Сейчас Зеленскому важно добиться двух целей. Во-первых, остановить продвижение российских войск, если не военным, то дипломатическим путем. Во-вторых, ему необходимо показать, что именно он, а не президент Путин хочет мира. Зеленский готов идти на все, лишь бы затянуть переговорный процесс, прикрываясь перемирием, хотя бы на 30 дней.
Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал профессор кафедры международной и национальной безопасности Дипломатической академии МИД России Олег Иванов.
Россия предлагает Украине возобновить прямые переговоры, прерванные в 2022 году, в четверг, 15 мая, в Стамбуле, без предварительных условий, об этом заявил Владимир Путин. Президент в ночь на 11 мая выступил с заявлением перед журналистами по итогам международных встреч с гостями 80-летия Победы.
— Олег Петрович, при каких обстоятельствах возможно возобновление переговоров?
— Как заявил президент Путин, Россия готова начать переговоры с Украиной без каких-либо предварительных условий. При этом 30 дневное прекращение огня, как этого требует Украина и ее союзники невозможно, так как это время будет использовано для накопления сил, перегруппировки, отдыха и поставок дополнительного вооружения.
Было бы желательно, чтобы Зеленский отменил или приостановил действие своего указа о запрете вести переговоры с российской стороной, а делегация Украины должна обладать соответствующими полномочиями вести переговоры.
— Каковы возможные сценарии встречи в Стамбуле? Как это должно происходить и при чьем участии?
— Можно предположить, что на этом этапе переговоры состоятся между представителями на уровне помощников или специальных представителей — таких, как Юрий Ушаков, Кирилл Дмитриев с российской стороны и соответственно с украинской.
При положительном приемлемом для обеих сторон результате, для достижения которого понадобится вероятно больше, чем одна встреча, заключительная беседа пройдет уже на президентском уровне.
— Какие цели у России на сегодня, чего мы ждём от переговорного процесса? К чему готовы, а к чему нет?
— Цели России были официально озвучены: признание новых регионов, включая Крым в составе России, отказ Украины от вступления в НАТО. Вероятно, к ним добавятся обязательство о неразмещении иностранных войск на территории Украины и создание зоны безопасности между Россией и Украиной.
Как мне представляется, Украине придется смириться де-факто с новыми реалиями на земле, то есть — с переходом регионов в состав России. Но украинское руководство будет искать лазейки оставить де-юре вопрос открытым для себя и своих союзников. В этом смысле Украина может постараться пойти по пути Японии с ее претензиями на "северные территории".
Тогда мирный договор между Россией и Украиной с учетом новых реалий не будет подписан. В итоге шаткий мир без крупных вооруженных столкновений возможен, но нормальных межгосударственных отношений вряд ли удастся достичь.
— Владимир Зеленский требует прекращения огня и встречи с Владимиром Путиным в Стамбуле 15 мая, при этом не отменяет запрет на переговоры с Россией, при этом он не легитимен. На что рассчитывает глава киевского режима, каковы его мотивы?
— Сейчас Зеленскому важно добиться следующих целей.
Первая — военная. ВСУ отступают и время играет против них. Чем дольше длится конфликт, тем больше территорий Украина потеряет. Поэтому Зеленскому необходимо остановить продвижение российских войск, если не военным, то дипломатическим путем.
Вторая — ему необходимо показать, что именно он, а не президент Путин хочет мира. Начало переговоров не означает их успешное завершение, но время Зеленский постарается выиграть. Сам он и его союзники не считают его нелегитимным, поэтому Зеленский готов идти на все что угодно, лишь бы затянуть переговорный процесс, прикрываясь перемирием, хотя бы на 30 дней.
— Украинцы расценили предложение провести в Стамбуле прямые переговоры как оскорбительное, ссылаясь на то, что там в начале войны переговоры зашли в тупик, пишет Sky News. Должны ли мы в данном случае как-то реагировать на обострение антироссийских настроений на Украине?
— Для того, чтобы делать такой вывод, который делает Sky News необходимо провести репрезентативный социологический опрос.
В тупик завели переговоры сами украинцы, отказавшись от парафированного документа под давлением бывшего премьера Великобритании Бориса Джонсона. Если граждане Украины хотят кого-то обвинить в провале переговоров в марте 2022 года, им следует обратить внимание на своих руководителей и упомянутого Джонсона.
Можно предположить, что в результате длительной пропагандисткой антироссийской компании, начавшейся еще с оранжевой революции президента Ющенко, антироссийские настроения будут преобладать еще долго, и место проведения переговоров не сильно скажется на их уровне.
Не вижу никакого смысла реагировать на это. Важнее разъяснять мировому сообществу, особенно той части, которая искренне заинтересована узнать истину, позицию России и наши мотивы.
— В России многие эксперты считают, что Трамп поддержал требование Путина о немедленных прямых переговорах России и Украины. Но есть и другая точка зрения: дескать, Трамп на стороне Украины и Европы и их ультиматума начать 30 дневное перемирие без условий. Так кого на самом деле поддерживает Трамп: Россию, Украину или Европу?
— Президент Трамп так обозначил свою позицию, что ее можно трактовать в любую сторону. Предполагаю, что он сделал это преднамеренно, для того чтобы оставить поле для маневра и проявления большей гибкости.
У Трампа большой опыт заключения бизнес-сделок. В этом случае он может поддержать любую сторону в зависимости от складывающихся обстоятельств и своих мотивов — то есть на кого-то надавить, кого-то сдержать или, наоборот, поддержать, а потом опять смешать все фигуры на своеобразной политической шахматной доске.
Думаю, что задача Трампа — прекратить конфликт и выйти победителем, получив при этом выгодный контракт на украинские ресурсы. Без заключения мира реализовать его и получить прибыль было бы затруднительно.
— В Турции 14–16 мая пройдет встреча НАТО, на которую должен приехать Марко Рубио. Можем ли мы ожидать, что на этой встрече будет оказано содействие прямым переговорам России и Украины в Стамбуле?
— Не думаю, что будет какая-то прямая взаимосвязь между встречей НАТО и российско-украинскими переговорами, если они состоятся в Стамбуле в это время.
Скорее всего в коммюнике НАТО будет указано, что альянс выступает за скорейшее прекращение конфликта и готов содействовать этому, выразив политическую поддержку Украине и обвинив очередной раз Россию в начале конфликта. При этом скорее всего НАТО воздержится от официальных обещаний Украине членства в будущем.
— Почему и Россия, и Украина видят именно Турцию как переговорную площадку, а не Китай или Индию, например?
— Можно предположить, что Китай и Индия не рассматриваются Украиной как нейтральные страны из-за их позиции по конфликту и особенно после того, как они приняли участие в параде в День Победы в Москве. Хотя руководитель Индии Моди лично не присутствовал, но он собирался быть в Москве, и только вооруженный конфликт между Пакистаном и Индией помешал ему приехать.
Турция же рассматривается как равноудаленная страна по отношению к России и Украине. Нельзя ее назвать очевидным противником или союзником, то есть она — вполне устраивающая обе стороны площадка для переговоров.
Позиция Китая в отношении СВО в магистральной линии кое в чём напоминает позицию западных союзников в отношении СССР во время Второй Мировой войны. Об этом в интервью Дениса Рудометова с экспертом Дмитрий Конончук: Выгодный для Китая сценарий – изнурительная война на Украине с конечным поражением США.
Анна Черкасова