Отправиться 9 мая в подмосковный Музей отечественной военной истории — это уже своего рода традиция. Ведь раритетная техника мелькает на парадах Победы по всей стране, но, пожалуй, лишь в Падиково редкие и зачастую уникальные машины можно увидеть в таком количестве и в столь образцовом состоянии. Реставрация с крайне щепетильным вниманием к деталям — как внешним, так и внутренним — ключевой принцип и гордость частного музея.
К тому же каждый год местные мастера стараются подготовить какой-нибудь сюрприз. К примеру, демонстрируют перевод танка БТ-7 с гусеничного на колёсный ход или удивляют восстановленным Renault FT-17. Неудивительно, что бесплатные пригласительные билеты на праздник разлетаются от силы за сутки.
Не обошлось без премьер и на этот раз. Впервые перед трибуной проехал полугусеничный тягач ЗИС-42 с пушкой ЗИС-3 на прицепе.
Выглядело это красиво, хотя мало кто знает, что машина прямо накануне старта, на исходной позиции заставила музейщиков понервничать. Рядная «шестёрка» заглохла и отказалась запускаться. Как выяснилось, развалился бегунок распределителя зажигания, попутно погнув конденсатор. Последний, к счастью, выжил, а неисправную деталь мигом заменили на аналогичную с обычного грузового ЗИСа.
Так что теперь в России два редких советских полугуса. Ранее ЗИС-42 восстановили в мастерской Евгения Шаманского — сейчас этот тягач показывают на выставке «Моторы войны».
Впрочем, ЗИС-42 появился перед зрителями под конец мероприятия. А началось оно по традиции с выноса Знамени Победы почётным караулом Президентского полка, возложения цветов к памятнику воинам, сражавшимся на рубеже Падиково зимой 1941 года, и минуты молчания.
Ну а прохождение колонны военной техники внезапно открыл артист Леонид Ярмольник, который передал музею личный раритет — легковой автомобиль ГАЗ-М20 «Победа».
Кстати, для участия в парадах в Падиково машины обычно назначают в рамках определённой тематики. И в год 80-летия Победы, что логично, для торжества выбрали технику завершающего этапа Великой Отечественной войны. К примеру, Т-34-76 продемонстрировали в самом позднем варианте — с командирской башенкой.
Кому интересно, читайте подробный обзор этого среднего танка у меня на канале.
Разумеется, не обошлось и без «танка Победы» — Т-34-85. Напомню, именно эту машину во время гражданской войны в Югославии сняли с постамента и отправили в бой. «Тридцатьчетвёрка» была подбита, а затем восстановлена энтузиастами.
Как и в реальном сражении, «тридцатьчетвёрки» поддержала самоходная артиллерийская установка СУ-100.
К слову, исторические Т-34-85 и СУ-100 в этом году прошли и по Красной площади на главном параде страны.
Не забыли и про технику ленд-лиза. Американский средний танк М4А2 «Шерман» с дизельным двигателем в движении в нашей стране мало где можно увидеть.
Но настоящий восторг публики вызвали советские тяжёлые танки ИС-2М и ИС-3. Они появились на музейной площади не друг за другом, с перерывом, но одинаково эффектно — под рокот дизеля, в сизом дыму отработавших газов, заставляя трястись под ногами асфальт.
Столь же мощным оказалось выступление тяжёлой самоходки ИСУ-122 — ещё одной музейной редкости.
Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б должен был появиться перед зрителями в компании соплатформенного внедорожника ГАЗ-67.
Однако вездеход закапризничал и не смог тронуться с места, что, впрочем, вполне компенсировалось салютом из башенного пулемёта ДТ.
Американский Dodge по прозвищу «три четверти» известен во множестве вариантов. В Падиково показали модификацию WC-52 с лебёдкой и бортовой платформой.
И снова ленд-лиз. Многоцелевой бронетранспортёр M3 Scout хорошо прижился в нашей армии, послужив после Победы прообразом отечественного БТР-40.
Хотя успешные советско-американские проекты появились ещё в годы войны. Характерный пример — гвардейский миномёт БМ-13-16, знаменитая «Катюша», на шасси полноприводного грузовика Studebaker US6 из США.
Завершился же парад демонстрацией связи поколений. Свистя газотурбинным двигателем, перед трибуной промчал (иначе не скажешь) основной боевой танк Т-80БВ.
Такие машины до сих пор применяются на Украине, а вот в других музеях в «живом» состоянии подобную технику не найти — ещё один вклад в уникальность Падиково!