Обучение грамоте детей 5-7.
(из опыта работы)
1.Пояснительная записка
Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». В связи с этим возникает острая потребность в применении технологий успешной подготовки ребенка к обучению в школе, создающие равные стартовые возможности при поступлении в нее для любых детей. Авторская технология подготовки детей старшего дошкольного возраста обучению грамоте успешно применяется мною на практике уже несколько лет.
Актуальность данной проблемы обусловлена требованием современного времени и отечественного законодательства в применении универсальных технологий, предлагающих равные возможности для формирования предпосылок грамотности у обучающихся с различными особенностями развития.
Новизной данной авторской технологии является:
- универсальность ее применения как для детей, с нормой речевого развития, так и для детей, имеющих речевую патологию;
- высокая эффективность и результативность при ее использовании.
Цель: представить технологию обучения детей основам грамоты как педагогическую технологию в образовательных учреждениях.
Для достижения цели определены задачи:
-проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе;
-описать систему работы по обучению детей основам грамоты как педагогическую технологию;
-сформулировать основные формы и этапы фронтальных занятий как важнейших составляющих технологии подготовки к обучению грамоте.
В разработанную авторскую технологию подготовки к обучению грамоте входят: дидактические средства, условия и этапы обучения основам грамоты, позволяющие получать гарантированные запланированные результаты – создание прочных основ (предпосылок) грамотности у детей.
2.Понятие «обучение грамоте» в современной
научно-методической литературе
2.1. Обучение грамоте
Термин «грамота» означает «чтение и письмо», соответственно подготовка к обучению грамоте – это подготовка к освоению чтения и письма.
Многие родители считают необходимым максимально подготовить ребенка к школе, при этом часто на первое место по значимости часто выдвигается умение читать. Сегодня существует большое разнообразие методик обучения детей чтению, но, к сожалению, большинство из них не оправдывают себя при массовом применении. Зачастую они ориентированы в большей степени на здорового ребенка с нормальным развитием, и не учитывают особенности индивидуального развития ребенка, в том числе имеющего речевую патологию.
Однако, главной «бедой» современной школы не является неумение детей читать (школа-то как раз всегда умела этому научить), ею оказывается нежелание читать, а также увеличивающаяся безграмотность, которую логопеды чаще классифицируют как нарушения письменной речи – дисграфию и дизорфографию.
2.2. Предпосылки готовности к обучению грамоте
К необходимым предпосылкам обучения грамоте относят сформированность следующих процессов, умений, навыков:
-фонематического восприятия;
-звуко-произносительных навыков и артикуляционной моторики;
-мелкой моторики рук и глаз;
-графомоторных навыков;
-функций анализа и синтеза;
-внимания, памяти, навыков самоконтроля и др.
2.3.Создание и поддержание мотивации при обучении грамоте
Одной из важнейших движущих сил мотивации является успешность. Для детей 5-7 летнего возраста это не может быть далекой перспективой, он должен быть успешен здесь и сейчас (и сразу!). Те, кто встречал сияющие глаза ребенка, способного прочитать самое элементарное слово «мама» или начертать свое имя, согласятся, что этот момент является для него переломным. Он, осваивая буквы, меняется буквально на глазах. У него появляется гордость, подкрепляемая уважением родителей и сверстников по поводу его успехов, уверенность в своих силах. Педагоги еще добавят, что у такого ребенка резко возрастает познавательная активность, и все психические процессы начинают протекать на совершенно ином, качественно более высоком уровне.
3 Авторская технология обучения основам грамоты
3.1. Цель и содержание педагогической технологии
обучения основам грамоты
Целью технологии подготовки к обучению грамоте является создание предпосылок для успешного овладения грамотой детей 5-7 лет с различным уровнем речевого развития. Основываясь на букваре Н. С. Жуковой, с применением кубиков Н. А. Зайцева, технология не ограничивается только материалом, содержащимся в нем, свою роль играют дидактические материалы для педагогов, детей и родителей: подробные поурочные разработки занятий, описание дидактических пособий и образцы демонстрационного материала, печатные рабочие тетради для детей, рекомендации и примеры взаимодействия с родителями. В основе системы Н. А. Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата опираясь на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память. Все это в комплексе способствует созданию и поддержанию мотивации, интереса и чувства успеха при обучении.
3.2.Виды фронтальных занятий, их задачи и структура
Все фронтальные занятия можно условно разделить на несколько типов:
- занятия-знакомства со звуком и соответствующей буквой;
- занятия по звуковому анализу и синтезу, чтению и письму слов;
-итоговые занятия.
1.Занятия-знакомства со звуком и соответствующей буквой решают основные задачи:
-воспитывать культуру речи, четкую дикцию: уточнить артикуляцию звуков, упражнять в выразительном произнесении слов;
-развивать фонематическое восприятие: учить детей выделять звук в словах и потоке речи;
-формировать графические навыки: учить ориентироваться на плоскости листа, проводить прямые и замкнутые линии и пр.;
-знакомить с понятиями «гласный звук», «согласный звук», «твердый и мягкий согласный звук», «звонкий и глухой согласный звук», с образами букв.
Не случайно задачи воспитания культуры речи и развития фонематического восприятия стоят на первом месте. По сравнению с учебными задачами именно они являются приоритетными в дошкольном детстве и в данной технологии.
Структура занятий имеет следующие этапы:
I. Вводная часть (1-2 упражнения).
II. Работа со звуком, развитие фонематического восприятия.
III. Знакомство с графическим образом буквы, ее анализ и синтез.
IV. Развитие графомоторных навыков.
V. Тренировка в чтении слоговых кубиков (хоровое, по цепочке).
VI. Подведение итогов.
Кроме того, обязательными являются физминутки и пальчиковые гимнастики.
2.Занятия по звуковому анализу и синтезу, чтению и письму решают задачи:
-воспитывать культуру речи, четкую дикцию: закреплять артикуляцию звуков, упражнять в выразительном произнесении слов;
-развивать фонематические представления: закреплять понятия «гласный звук», «согласный звук»; учить детей анализировать и синтезировать слоги, слова;
-формировать графические навыки;
-учить читать слоги по слоговым таблицам, слова.
Соответственно они имеют несколько иную структуру. Они не содержат этапов работы со звуком и знакомства с графическим образом буквы. Однако знания, полученные на предыдущих занятиях, повторяются и закрепляются в упражнениях вводной части и на этапе формирования графических навыков. Таким образом, эти части занятия становятся более насыщенными разнообразными заданиями.
Итоговые занятия проводятся для закрепления, обобщения и систематизации полученных знаний. На них больше времени уделяется дифференциации звуков и букв, что является одновременно и профилактикой дисграфии у детей с недоразвитием речи либо со стертой формой дизартрии. Рекомендуемые формы проведения таких занятий мини-праздник, мини-развлечение, которым отведена вариативная часть программы.
3.3. Диагностика успешности обучения
Данная технология не предполагает контрольных занятий, срезов и пр. Диагностические задания включаются в образовательный процесс микродозами для отслеживания результативности образовательного процесса и успешности в нем каждого ребенка на протяжении всего периода обучения.
Педагогу предлагается карта успешности для периодического фиксирования следующих показателей: фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, чтение, графомоторные навыки. Хотя обучение чтению не является целью данной технологии (чтение слогов по кубикам преподносится как игра), практически все дети к середине учебного года начинают осмысленно читать. В конце учебного года, при завершении дополнительной образовательной общеразвивающей программы задания на звуковой анализ и синтез слов не представляет трудности для большинства детей. И в целом результативность обучения детей дошкольного возраста по всем вышеперечисленным критериям данной технологии достаточно высока – более 90%.
3.4. Назначение и содержание вводной части занятия
Вводная часть занятия содержит два обязательных компонента: упражнение на повторение пройденного материала и упражнение на «включение» в занятие.
Для первого компонента возможны любые разнообразные задания: «Узнай звук по артикуляции», «Угадай, какую букву я нарисовала в воздухе», «Определи букву на ощупь», «Измени первый звук в слове» и т.д. Для второго характерен лишь один тип упражнений – «Угадай помощника». «Помощником» выступает игрушка – герой, персонаж занятия.
Детям предлагаются загадки либо задания, отгадкой или решением которых будет название этой игрушки (рис. 1).
В занятиях-знакомствах со звуком и буквой ее имя и (или) название начинается с соответствующего звука: М – мышь Мыша, С – слон Саня, и т.д.
После знакомства с понятиями «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук», детям предлагаются уже два героя, названия (имена) которых начинаются с одной буквы, но разных звуков (твердого и мягкого соответственно) – Петух и Павлин, Заяц и Зебра и т.п.
Детям очень нравится этот момент, они быстро привыкают к таким заданиям и с нетерпением ждут их, и уже вскоре начинают стараться самостоятельно определить тему занятия (звук или звуки и букву).
Рис. 2. Задание «Поможем Мак Куину спеть песенки»
В занятиях по звуковому анализу и синтезу эти герои могут либо прямо, либо косвенно относиться к теме. Например, дядюшка АУ при анализе и синтезе слов «ау», «уа», машинки Молния Мак Куин и Салли для анализа и синтеза открытых слогов с буквами М и С (рис. 2), и т.д.
Рис 3 Игра «Споём песенку слогового кубика»
Таня споёт нам песенку жука («жу, же, жа, же, жи, ж»). Даша будет маленьким шмелём, («шу, шё, ша, ше, ши, ш»). Песню пчелы споёт Рома («су, со, са, сэ, сы, с») А чья это песенка? (зу-зо-за-зэ-зы-з). Комара! (рис 3)
Используются разнообразные игрушки – мягкие, механические, пальчиковые, и др. Они служат также своеобразной эстафетной палочкой для передачи от одного ребенка к другому при ответах «по цепочке». В этом случае каждый ребенок получает возможность поучаствовать в занятии.
3.5. Работа со звуком
Необходимым звеном в подготовке к обучению грамоте является правильная артикуляция звуков. Перед тем, как записать слово, мы сначала проговариваем его про себя, приводя органы артикуляции в микродвижения. А им в свою очередь соответствуют определенные движения руки, необходимые для начертания той или иной буквы. Логопеды знают, что нечеткость, смазанность звукопроизношения ведет к неправильному употреблению букв при письме – акустико-артикуляторной дисграфии. Работа по предупреждению таких ошибок является составной частью данной авторской технологии.
3.6.Развитие фонематического восприятия и фонематических процессов
В современной научно-методической литературе не существует однозначного определения термина «фонематическое восприятие». Под ним часто понимаются разнообразные процессы: восприятие, анализ и синтез фонем, формирование фонематических представлений. В связи с этим одни авторы выделяют несколько этапов развития фонематического восприятия, другие для описания аналогичных процессов употребляют термины «фонематический слух», «фонематический анализ и синтез» и др. Далее под этим термином мы будем понимать наиболее общее значение: «процесс восприятия звуков речи» (Д. А. Эльконин).
Большинство исследователей отмечают, что в норме фонематическое восприятие формируется к началу третьего года жизни. К этому времени параллельно, по своим законам, но в тесной взаимосвязи развиваются различные стороны речи: слуховая, моторная, смысловая. В настоящее время практически единодушно считается, что овладение фонематическим восприятием предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению. Недоразвитие фонематических процессов отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Таким образом, фонематическое восприятие считается основой всей речевой системы в целом.
Первыми вводятся наиболее контрастные дифференцировки. Так, сначала дети учатся отличать гласный звук [а] от других гласных звуков, затем дифференцируют два гласных звука [а] и [у] и т.д.
Аналогично ведется работа с согласными звуками: сначала звук [м] дифференцируется от гласных, затем согласный [с] – от [м], и т.д. Дети учатся выделять звуки сначала в «легких» позициях: гласные звуки – в ударной позиции в начале слова, а согласные – в конце слова, и лишь затем переходят к более сложным. Вот примеры заданий на дифференциацию звуков:
Дифференциация звука [а] от других гласных: «Доктор Айболит и собака Авва любят гулять. По дороге они встречают много разных животных. Доктор Айболит здоровается со всеми, а вот собака Авва – только с теми, чьи названия начинаются со звука, который она может произнести. Какой это звук?..([а]) Поиграем в Айболита и Авву! Я буду показывать картинки и называть слова. А вы повторяйте их, выделяя голосом звук [а], но только в том случае, если звук [а] находится в начале слова: ара, утка, аист, эму и т.п. (рис. 5, а-г)»
Дифференциация звука [м] от гласных: «Каждый день Мышь Мыша придумывала для себя разные игры. Сегодня она проснулась и подумала: «От кого первого свой звук услышу, с тем и буду играть целый день». Мышь Мыша вышла из дома и прислушалась. Позади слышалось уханье филина: «У-ух! У-ух!». Справа лаяли собаки: «Ав-ав-ав». Слева на лугу паслись коровы. Они мычали: «Му-у-у!». А впереди по дороге ехал ослик и пел: «И-а, и-а». С кем стала играть мышка?..»
4. Подведение итогов
Для подведения итогов занятий с использованием технологии обучения детей 5-7 лет основам грамоты используются различные приемы.
Конспекты занятий содержат примерные вопросы, которые необходимо обсудить с детьми в их конце. Рекомендуется сделать этот момент ярким и эмоциональным. Например, предложить детям отобрать слоговые кубики и разложить их на столе. Или выбрать картинки с изучаемыми звуками и попробовать сложить стихотворение. Можно вспомнить наиболее значимое стихотворение занятия и предложить детям пропеть его.
Дети любят занятия по обучению грамоте, с нетерпением ждут их, поэтому «восклицательный знак» в конце занятия не только уместен, но и необходим для полного удовлетворения их эмоционального мира и познавательных интересов.
5. Работа с родителями
Как правило, многие родители готовы и хотят заниматься с ребенком, и если не грамотой, то, по крайней мере, чтением. Доступность букваря Н.С.Жуковой позволяет легко организовать «домашнюю работу» детей (прочитать задание на страничке) и контролировать ее успешность с помощью родителей или даже старших братьев и сестер.
Разумно организовывать для родителей консультации по вопросу подготовки к обучению грамоте, открытые занятия, демонстрирующие основные приемы работы, бюллетени «Сегодня на занятии», где не только рассказывается о том, чему и как дети учились на занятии, но и даются рекомендации, чем можно заняться с ними дома, на улице, в транспорте и пр.
В конце недели организуется выставка рабочих тетрадей. Все родители получают возможность следить за успехами своего ребенка в освоении грамоты. Постоянная и целенаправленная работа с родителями способствует тому, что педагоги и родители становятся союзниками в едином образовательном процессе. А это, в свою очередь, повышает результативность работы.
6. Заключение
Обучение ребенка основам грамоты является сложным и очень ответственным моментом для его развития. От его результативности во многом зависит и будущий успех в школьном обучении. Среди многообразия современных предложений по обучению детей грамоте педагогам часто сложно найти полноценную и универсальную технологию для детей с различным уровнем речевого развития.
Рассмотрев все составляющие авторской технологии обучения основам грамоты, я постаралась доказать ее необходимость и оправданность в современном образовании. Выступая в качестве специальной профессиональной технологии, ее целью является создание предпосылок для успешного овладения грамотой детей с различным уровнем речевого развития. При этом поэтапно и последовательно решаются задачи воспитания культуры речи, развития фонематического восприятия и фонематических процессов, формирования графических навыков и другие.
В качестве главного условия достижения высокой результативности выступает система дидактических материалов для педагогов, детей и родителей. При соблюдении этого условия на каждом этапе достигаются гарантированные положительные результаты, соответствующие задаче данного этапа. Разработанные мультимедийные средства (компьютерные презентации, слайды для видеоприставки) позволяют оптимизировать работу педагога, повысить интерес детей к занятию. Их применение не является обязательным условием и определяется возможностями материально-технической базы образовательной организации.
Таким образом, отвечая всем признакам технологичности, данная технология органично вписывается в педагогический процесс современной образовательной организации и успешно применяется мною и моими коллегами в течение нескольких лет.
Надеюсь, что данная публикация окажется полезной по созданию у обучающихся прочных основ грамот педагогам дополнительного образования детей, учителям первых классов образовательных учреждений.