Дорогие друзья!
Мы продолжаем нашу серию экспертных публикаций, посвященных теме развития и воспитания детей.
Сегодня педагог-психолог Анастасия Лаптева поможет разобраться, что такое эмоциональный интеллект и почему он так важен для детей.
Немного о нашем эксперте:
- практикующий педагог-психолог с квалификацией магистра психологии
- опыт работы с детьми и родителями более 10 лет
- мама, в своем родительстве уделяет внимание подходу Монтессори
Воспитание — это не только про счёт до десяти и знание букв. Ежедневно ребёнок сталкивается с радостью, обидой, злостью, страхом, и все эти чувства — настоящие, важные и совсем не простые.
Многие родители стараются развивать интеллект, логическое мышление, речь. Но есть ещё один навык, без которого ребёнку будет трудно — даже с отличными оценками. Это умение понимать и управлять своими эмоциями.
Вы удивитесь, но эмоциональный интеллект может повлиять на успех в жизни не меньше, чем математика или чтение. Как помочь ребёнку научиться разбираться в себе и справляться с эмоциями — без крика, истерик и замкнутости?
Давайте разбираться вместе — с помощью простых советов от опытного педагога-психолога.
Что же такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои эмоции, умение ими управлять, контролировать и сопереживать чужим эмоциям и чувствам.
Но в силах ли маленький ребенок понимать истинную причину своих эмоций? Легко ли всегда проявлять сочувствие, ставя на первое место эмоции другого, а не свои желания? Конечно же – нет! Малыш проходит долгий и сложный путь в развитии своего эмоционального интеллекта.
Как развиваются эмоции
Все эмоции у ребёнка — это реакция на какую-то потребность. Если потребность удовлетворена — появляется радость, спокойствие, интерес. Если нет — возникает злость, тревога, обида, слёзы.
Развитие эмоций протекает в 4 этапа, которые связаны с возрастными потребностями ребенка:
До года – эмоции формируются на основании инстинктов, таких как голод и самосохранение.
1-3 года – основой формирования эмоций являются ощущения, которые ребенок получает через органы чувств. Например: малыш в 2 года строит башню из кубиков, она падает, и один кубик ударяет его по ножке – ребенок испытывает физическое чувство, на основе которого рождается эмоция разочарования или злости. В этом возрасте ребенок не может понимать чужих эмоций, потому что он их не чувствует физически сам.
3-14 лет – за этот длительный период у ребенка постепенно формируются социальные эмоции (такие эмоции свойственны только человеку): чувство вины, гордость, сострадание, стыд, ревность, благодарность. Это те эмоции, которые зависят от чувств и мыслей других людей. Например: малыш в 4 года ревнует маму к младшему брату, потому что ему кажется, что мама испытывает чувство любви сильнее ко второму ребенку, чем к нему – испытывая эмоцию ревности он основывается на чувствах мамы.
14-22 года – происходит формирование высших человеческих эмоции, таких как любовь, презрение, раскаяние. В этом возрастном периоде формируется способность регулировать и контролировать проявление своих эмоций (Например: человек может испытывать разочарование или злость, но мимически не проявлять эти эмоции, сдерживать их проявление в себе).
Как развивается проявление эмоций у детей до 5 лет:
7 дней:
Уже на первой неделе жизни младенец может улыбнуться в ответ на голос взрослого. Это ещё не осознанная эмоция, но важный первый шаг в установлении контакта.
5 недель:
Появляется реакция на лицо взрослого — малыш улыбается, глядя на знакомые черты.
2–3 месяца:
Улыбка становится более спонтанной. Возникает так называемый «комплект оживления»: в ответ на внимание взрослого ребёнок улыбается, активно двигает руками и ногами, издаёт звуки.
4–5 месяцев:
Малыш начинает отличать маму от других людей. Всё чаще улыбается именно ей. Чужие лица уже не вызывают такого восторга, как раньше — ребенок предпочитает видеть знакомые лица.
6-7 месяцев:
Ребенок начинает интересоваться игрушками, с интересом тянется к ним и улыбается при виде игрушек.
8–10 месяцев:
Малыш обращает внимание на других детей, интересуется ими. Начинает реагировать на эмоции мамы: улыбается в ответ на её улыбку, может испугаться, если она делает гримасу или плачет. Ребёнок словно «зеркалит» мамины эмоции.
1-1,2 года:
Появляется выборочность и предпочтительность в игрушках (к одним тянется, другие отвергает). Начинает понимать «можно/нельзя». Испытывает радость, произнося свои первые слова. Заражается эмоциями окружающих (Пример: если ребенок видит плачущего сверстника, то тоже начинает плакать).
1,5 года:
Эмоционально реагирует на оценку взрослым его действий. Если малыша часто ругают и порицают, то у него начинает формироваться чувство стыда.
1,5-2 года:
Ребенок начинает проявлять симпатию или антипатию к конкретным людям или типажу людей (Пример: девочки могут начать бояться и плакать при виде мужчин с бородой). Ребенок начинает испытывать огорчение в определённых ситуациях (например: ситуация неуспеха). Начинает формироваться эстетическое чувство (любовь к конкретным песням, интерес в рассматривании иллюстраций книги).
2–3 года:
Начинают развиваться общественные, интеллектуальные и эстетические чувства. В детском коллективе малыш учится дружить, просить помощи, делиться. Может расстраиваться из-за игрушек или проигрыша. В этом возрасте наступает активный период различных «почемучек», за счет уточняющих вопросов ребенок расширяет свои знания и представления.
Появляется яркий интерес к миру: задаёт вопросы, наблюдает за природой и её изменениями.
3-4 года:
Ребенок переносит знакомые ему чувства и эмоции на персонажей сказок, поэтому в этом возрасте к эмоциям и поступкам ребенка можно возвращаться и проговаривать их через сказки. Помогать ребенку в поиске правильного алгоритма поведения на примере персонажей. Положительные эмоции ребенок пока лучше определяет, чем отрицательные.
4–5 лет:
Появляется чувство привязанности к друзьям, развивается чувство юмора. Малыш учится видеть, почему кто-то злится или радуется, начинает выстраивать причинно-следственные связи. Но при этом эмоции по-прежнему проявляются импульсивно — без контроля, резко и спонтанно.
Зачем развивать эмоциональный интеллект у ребенка
Развитие эмоционального интеллекта – это основа его навыков общения. Постепенно расширяя свои знания об эмоциях, причинах их возникновения, способах регулировки, ребенок учится лучше понимать себя и окружающих.
Также эмоциональный интеллект влияет и на умственное развитие, помогая лучше формироваться таким процессам, как память, внимание, усидчивость и мотивация.
А личные качества ребенка, связанные со знанием и пониманием эмоций, во взрослой жизни могут стать основой лидерских способностей.
На что влияет развитие эмоционального интеллекта у ребенка:
- Понимание своих эмоций и эмоций окружающих – помогает в установлении доверительных отношений с родителями и педагогами, формировании дружеских связей.
- Умение выражать и говорить о своих эмоциях – развивает самоконтроль и стрессоустойчивость. Эти навыки помогают ребенку в процессе адаптации к новым условиям (поход в детский сад, школу, смена образовательного учреждения, переезд).
- Различные формы проявления эмоций – развивают критическое и творческое мышление, что влияет на мотивацию к освоению новых знаний.
10 советов родителям, которые хотят развивать эмоциональный интеллект у себя и своих детей
1. Начните развивать эмоциональный интеллект сначала у себя, а потом уже у ребенка – помните, что дети являются маленькими «зеркальцами», которые отражают поведение и поступки взрослого.
2. Говорите ребенку честно и искренне о своих эмоциях и причинах их возникновения.
3. Не скрывайте своих эмоций от ребенка и называйте их своими словами.
4. Помогайте ребёнку находить разнообразные способы проживания эмоций и помните, что сложными и тяжелыми эмоциям являются не только злость и грусть. Радость тоже бывает сложной эмоцией, если ребенок не в силах справится с ее насыщенностью.
5. Используйте прием замедления – если ребенок испытывает сильную эмоцию, с которой самостоятельно не в силах справиться:
- уведите его с места, где он испытывает эту эмоцию
- присядьте с ребенком на один уровень
- поймайте контакт глаз
- проговорите, что вы видите эмоцию ребенка, понимаете, что он чувствует
- поддержите его в этом ощущении
- предложите найти выходы альтернативных решений, как можно поступить и как можно проявлять свои эмоции.
6. Знакомьте ребенка с эмоциями через игры и книги, соответствующие возрасту. Узнавайте у ребёнка, «какую эмоцию испытывает герой? Почему так могло произойти? В каких ситуациях ты испытываешь такие же эмоции? Что ты делаешь в таких случаях». Игры на изучение эмоции помогут понять природу и закономерность, позволяйте во время игры ребенку испытывать и проявлять свои эмоции: рычать и прыгать, топать и танцевать. Придумайте для каждой эмоции свой танец и подберите музыку, разрешите ребенку не стесняться своих эмоций и находить разнообразные способы их демонстрации.
7. Изучите прием контейнирования эмоций – так ребенок сможет доверять свои эмоции вам, а вы в свою очередь поможете пережить сильную и сложную эмоцию и найти причины, вызывающие ее. Прием контейнирования включает в себя: принятие детской эмоции с установлением тактильного контакта; проговаривание чувств ребёнка; связывание эмоции с ситуацией (помогаем ребёнку увидеть причину его эмоции); высказывание своего понимания чувств ребёнка. Ребёнку важно быть принятым и услышанным, тогда злость может перейти на слёзы тщетности и принятие ситуации самим ребёнком.
Пример: ребёнок не хочет уходить с детской площадки домой, злится, кричит или даже стучит по маме кулачками. Мама: присаживается на уровень глаз ребёнка, берет за руку или подглаживает его по спине и проговаривает «я вижу, как ты злишься, тебе не хочется заканчивать игру и идти домой. Я понимаю, как это грустно и может быть обидно. Но сейчас пришло время. Мы можем продолжить игру дома или прийти на площадку завтра и взять для твоей игры в пирата палку и ткань, так мы смастерим флаг». Продолжая удерживать с ребёнком тактильный контакт, мама разрешает ему сменить злость на грусть и может даже немного поплакать.
8. Эмоции ребенка нельзя игнорировать и отрицать.
9. Никогда не выносите оценочного мнения относительно эмоции ребенка (не говорите, что злиться плохо или плачут только девчонки), у эмоции обязательно должен быть выход, ваша задача научить ребенка делать это здоровым образом для себя и окружающих.
10. Обнимайте чаще своих детей!
Развитие эмоционального интеллекта у детей — это важный компонент воспитания, который заложит фундамент для их будущего социального и личностного развития. Овладение умением понимать и управлять своими эмоциями помогает ребенку не только в школьные годы, но и на протяжении всей жизни. Надеемся, что советы и методики, описанные в статье, окажутся полезными и помогут вам и вашему ребенку на пути к пониманию и гармонии в мире чувств. Развивая эмоциональный интеллект, мы воспитываем не только более успешных, но и более счастливых и уравновешенных личностей.