В городе Обнинске зафиксирован инцидент, вызвавший широкий общественный резонанс: ученики младших классов совершили акт вандализма в отношении символа, содержащего Георгиевскую ленту, поправ его ногами. Данные дети являются выходцами из семей, прибывших в Россию в качестве мигрантов. Их, вместе с законными представителями, вызвали на разъяснительную беседу в правоохранительные органы. Как выяснилось в ходе разбирательства, несовершеннолетние не осознавали серьезность своего поступка, объясняя его попыткой "закрыть воду в фонтане". Вероятно, речь идет не о преднамеренном акте вандализма, а о незнании значимости указанного символа.
Марина Ахмедова, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, а также главный редактор информационного агентства "Регнум", прокомментировала данную ситуацию следующим образом: "Дети и их родители обладают российским гражданством, этнически они являются таджиками. Возраст детей составляет 8 и 10 лет. В настоящее время правоохранительные органы проводят проверку законности получения ими гражданства. Следственный комитет возбудил уголовное дело, однако официального заявления по этому поводу пока не последовало".
Кто несет ответственность за произошедшее?
Основной удар критики направлен в сторону родителей. Приезжая в Россию с целью трудоустройства, многие мигранты проживают здесь на протяжении многих лет, однако не проявляют заинтересованности в изучении местных обычаев и ценностей. В результате их дети растут, оторванные от местного культурного контекста, не имея представления, например, о важности и значении Георгиевской ленты. Вместе с тем, возникает вопрос и к образовательному учреждению: проводились ли в школе занятия, посвященные объяснению подобных символов? Возможно, даже усилия педагогического коллектива не принесли желаемого результата, если в семье не уделялось должного внимания воспитанию уважения к истории и культуре другой страны.
Проблема носит системный характер
Волна общественного возмущения, направленная на учеников младших классов, представляется не совсем справедливой. Корень проблемы кроется в отсутствии эффективной государственной политики в области интеграции мигрантов. Государственные органы, уполномоченные выдавать разрешения на временное проживание и гражданство, зачастую не предъявляют к мигрантам требований по адаптации к культурным нормам и ценностям российского общества. Дети становятся своего рода заложниками подобной ситуации: их невежество является прямым следствием равнодушного отношения со стороны взрослых, которые не проявили должной заботы об их образовании и культурном просвещении, а также не способствовали налаживанию диалога между культурами.
А вы что думаете?