Найти в Дзене

"Императорский маршрут". 40. Локотской конный завод

И снова я на туристическом маршруте в Брянской области. Снова - имение Брасово, точнее его Локотской конный завод. Вообще, официальная дата его основания - 1 февраля 1895 года. Но есть очень большой нюанс: в справочнике "Подробные сведения о конских заводах России доставленных в 1839 году" есть данные о конезаводе в имении В С. Апраксина в Брасове. Но конезавод "переехал" после волнении крестьян в селе Брасово (вместе с имением) в хутор Локоть, где уже имеются конный завод и казармы. Все это дает возможность предположить, что конный завод был основан 1831 году. Вот такая давняя история у этого конезавода. *** Владимир Степанович Апраксин был генерал-майором лейб-гвардии Конного полка. Наверное вполне будет понятна его тяга к лошадям и интерес к их разведению. Его любовь к лошадям разделил его сын и наследник Виктор Владимирович, построивший новые конюшни на конезаводе в 1842 году. Тогда-то, можно сказать, и началась настоящая история Завода. А когда в 1846 году были приобретены три

И снова я на туристическом маршруте в Брянской области. Снова - имение Брасово, точнее его Локотской конный завод. Вообще, официальная дата его основания - 1 февраля 1895 года. Но есть очень большой нюанс: в справочнике "Подробные сведения о конских заводах России доставленных в 1839 году" есть данные о конезаводе в имении В С. Апраксина в Брасове. Но конезавод "переехал" после волнении крестьян в селе Брасово (вместе с имением) в хутор Локоть, где уже имеются конный завод и казармы. Все это дает возможность предположить, что конный завод был основан 1831 году.

Вот такая давняя история у этого конезавода.

***

Владимир Степанович Апраксин. 1832 г. Акварель П. Соколова
Владимир Степанович Апраксин. 1832 г. Акварель П. Соколова

Владимир Степанович Апраксин был генерал-майором лейб-гвардии Конного полка. Наверное вполне будет понятна его тяга к лошадям и интерес к их разведению.

Виктор Владимирович Апраксин
Виктор Владимирович Апраксин

Его любовь к лошадям разделил его сын и наследник Виктор Владимирович, построивший новые конюшни на конезаводе в 1842 году. Тогда-то, можно сказать, и началась настоящая история Завода. А когда в 1846 году были приобретены три орловских рысака и арабский скакун началась и новая страница в разведении орловской породы уже в Локте.

Эти высокородные кони приносили хороший доход. На 11 сентября 1851 года, по данным сборника "Рысистые заводы в России", изданного в Санкт-Петербурге в 1884 году, в Локотском конезаводе для разведения орловских рысаков имелось четыре жеребца-производителя и 29 маток.

В 1853 году при Викторе Владимировиче Апраксине в конном заводе насчитывалось 110 лошадей рысистых и верховых. Граф был в дружеский отношениях с Иваном Сергеевичем Тургеневым, который нередко охотился на "Апраксинской даче" и упоминал "апраксинские места" в своих произведениях. Возможно для многих охот высокого гостя использовались Локотские кони.

При Викторе Владимировиче Апраксине в 70-х годах XIX века был построен сохранившийся до настоящего времени конный двор - главное сооружение завода. Здание конного завода было построено в духе раннего классицизма. Стены метровой толщины с двухэтажными башнями по углам, окольцевали конный двор и были похожи на крепость.

Старое фото взяла специально. Теперь зп высоким зелёным забором само строение не видно, хотя и выглядит более цивильно. Фото из открытых источников интернет.
Старое фото взяла специально. Теперь зп высоким зелёным забором само строение не видно, хотя и выглядит более цивильно. Фото из открытых источников интернет.

Но вскоре завод стал приходить в упадок.

Великий князь Георгий Александрович
Великий князь Георгий Александрович

В 1882 году, когда всё имение Брасово было приобретено императорской семьей, его владельцами стали Романовы. Первым его хозяином стал Великий князь Георгий. По его приказу в 1890-е годы здесь построили поперечный корпус, который разделил двор конезавода на две части.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

После гибели брата, в 1899 году, Великий князь Михаил Александрович Романов, став владельцем имения, продолжил развитие конезавода.

По распоряжению Великого князя шло дальнейшее строительство помещений для конезавода. В середине внутреннего двора был построен корпус, соединивший два продольных. В итоге всё сооружение теперь представляет в плане правильный прямоугольник, вытянутый с севера на юг. Посередине конюшенного прямоугольника образованы два внутренних двора.

Великий князь Михаил с сыном на лошади Локотского конезавода.
Великий князь Михаил с сыном на лошади Локотского конезавода.

Великий князь был большим знатоком и любителем лошадей. Он серьезно занимался конным спортом, обучался в Петербургской офицерской кавалерийской школе. Был отличным спортсменом, результативным участником конных состязаний и просто любил поездки на лошадях по своему живописному имению.

Из отчета 1902 года узнаем, что конный завод в это время насчитывал 70 лошадей рысистой и полукровной породы всех возрастов, а также "упряжного сорта". Из них было 30 маток и 3 производителя. А согласно "Списка частных конских заводов России" 1904 года издания, имел более 60-ти голов лошадей, в том числе 20 маток и 2 жеребца-производителя. Выездные лошади Локотского конного завода пользовались большим спросом, особенно у сослуживцев великого князя.

Великий князь Михаил Романов прослужил в кавалерии почти 20 лет. Пользовался непререкаемым авторитетом среди подчиненных, так как знал свое дело на "отлично".

Кабардинцы "Дикой дивизии" с Великим князем Михаилом Александровичем. Фото из открытых источников интернет
Кабардинцы "Дикой дивизии" с Великим князем Михаилом Александровичем. Фото из открытых источников интернет

В годы первой мировой войны Великий князь Михаил Александрович был назначен командиром дивизии кавказских горцев ("Дикая дивизия"). За храбрость, благородство, любовь к лошадям горцы любили и уважали своего командира. После войны некоторые из них работали на Локотском заводе конюхами и наездниками. Этот факт подтверждают старожилы завода, вспоминая, что конюхами и наездниками чаще всего были черкесы, преданные Михаилу Романову. Они самоотверженно любили лошадей, хорошо за ними ухаживали, разводили чистопородных рысаков.

Надо сказать, что советская история Локотского конезавода совсем не радужная.

В мае 1919 года местные земельные органы решили возобновить работу конного завода. В Локоть пригнали лошадей из Луганского и Лопандинского конных заводов. Однако в октябре 1919 года в Локоть вошло конница генерала Деникина. Маточное поголовье успели эвакуировать в Жиздру, но часть лошадей угнали с собой деникинцы. После окончания гражданской войны небольшую часть истощенных лошадей вернули в Локоть, но из-за отсутствия кормов руководство конезавода вынужденно было раздать на прокорм лошадей крестьянам. К 1921 году розданных лошадей собрали, кроме того, привезли 11 лошадей из Карачева. Всего собрали 30 кобыл и основного жеребца по кличке "Алкоголь". От этого жеребца получено резвое потомство, которое представляло Локотской конный завод на ипподромах в те годы.

К огромному сожалению, в архивах довоенного периода мало сохранилось сведений и документов о работе конных заводов вообще. Однако известно, что Постановлением союзного Коневодсовхозтреста Локотскому конезаводу была определена специализация по разведению тяжеловозов - брабансонов со штатом 75 маток и общим поголовьем в 200 лошадей. Работу по рысистому коннозаводству взял на себя Смоленский завод.

Лошадь породы Брабансон. Фото из открытых источников интернет
Лошадь породы Брабансон. Фото из открытых источников интернет

Локотской конный завод был укомплектован брабансонским производящим составом из многих заводов страны. Наряду с производителями, рожденными в своей стране, использовался и ряд импортных жеребцов, наиболее известным из которых был Брабансон де Шенуа. Разведение тяжеловозов-брабансонов продолжалось до начала Великой Отечественной войны.

Чтобы спасти племенное конепоголовье в начале войны было принято решение эвакуировать лошадей в Тамбовскую область, где они попали в Моршанский и Юрьевский конные заводы.

Брасово в годы оккупации. Фото из открытых источников интернет
Брасово в годы оккупации. Фото из открытых источников интернет

А в начале октября 1941 года посёлок Локоть открыл очередную - надо сказать, крайне негативную - страницу в своей истории. Территория Локотского округа не просто была под немцами. Ею управляли предатели. Свои же жители, которые жестоко расправлялись с местным, несогласным с существующим положением дел, населением. По распоряжению обер-бургомистра особого Локотского округа и одновременно начальника бригады полиции частей РОНА Бронислава Каминского, бывшего инженера Локотского спиртзавода постройки бывшего госплемзавода были переданы под тюрьму.

В этой тюрьме действовала печально известная женщина-палач Антонина Макарова-Гинсбург ("Тонька-пулемётчица"). Б. Каминский Антонину принял лично. После недолгой беседы, назначил ее "исполнительницей приговоров" и определил ей плату за службу в 30 марок. Макаровой дали койку в комнате на конезаводе, где она ночевала и хранила пулемет. Партизан и людей, которых просто подозревали в чём-либо расстреливали недалеко от стен конезавода. До сих пор на северной стене внутреннего двора конного завода видны ямки от пуль, выпущенных немецкими карателями.

Посёлок Локоть был освобождён в начале сентября 1943 года. Однако тяжеловозное поголовье на завод возвращено не было. В октябре 1944 года на конезавод поступили кобылы из основных конных заводов. Это были кобылы "не модных", быстро прогрессировавших в тот период линий, но именно они стали фундаментом замечательного маточного состава восстанавливаемого Локотского конезавода. В архиве конного завода имеются карточки испытаний от 1947 года. Именно в это время завод снова начал заниматься разведением лошадей русской рысистой породы.

В создании собственного заводского типа он преуспел не менее, чем известнейшие хозяйства, начавшие углубленную племенную работу значительно раньше. Как и во многих конных заводах, прославившихся своим особым заводским стилем, Локотской конезавод обязан своими успехами выдающемуся зоотехнику Серафиму Афанасьевичу Елозину.

С. А. Елозина сменили Юрий Аркадьевич Жарков и Юрий Алексеевич Шатунов. С именами этих энтузиастов связанно создание новых линий в рысистом отечественном коневодстве, выведение новых пород, разведение русского рысака в Локотском конном заводе. С апреля 2003 года завод переходит в частные руки. С 2007 года к кличке лошади стали прибавлять приставку ЛОК. Это означало, что данная лошадь происхождением из Локотского конного завода.

С декабря 2011 года в ЗАО Локотской конный завод прибыла на должность начкона Неструева Людмила Анатольевна. Человек, увлечённый, любящий свою работу, старающийся не уронить марку завода. Сегодня в верховом отделении завода лошади разных пород : арабские, ганноверские, тракененские, ахалтекинские и спортивные помеси. А в главных конюшня стоят рысаки французской, американской, русской, орловской пород.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Сохранивший свои исторические архитектурные особенности и традиции Локотской конезавод сегодня - это уникальное сельскохозяйственное предприятие, добившееся выдающихся успехов в выращивании породистых русских рысаков. Кстати, как порода - русская рысистая - была зарегистрирована в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации только в 2007 году в качестве породы российской селекции. Локотской завод известен теперь не только в России, но и во многих странах мира, где его честь достойно защищают рысаки на соревнованиях Большого Всероссийского приза Дерби, на Центральном Московском ипподроме и на других ипподромах России.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет
Замбира Лок. Фото из открытых источников интернет
Замбира Лок. Фото из открытых источников интернет

Ежегодно, в канун Дня освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков проводятся скачки на приз Губернатора Брянской области. Эти традиционные состязания собирают спортсменов и любителей коневодства не только из нашей области. Приезжают спортсмены и из других регионов нашей страны.

Скачки на приз Губернатора Брянской области. Фото из открытых источников интернет.
Скачки на приз Губернатора Брянской области. Фото из открытых источников интернет.

***

Ну и, конечно, хочется сказать об экскурсионной составляющей, которая теперь также присутствует на Локотском конезаводе.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Конный завод в посёлке Локоть Брасовского района в Брянской области признан одним из интересных мест для экотуризма - посетителей сюда привлекает доступность маршрута и приемлемые цены, исторические экскурсы и возможность пообщаться с лошадьми. Во время обзорной двухчасовой экскурсии можно прогулять по всей территории знаменитого завода, посетив старые царские конюшни и современные корпуса, а также музей истории и славы предприятия.

В зале музея конезавода. Фото из открытых источников интернет
В зале музея конезавода. Фото из открытых источников интернет

А ещё здесь проводят праздники. И летом, и даже зимой. Это же самое настоящее чудо увидеть своими глазами русскую тройку!

фото из открытых источников интернет.
фото из открытых источников интернет.

А джигитовка, которую показывают наездники?

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Лошади из местных конюшен – самые резвые и быстрые в стране. Кстати, известную любителям конного спорта Премьеру Лок по итогам 2021 года члены жюри единогласно назвали лучшей лошадью года призовых рысистых пород старшего возраста.

В настоящее время на Локотском конезаводе разводят и выращивают высокопородных рысаков международного класса. А сам завод является хозяйством, давшим больше всего жеребцов-рекордистов русской рысистой породы. А именно: 35 рекордов из 109 установили жеребцы этого предприятия. Из 82 жеребцов-рекордистов 22 - "произведения" Локотского конного завода.

В настоящее время Локотской конезавод является частным.

***

Фотография из открытых источников интернет
Фотография из открытых источников интернет

По данным интернета и СМИ Локотской конный завод имеет сегодня поголовье более 200 лошадей. Слава конного завода, расположенного в поселке Локоть Брасовского района Брянской области у реки Неруссы, притока Десны - можно сказать восстановлена.

А посёлок Локоть стал частью знаменитого "Императорского маршрута".

Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!