В 1930-х годах тема полета была настолько модной, что дизайн некоторых автомобилей создавал впечатление летающих аппаратов. Но ездили они, конечно, только по земле.
Идея аэромобиля, который может и ездить, и летать, не оставляла с тех пор воображение конструкторов и дизайнеров.
И вот - свежий образец инженерно--дизайнерской мысли, причем совершенно реальный. Можно не только посмотреть картинки, но и сделать заказ на 2026 год (цена, правда, как у небольшого самолета, однако за такое чудо и заплатить не жалко).
Аэромобиль - детище фирмы Klein Vision, базирующейся в маленькой, уютной, мирной Словакии. Впрочем, в 21 веке величие страны определяется не размерами безлюдных или заброшенных территорий, по которым бродят голодные медведи, и не количеством дворцов у правителей, а способностью совершать научные и технологические прорывы.
AirCar спроектирован как двухместное транспортное средство. В режиме автомобиля аппарат весом всего 800 кг разгоняется до 200 км/ч. Его габариты – 2 м в ширину, 5,8 м в длину и 1,8 м в высоту.
После нажатия специальной кнопки из корпуса выезжают крылья, размах которых достигает 8,2 м, и хвост длиной до 7 м для оптимального распределения веса и лучшего управления. Аэромобиль способен подниматься на высоту до 3 км, хотя большинство пилотов, по мнению создателей, будет оставаться на уровне около 700 м. Крейсерская скорость в воздухе достигает 250 км/ч. (автор описания: Дмитрий Медведев - журналист, а не тёзка).
Klein - вовсе не Маленький!
Фирма носит фамилию своего основателя - изобретателя Стефана Кляйна (или Клейна?). Пожалуй, всё-таки "Клейн", поскольку он все-таки не немец и не австриец, да и австрийцы нередко произносят дифтонг ei именно так.
Он - словак (хотя фамилия звучит как немецкая и значит "Маленький"), в 1983 закончил Словацкий Технологический университет, затем учился в Академии изящных искусств и дизайна и в Школе изящных искусств и дизайна в Сен-Этьене, во Франции (1993). С 2005 - приглашенный профессор в Школе искусств Макинтоша в Глазго.
Мечтой скрестить автомобиль с самолетом одержим уже лет двадцать.
В 1989 году он защитил диссертацию, в которой представил концепт аэрокара, названного тогда Аэромобиль-1.
В 1996 году он создал Аэромобиль-2. Успешно летал! Сейчас машина хранится в Музее авиации в Кожице, в Словакии.
Нынешний аэрокар начал разрабатываться с 2016 года.
Прототип нынешнего гибрида был успешно протестирован в октябре 2019 года.
Стефан Клейн обожает летать. Вместе с братом и несколькими друзьями он создал частную компанию - AirExplore charter airline company, и имеет солидный опыт полетов: 1200 часов на малом самолете, более 3000 часов - на глайдере.
В общем, серьезный человек, а не бумажный прожектёр. Клейн сотрудничает с такими фирмами, как Audi, Volkswagen и BMW.
Ну, Заяц, погоди!
Фирма Klein Vision была создана в 2017 году.
Со-основателем Клейна стал его друг Антон Заяц (Zajac). Они вместе энергично взялись за дело и оформили 12 патентов на изобретения, касающиеся трансформации автомобиля в самолет и наоборот.
Заяц - не просто инвестор. Он имеет физико-математическое образование (Университет Братиславы) и защитил докторскую диссертацию по квантовой теории. Более 10 лет работал как физик-теоретик. Опубликовал немало научных статей.
С 1999 активно занялся предпринимательством, основав фирму ESET LLC в Сан-Диего (США), производящую софт.
Так что в Klein Vision он играет роль не только партнера по бизнесу, но и научного консультанта.
Кстати, если кому интересно: аэромобиль можно заказать не только в серебристом или белом свете, но и в красненьком.
Так же, как футуристический рояль, о котором я недавно писала.
Будущее - уже здесь. И это не фантастика.
Мечта и реальность
Другое дело, может ли аэрокар вписаться в нашу довольно косную и сильно зарегламентированную реальрность. В российскую, конечно, точно не может (над Москвой сейчас даже детский воздушный змей не запустишь, не то что летающий автомобиль). Но и в маленькой Словакии, и в густонаселенной Западной Европе использование такого средства передвижения должно столкнуться с реальными проблемами.
Как говорится, "съесть-то он съест, да кто ж ему даст?"
Допустим, захочет Заяц слетать из Братиславы в Вену. Кто ему даст разрешение на полет в таком воздушно активном пространстве? Где он будет приземляться? На аэродроме Швехат? Мешая серьезным воздушным судам? На маленьком частном аэродроме? Но тогда до Вены потом придется добираться довольно долго. Проще скататься на поезде или автобусе. Из центра в центр. Без хлопот.
Возможно, Клейн и Заяц рассчитывают скорее на рынок США, где много частных аэродромов и много частных маленьких самолетов, а жд развита не очень, и легче добраться из одного городка или поселка в другой на автомобиле или какой-нибудь Сессне.
К тому же лететь на аэрокаре можно только вдвоем. Семейная вылазка не получится. И насколько это рентабельно?.. Если, конечно, рассматривать машину как рабочую, для облета территорий, то, наверное, двух мест хватит. Но дешевле послать дрон с камерой, чем людей на такой дорогой диковинке.
И все равно ведь красиво.
Молодцы, словаки.
А великие державы могут пить кефир, заедая развесистой клюквой.
--
Мне интересны все эти компактные летательные аппараты, поскольку герои моей космооперы "Хранительница" постоянно перемещаются по воздуху благословенной планеты Тиатара на флаерах, описание которых я не конкретизирую. Но полагаю, что они могут быть разных моделей - в том числе гибридными, как аэрокар.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.
Авторские аудиверсии семи книг есть на Литмаркете и Литсовете. Первые четыре - бесплатно.