Хорошая вещь полный метр - выбрал время раз в неделю, глянул и свободен. Сериалы - дело другое: муторно это и времени вагон нужен. Поэтому их обычно не смотрю. Но давно уже хотелось глянуть что-то драматичное, костюмное, романтическо-героическое. "Три мушкетера" Юнгвальд-Хилькевича со всеми продолжениями, при всем уважении к мастеру, поднадоели, а романы Дюма - еще нет. И вспомнил я про два проекта из 1990-х Сергея Жигунова. Там же ведь романтики, героики и всяческих красивостей хоть ложкой ешь! "Королеву Марго" смотрел еще пацаном, когда вышла, а на "Графиню де Монсоро" попадал урывками в нулевые и десятые. В этот раз собрался с духом и посмотрел "Королеву..." на прошлые майские, а "Графиню..." - на эти. Так даже лучше: события сериалов тоже разделяет время. Теперь пришла охота поделиться впечатлениями и размышлениями.
Исторический контекст
Куда ж без истории-то? По-моему, это и важно, и просто любопытно. Постараюсь не душнить.
Действие книг и сериалов проходит во Франции второй половины XVI века во время религиозных войн и заката династии Валуа. Суть войн здесь в затяжном конфликте между католиками и гугенотами - французскими протестантами-кальвинистами.
Гугеноты хотели обновления церкви. Они были против продажи индульгенций, фиксации на обрядах и власти Папы Римского. Католики у власти гугенотов за это, конечно, невзлюбили и в августе 1572-го устроили им Варфоломеевскую ночь.
В Париже тогда вырезали 3000 человек, а если считать по всей стране - от 5000 до 30 000. Жесть в общем.
Гизы - дальние родственники дома Валуа - под прикрытием религиозного благочестия и войн с гугенотами пытались занять престол. Но у них выходило только подстрекать к резне, интриговать и женить Генриха III на своей родственнице.
Пытался захватить престол и супруг Маргариты Валуа - король Наварры - маленького королевства на юго-востоке страны. Спойлер: у него даже получилось. Генрих Наваррский стал первым Бурбоном и принял католичество, потому что, якобы, по его словам, цель оправдывает средства "Париж стоит мессы". Только мессы ему-гугеноту и не хватало, ага.
Ничего бы у Генриха Наваррского может и не вышло, будь у последних Валуа хоть какие-то прямые наследники. Но дому Валуа со всеми их дворцовыми интригами и политикой было, похоже, не до детей. Хотя Карлу IX, с одобрения которого Гизы устроили Варфоломеевскую ночь, таки было до: от него произошел целый герцог Ангулемский - пэр Франции, участник Тридцатилетней войны, но бастард.
Похоже, коварная и хитрая Екатерина Медичи - мать Карла IX, Генриха III, герцога Франсуа Анжуйского и королевы Маргариты Наваррской - старалась зря. Лучше бы озаботилась воспитанием потомства, а не количеством. К тому же королева-мать, вроде как, умудрилась нечаянно насмерть отравить книгой своего и без того слабого здоровьем сына Карла. Тот с интересом читал, слюнявя пальцы и стараясь разлепить слипшиеся от яда страницы в свои неполные 24...
А еще у Генриха III и Франсуа Анжуйского - были миньоны - фавориты - что-то среднее между первыми министрами и личной охраной. Из их персоналий Дюма вылепил немало забавных, полных юмора и приключений, страниц для своей "Графини де Монсоро".
Вот это-то, полное интриг, войн и дуэлей время, и отразили оба сериала.
Производство и закулисье
Процесс производства был небыстрым. В 1993-м начали писать сценарий. "Королева..." вышла в 1996-м, а "Графиня..." - в 1998-м, хотя оба сериала снимали параллельно. Продюсер Сергей Жигунов подошел к процессу по-голливудски: создал две полноценные команды, поставил задачу, за пять лет ее решил и все окупил.
Жигунов реально заморочился. В суровые 1990-е он занял у банков $8 000 000 на съемки. На эти деньги, среди прочего, были созданы интерьеры и костюмы, очень точно отражавшие время и место действия. Замки снимали в Чехии - в Праге и в городке неподалеку от нее с домами XV—XVI веков постройки. Заметно, что деньги были потрачены не зря.
Сергей Жигунов привлек к участию в проектах известнейших актеров - Юрского, Боярского, Караченцова, Харатьяна. Он сделал концентрацию "звезд" максимальной в "Королеве...", поскольку она выходила первой и ставка была на нее. В "Графине..." уже засветился талантливый "молодняк": Домогаров, Дворжецкий, Долинский, Марьянов.
Жигунов сделал фильмы в формате мыльных опер затем, чтобы охватить максимально широкую аудиторию. Он предполагал, что смотреть будут не только домохозяйки. Для их детей и супругов в сериалах припасли зрелищные бои на шпагах, коней и крепости. Ну и, опять же, романы Дюма - благодатный источник закрученных сюжетов - снимай не хочу. Однако, телезрители, по словам Жигунова, после выпуска "Королевы..." оказались другого мнения:
Тем, кому за сорок, — нравится. Их устраивает несколько замедленный темп, классический подход к реалиям эпохи, костюмы, декорации. Мне хотелось, чтобы у этого фильма аудитория была несколько моложе, но те, кому тридцать и меньше, считают, что слишком медленно. А маленькие дети говорят, что скучно.
Как по мне, сериалы вышли совсем не затянутыми. Хотя в детстве смотреть "Королеву..." было и впрямь скучновато. Еще иногда возникало ощущение, что политических интриг многовато. Ну так время было такое! Наконец, не боевик же снимали, а кино по мотивам тех самых романов.
На съемках таких масштабных и долгих сериалов актеры не выдерживали:
Наши артисты оказались не готовыми к тем драматургическим объемам, которые им пришлось осваивать в жесточайшем режиме производства сериала. Потом, кроме физической усталости, начинается усталость от роли. Певцова в конце съемок так раздражал Генрих Наваррский, что, когда запускали «Сорок пять», он бегал и кричал: «Я в продолжении играть не буду! Убей меня — не буду больше играть этого человека, я его ненавижу, он меня раздражает, больше видеть всего этого не могу, этих костюмов, эти воротники».
Съемки "Графини..." велись с большими перерывами: три месяца съемок - месяц простоя... Но такой ритм не расхолаживал актеров, а, наоборот, держал в напряжении. Тем более в то трудное время, когда артисты всех мастей страдали от невостребованности.
С Харатьяном Жигунов на съемках реально рассорился:
Мы очень дружили, но когда люди очень сильно дружат, они иногда очень сильно ссорятся. За десять лет мы все меняемся, и только привыкаешь к одному в человеке, — он становится другим, кровь обновляется, начинаешь дружить как будто с новым человеком. Это случается раз, два, три, а в четвертый не получается. Потом, очень попортили человеческие чувства отношения «работодатель-артист». Тяжело быть продюсером собственных друзей, товарищей, знакомых. Психологически сложно заставлять их делать то, чего они не хотят, говорить с ними о деньгах, которые они должны получить и которых у тебя, может быть, нет, а они хотят вот столько... Мое отношение ко многим людям очень сильно разрушила необходимость говорить с ними о деньгах.
Актерский состав
Актеров на роли персонажей Дюма, как уже отметил, подобрали изумительно. Поначалу кажется, что представители правящей династии, в отличие от реальных прототипов, не очень-то похожи между собой. Однако, стоит приглядеться и окажется, что у Ефремова, Дворжецкого и Добровольской есть неуловимое внешнее сходство, а Козаков берет аристократизмом и манерами.
Васильева в роли Екатерины Медичи исключительна. Анастасия Вертинская, которая сама отказалась от этой роли, привнесла бы, возможно, больше внешнего сходства с "детьми", но не факт, что столько же надменности и коварства, сколько Васильева.
"Графиню..." украшает роль Горбунова (Шико). Он, как по мне, идеально вписался в образ остроумного королевского шута и одного из лучших фехтовальщиков королевства. Сериал стоит посмотреть только ради его уморительных диалогов с Дворжецким (Генрих III) и Долинским (Горанфло).
Харатьян на очередную роль героя-любовника согласился только из-за уговоров Жигунова. С задачей он, разумеется, справился, но в роли злодея-интригана смотрелся бы, возможно, интереснее.
Работа Габриэллы Мариани (графиня де Монсоро) получилась может быть чуть хуже, чем ожидали зрители. В Сети немало отрицательных отзывов, но, по-моему, актриса с ролью справилась.
Персонаж самого Жигунова - Аннибал де Коконнас - из канвы "Королевы..." как будто нарочно выбивается: он туповатый, веселый, забавный. Без него фильм был бы слишком серьезен.
Роли второго плана и эпизоды тоже вышли блистательными. Трактирщики в исполнении Ильина (Ла Юрьер) и Герчакова (мэтр Бономэ) получились в обоих сериалах живыми и яркими. Линии Гришаевой (служанка Гертруда) и Исаева (лекарь Реми) - мини-сериал в сериале. Даже эпизодический конюх у Мужжухина вышел достойно.
Про Яковлева, Домогарова, Боярского, Беляева, Клюева и многих других, кого не упомянул, говорить нечего - лучше один раз увидеть.
Итого
Если и могут быть у меня претензии к чему или кому-либо в контексте обоих сериалов, то исключительно к Дюма. Лучше бы он написал роман не о любви, а о жизни и приключениях Шико. Но тогда, возможно, книги не зацепили бы такую широкую аудиторию. А романы в XIX веке, как и сериалы век спустя, надо было продавать.
"Сорок пять" - завершение трилогии Дюма - Жигунов сотоварищи не сняли по разным причинам. Сказалась и усталость актеров от процесса, и смерть Евгения Дворжецкого. Жаль, конечно, что проект не случился. Думаю, вышло бы в итоге не хуже двух предыдущих.
Конечно, неизбежны были какие-то изменения и упрощения сериалов в сравнении с первоисточником. Ну так кино - самостоятельный вид искусства и стоит всегда делать на это скидку. Плюс многосерийной формы тут в том, что тексты романов удалось отразить полнее, чем это вышло бы в полном метре.
По-моему, сериалы удались. А как они вам?