И снова я на туристическом маршруте в Брянской области. Снова - имение Брасово, точнее его Локотской конный завод. Вообще, официальная дата его основания - 1 февраля 1895 года. Но есть очень большой нюанс: в справочнике "Подробные сведения о конских заводах России доставленных в 1839 году" есть данные о конезаводе в имении В С. Апраксина в Брасове. Но конезавод "переехал" после волнении крестьян в селе Брасово (вместе с имением) в хутор Локоть, где уже имеются конный завод и казармы. Все это дает возможность предположить, что конный завод был основан 1831 году.
Вот такая давняя история у этого конезавода.
***
Владимир Степанович Апраксин был генерал-майором лейб-гвардии Конного полка. Наверное вполне будет понятна его тяга к лошадям и интерес к их разведению.
Его любовь к лошадям разделил его сын и наследник Виктор Владимирович, построивший новые конюшни на конезаводе в 1842 году. Тогда-то, можно сказать, и началась настоящая история Завода. А когда в 1846 году были приобретены три орловских рысака и арабский скакун началась и новая страница в разведении орловской породы уже в Локте.
Эти высокородные кони приносили хороший доход. На 11 сентября 1851 года, по данным сборника "Рысистые заводы в России", изданного в Санкт-Петербурге в 1884 году, в Локотском конезаводе для разведения орловских рысаков имелось четыре жеребца-производителя и 29 маток.
В 1853 году при Викторе Владимировиче Апраксине в конном заводе насчитывалось 110 лошадей рысистых и верховых. Граф был в дружеский отношениях с Иваном Сергеевичем Тургеневым, который нередко охотился на "Апраксинской даче" и упоминал "апраксинские места" в своих произведениях. Возможно для многих охот высокого гостя использовались Локотские кони.
При Викторе Владимировиче Апраксине в 70-х годах XIX века был построен сохранившийся до настоящего времени конный двор - главное сооружение завода. Здание конного завода было построено в духе раннего классицизма. Стены метровой толщины с двухэтажными башнями по углам, окольцевали конный двор и были похожи на крепость.
Но вскоре завод стал приходить в упадок.
В 1882 году, когда всё имение Брасово было приобретено императорской семьей, его владельцами стали Романовы. Первым его хозяином стал Великий князь Георгий. По его приказу в 1890-е годы здесь построили поперечный корпус, который разделил двор конезавода на две части.
После гибели брата, в 1899 году, Великий князь Михаил Александрович Романов, став владельцем имения, продолжил развитие конезавода.
По распоряжению Великого князя шло дальнейшее строительство помещений для конезавода. В середине внутреннего двора был построен корпус, соединивший два продольных. В итоге всё сооружение теперь представляет в плане правильный прямоугольник, вытянутый с севера на юг. Посередине конюшенного прямоугольника образованы два внутренних двора.
Великий князь был большим знатоком и любителем лошадей. Он серьезно занимался конным спортом, обучался в Петербургской офицерской кавалерийской школе. Был отличным спортсменом, результативным участником конных состязаний и просто любил поездки на лошадях по своему живописному имению.
Из отчета 1902 года узнаем, что конный завод в это время насчитывал 70 лошадей рысистой и полукровной породы всех возрастов, а также "упряжного сорта". Из них было 30 маток и 3 производителя. А согласно "Списка частных конских заводов России" 1904 года издания, имел более 60-ти голов лошадей, в том числе 20 маток и 2 жеребца-производителя. Выездные лошади Локотского конного завода пользовались большим спросом, особенно у сослуживцев великого князя.
Великий князь Михаил Романов прослужил в кавалерии почти 20 лет. Пользовался непререкаемым авторитетом среди подчиненных, так как знал свое дело на "отлично".
В годы первой мировой войны Великий князь Михаил Александрович был назначен командиром дивизии кавказских горцев ("Дикая дивизия"). За храбрость, благородство, любовь к лошадям горцы любили и уважали своего командира. После войны некоторые из них работали на Локотском заводе конюхами и наездниками. Этот факт подтверждают старожилы завода, вспоминая, что конюхами и наездниками чаще всего были черкесы, преданные Михаилу Романову. Они самоотверженно любили лошадей, хорошо за ними ухаживали, разводили чистопородных рысаков.
Надо сказать, что советская история Локотского конезавода совсем не радужная.
В мае 1919 года местные земельные органы решили возобновить работу конного завода. В Локоть пригнали лошадей из Луганского и Лопандинского конных заводов. Однако в октябре 1919 года в Локоть вошло конница генерала Деникина. Маточное поголовье успели эвакуировать в Жиздру, но часть лошадей угнали с собой деникинцы. После окончания гражданской войны небольшую часть истощенных лошадей вернули в Локоть, но из-за отсутствия кормов руководство конезавода вынужденно было раздать на прокорм лошадей крестьянам. К 1921 году розданных лошадей собрали, кроме того, привезли 11 лошадей из Карачева. Всего собрали 30 кобыл и основного жеребца по кличке "Алкоголь". От этого жеребца получено резвое потомство, которое представляло Локотской конный завод на ипподромах в те годы.
К огромному сожалению, в архивах довоенного периода мало сохранилось сведений и документов о работе конных заводов вообще. Однако известно, что Постановлением союзного Коневодсовхозтреста Локотскому конезаводу была определена специализация по разведению тяжеловозов - брабансонов со штатом 75 маток и общим поголовьем в 200 лошадей. Работу по рысистому коннозаводству взял на себя Смоленский завод.
Локотской конный завод был укомплектован брабансонским производящим составом из многих заводов страны. Наряду с производителями, рожденными в своей стране, использовался и ряд импортных жеребцов, наиболее известным из которых был Брабансон де Шенуа. Разведение тяжеловозов-брабансонов продолжалось до начала Великой Отечественной войны.
Чтобы спасти племенное конепоголовье в начале войны было принято решение эвакуировать лошадей в Тамбовскую область, где они попали в Моршанский и Юрьевский конные заводы.
А в начале октября 1941 года посёлок Локоть открыл очередную - надо сказать, крайне негативную - страницу в своей истории. Территория Локотского округа не просто была под немцами. Ею управляли предатели. Свои же жители, которые жестоко расправлялись с местным, несогласным с существующим положением дел, населением. По распоряжению обер-бургомистра особого Локотского округа и одновременно начальника бригады полиции частей РОНА Бронислава Каминского, бывшего инженера Локотского спиртзавода постройки бывшего госплемзавода были переданы под тюрьму.
В этой тюрьме действовала печально известная женщина-палач Антонина Макарова-Гинсбург ("Тонька-пулемётчица"). Б. Каминский Антонину принял лично. После недолгой беседы, назначил ее "исполнительницей приговоров" и определил ей плату за службу в 30 марок. Макаровой дали койку в комнате на конезаводе, где она ночевала и хранила пулемет. Партизан и людей, которых просто подозревали в чём-либо расстреливали недалеко от стен конезавода. До сих пор на северной стене внутреннего двора конного завода видны ямки от пуль, выпущенных немецкими карателями.
Посёлок Локоть был освобождён в начале сентября 1943 года. Однако тяжеловозное поголовье на завод возвращено не было. В октябре 1944 года на конезавод поступили кобылы из основных конных заводов. Это были кобылы "не модных", быстро прогрессировавших в тот период линий, но именно они стали фундаментом замечательного маточного состава восстанавливаемого Локотского конезавода. В архиве конного завода имеются карточки испытаний от 1947 года. Именно в это время завод снова начал заниматься разведением лошадей русской рысистой породы.
В создании собственного заводского типа он преуспел не менее, чем известнейшие хозяйства, начавшие углубленную племенную работу значительно раньше. Как и во многих конных заводах, прославившихся своим особым заводским стилем, Локотской конезавод обязан своими успехами выдающемуся зоотехнику Серафиму Афанасьевичу Елозину.
С. А. Елозина сменили Юрий Аркадьевич Жарков и Юрий Алексеевич Шатунов. С именами этих энтузиастов связанно создание новых линий в рысистом отечественном коневодстве, выведение новых пород, разведение русского рысака в Локотском конном заводе. С апреля 2003 года завод переходит в частные руки. С 2007 года к кличке лошади стали прибавлять приставку ЛОК. Это означало, что данная лошадь происхождением из Локотского конного завода.
С декабря 2011 года в ЗАО Локотской конный завод прибыла на должность начкона Неструева Людмила Анатольевна. Человек, увлечённый, любящий свою работу, старающийся не уронить марку завода. Сегодня в верховом отделении завода лошади разных пород : арабские, ганноверские, тракененские, ахалтекинские и спортивные помеси. А в главных конюшня стоят рысаки французской, американской, русской, орловской пород.
Сохранивший свои исторические архитектурные особенности и традиции Локотской конезавод сегодня - это уникальное сельскохозяйственное предприятие, добившееся выдающихся успехов в выращивании породистых русских рысаков. Кстати, как порода - русская рысистая - была зарегистрирована в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации только в 2007 году в качестве породы российской селекции. Локотской завод известен теперь не только в России, но и во многих странах мира, где его честь достойно защищают рысаки на соревнованиях Большого Всероссийского приза Дерби, на Центральном Московском ипподроме и на других ипподромах России.
Ежегодно, в канун Дня освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков проводятся скачки на приз Губернатора Брянской области. Эти традиционные состязания собирают спортсменов и любителей коневодства не только из нашей области. Приезжают спортсмены и из других регионов нашей страны.
***
Ну и, конечно, хочется сказать об экскурсионной составляющей, которая теперь также присутствует на Локотском конезаводе.
Конный завод в посёлке Локоть Брасовского района в Брянской области признан одним из интересных мест для экотуризма - посетителей сюда привлекает доступность маршрута и приемлемые цены, исторические экскурсы и возможность пообщаться с лошадьми. Во время обзорной двухчасовой экскурсии можно прогулять по всей территории знаменитого завода, посетив старые царские конюшни и современные корпуса, а также музей истории и славы предприятия.
А ещё здесь проводят праздники. И летом, и даже зимой. Это же самое настоящее чудо увидеть своими глазами русскую тройку!
А джигитовка, которую показывают наездники?
Лошади из местных конюшен – самые резвые и быстрые в стране. Кстати, известную любителям конного спорта Премьеру Лок по итогам 2021 года члены жюри единогласно назвали лучшей лошадью года призовых рысистых пород старшего возраста.
В настоящее время на Локотском конезаводе разводят и выращивают высокопородных рысаков международного класса. А сам завод является хозяйством, давшим больше всего жеребцов-рекордистов русской рысистой породы. А именно: 35 рекордов из 109 установили жеребцы этого предприятия. Из 82 жеребцов-рекордистов 22 - "произведения" Локотского конного завода.
В настоящее время Локотской конезавод является частным.
***
По данным интернета и СМИ Локотской конный завод имеет сегодня поголовье более 200 лошадей. Слава конного завода, расположенного в поселке Локоть Брасовского района Брянской области у реки Неруссы, притока Десны - можно сказать восстановлена.
А посёлок Локоть стал частью знаменитого "Императорского маршрута".
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!