Найти в Дзене
Изба - Читальня

Образцовый роман жанра weird fiction (странная фантастика)

Я редко покупаю книги по обложке. Еще реже я покупаю книги совершенно неизвестных мне авторов. Во-первых, мои читательские планы расписаны на годы вперед (может, десятилетия), а во-вторых, цены на печатные (да и электронные) издания нынче уберегают от спонтанных покупок. Но пару лет назад по какой-то странной прихоти я приобрела именно такую "темную лошадку". Не помню, чем руководствовалась, может красивой обложкой, может загадочным именем и импозантной внешностью автора, но из книжного тогда ушла с "Кракеном" Чайны Мьевиля. Так я познакомилась с wierd fiction, или странной фантастикой. К слову, теперь, когда в моей библиотеке уже половина написанного британским фантастом, наличие его книг стало для меня маркером книжного. Даже если магазин огромный, но в его ассортименте отсутствуют книги Мьевиля, делать в этом книжном нечего. Если Вы опытный книголюб берите мою методу на вооружение, Вашему изысканному вкусу такой магазин не угодит. Термин weird fiction вошел в обиход относитель
Источник: https://ar.pinterest.com/pin/633387443054196/
Источник: https://ar.pinterest.com/pin/633387443054196/

Я редко покупаю книги по обложке. Еще реже я покупаю книги совершенно неизвестных мне авторов. Во-первых, мои читательские планы расписаны на годы вперед (может, десятилетия), а во-вторых, цены на печатные (да и электронные) издания нынче уберегают от спонтанных покупок. Но пару лет назад по какой-то странной прихоти я приобрела именно такую "темную лошадку". Не помню, чем руководствовалась, может красивой обложкой, может загадочным именем и импозантной внешностью автора, но из книжного тогда ушла с "Кракеном" Чайны Мьевиля. Так я познакомилась с wierd fiction, или странной фантастикой.

Фото автора канала
Фото автора канала

К слову, теперь, когда в моей библиотеке уже половина написанного британским фантастом, наличие его книг стало для меня маркером книжного. Даже если магазин огромный, но в его ассортименте отсутствуют книги Мьевиля, делать в этом книжном нечего. Если Вы опытный книголюб берите мою методу на вооружение, Вашему изысканному вкусу такой магазин не угодит.

Термин weird fiction вошел в обиход относительно недавно. К современным авторам, работающим в этом жанре, помимо Мьевиля относят также Нила Геймана и Стивена Кинга (что, на мой взгляд, спорно), но первопроходцем странной фантастики, безусловно, был Говард Лавкрафт.

В истинной Странной истории есть нечто большее, чем тайное убийство, окровавленные кости или простыня с гремящими цепями. В них определённо ощутима атмосфера беспредельного и необъяснимого ужаса перед внешними и неведомыми силами; и должен быть зловещий намек, высказанный всерьез, как и приличествует предмету, на самую ужасную мысль человека — о страшной и реальной приостановке или низвержение тех непреложных законов Природы, которые являются нашей единственной защитой против хаоса и демонов запредельного космоса.

Г. Лавкрафт, "Сверхъестественный ужас в литературе"

Фото автора канала
Фото автора канала

В наше время у избалованного читателя очень непросто вызвать ощущение "беспредельного и необъяснимого ужаса". Но вопрос-восклицание "А что, так можно было?!" не покидал меня на протяжении всего романа "Кракен". Автор замешивает городское фэнтези, детектив, боевик и откровенную дичь, а на выходе получает потрясающий литературный винегрет, оторваться от которого невозможно.

Добавляет интриги и сама личность автора. Урожденный британец с необычным именем "Китай" - убежденный марксист и троцкист. Левые взгляды Мьевиля ярко прослеживаются в романе "Железный совет" и "Октябрь" (нон-фикшн о Революции 1917 года), но и в Кракене присутствует характерная политическая нотка: мелкие духи- фамильяры объединяются в профсоюзы, отказываются помогать своим хозяевам и устраивают забастовки.

Фото автора канала
Фото автора канала

"Кракен" - это канонический пример странного фэнтези.

Во-первых, мир, в котором разворачивается действие романа, не похож ни на один из описанных миров. То, что твориться в Лондоне Чайны Мьевиля, не подчиняется никаким физическим или магическим законам :) (А что, так можно было?!).

Во-вторых, в произведении прослеживаются разом несколько традиционных жанров: городское фэнтези, экшн, детектив, хоррор. Эклектичность - основа weird fiction.

И в-третьих, даже из названия явствует отсылка к великому и ужасном Лавкрафту с его Ктулху и прочими обладателями щупалец. Некоторые литературоведы и вовсе наличие последних считают неотъемлемым атрибутом странной фантастики.

А в-четвертых, это действительно отличная интересная книга. Если Вы "наелись" фэнтези и фантастики, или Вам просто захотелось чего-то этакого, то "Кракен" Вас точно не разочарует.