Спустя три года после триумфа на льду монреальского «Форума», осенью 1984 года советской сборной вновь предстоял «Кубок Канады». Чуть раньше мы вернули себе звание олимпийских чемпионов, утраченное четыре года назад в американском Лейк-Плэсиде. Тогда сборная СССР сенсационно уступила не самой сильной команде хозяев Олимпиады и довольствовалась лишь серебром. Однако, уже в процессе подготовки к заокеанскому турниру, по сравнению с «золотым» олимпийским составом сборная претерпела некоторые изменения. Закончил свои выступления в большом хоккее Владислав Третьяк, по различным причинам не оказалось в команде Николая Дроздецкого, Александра Герасимова, Виктора Тюменева, Андрея Хомутова. Уже в ходе турнира к сборной присоединился молодой армеец Михаил Васильев. Одной из самых ощутимых потерь было отсутствие капитана и бесспорного лидера команды Вячеслава Фетисова. «Тяжёлая травма – это крушение надежд», - говорит Вячеслав Фетисов. «Я очень старательно готовился к новому сезону, понимая, насколько он будет сложным для ЦСКА и сборной. Очень хотел выступить в «Кубке Канады», хотел подтвердить, что «Золотую клюшку» за прошлый сезон заслужил по праву (Фетисов был назван лучшим хоккеистом Европы, а «Золотую клюшку» ему вручили во время предстоящего турнира «Известий» в декабре). Да, видимо, на льду нельзя расслабляться никогда». Начался долгий период лечения. Фетисов буквально заново учился ходить, опираясь на костыли, много гулял, сидя и лёжа по нескольку раз в день практиковал комплексные упражнения, много плавал в непромокаемом гипсе. Сборная СССР улетела в Канаду без своего капитана, для которого начались дни потяжелее послеоперационных. Телевизионные трансляции в СССР начинались на следующий после игры день, вечером. Тем не менее, уже ранним утром Фетисов звонил в спортивную редакцию «ТАСС», для того, чтобы одним из первых получить подробную информацию об игре. В такие моменты приходит осознание того, что пережить матч сидя в кресле перед телевизором в разы труднее, чем находясь в самой гуще хоккейных баталий. Капитаном команды временно стал Алексей Касатонов, а в звене ему пару составил Владимир Зубков.
Последний матч предварительного турнира против канадцев предоставил хороший шанс проявить себя нашему вратарю Александру Тыжных. И он с задачей справился на отлично, отыграв, похоже, лучший матч за всю свою игровую карьеру. Уже много лет спустя, более детально вникнув в турнирный расклад, и, поняв, что эта победа сборной СССР была не столь важна, Тыжных испытал смешанные чувства. «Почему мне никто ничего об этом не сказал?», - с досадой произнёс наш вратарь. «Выходит, из-за меня мы упустили возможность играть в финале?!» Но получилось так, как получилось – две сильнейшие команды волею судьбы сошлись друг с другом в полуфинальном сражении. От такого положения дел вся Канада испытала чувство горечи и разочарования, ведь что говорить, этот турнир задумывался Аланом Иглсоном именно для того, чтобы сборные СССР и Канады украшали своей игрой финальную его часть. Здесь же получалось, что один из фаворитов должен был уйти. На игру наша команда ехала в полнейшей тишине. «Ребята хорошо были настроены», - вспоминает Владимир Юрзинов. «В автобусе была звенящая тишина». Даже тренеры общались друг с другом шёпотом, а игроки заговорили лишь тогда, когда вышли из автобуса и направились в раздевалку. Игра выдалась очень зрелищной, и судьба её могла решиться ещё в первом периоде. Но преследовавшее наших игроков невезение совершенно не позволяло хоть немного расслабиться. Из выгодного положения не смог переправить шайбу в ворота канадцев Игорь Ларионов, да и хозяева турнира нас начисто превосходили в бросках. Ворота обеих команд до первого перерыва остались «сухими». Первый период закончился со счётом 0:0, а второй был за канадцами – шайбу забросил Джон Тонелли. Третий игровой отрезок заставил всю Канаду пережить непростые минуты.
Сначала Сергей Светлов восстановил равновесие, а уже через две минуты Сергей Макаров вынудил Алана Иглсона схватиться за валидол – сборная СССР вышла вперёд. Надо сказать, что Иглсон был всегда лишён каких-либо предрассудков, но в момент, когда красная лампа во второй раз зажглась за воротами канадцев, он вдруг вспомнил, что на календаре с утра было 13 сентября. К счастью для него, канадских хоккеистов и их верных болельщиков Даг Уилсон перевёл матч в овертайм. И вот здесь фортуна от нас отвернулась. Победная шайба, которую забросил в ворота сборной СССР Майк Босси до сих пор вызывает много споров и противоречий. За считанные секунды до того, как защитник канадцев Пол Коффи выстрелил в сторону советских ворот, тот самый Босси, налетев на Владимира Мышкина, выбил из его рук клюшку. После броска Коффи шайба угодила прямиком в черенок клюшки Босси, а «обезоруженный» Мышкин не смог справиться с рикошетом. В один миг Канада обезумела от радости! Их команда пробилась в финал, который особых проблем им в итоге не доставил. После окончания матча никто из игроков не услышал слова упрёка от Виктора Тихонова – игра в самом деле была хороша, и обвинять в поражении было просто некого. А возле канадской раздевалки Уэйн Гретцки, обнимаясь с Аланом Иглсоном восклицал: «Говорил тебе, что всё будет хорошо!» Спустя три года эта идилия будет нарушена. Гретцки нелицеприятно, открыто выскажется в адрес Иглсона, тот в свою очередь обвинит «Великого» в отсутствии патриотизма. Но это будет потом, а сейчас они счастливы. В то время, как игроки советской команды отправились на ужин, в холле гостиницы, в удобных креслах расположились Владимир Юрзинов и обозреватель «ТАСС» Всеволод Кукушкин. «Юрзинов хотел меня сориентировать для заметки, которую предстояло тут же диктовать в «ТАСС», - говорит Кукушкин. «Он сказал, что трагедии делать не надо – два раза подряд выиграть у такой команды, как сборная Канады, редко кому удаётся, из неудачи будут сделаны выводы и впереди длинный сезон, который завершится Чемпионатом мира». На следующий день сборная СССР вылетела в Москву. Уже дома стало известно, что Владимир Мышкин и Сергей Макаров вошли в состав символической сборной. «Обратно я летел в самолёте вместе с Ларри Робинсоном – звездой сборной Канады и Матсом Нэслундом – звездой «Тре Крунур», - продолжает Всеволод Кукушкин. «Они вместе возвращались в Монреаль, где со следующего дня вчерашние соперники выходили на лёд в форме «Канадиенс». И это было нормально. Жизнь то продолжалась».
А для Вячеслава Фетисова наступал период реабилитации. 12 октября собрался консилиум в составе хирурга-травматолога Капитолины Нерушенко, полковника медицинской службы Олега Белаковского и рентгенолога Евгения Петрова. После недолгих совещаний было принято решение: с сегодняшнего дня костыли Фетисову больше не нужны. Теперь массаж, кабинет лечебной физкультуры и бассейн. Вячеславу был прописан целый комплекс упражнений, который обязателен к выполнению три раза в день, с постепенным увеличением нагрузки. Многих интересовал тогда вопрос, когда же Фетисов сможет вернуться на лёд? «Только тогда, когда буду играть в свою силу», - ответил Вячеслав. «На меньшее – не согласен».
Владимир Набоков