Найти в Дзене
Pixel & Code

Europa Universalis 5: всё, что я узнал о новой эпохе глобальных стратегий

Оглавление

🔥 Готовы погрузиться в мир большой политики, глобальных завоеваний и хитросплетений истории? Тогда пристегните ремни, ведь мы поговорим о Europa Universalis 5 – игре, которая уже сейчас заставляет сердца фанатов биться чаще!

После 12 лет верной службы и бесчисленных дополнений к легендарной Europa Universalis 4, Paradox Tinto готовят нам настоящего монстра, который грозится стать новым королем жанра глобальных стратегий. Да, EU5 предстоит нелегкий путь, чтобы догнать свою предшественницу по количеству контента, но уже сейчас известно, что нас ждет не только знакомая историческая симуляция, но и куча новых фишек, а также свежий взгляд на управление вечно недовольным населением. И да, будь готов, Europa Universalis 5, как и ее предки, будет игрой ДЬЯВОЛЬСКИ СЛОЖНОЙ. Но не переживай! Я, твой верный проводник в мире пикселей и кода, постараюсь разложить все по полочкам так, чтобы даже если ты просто "среднестатистический любитель истории", то смог понять, что к чему.

Мы перелопатили горы информации из дневников разработчиков (а их, на минуточку, больше года строчили!), чтобы собрать для тебя самый сок. У кого есть время читать все это? Правильно, почти ни у кого! Поэтому – лови концентрат знаний. Вот все, что мы знаем о Europa Universalis 5 и о том, как в это чудо предстоит играть!

Что вообще за зверь такой, эта Europa Universalis?

-2

Для тех, кто только знакомится с серией (эй, новички, привет! 👋):

  • Жанр: Глобальная стратегия.
  • Сеттинг: Огромная карта мира, охватывающая период с XIV по XVIII век.
  • Твоя роль: Ты – глава целой нации! В твоих руках:Налоги и казна 💰
    Законы и внутренняя политика 📜
    Дипломатия (интриги, союзы, предательства – все как мы любим!) 🤝
    Армия и флот ⚔️🚢
  • Цели игры:Классика: "покрасить карту" в свой цвет, расширяя территории.
    Для эстетов: стать культурным гегемоном или построить несокрушимую торговую империю.
  • Сложность: Да, это не аркада на вечерок. Europa Universalis славится своей комплексностью: бесчисленные меню, кнопки, ползунки и решения, от которых зависит судьба твоего государства. Но, поверь, если ты готов вникнуть и научиться дергать за все эти ниточки, игра подарит тебе сотни, а то и тысячи часов самого захватывающего геймплея!

А КОГДА РЕЛИЗ-ТО?! Дата выхода Europa Universalis 5

-3

Тут, к сожалению, придется немного остудить пыл. Представитель Paradox на прямой вопрос о дате выхода ответил уклончиво: «Мы пока ничего не говорим о сроках выхода». Так что, увы, точной даты релиза Europa Universalis 5 пока НЕТ. Набираемся терпения и ждем официальных анонсов!

Как будет играться Europa Universalis 5? Расчехляем «Проект Цезарь»!

Разрабы из Paradox Tinto уже больше года потихоньку скармливают нам детальки будущей игры, скромно называя ее «Проект Цезарь». В своих дневниках они публикуют описания новых механик и сочные скриншоты. И хотя они пытались сохранить интригу, называя проект «суперсекретным», фанаты по картам, интерфейсу и артам персонажей быстро смекнули: это же ОНА, долгожданная EU5!

Итак, мы проанализировали более 60 (!!!) записей в этих дневниках, и даже немного пощупали раннюю версию игры, чтобы собрать для тебя самую смачную выжимку. Готов узнать о главных фишках? Погнали! 🚀

Ключевые изменения и нововведения в EU5 – ТОП ВАЖНОГО:

🕰️ Дата начала и дата окончания:Стартуем 1 апреля 1337 года. Да-да, это год, который историки считают началом Столетней войны между Францией и Англией. Символично!
Конечная дата пока
не объявлена, но игра точно заглянет в XVIII век. Фанаты строят теории, что EU5 дотянется аж до 1836 года, чтобы плавно передать эстафету другой игре от Paradox – Victoria 3. Но это пока лишь догадки.

🚶‍♂️🚶‍♀️ Население («Попы» / Pops) – Твой народ, твоя сила (и головная боль!)В Europa Universalis 5 население – это не просто циферки! Оно будет по-настоящему «живым» и разделенным на группы, или «попы» (фанаты Victoria 3 и Stellaris передают привет!). Что это значит для тебя, как для правителя?Социальные классы: Крестьяне, духовенство, зажиточные бюргеры, гордая знать, вольные племена и даже рабы – у каждого свои интересы.
Культурное и религиозное многообразие: Только представь, на Пиренейском полуострове у тебя могут соседствовать каталонские крестьяне и баскская знать! И каждый «поп» может насчитывать от одного человека до 250 миллионов!
Ключевая роль: Именно «попы» будут:Пополнять твои армии.
Работать на фабриках и фермах.
Двигать торговлю.
Требовательные ребята: Война, голод, чума? Твоя страна тут же ощутит дисбаланс. Но и в мирное время «попы» не дадут расслабиться: им нужно золото, шафран, меха и другие товары. Не удовлетворишь их нужды – жди падения лояльности и бунтов! Так что следи за их настроением, правитель!

👑 Сословия – Четыре кита твоего государства (и ты – пятый!)Еще одна КРУПНАЯ новая фишка EU5, вдохновленная историческими сословиями. Тебе придется постоянно балансировать между четырьмя могущественными группами:Знать
Духовенство
Бюргеры (горожане/торговцы)
Простолюдины

А ты, игрок, выступаешь в роли «
короны». Уровни удовлетворенности каждого сословия всегда будут на виду вверху экрана. Построил больше рынков – бюргеры в восторге. Принял закон о терпимости к еретикам – духовенство негодует. Это как в Reigns, только в разы глубже и комплекснее!

-4

⏳ Эпохи – Исторический калейдоскопВремя в игре по-прежнему будет течь с той скоростью, какую ты задашь. Но примерно каждые сто лет будет наступать новая «эпоха», каждая со своими уникальными событиями и возможностями:Эпоха Традиций
Эпоха Ренессанса
(Банковское дело в Италии взлетает до небес!)
Эпоха Великих географических открытий
Эпоха Реформации
Эпоха Абсолютизма
(Инновации в военном деле, имперские амбиции!)
Эпоха Революций
Если ты фанат истории, дневник разработчиков по этой теме – просто маст-рид!

🤖 Автоматизация – Королевство на автопилоте?О, это просто шикарная новость для новичков (и для тех, кто устал от микроменеджмента)! В EU5 можно будет автоматизировать целые системы:Торговлю
Дипломатию
Военное дело:
Не хочешь лично командовать армиями? Поставь галочку, и ИИ возьмет это на себя! Можно будет задавать общие цели вроде «Защищать родную территорию» или «Охотиться на вражеские армии» (похоже на Imperator: Rome).
Финансы: Надоело сводить дебет с кредитом? И это можно поручить компьютеру!
Идея в том, чтобы снять с игрока часть рутины. Например, можно временно отключиться от международной торговли, пока осваиваешь тонкости военных маневров. Правда, есть риск запутаться, когда захочешь подвинуть ползунок, а он неактивен, потому что им рулит ИИ. Посмотрим, как это будет реализовано.

👤 Персонажи – Живее, чем когда-либо!«Персонаж в EU5 немного более живой, чем, скажем, в EU4», – интригуют разработчики. Нас ждут:Художники и члены кабинета министров.
Королевские особы и мятежники.
У каждого будут свои навыки и черты, влияющие на их эффективность. Адмирал с высокими военными показателями будет командовать флотом куда лучше.
Но фанаты
Crusader Kings, не спешите радоваться! Персонажи здесь – это все еще инструменты государства, а не центр игры. «В этой игре персонажи – это средства для достижения высшего блага. Если для союза с Францией нужно выдать дочь замуж – такова твоя доля, правитель».

🏞️ Земля – это еще не все! Новые типы государствПомните «безземельных» персонажей в Crusader Kings 3? В EU5 будут играбельные «безземельные» образования!Банковские нации: Не владеют землей, но богатеют за счет кредитования других стран через свои здания на их территориях.
Торговые лиги: Привет, Ганза!
Японские даймё: Особая система, не полностью зависящая от земельных владений.
«Армейские» страны: Степные орды, существующие, пока у них есть армия.
«Военно-морские» страны: Намекают на пиратские нации! 🏴‍☠️
Безгосударственные общества: Культура и народ важнее территории. Возможно, некоторые племена Нового Света (но не факт, что будут играбельны на старте).

-5

💰 Экономика – Деньги, деньги, дребеденьги!Кроме сбора налогов, для процветания придется активно заниматься международной торговлей. Ключевые моменты:Потребности населения: «Попы» хотят разных вещей, и их запросы меняются! Не все хотят хлеба и пива. Спрос на табак в Европе появится, только когда о нем узнают. Жители холодных регионов захотят больше дров или угля, а джайны откажутся от меха. Не удовлетворишь – жди падения лояльности и бунтов.
Здания: Мастерские, литейные, каменоломни, замки – все с уникальными бонусами. Монастыри и церкви усилят духовенство (не всегда хорошо!), но и повысят спрос на бумагу и вино. Можно будет закрывать отдельные здания, если они рушат экономику региона.

-6

Торговля: Сложная сеть мировых рынков. Производишь «сырье» (железо, чай, вино) или «готовые товары» (фарфор, огнестрельное оружие, стекло). Лесопилка дает древесину, бумажная фабрика делает из нее бумагу. Товары идут на местный рынок, перемещаются между регионами. Многое происходит автоматически, но ты сможешь и вручную влиять на торговые потоки. «Торговый путь всегда должен быть проложен на карте», – говорят Paradox. Список товаров обещает быть внушительным!
Порты: Некоторые места на карте – идеальные «естественные гавани» (например, Ла-Корунья в Испании или вся Голландия!). Торговля там эффективнее, армии грузятся быстрее. Блокада порта – страшный удар по врагу, восстановление займет месяцы. А еще, радость для адмиралов: на верфях можно будет строить до двадцати кораблей одновременно к концу игры!
Дороги: В EU5 будет «самая проработанная система дорог в истории Paradox Tinto»! Как и в Imperator, дороги ускорят движение армий и торговлю. Можно строить вручную или довериться ИИ, который проложит оптимальные маршруты.
Эмбарго: Твоим купцам придется платить пошлины, а где-то их вообще могут не пустить. «На каждом рынке могут быть запрещены к экспорту или импорту определенные товары» (мусульманские рынки, например, запретят алкоголь). Можно вводить свои эмбарго, рискуя испортить отношения с соседями (привет, современность!). Если все это звучит слишком сложно – помни про автоматизацию!

💡 Достижения и технологии – Путь к прогрессуВ начале каждой Эпохи выбираешь фокус, который определяет доступные технологии. А дерево технологий тут просто ОГРОМНОЕ – обещают 2000 улучшений на все эпохи! Можно ставить исследования в очередь или, опять же, автоматизировать этот процесс. Надеемся, ИИ не заведет твою нацию в каменный век. 😉

⚔️ Военное дело – Мечом и порохом!Захват новых земель – по-прежнему один из главных способов игры. Что нового в военном ремесле?

-7

Армии: Четыре типа войск: пехота, кавалерия, артиллерия и вспомогательные войска. Ополчение (леви) можно собрать при нападении или бунте. Наемники на месте, но могут и предать, если враг заплатит больше. Важно: ополчение набирается из твоих «попов», так что их гибель напрямую скажется на населении и экономике! Меньше людей – меньше налогов.
Битвы: В EU4 битвы длились днями. В EU5 время будет идти часами! Это связано с большей детализацией карты. Можно будет детально управлять полками на флангах или доверить это ИИ. Но в основе все те же броски кубиков, мораль и хитрые формулы. Скорость и инициатива станут важнее. И да, умное использование местности все еще может привести к победе над превосходящим врагом. Но в целом: больше пушек и солдат – больше шансов на победу.
Казус Белли – Повод для войны: Просто так объявить войну нельзя, нужен веский повод. Их будет более 50 (!) видов, в зависимости от ситуации: вражеские каперы, восстание против сюзерена («сбросить татарское иго»), или даже простое «оскорбление». Забудьте про постоянную «фабрикацию претензий» из прошлых частей – придется быть изобретательнее.
Логистика: О да, наша любимая логистика! Мораль армии будет падать при передвижении – маршировать тяжело! Большие армии двигаются медленнее, и всех надо кормить. Новые «вспомогательные» полки таскают пайки. Но войска могут и грабить провинции, обрекая местных «попов» на голод.
Осады: «Осады – это авантюра», – говорят Paradox. У атакующих быстро кончится еда, обе стороны рискуют болезнями. Штурм станет более привлекательным вариантом: даже если проиграешь, сохранишь часть армии и еду.
Опустошение: Разрушенная войной земля страдает от «опустошения» – это серьезный удар. Население сокращается, производство падает. Восстановление займет годы, хотя решения кабинета министров могут ускорить процесс.
Агрессивная экспансия: Механика «антагонизма» из EU4 переработана. Захватываешь чужие земли – растет твой показатель «агрессивного экспансионизма». Это сильно влияет на мнение соседей. Переборщишь – против тебя соберется коалиция.
Повстанцы: Недовольные «попы» могут присоединиться к повстанцам: националисты, претенденты на трон, религиозные фанатики. Рабы тоже могут восстать. Это может быть «бунт» (иногда с поддержкой другой страны) или полномасштабная «гражданская война».
Гражданская война: В отличие от Imperator: Rome, проигрыш в гражданской войне не означает конец игры! Можно будет продолжить играть за победителя. Новый правитель, новые законы, возможно, другая религия… «Если крестьяне победят, твоя славная монархия с крепостным правом не останется прежней».

🗺️ Мир – География и История Рука Об РукуКарта мира : Paradox – это студия, где у многих сотрудников PhD по истории. Карты воссоздаются по «историческим источникам, географическим и административным данным». В сети уже есть куча скриншотов, показывающих мир с разными фильтрами: религия, тип правления, климат и т.д.

-8

Местность: Забудьте о простых «болотах» и «лесах» из EU4. В EU5 все глубже! Каждая провинция будет иметь:Климат (Тропический, Засушливый, Арктический).
Топологию (Равнина, Горы, Прибрежный океан).
Растительность (Джунгли, Сельхозугодья, Редкая).
Эти три параметра комбинируются, давая «тропические джунгли в горах» или «редкое арктическое побережье». Местность сильно влияет на армии (внутреннее море может замерзнуть зимой!), производство еды (в пустыне штраф) и даже продолжительность жизни (в тропиках и Арктике ниже).
Исследование: За «значительную сумму» золота можно отправлять экспедиции на край света. Путь может быть тернист (лианы, тундра), что замедлит открытие новых земель. Скорость исследователей учтет «исторические морские пути Эпохи Парусного Флота», ветра и течения. Лайфхак: создай шпионскую сеть во вражеской стране и укради их карты! 🤫

-9

Колонизация: Хммм… Чтобы основать колонию, нужна дорогая «колониальная хартия». Но есть лимиты: нужно достичь определенного уровня «проецируемой мощи» (насколько «продвинута» твоя нация). После получения хартии, твои «попы» начнут медленно заселять новую территорию. Важно: «попы» не берутся из воздуха, они переселяются. Так что для малонаселенных стран колонизация – «не лучшая стратегия». Это долгий и дорогой процесс, хотя в Эпоху Великих географических открытий можно будет его ускорить решениями кабинета.
Рабство: Самая, пожалуй, противоречивая фишка. Paradox заявили, что «не хотели смягчать историю», убирая эту практику. Подход – прямая симуляция, «со всеми бородавками». Рабство будет присутствовать у некоторых наций с самого начала (ацтеки, берберы, некоторые индийские и африканские страны). Позже появится «треугольная торговля» рабами, подпитываемая европейским колониализмом. Рабы – это и «попы», и «товар», их можно перемещать через рынки. Они могут восставать, а рост грамотности среди них приведет к острому недовольству. Можно будет воевать за освобождение своих порабощенных граждан, но также можно будет и извлекать выгоду из работорговли… по крайней мере, пока история не повернется против этого. Выбор за тобой, игрок.

💥 Катастрофы – Когда все идет не по плануБывают двух типов:Исторические, специфичные для стран: Например, Война Алой и Белой розы в Англии.
Общие кризисы: Могут случиться с любой нацией. Например, «кризис двора и страны», если ты абсолютист и всех достал. Такой кризис может длиться 10 лет! Или «религиозные беспорядки», если духовенство не справляется с ересями.
Плюс
стихийные бедствия: землетрясения, ураганы и даже «малый ледниковый период».

-10

🤢 Болезни – Чума на оба ваших дома!Кроме старой доброй бубонной чумы, жди вспышек малярии, тифа, оспы, кори и т.д. Особо выделяется «великая эпидемия» в Новом Свете, отражающая болезни, принесенные европейцами – она может выкосить от 75% до 90% всех «попов»! Со временем вырабатывается иммунитет, но можно помочь строительством больниц.

❄️ Зима – Генерал Мороз не дремлетНе везде зимы суровы, но где они есть – держись! Производство еды может упасть до нуля, убивая армии. Строительство останавливается. Горы становятся непроходимыми. Морские пути замерзают. Хотя, как уже говорилось, по льду можно будет и армию провести!

📜 Ситуации – Глобальные исторические событияЭто слово немного недооценивает масштаб! Речь о длительных, затрагивающих многие страны событиях. Главный пример – Черная смерть. Но будут и политические потрясения вроде Итальянских войн. В Китае – восстание Красных повязок для игроков за династию Юань.

🎭 Культура – Верования, обычаи и идентичностьЕсли «попы» – движок EU5, то их верования и культура – топливо!

Культуры: Еще одна «сложная тема». У страны будет «основная культура», но рядом могут быть и другие (на Иберийском полуострове: арагонцы, андалузцы, баски, каталонцы). Культуры будут иметь мнения друг о друге: «враги», «нейтралы», «родственные». Могут быть и «нетерпимые» культуры – их «попы» будут несчастны. Некоторые культуры могут быть смешанными (например, «норвежско-гэльская»).
Религия: 9 основных религиозных супергрупп (Христианство, Ислам, Восточные, Дхармические, Зороастризм, Манихейство, Иудаизм, Андские, Язычество). Каждая делится на секты (в христианстве: кальвинизм, католицизм, православие и т.д.). Всего будет более 300 религий (в EU4 их «всего» 27!). Обращение в веру теперь не через миссионеров, а медленно – через решения кабинета, религиозные здания. У некоторых религий уникальные механики. Самый забавный пример: кальвинистские страны «никогда не будут перебрасывать кости в битве, ведь все предопределено»!
Язык:
Измеряется «Языковой мощью» – насколько он распространен. Широко распространенный язык дает бонусы. Будет симуляция литургического языка (для священных текстов) и придворного языка (для документов). На торговых рынках возникнут «лингва франка». Названия провинций и городов могут меняться в зависимости от языка правящей культуры.
Культурная война: О, боги. Кроме обычных войн, будет симуляция эрозии «защищающейся культуры» под влиянием «атакующей». Это поможет симулировать ассимиляцию или аннексию из-за культурного доминирования.
Художники: Именные персонажи, появляющиеся с эпохи Ренессанса. «Они будут создавать искусство или думать, какое искусство создать». Им нужно платить как покровитель. Если не создают – «можно заказать напрямую, завалив деньгами». Скульпторы, художники, писатели, архитекторы. Можно переманивать художников у соседей!
Произведения искусства: Картины, здания, книги. Запланировано 250 штук. Увеличивают культурное влияние, дают бонусы городу. Могут быть разграблены или уничтожены. Да, можно «создать свой Британский музей», подтверждают Paradox.
Грамотность: У «попов» будет уровень грамотности. Это может быть и хорошо, и плохо. Высокая грамотность у рабов – рост недовольства. Высокая грамотность в графстве – ускорение исследований.
Общественные ценности: Широкие философские концепции твоей нации: «Спиритуализм» (больше духовенства) или «Гуманизм» (терпимость к еретикам). «Воинственность» против «Миролюбия». «Меркантилизм» против «Свободной торговли». «Индивидуализм» против «Общинности». Каждое такое понятие будет тонко, но значительно влиять на твою страну.

🏛️ Управление – Ты здесь главный (но это неточно)Это сложный симулятор, но в конце дня (или века?) решения принимаешь ты. Как это будет работать?

-11

Типы правления: Минимум пять: Монархия, Республика, Теократия, Племя, Степная Орда. У каждого свой стиль.
Кабинет: Место для твоих персонажей. Назначай их на должности: от контрразведки до поощрения (или изгнания) мигрантов.
Законы: Мощные эффекты, но принимаются и отменяются медленно. Пример: выбор между свободной прессой (меньше власти короны, больше свободы) или государственной (больше власти, путь к закрепощению). Религиозные, военные, промышленные законы.
Правительственные реформы: Особые законы. Пример: «религиозная терпимость». Другие уникальны для типа правления или культуры (исландцы могут принять «семейные саги» для найма исследователей). На старте будет более 150 уникальных реформ.
Парламент: Разные группы будут спорить в парламенте. Тип парламента определяет, у кого больше влияния (духовенство, бюргеры, или ты сам в Эпоху Абсолютизма). Ты задаешь повестку: провести перепись или расширить шахты? Получишь бонус во время дебатов (например, скидку на строительство), но и штраф, если дебаты пойдут не по-твоему.
Дипломатия: Дипломатические действия тратят «дипломатов» (возобновляемый ресурс). Можно дарить подарки или отправлять дипломата «улучшать отношения». Но «мнение» – это не «доверие». Доверие, основа прочных союзов, зарабатывается иначе.
Дипломатический радиус действия: Король Испании в XIV веке не сможет отправить дипломата в Японию. Радиус будет расти с технологиями и торговыми путями.
Шпионы: Строй шпионские сети во вражеских странах. Это поможет в войне, например, при осаде.
Соперники: Механика «соперников» из EU4 вернется, но будет «менее туманной». «Допустимый соперник – это кто-то в твоем географическом регионе, равный или выше по рангу, или из той же культурной группы» (Англия и Франция – классика). Отсутствие соперников ослабит твои шпионские сети.
Международные организации: Нации могут формировать коалиции и союзы. Исторические примеры: Священная Римская Империя, Католическая Церковь. Новые: Срединное царство Китая, Татарское иго. Могут возникать и неисторические союзы.
Неисторические страны: Часто в EU можно собрать условия для формирования новой страны (например, «сформировать Нидерланды»). В EU5 будут и фантастические государства: Европа, Карфаген, Латинская империя, Империя Северного моря, Хен Огледд (Древний Север). Список будет пополняться!

😮‍💨 Фух! Ну что, инфы реально МОРЕ!

Europa Universalis 5 вырисовывается как настоящий колосс, титан среди глобальных стратегий! Карты такой глубины, механики такой проработки – голова идет кругом! Мы на Pixel & Code будем держать руку на пульсе и обязательно расскажем тебе о всех свежих новостях и подробностях, как только они появятся.

Главный вопрос, который волнует многих (и меня в том числе): смогут ли Paradox сделать обучение для такого монструозного симулятора понятным и доступным? Crusader Kings 3 в этом плане задала очень высокую планку. Посмотрим, сможет ли EU5 ее удержать или даже превзойти.

А что ты думаешь обо всех этих анонсированных фишках? Какая из них зацепила тебя больше всего? Какие надежды возлагаешь на Europa Universalis 5? Делись своим мнением в комментариях ниже – обсудим! 👇 И не забудь подписаться, чтобы не пропустить новые разборы и новости из мира игр и кино! До встречи!