Найти в Дзене

Плохой спектакль. (?)

Как понять, что спектакль вам не понравился, и что с этим делать? Сегодня у нас есть возможность в один клик посмотреть уйму фильмов и сериалов, прочитать почти любую книгу (в том числе архивную), посетить спектакль или даже съездить в другой город, чтобы увидеть постановку своими глазами. Всё это развивает насмотренность, вкус и помогает лучше понять собственные предпочтения. Нет ничего приятнее, чем найти новый любимый фильм, книгу или открыть для себя талантливого режиссёра. Но что делать, если спектакль оказался провальным — по крайней мере, на ваш взгляд? *Рассмотрим ситуацию* Актёры в лохмотьях катаются по сцене, вместо привычной прозы звучат неровные стихотворные строки, а вместо декораций XIX века на сцене одиноко стоят кубы и узловатые ветки, торчащие из-за кулис. Судорожно поглядывая на часы, вы шуршите программкой, лихорадочно думая: «Сколько это будет продолжаться? Когда антракт? Что вообще здесь происходит?» И едва занавес закрывается, вы хватаете куртку и,

Как понять, что спектакль вам не понравился, и что с этим делать?

Сегодня у нас есть возможность в один клик посмотреть уйму фильмов и сериалов, прочитать почти любую книгу (в том числе архивную), посетить спектакль или даже съездить в другой город, чтобы увидеть постановку своими глазами. Всё это развивает насмотренность, вкус и помогает лучше понять собственные предпочтения. Нет ничего приятнее, чем найти новый любимый фильм, книгу или открыть для себя талантливого режиссёра.

Но что делать, если спектакль оказался провальным — по крайней мере, на ваш взгляд?

*Рассмотрим ситуацию*

Актёры в лохмотьях катаются по сцене, вместо привычной прозы звучат неровные стихотворные строки, а вместо декораций XIX века на сцене одиноко стоят кубы и узловатые ветки, торчащие из-за кулис. Судорожно поглядывая на часы, вы шуршите программкой, лихорадочно думая:

«Сколько это будет продолжаться? Когда антракт? Что вообще здесь происходит?»

И едва занавес закрывается, вы хватаете куртку и, не помня себя от ужаса (ваше чувство прекрасного оскорблено), выбегаете из театра. Отдышавшись через несколько сотен метров, вы снова обращаетесь к программке — праведный гнев не покидает вас:

«Что за безобразие? Деньги уплачены! За что, спрашивается?»

Яростно пробегая глазами по изящным формулировкам и описанию действия, вы натыкаетесь на фразу:

«Режиссёр осознанно уходит от классической постановки, взглянув на историю под совершенно иным углом…»

… (Окак)

К такому вы не были готовы.

Как избежать разочарования?

Перед покупкой билетов я всегда советую:

- изучить фото спектакля, посмотреть тизер,

- ознакомиться с аннотацией,

- прочитать отзывы зрителей.

Плохи ли осовремененные постановки? Конечно, нет. Могут ли они вам не понравиться? Безусловно.

Как понять, что спектакль плохой?
Как понять, что спектакль плохой?

Как понять, что спектакль плохой?

Во-первых, смиритесь: спектакль может быть плохим только для вас. Возможно, вы что-то недопоняли, не обратили внимание на важные детали или просто были не в настроении.

Во-вторых, если хотите разобраться, попробуйте следующее:

  • Изучите всю доступную информацию на сайте театра и в соцсетях.
  • Обратитесь к оригинальной пьесе (хотя это не всегда помогает).
  • Обсудите спектакль с кем-нибудь — свежий взгляд может перевернуть ваше восприятие.
  • Ознакомьтесь с мнением критиков и блогеров — даже если вы не согласны, альтернативная точка зрения полезна.
  • Запишите впечатления и вернитесь к ним позже — иногда нужно время, чтобы переосмыслить.
  • Прислушайтесь к себе — главное, чтобы произведение нашло отклик лично в вас.

Итак, мы выбрали путь страдания разбора пьесы.

Изучение информации

Прочитайте всё, что найдёте о спектакле: описание на сайте театра, посты в соцсетях, интервью режиссёра.

Обращение к оригиналу

Лично я стараюсь **не перечитывать** произведение перед просмотром — моё воображение часто создаёт слишком конкретные ожидания, которые мешают воспринимать постановку объективно. Лучше ограничиться кратким содержанием или аннотацией, а к первоисточнику вернуться **после** спектакля.

Обсуждение с кем-то

Для меня важно обсудить спектакль в антракте — это помогает проверить догадки, обменяться мнениями, теориями и первыми впечатлениями. Иногда чужой взгляд переворачивает восприятие, открывая то, что вы не заметили сами.

После просмотра мне нужно время, чтобы «переварить» впечатления. Первые эмоции могут быть обманчивы, а детальный разбор требует хотя бы пары часов.

Мнение критиков

«Что там говорят профессионалы?»

Открываете первую, вторую и третью, а лучше и четвёртую ссылки на рецензии, читаете рассуждения и разборы, где буквально препарируют этот несчастный спектакль. И вот вы уже сомневаетесь в собственной оценке.

Необязательно соглашаться с критиками, но их анализ помогает увидеть то, что вы могли упустить.

Записать впечатления и вернуться позже

Возможно, сейчас просто не время для этого спектакля? Зафиксируйте яркие и провальные, спорные и однозначные моменты, и … забудьте на время об этом.

Прислушаться к себе

Самый важный пункт.

Даже если все вокруг твердят, что спектакль (книга, фильм) — бездарность, но он откликается в вас , значит, он имеет право на существование. Даже если вы видите в нём не то, что задумывал автор.

Искусство создано, чтобы трогать.

А если спектакль вам не понравился, и вы готовы линчевать режиссёра, актёров и даже кассира (он тоже виноват!), помните:

Спектакль может быть плохим для вас — но спасением для кого-то другого.

У всех разная насмотренность, опыт и восприятие, но каждый чувствует фальшь.

Однако стоит оговориться: что мы рассматриваем плохой/хороший спектакль с точки зрения зрителя - на, пожалуй более чувственном, более, на мой взгляд, честном уровне восприятия.

Всем спасибо за внимание и, надеюсь, до новых встреч!

Азоль.