Сальвадор Дали называл себя то атеистом, то «католиком до мозга костей» — о его религиозных взглядах мы знаем крайне мало. Как воспринимать религиозные картины испанского художника: саморефлексия или провокация? И зачем сюрреалист попросил совершить над собой обряд экзорцизма? Читайте в статье.
Сальвадор Дали и религия
Сальвадор Дали знаменит своими сюрреалистическими картинами и эксцентричным поведением. Картины неординарной личности вызывают множество споров. Религиозные произведения в творчестве Дали немногочисленны, но каждый подобный эксперимент вызывает неоднозначное отношение критиков и поклонников. Одни видят в таких работах попытку провокатора отойти от привычного амплуа и приоткрыть дверь в свою душу, другие считают религиозные картины Дали не более чем продуманным конъюнктурным решением.
В юности Сальвадор Дали придерживался атеистических взглядов, как и его отец. Присоединившись к движению сюрреалистов, художник демонстрировал воинствующий атеизм, который считался непременным условием членства в сообществе. Но Дали не любил следовать чужим условиям, он быстро разорвал связь с этой художественной сектой.
В зрелые годы эксцентричный художник принял католическую веру по примеру своей рано ушедшей из жизни матери, и этим поступком вызвал большую радость умирающего от рака отца, отказавшегося от прежнего вольнодумства. Переломный момент в мировоззрении Сальвадора Дали наступил в период Второй мировой войны, а точнее после взрывов в Хиросиме и Нагасаки. На войне, как известно, атеистов нет. С этого момента начинается период «ядерного мистицизма» в творчестве Дали. Он отошел от фрейдистских образов, заявив, что мир физики более трансцендентален, чем мир психологии, и что его кумиром стал доктор Гейзенберг (один из основателей квантовой механики). Изучая ядерную физику, погружаясь в науку, Сальвадор Дали все больше приходил к осознанию бытия Бога. Кроме того, возвращение художника в конце 40х гг. из США во франкистскую Испанию пришлось на период установления в стране католицизма в качестве государственной религии. Вполне возможно, что объявление себя католиком «до мозга костей» для Сальвадора Дали было вынужденной мерой.
После таких высказываний сложно поверить в искреннее воцерковление великого сюрреалиста. Однако связь с атеистическим движением сюрреалистов была окончательно разорвана.
«Я никогда не мог разрешить роковой вопрос: где у меня кончается притворство и начинается искренность». (С. Дали)
Изгнание дьявола
Объявив себя католиком, Сальвадор Дали действительно погрузился в религию. Он читал труды отцов церкви, много размышлял над вопросами мироздания с точки зрения науки и даже задумался над своим духовным состоянием. Священник Габриэле Мария Берарди рассказывал, что совершил обряд экзорцизма над Сальвадором Дали по просьбе самого художника, за что был лишен сана. В благодарность за изгнание дьявола новоиспеченный католик подарил отцу Берарди скульптуру креста, который тот хранил до конца дней как священную реликвию.
После этого события последовала серия картин с религиозным уклоном. «Христос святого Иоанна Креста» — наиболее впечатляющая из них.
Композиция в виде треугольника символизирует главный христианский образ — Святую Троицу. Крест выступает своеобразным мостом между небом и землей.
Примечательно, что художник отказывается от каких либо фантазий в изображении потустороннего мира. Он показывает вечность в виде бесконечного черного космоса, о котором мы ничего не знаем и который вызывает страх.
А земная жизнь изображена внизу картины. Там Дали поместил вид на бухту в Порт-Льигате, где находился его дом. Именно там он и написал это произведение. Этот дом — тихая гавань, убежище от толпы, которую на протяжении всей своей жизни художник старательно возмущал эксцентричными выходками.
История создания главной иконы ХХ века
Картину «Христос святого Иоанна Креста» (1951) Дали писал на протяжении двух лет. Это масштабное полотно (205 см × 116 см) стало самой известной работой художника на христианскую тематику и многими воспринимается как современная икона. Картина позволяет посмотреть на Сальвадора Дали с непривычного ракурса. То же самое можно сказать об изображенном на ней Христе. С этого ракурса мы никогда не смотрели на Спасителя.
Автор охотно рассказывает историю возникновения этого образа.
Чтобы реализовать свою задумку, Дали стал искать натурщика, в этом ему помог основатель кинокомпании «Уорнер бразерс» Джек Уорнер. Он предложил стать моделью для картины каскадеру Расселу Сондерсу, и тот согласился, не имея ни малейшего представления, кто такой Сальвадор Дали. А для художника было важно, чтобы ему позировал хорошо сложенный молодой мужчина, который согласиться быть подвешенным на балке под нужным углом. Иначе невозможно достоверно изобразить анатомические особенности человеческого тела, находящегося на кресте. Каталонский сюрреалист признавался, что в выборе натурщика главным образом его заботило, чтобы его «Христос вышел таким же прекрасным, как Бог, кем Он и является».
Сондерсу было 32 года, профессиональный гимнаст имел прекрасное телосложение, и он терпеливо выполнял поручения Мастера, отмечая, что тот был достаточно скрупулезен в своей работе. Одетого только в плавки мужчину подвешивали к потолку студии, предварительно привязав к кресту, с интервалом в 20 минут — и так на протяжении целого дня. За эту работу Сондерс получал 450 долларов в неделю.
Картина вскоре после ее создания была приобретена Музеем Глазго, где хранится по сей день. Одна из ее копий находится в алтаре католического храма Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре. Узнать об иллюстрациях к Библии Сальвадора Дали можно здесь.
В магазине «Ананас Постер» вы можете заказать репродукцию современной иконы в наиболее подходящем размере с использованием материалов премиального качества. Долговечная картина займет достойное место на вашей стене.
Если вам понравилась статья, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал! Высказывайте свои мысли о самом одиозном художнике ХХ века.