценность - это субъективно-объектная реальность. Вот почему утверж­дая, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно своего вкуса.

«Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отноше­ний, которые выражаются в ценностной установке»[3]. Ценностная ус­тановка является своеобразной предваряющей программой дея­тельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидам и последующим поколениям в процессе со­циализации: обучения, воспитания и т. д.

Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закреп­ленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет обществен­ную ценность, например стол - это не просто доска, опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или ра­ботают.

Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т.д.

Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотноше­нии с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потреб­ностей, интересов.

Наше отношение к миру всегда носит оценоч­ный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким образом, понятие ценности тесно связано с понятием культуры.

Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколе­ние начисто отметало достижения предыдущего. В культурном на­следии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит буду­щему, от того, что уже отошло в прошлое.

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Считается, что категорию «цивилизация» первым употребил П.Г. Гольбах и энциклопедисты XVIII в. в том значении, которое предавали этому термину энциклопедисты, цивилизация в первую очередь имеет значение общего социального и технического прогресса.

Под цивилизацией они подразумевали усовершенствование государственной организации и законодательства, на которых основывается и общий прогресс человечества.

Согласно исследованием Ф. Бенетона в сущности первым употребил слово «цивилизация» в его современном значении В.Р. Мирабо в 1757г. Термин «цивилизация» в употреблении его энциклопедистами означает высшую степень культуры, которая наступает после периода «дикарства и варварства». В таком употреблении этот термин встречается у многих авторов. Одно из наиболее ранних определений такого толка можно найти у А. Фергюсона. Эта классификация, благодаря, в первую очередь, анализу Ф. Энгельсом работы Л.Г. Моргана «Древнее общество» (1877 г.), становится известна современной науке и принимается ею.

В образ определения понятия цивилизации включены и точки зрения об исторической обусловленности и характере взаимодействия и взаимопроникновения культуры и цивилизации. Традиционное и наиболее распространённое понимание этого отношения проявляется как «духовная культура – материальная культура».

Понятие цивилизация в соответствии с такими пониманиями распространяется только на материальную и техническую культуру. Традиционной трактовке понятия цивилизация принадлежит и уже упомянутое определение в работе эволюциониста Л.Г. Моргана: «Цивилизация – это историческая фаза в развитии культуры, которая занимает фазу дикарства и варварства».

Аналогичные определения были близки и американским антропологам культуралистической ориентации М. Херсковиц и А. Креберу. По мнению М. Херсковица: «Цивилизация – это та фаза исторического развития культуры, которая по времени возникает вслед за дикарством и варварством и начинается в тот момент человеческой истории, когда начинает использоваться фонетическая азбука и письмо». Для А. Кребера понятие цивилизации равнозначно великим культурным цивилизациям, таким, например, как Китайская цивилизация или Египетская цивилизация.

Цивилизация – это неотвратимый, неизбежный конец каждой культуры. Понимание О. Шпенглером отношения «культура – цивилизация» требовало радикального изменения понятия цивилизации, основным признаком которого он считал конец культуры и исторического развития, за которым следует внеисторическое состояние человечества. По О. Шпенглеру цивилизация знаменует собой неминуемую судьбу определённой культуры - её расцвет (апогей), но и неизбежный закат (конец).

Вопрос о возможности противопостановления культуры и цивилизации ставит Г. Маркузе. Он спрашивает: «Возможно ли ещё сохранение различий между культурой и цивилизации с учётом тех тенденций, которые господствуют в передовых индустриальных обществах?».

По его мнению культура соотносится с более высоким измерением автономии и осуществления, а цивилизация обозначает царство необходимости диктуемого потребностями общества труда и поведения. В цивилизации, в отличие от культуры, человек не находится в рамках своего собственного существа, он подчинён гетерономии, что уже самим тем, что средства культуры впитали в себя цели культуры, то в развитом индустриальном обществе осуществлено слишком спешное, репрессивное, даже насильственное иерархирование культуры и цивилизации.

Уже одна только такая интеграция культуры и цивилизации ведёт к гарантированной тотализации современного общества.

Хорошо известно, что тотализация, идеологизация и политизация современной культуры – это весьма ярко выраженные тенденции современного общества, которые имеют глобальный характер. Но она не может быть основной причиной преждевременного начала процесса устранения противоречий между культурой и цивилизацией. Однако, сам тот факт, на который ссылается Г. Маркузе, а именно, что культура всё в большей степени начинает принадлежать повседневной жизни и труду, в большей степени свидетельствует о начале исторического процесса преодоления противоречий, которые возникли с историческим разделением труда между культурой и цивилизацией.

ГЛАВА 4. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

В самом начале XX в. про­звучали мрачные предсказания О. Шпенглера о «закате Европы», о гибели высокой культуры, о постепенном замещении культур­ных и духовных ценностей ценностями цивилизации в их грубом материальном воплощении. К середине века культурпессимистические настроения стали выражаться через понятия «массовое об­щество» и «массовая культура». В целом пессимизм культурологов основывается на том, что общий фон культуры XX в. оказался зна­чительно ниже того уровня, к которому приучили интеллигенцию ушедшие в прошлое XVII-XIX вв. - «золотая эпоха» европей­ской культуры. В чем же конкретно усматриваются показатели и причины снижения культурного фона XX в.?

Постепенный процесс демократизации общественной жизни, достижение высокого материального уровня, техническое оснаще­ние основных производственных процессов привели к формирова­нию массового общества, в котором культурные ценности переста­ли быть элитарным достоянием и получили эгалитарный уравни­тельный характер, что обусловило появление массовой культуры, т.е. усредненной культуры, создаваемой средствами массовой ин­формации и тиражируемой посредством специальной, технически высокооснащенной индустрии.

Массовая культура имеет своей ис­торической целью информирование широких слоев населения о возможностях культуры, о ее языке, о навыках, необходимых для восприятия искусства, но массовая культура не может заменить прикосновения к высокому искусству. Однако «на любом уровне культура в ее широком смысле являет собой гуманистически ориентированную ценность. А все, что разлагает эту ценность, есть антикультура»[4].

Выражение «массовая культура» употребляют обычно с чувством пренебрежения, имея в виду нечто, «растворенное в пресной воде большинства». Но понятие массовой культуры может быть осмыслено и положительно: к культуре тянутся миллионные массы народа. Негативный смысл выражения «массовая культура» за­ключается в том, что часто не массам предоставляется возмож­ность подняться до уровня настоящей культуры; напротив, сама «культура», подделываясь под примитивные вкусы отсталых слоев населения, опускается, упрощаясь и деформируясь, до уровня при­митивизма, шокирующего подлинную воспитанность: умной высокообразованной массе преподносится нечто серое, а то и просто глупость.

Массовость культуры - это не обязательно ее низкий уровень будто бы только для примитивно мыслящих, а формальная харак­теристика - своего рода рынок искусства.

Ведь и широким народ­ным массам можно и нужно давать нечто настоящее, стремясь под­нимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам куль­туры. Для того чтобы повышать культуру народа, надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз - к чему-то упрощенному.

Испокон веков в обществе были, есть и будут люди с разными задатками и с разным уровнем интеллекту­альных возможностей и образованности. Деятель культуры, любой человек, решившийся взять в руки перо, несет ответственность перед обществом, перед человеком. Судьба культуры в руках чело­века.

ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Культура как многогранное явление общественной жизни имеет собственную логику развития. Как и ин­дивид, она также погружена в исторический процесс и испытывает на себе его активное и всестороннее воз­действие. В этом смысл культура имеет социальную детерминацию, т.е. ее функционирование и развитие обусловлено множеством причин и факторов общест­венного характера. Назовем и раскроем наиболее существенные из них.

На состояние культуры всегда влияет экономика, производительные силы общества. Как правило, взлет и расцвет экономики означают и подъем культуры в целом. Известно, например, что эпоха первоначально­го накопления капитала в Европе XIV - XV вв. вызва­ла к жизни всплеск науки и искусства, ремесел, море­плавания и торговли. Отмена крепостного права в Рос­сии и переход страны на новые экономические рельсы стимулировали развитие ряда новых течений в общест­венной мысли - народничества, марксизма, либераль­ных учений.

Однако между экономикой и культурой нет однозначной зависимости. Из истории хорошо из­вестно и то, что развитие упомянутого нами капита­лизма сопровождалось колониальными захватами и ограблением народов, многочисленными жестокими войнами за передел мира и «место под солнцем». Раз­витие производительных сил нередко влечет за собой разрушение традиционного уклада жизни и морали народов, привносит в жизнь людей психологию праг­матизма и наживы, дух торгашества. Нечто подобное имеет место и в современном российском обществе, ко­торое осваивает рыночные отношения.

Особо следует выделить влияние на культуру науч­но-технического прогресса. Конечно же, он насыщает культуру тем, что в свое время было лишь предметом смелой фантазии - невиданными орудиями труда и технологиями, «умными» машинами и т.д. Но надо иметь в виду и все те опасности, с которыми этот про­гресс сопряжен - сложная и громоздкая технологи­ческая инфраструктура на планете, исчерпание при­родных ресурсов, обезличивание человека и многое другое.

Политический и общественный строй тоже влияют на развитие культуры. Назревающие в общественном уст­ройстве крупные перемены как правило вызывают к жизни новые веяния и настроения в духовной культуре. Госу­дарство может не только стимулировать развитие мате­риальной культуры, но и сдерживать этот процесс, что особенно заметно на примере экономики. Увы, но власть и высокая культура далеко не всегда уживаются друг с другом. Так, в 60-е и 70-е гг. в бывшем советском обще­стве по политическим мотивам изгонялись за рубеж писатели - диссиденты (А.И. Солженицын, А.А. Зиновьев и др.), преследовались крупные ученые (А.Д. Сахаров), из­вестные поэты (В.С. Высоцкий, И. Бродский), другие деятели культуры. Появились так называемые «полочные» фильмы («Гараж» и др.), а зрителю и читателю предла­гались произведения, воспевающие власть и первых лиц общества («Малая земля» Л.И. Брежнева и т.п.). Отсутствие в обществе демократии всегда ограничивает свобо­ду мировоззрений и слова, развитие науки и искусств. Более того, передовые достижения науки и техники мо­гут применяться даже против самих людей как орудие подавления их свободы.

Национальные особенности народа придают куль­туре неповторимый колорит и своеобразие. Принято говорить, например, о немецкой педантичности, о дол­готерпении и щедрости русского народа, о прагматич­ности американцев, остроумии французов и т.д. Наци­ональное своеобразие имеет место и в материальной, и в духовной культуре. «Дух народа» наиболее очеви­ден в его языке и литературе, в танцах и песнях, в одеждах и нравах.

Каждый народ имеет свои устояв­шиеся традиции. Например, у славян в день Радуницы (поминовение родственников) «с утра пашут, днем пла­чут, а вечером - пляшут»; перед выдачей девушки замуж устраивают ей «смотрины» и т.д. Духовная куль­тура народа означает также присущий для него при­оритет одних ценностей другим. Так, русскому челове­ку издавна было свойственно отстаивать общечелове­ческие ценности и отвергать индивидуализм. Разумеет­ся, в русском народе частная собственность не отрица­лась как ненужная.

Но россияне как никто другой чув­ствительны к случаям социальной несправедливости, обмана и нечестного обогащения. Эта моральная традиция, глубоко социальная по своей сути, всегда по­буждала русских людей воспринимать и само государ­ство не как нечто нейтральное и безразличное к лю­дям, а как заступника и гаранта социальной защиты и справедливости. «Дух народа» проявился у россиян и в их тяге к общинному способу хозяйствования, в не­развитости института частной собственности на земле.

Общинная психология русского народа, конечно же, способствовала длительному существованию крепост­ного права с его принципом «круговой поруки», уко­ренению практики принудительного труда.

Влияние выдающейся личности на развитие куль­туры очевидно и в особых комментариях вряд ли нуж­дается. Можно бесконечно долго говорить о вкладе в культуру со стороны гениальных и талантливых изо­бретателей и конструкторов, ученых и пророков, ху­дожников и композиторов, политиков и государствен­ных деятелей. Все они - творцы культуры в самых разных ее проявлениях. Они - «биофилы» (созидате­ли и любители жизни), в отличие от «некрофилов» (разрушителей передовой человеческой культуры и самой жизни). Последние - это варвары по отноше­нию к культуре, и слава их - «геростратова».

Преемственность в культуре означает активное вли­яние прошлого в ее содержании на настоящее. Без та­кой связи времен невозможно накопление общечелове­ческого опыта и дальнейший прогресс в культуре. Иначе говоря, преемственность есть «времен связующая нить» в культурном процессе. В случае обрыва этой нити наступает так называемая социальная амнезия, т.е. утрата социальной памяти. Тогда из культуры выпада­ют иногда целые пласты, накопленные предшественни­ками. Новые же поколения людей начинают жить лишь на почве собственного материала, в отрыве от своих корней. Возникает социальная забывчивость, т.е. вы­падение из культуры опыта предшествующих поколе­ний и его забвение. Нечто подобное происходило в фа­шистской Германии в 30-е гг., когда фашисты сжигали книги своих знаменитых соотечественников - Маркса, Энгельса, Гете и др. Такое было и в нашей стране, ког­да в 20-е годы большевики вынудили эмигрировать за границу цвет отечественной духовной культуры - пи­сателей, философов, музыкантов. Социальная амнезия — это всегда катастрофа культуры, а ее последствия ска­зываются долго и вряд ли могут быть восполнены.

Диалог культур представляет собой их активное вза­имодействие и взаимообогащение. Известно, например, что на культуру Руси огромное духовное влияние ока­зала Византия, а на развитие ее философской мысли активно повлияло французское Просвещение XVIII в. и классический марксизм. Деятельность реформаторов оправдывается тем, что они как бы прорубают «окно» для свежего ветра других культур. Именно такую роль в истории русской культуры сыграл Петр Великий, открывший «дверь» в Западную Европу с ее богатой материальной и духовной культурой.

Россия как ника­кая иная страна нуждается в диалоге с другими нацио­нальными культурами. Она находится на стыке двух континентов, Европы и Азии, и исторически призвана соединять различные культурные потоки. Разумеется, следует иметь в виду, что всякий поток несет с собой и «пену». В культуре - это ее суррогаты, т.е. низкоп­робные образцы. Удачным примером соединения «чу­жих» культур со своей собственной являются такие страны, как Япония, США. Диалог культур ведет к их синтезу, т.е. сложному соединению и взаимодействию культурных потоков и ценностей.

В силу социальной дифференциации общества в со­держании культуры всегда имеется социально-классо­вые (идеал, интересы и др.), национальное (психологи­ческий уклад, язык и др.) и общечеловеческое (про­стые нормы нравственности, единые формы мышления и др.) начала. Культура включает в себя традиционное, т.е. сложившееся и устойчивое. Это то, что накоплено, освоено и проверено на практике, например, технология производства вещей, способы земледелия у различных народов и т.д. В России, как отмечалось нами выше, тра­диционным был общинный образ жизни, имело место «ве­чевое» (соборное) начало в демократии. Но культура несет в себе и новаторское (новое), без чего невозможно ее дальнейшее прогрессивное развитие. Между традицион­ным и новаторским возможны не только гармония, как например в Японии, но и противоречия и даже конфлик­ты. В политической жизни это проявляется обычно в борь­бе между консерваторами и реформаторами, в педагоги­ке - в полемике между сторонниками старой и новой методик обучения и т.д.

Природа также имеет отношение к развитию куль­туры. Она придает ей некоторую направленность и оп­ределяет отдельные формы культуры. Это заметно по типу орудий труда и способам хозяйствования, по жи­лищу, одежде людей.

Очевидно, что культура как социальный организм развивается под воздействием различных факторов. С учетом многообразия этих факторов можно выделить два основных исторических типа культуры.

Первый тип - это культура так называемого «тради­ционного» общества. Для нее характерно господство ус­тойчивых консервативных традиций и медленное накоп­ление новаций (нововведений). Здесь имеет место невы­сокая степень практического вмешательства человека в природу как объект деятельности и, соответственно, мо­раль ненасилия и гармонии с природой. Экономика ос­новывается на экстенсивном производстве с низкой эф­фективностью. Свобода индивида фактически отсутству­ет, наблюдается зависимость индивида от общего в виде общины, коллектива или же государства. Данный тип культуры был присущ древним обществам (Египет, Ки­тай, Индия), он преобладает до сих пор во многих стра­нах «третьего мира». Важнейшие элементы этого типа культуры (община, несвобода индивида и др.) были пред­ставлены и в истории российского общества.

Второй тип - это культура так называемого «тех­ногенного» общества. Ей присущи динамичное разви­тие науки и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу. Сама деятельность рассматривается как высшее пред­назначение человека и ценится гораздо выше простого созерцания, что свойственно культуре «традиционно­го» общества.

В рамках этого типа культуры природа воспринимается, прежде всего как мастерская и кладо­вая, а человек как работник. Человек — это кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второй приро­ды», а знание — это его основная сила. «Техногенная» культура создала все предпосылки для впечатляющего прогресса человеческого общества.

Вместе с тем она вплотную подвела человечество к собственной гибели, породив острейший экологический кризис и опасные техногенные катастрофы, разрушение человеческой духовности. Нынешнее российское общество быстро переходит в новую формацию и осваивает элементы «техногенной» культуры, но надо ясно представлять себе все те соблазны и опасности, которые подстерега­ют нас на этом пути.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти своё место среди людей и не услышит в свой адрес: «подвинься».

Культурность - совокупность образования, самовоспитания и воспитания, врождённой интеллигентности. Многое даёт и дружба с книгой, начитанность. Вот только жаль, что человек за свою сознательную жизнь сможет прочитать не больше 5 тыс. книг из миллионных сокровищ, книги в доме - признак культуры. Дом без книги - дом дикарей. К сожалению, не ушло ещё явление книгомании, когда книги собираются не для чтения, а ради моды. К тому же ныне мы мало читаем, всё больше получаем «готовое», часами просиживаем у телевизора.

Мир человека - это мир культуры. В своём первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» - природному, «дикому» и означает всё то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца, создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм предупреждения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арнольдов А.И. Культура, человек и картина мира. – М.: Наука.- 1987 – 347 с.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ. - 2001 - 447 с.

3. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. - М.: Гардарики. - 2000 - 438 с.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Издательство политической литературы. – 1991 – 464 с.

5. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. – 2004 – 736 с.

6. Любутин К.Н., Саранчин Ю.К. История западноевропейской философии. - М.: Академический Проект. - 2002 - 240 с.

7. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М.: Центр. - 2000 - 272 с.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики. – 2000 – 816 с.

9. Философия / под ред. В.П. Кохановского. - М.: МарТ, Ростов н/Д: МарТ. - 2004 - 320 с.

10. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ. - 1998 - 520 с.

11. Философия: учебник/ под ред. М.Н. Росенко – М.: Юристъ. – 2005 – 430 с.

[1] Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Гардарики. – 2000 – с. 351

[2] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики. – 2000 – с. 763

[3] Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр. – 2000 – с. 239

[4] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики. – 2000 – с. 767 - 768