Я стал писать свои рассказы и делиться своими мыслями на тему духовного пути и духовного опыта человека вообще и меня в частности спустя 30 лет моих поисков, блужданий и опытов. Чтобы мой читатель понял меня правильно, я обязательно рекомендую к прочтению те книги, которые читал сам. И которые открыли для меня этот путь.
Сегодня человечество издает огромное количество книг. Каждый день в свет выходят тысячи новых книг. Самое большое количество книг люди написали по теме христианства. Как в этом море не заблудиться? Как в этом море книг найти верный источник неложного знания? Никак!!! Жизни не хватит перечитать все книги. Можно только воспользоваться советом тех людей, которые прочитали данную конкретную книгу, поняли ее, сравнили с другими подобными, применили в жизни то, о чем там написано, получили здравый и весомый и неложный результат. И вот если такие люди есть среди ваших друзей, то нужно воспользоваться их советом. Это такой мой общий совет, поскольку я реально прочитал много книг на религиозные и философские темы и очень ясно понимаю эту проблему выбора книги для чтения.
Вот и теперь я рекомендую вашему вниманию книгу неизвестного афонского исихаста «Трезвенное созерцание», поскольку она написана прекрасным языком и легка для чтения. Но...
Глубина и реальная правда этой книги понятна будет только людям, которые сами занимаются регулярно и серьезно Иисусовой молитвой. После многолетних усилий, которые я потратил на освоение, на понимание самой сути практики Иисусовой молитвы, мне случайно попалась в руки эта книга.
Прошу прощения, что немного отвлеку читателя в сторону от моей презентации этой книги, но просто не могу не высказаться по поводу «неслучайности случайностей». :) Я родился и вырос в Москве, в районе Кузьминки. Там есть прекрасный большой лесной парк. И для своего уединения и для занятий молитвой я часто гулял по лесным и безлюдным, самым далеким и даже труднопроходимым тропкам этого парка. И вот однажды я даже пробирался сквозь заросшую кустами тропу, умом я держался в сердечном месте, как и положено, произносил слова молитвы, так увлекся этим, что почти не следил за тем, куда иду. И вот я вдруг вздрогнул от того, что своим лицом буквально задел самые обычные деревянные монашеские четки с крестиком, которые висели на веточке кустистого клена, через который я продирался. Ну да, можно сказать, четки попались мне случайно. Есть такой духовный закон: «Подобное тянется к подобному». Вот, думаю, это как раз тот самый случай. :) И, конечно, случайности не случайны.
Ну а теперь продолжу о книге. Я прочитал ее взахлеб, за один раз и даже «не моргая», настолько она меня поразила. Настолько мне открылся смысл каждой строчки и каждого слова. Однозначно, эту книгу написал истинный практик и молитвенник, который поделился реальным своим личным знанием и опытом. Да, это та книга, которая помогла мне понять суть Иисусовой молитвы, которая заключается в том, а это я не устану повторять из раза в раз, что Иисусова молитва — это метод, научающий человека выполнить первую заповедь.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:35–40).
Для людей же, которые не имеют многолетнего практического опыта в Иисусовой молитве, эта книга, к сожалению, будет восприниматься как сказка. Но, видимо, с этим ничего не поделаешь.
Я не буду ее вкратце пересказывать, лучше вы прочтите эту книгу сами. Но, чтобы вы не откладывали это чтение далеко и надолго, процитирую немного из предисловия. И я прошу прощения за то, что буду часто цитировать эту и другие книги, просто потому, что лучше, чем авторы этих книг, мне не сказать, но могу от себя лишь свидетельствовать, что говорят они настоящую правду. И так, вот эта книга.
Трезвенное созерцание. Неизвестный афонский исихаст.
Цитаты:
Предисловие
Преподобный Никодим Святогорец в Службе афонским святым отцам воспевает не только известных подвижников, которые достигли святости в священных обителях, скитах, пустынных каливах и в ущельях земли,– их он называет по именам,– но и сонмы сокровенных от мира преподобных, тех неведомых, святость которых почтил лишь Бог, потому что они умоляли Его оставить их в неизвестности и предать людскому забвению. К этому их привело смирение.
Вышесказанным я должен был приготовить читателя, возлюбленного брата во Христе, чтобы представить настоящую книгу – труд некоего неведомого святого афонского иеромонаха, неизвестного преподобного, который в своих записях с достоверностью открывается нам как друг Христов, обладающий Его богатой благодатью. Но это не все. По свидетельству автора, книга написана под воздействием благодати Святого Духа, и теперь наступила полнота времени, когда она становится известной православным людям, особенно же монахам.
Речь идет о датированной 1851 годом рукописи №202 библиотеки афонского монастыря преподобного Ксенофонта. Библиотекарь обители заинтересовался этим текстом, и после прочтения решено было его издать.
Игумен монастыря архимандрит Алексий, отсняв манускрипт на фотопленку, передал ее иеромонаху Афанасию Констамонитису для исправления орфографических ошибок. Потом копия перешла к господину Кемендзедзидису для издания книги в серии, выпускаемой издательством «Православный пчельник». Ему же было поручено предварительное изучение рукописи.
Согласно заметкам на полях, тетрадь принадлежала бывшему монаху монастыря Григориат, подвизавшемуся в скиту монастыря Ксенофонт. После его смерти в 1877 году она перешла в собственность монастыря, как записано тогдашним книгохранителем. По некоторым признакам можно предположить, что книга написана рукой известного исихаста отца Харитона, который со своим братством подвизался в пещере преподобного Афанасия Афонского.
Уточнение того, кто написал книгу и как она из пустыни восточной стороны Святой Горы оказалась на западной, может стать предметом специального изучения. Мы же, избегая схоластического исследования и считая его несущественным, прославляем Господа, Который среди стольких современных свидетельств Своих святых благоволил явить нам и это потаенное сокровище.
Действительно, по премудрому Домостроительству Божию открылась в наши дни эта книга, написанная нетварной энергией Святого Духа и рукой неведомого малограмотного, но освященного иеромонаха. Потому что он сам, рассказывая нам о своем видении, между прочим повествует и о следующем. На просьбу иеромонаха явившемуся ему сладчайшему Иисусу: «Поскольку из этого я узнал, что написанное мною в смиренной сей книжке – от Твоей благодати, прошу Тебя, позволь мне посвятить ее Тебе как Твою собственную и сотвори с ней то, что пожелаешь» – Господь отвечает ему: «Не беспокойся об этом. Теперь спрячь ее. А когда Я пожелаю, вышлю ее с этой Горы».
И теперь, в эпоху, сильно зараженную грехом, Иисус, любящий души людей, явил ее как некое сильнейшее лекарство.
Центральной темой и, так сказать, «стержнем» всей этой благодатной книги является умная и сердечная молитва, непрестанное призывание: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Но поскольку в книге говорится и о других духовных предметах, то неизвестный святой иеромонах назвал ее «Трезвенным созерцанием». Книга разделена на 20 слов, которые являются плодом личного духовного опыта. Потому что, как пишет автор, в этих словах он «описывает с точностью то, чему на опыте научился и что сам перестрадал», то есть «выстрадал божественное».
Передавая духовный опыт, он естественно, без бахвальства и со сладостью души открывает свои переживания благодати, явления Христа, Богородицы, Ангелов и беседы с ними. С неизреченной простотой он описывает их красоту и сияние, когда сам находится в состоянии экстатического опьянения от нестерпимого наслаждения, которое чувствует его сердце, испытывая действие Божественного Духа.
Как уже отмечалось, иеромонах был малограмотным. Но благодаря просвещению божественной благодати и многому чтению святых отцов, а также личной практике, он научился выражать свой опыт святоотеческими и духовными терминами. Безусловно, Святым Духом дано ему чувство того, что сам он всего лишь недостойный иеромонах, обнаженный от всякой добродетели и заслуживающий только осуждения, и если и имеет что-либо доброе, то лишь благодаря милости Божией. Именно по этой причине он выбирает себе эпитет, выражающий глубокое смирение: Отчаявшийся. И книга эта подписана неким неизвестным Отчаявшимся святогорцем.
Для тех, кто имеет духовный вкус, эта автохарактеристика являет святость души и не имеет никакого отношения к сатанинскому чувству отчаяния, которое завершается самоубийством. Состояние Отчаявшегося – это состояние человека, исполненного божественным эросом, радостью, надеждой, слезами любви и умиления. И богослужебные книги Церкви полны подобного опыта и подобных выражений. Они также напоминают и слово Христа к Силуану: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Это тот же опыт, но переданный по-другому, приводящий на ум подобные выражения апостола Павла и всех святых, рассказывающих о таком опыте.
Об умной и сердечной молитве писали многие святые отцы, излагая свои мысли богословски, возводя молитву к христологическим и антропологическим предпосылкам, анализируя природу души, связь ума с сердцем, распространение в теле действий благодати, созерцания ума, собрание душевных сил, необходимость единения «трехчастного» души и многие другие проблемы души и жизни во Святом Духе. Все это было выражено изысканным, чрезвычайно гибким языком в определениях возвышенных озарений ума, просвещенного благодатью Божией, и на богословском и догматическом основании. Святые отцы были учителями благодатными, сочетавшими в себе удивительные физические силы, богословское и светское образование с богатым озарением нетварных энергий. Они обращались ко всей полноте Церкви, внутри которой всегда существуют умы созерцательные, по натуре ищущие анализа и богословского доказательства.
Однако исполненный божественных надежд Отчаявшийся афонский иеромонах был христианином средним, ничем не выделяющимся, со скудным светским и богословским образованием, благоговейнейшим монахом и впоследствии иереем. Благодаря руководству также благоговейного старца, духовным подвигам, очищению своей души, подвижническим трудам (посту, бдению, молитве), при помощи непрестанной умной и сердечной молитвы, действиями Святого Духа он стал учителем-самоучкой. И поскольку он сам на опыте познал и «блаженную страсть», и таинства Царства Божия, то от любви к братьям записал пережитое им при помощи Святого Духа.
Именно так мы должны смотреть на книгу Отчаявшегося и воспринимать ее. Это книга, в которой благоухает благодать Божия, книга огня Утешителя, книга, похожая на боевую тревогу, которая не теоретизирует, не изобретает слов и не фантазирует. В простоте и в божественном опьянении автор ее рассказывает о том, что «узнал и пережил», и с болью души просит братьев последовать его пути, который, по сути, является путем традиционным. Если кто-то не обладает динамизмом Отчаявшегося, его подвижничеством и самопожертвованием, то все же, благодаря посильному старанию, получит пользу.
Сам безымянный иеромонах, неведомый нам святой, энергично побуждает нас, наставляет к евангельскому понуждению, помогает нам своими молитвами, чтобы мы подъяли подвиг против сатаны, невидимо угнетающего нашу душу, освободили ее от рабства диавола и греха и еще здесь достигли таинственного зрения Господа в своих сердцах. Поэтому он с такой настойчивостью снова и снова призывает к напряженной молитве: «Желаешь ли ты, о монах, увидеть, как прекрасен Христос».. Умно и непрестанно молись ко Христу своему из сердца до боли».
Будем просить Господа открыть очи нашей души, чтобы увидеть необходимость непрестанной сердечной молитвы и при помощи Святого Духа начать подвиг. Так мы получим надежду на свое спасение, прославляя Господа Иисуса во Отце и Духе и исполняясь признательностью к нашему неведомому брату, который, как орган Святого Духа, побуждает нас к спасительному и созерцательному деланию умной и сердечной молитвы. Аминь.
Феоклит, монах афонского монастыря преподобного Дионисия Афонского. Святая Гора, память святых Архангелов, 1978 год.
Да буду жилищем Твоим, Иисусе мой, молюся,
Ибо прошу Тебя тепле, даруй мне то, что я желаю.
Прииди, Спасе, в сердце мое и вселися в нем,
И отврати от него всякое лукавство.
Божественную же Свою любовь вложи в него
И благодать Свою святую в него введи,
Зрение ума моего, Христе, просвети
И очи мысли моей, Спасе, озари.
Да буду храм Духа Свята
И по смерти сонаследник лика пренебесного.
Аминь.
Спасибо, что дочитали до конца. С наилучшими пожеланиями, Пустырник.