Найти в Дзене
Панарин Г.М.

О концепции циклов российских реформ – контрреформ и о государстве-цивилизации. Панарин Г.М.

О КОНЦЕПЦИИ ЦИКЛОВ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ – КОНТРРЕФОРМ И О ГОСУДАРСТВЕ-ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПАНАРИН Г.М. Признаки концепции циклов российских реформ – контрреформ уже рассмотрены в статье (Блог 2020.16). 1. О либеральной концепции циклов российских реформ – контрреформ Во второй половине 1980-х годов в среде обществоведов появилось либеральное направление, которое рассматривает модернизационный процесс в России как чередование циклов реформ и контрреформ. Можно назвать следующие признаки либеральной концепции циклов российских реформ – контрреформ: - Россия должна, наконец, войти в сообщество передовых (подразумевается западных) государств, присоединиться к всемирной цивилизации, признать общемировые человеческие ценности; - реформы всегда были попыткой «присоединиться» к всемирной цивилизации, а контрреформы всегда пытались увековечить разрыв России с цивилизацией; - поскольку циклы реформ – контрреформ никогда не приводили к желаемому результату, а требовали проведения новых реформ, они всегда о

О КОНЦЕПЦИИ ЦИКЛОВ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ – КОНТРРЕФОРМ И О ГОСУДАРСТВЕ-ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПАНАРИН Г.М.

Признаки концепции циклов российских реформ – контрреформ уже рассмотрены в статье (Блог 2020.16).

1. О либеральной концепции циклов российских реформ – контрреформ

Во второй половине 1980-х годов в среде обществоведов появилось либеральное направление, которое рассматривает модернизационный процесс в России как чередование циклов реформ и контрреформ.

Можно назвать следующие признаки либеральной концепции циклов российских реформ – контрреформ:

- Россия должна, наконец, войти в сообщество передовых (подразумевается западных) государств, присоединиться к всемирной цивилизации, признать общемировые человеческие ценности;

- реформы всегда были попыткой «присоединиться» к всемирной цивилизации, а контрреформы всегда пытались увековечить разрыв России с цивилизацией;

- поскольку циклы реформ – контрреформ никогда не приводили к желаемому результату, а требовали проведения новых реформ, они всегда оцениваются как неудачные, провальные, как застарелая болезнь исторического развития России.

2. О концепции циклов российских реформ – контрреформ В. И. Пантина, В. В. Лапкина

Концепция циклов российских реформ и контрреформ В. И. Пантина, В. В. Лапкина рассмотрена в статьях (Блог 2020.17), (Блог 2020.18). Перестройка всего мира, происходящая в настоящее время, заставила вернуться к этой теме. Автором блога названы предполагаемые даты фазы российских контрреформ пятого цикла (Блог 2025.3).

С исходной концепцией российских реформ – контрреформ В. И. Пантина, В. В. Лапкина можно ознакомиться в статье (Пантин, Лапкин 1991). Статья подготовлена в первой половине судьбоносного 1991 года. Авторы выражают беспокойство итогами текущего этапа модернизации, отсутствием стратегии реформ. В качестве главного, ещё предстоящего созидательного действия, они называют разрушение системы ведомственно-номенклатурного монополизма и его оплотов в аграрной и военно-промышленной сферах.

Как мы теперь знаем, «созидательного действия» долго ждать не пришлось.

Приведём краткую характеристику реформ и контрреформ из статьи В. И. Пантина (Пантин 2011).

С начала XIX века в России четко прослеживается чередование относительно либеральных, раскрепощающих реформ и антилиберальных, закрепощающих большинство общества контрреформ.

Критерием относительно либеральных реформ является освобождение отдельных слоев или большинства российского общества от крепостной зависимости или от государственного закрепощения, развитие в России частной инициативы и предпринимательства, индивидуализация общества и общее оживление политической жизни.

Критерием антилиберальных контрреформ служит установление более или менее жесткого авторитарного или тоталитарного режима, закрепощение отдельных слоев или большинства российского общества, подавление частной инициативы и политической жизни, резкое усиление бюрократического государства и его репрессивных органов.

Как видим, здесь В. И. Пантин термины «реформы» и «контрреформы» дополняет соответственно определениями «относительно либеральные, раскрепощающие» и «антилиберальные, закрепощающие общество».

В. И. Пантин подчеркивает, что циклы российских реформ – контрреформ представляют собой витки модернизационного развития. В результате каждого такого цикла российское общество существенно преобразуется и модернизируется, а контрреформы, даже радикальные, не уничтожают всё, что было сделано в период реформ, а скорее дают возникшим политическим и экономическим институтам другое направление развития. Это отличает концепцию В. И. Пантина, В. В. Лапкина от либеральных концепций «замкнутого» движения России по одной и той же траектории.

При этом В. И. Пантин сожалеет: модернизация через циклы реформ – контрреформ безусловно является чрезвычайно тяжелым и расточительным путем развития, она ведет к расхищению огромных человеческих и материальных ресурсов, поскольку теряется преемственность и часть созданного в предшествующий период неизбежно разрушается.

В статье (Пантин 2012a), опубликованной через один год, В. И. Пантин уже отказывается от либеральных оценок и применения соответствующей терминологии.

Он утверждает, что катастрофизм и исключительность российских циклов реформ – контрреформ по сравнению с другими странами заметно преувеличены. Если обратиться к истории Великобритании, Испании, Италии, Франции, Германии, Японии, США, Китая и других крупных государств, то можно без труда увидеть и тяжелые социально-политические кризисы, и кровопролитные гражданские войны, и революции, и войны с другими странами, и распад государств, и потерю колоний.

«Циклы модернизации британского, американского, французского, немецкого, китайского обществ также сопровождались острыми социальными и политическими конфликтами, которые не могли смягчить даже обладание богатыми колониальными ресурсами или опытность западных политических элит. Более того, Первая и Вторая мировые войны – это прежде всего результат неорганичной модернизации западных обществ. В этой связи одна из основных проблем российского общества состоит, как представляется, в том, чтобы в процессе модернизации сохранить свою самобытную и многообразную культурно-цивилизационную основу, свою политическую и экономическую самостоятельность, не питая излишних иллюзий по поводу эффективности копирования западных институтов и норм».

3. В. И. Пантин об исторической роли России

В статье (Пантин 2012b) В. И. Пантин рассматривает историческая роль России с точки зрения её истории и цивилизационного подхода. Он отмечает, что Россия по самому своему генезису является «дочерней» цивилизацией не только по отношению к западноевропейской, но и по отношению к византийской цивилизации и Золотой Орде.

Россия находится между Западом и Востоком не только с географической, но и с политической, социальной и культурной точек зрения. Это важное обстоятельство определяет посредническую позицию России, ее роль промежуточной цивилизации.

«Промежуточность», «пограничность» на деле означает, что в российской культуре, в российском обществе и государстве присутствуют и черты Европы (Запада), и черты Азии (Востока), причем они настолько тесно переплетены, что не поддаются разделению.

Представление о «промежуточном» географическом, культурном, геополитическом, геоэкономическом положении России между Западом и Востоком позволяет понять сложность и противоречивость духовного и социального развития России, присутствие и столкновение разных тенденций во всей российской истории.

В. И. Пантин отмечает, что все попытки сделать из России чисто «западную» или чисто «восточную» страну неизменно проваливались. Ни попытки Ивана Грозного сделать из России некое подобие Золотой Орды или Османской империи, ни попытки Петра I, Александра I, либералов начала XX века или номенклатурных либерал-реформаторов конца этого же века сделать из России подобие европейского или североамериканского государства не увенчались успехом.

Неслучайно на протяжении последних нескольких веков Россия более или менее удачно играла роль противовеса по отношению к стремившимся в разное время к европейскому (или мировому) господству мировых центров политической и экономической силы.

«Таким образом, в мировой истории Россия, часто не сознавая этого, более или менее последовательно позиционировала себя как особое цивилизационное образование между Западом и Востоком, не изолировавшееся при этом ни от Запада, ни от Востока».

В. И. Пантин приходит к выводу, что историческая роль и историческая задача (точнее, сверхзадача) России состоит в том, чтобы по возможности не допускать опасной и губительной для всего человечества односторонности, которую несет с собой как господство Запада, так и господство Востока, способствовать более многостороннему, более полному и целостному развитию мира.

4. Россия как государство-цивилизация

Представление В. И. Пантина о России как особом цивилизационном образовании получило воплощение в Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой 31 марта 2023 года указом Президента РФ №229.

Концепция определяет особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира.

Вардан Багдасарян подчеркивает, что государство-цивилизация должно обладать не только собственно политическим суверенитетом, но и суверенитетом духовным (Багдасарян 2025). Он полагает, что заявленное положение о современной России как государстве-цивилизации может рассматриваться, скорее, как возможный целевой ориентир, нежели диагностирующая характеристика.

Символы государства-цивилизации. Фотография из открытых источников Яндекса.

5. Субъективные замечания автора блога

Из уточнения В. И. Пантина к определению российских реформ и контрреформ следует, что контрреформы представляют собой консервативные реформы, а сами циклы – это циклы российской модернизации, состоящие из фазы преимущественно либеральных реформ и фазы преимущественно консервативных реформ.

Двухфазные циклы модернизации позволяют усваивать полезные для России западные достижения (прежде всего социально-экономические) и сохранить российскую самобытную культурно-цивилизационную основу.

Циклы российской модернизации запускаются властью под внешним давлением с целью сохранения геополитического положения России.

В фазе преимущественно либеральных реформ власть пытается сохранить и увеличить привилегии свои и близких к ней социальных слоёв. Этот процесс сопровождается тенденцией к децентрализации (олигархизации) и к социальной нестабильности.

В фазе преимущественно консервативных реформ власть обращается к политике по сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, соответственно внешние заимствования перерабатываются и переосмысливаются. При этом происходит укрепление и значительная централизация власти.

Таким образом, циклы модернизации можно также охарактеризовать как циклы децентрализации и централизация российской власти. Именно эта характеристика вместе со степенью модернизации общества учитывалась автором блога при определении фаз реформ–контрреформ третьего и пятого циклов в статье (Блог 2020.18).

Отметим, что заимствование технологических достижений происходит как в фазе преимущественно либеральных, так и в фазе преимущественно консервативных реформ.

Источники

Пантин, Лапкин 1991 – В. Пантин, В. Лапкин. Краткий миг свободы – Знание - сила. 1991. № 8.

Пантин 2011 – В. И. Пантин. Циклы реформ–контрреформ в России и их связь с циклами мирового развития – Полис. Политические исследования. 2011. № 6. С. 22-32.

Пантин 2012a – Пантин В. И. Исследование перспектив мирового политического развития: проблемы методологического синтеза. – Полис. Политические исследования. 2012. № 6. С. 27-40

Пантин 2012b – Пантин В. И. Историческая роль России между Западом и Востоком. – История и современность № 2 (16) 2012. С. 93-112

Багдасарян 2025 – Вардан Багдасарян. Россия – государство-цивилизация. Часть II – Газета «Завтра» № 17 (1631), 30 апреля 2025. URL: https://zavtra.ru/archive/2025/4/1631

Блог 2020.16 – Циклы истории России. Часть 7. Концепция циклов российских реформ – контрреформ. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e946b882d34573bbda1be88/cikly-istorii-rossii-chast-7-koncepciia-ciklov-rossiiskih-reform--kontrreform-5eec587f702c4a7f9ab8cac9.

Блог 2020.17 – Циклы истории России. Часть 8. Циклы российских реформ – контрреформ В. И. Пантина, В. В. Лапкина. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e946b882d34573bbda1be88/cikly-istorii-rossii-chast-8-cikly-rossiiskih-reform--kontrreform-v-i-pantina-v-v-lapkina-5ef19ec09360fb203189128b.

Блог 2020.18 – Циклы истории России. Часть 9. О современном этапе циклов российских реформ – контрреформ В. И. Пантина, В. В. Лапкина. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e946b882d34573bbda1be88/cikly-istorii-rossii-chast-9-o-sovremennom-etape-ciklov-rossiiskih-reform--kontrreform-v-i-pantina-v-v-lapkina-5ef1a0fb6240d955aaf06c59.

Блог 2025.3 – Российские реформы и контрреформы, их связь с некоторыми циклами мирового развития. Панарин Г.М. URL: https://dzen.ru/a/aBbv9cD2BRdQ4TW4