Найти в Дзене
НТВ

Помним: 101-летняя ветеран из Запорожья

«Мне стыдно было перед ранеными… Лечилась на месте, работала, от боли и усталости прямо на ходу падала в обморок, полежу и опять за работу». Воспоминания о военном фельдшере Александре Скрипнюк, которая до последнего своего дня выходила праздновать 9 Мая в Запорожье, несмотря на нападки от украинских националистов, — в нашем материале. На девятый день войны 19-летняя фельдшер, лейтенант медслужбы Александра Скрипнюк (тогда Егорова) отправлена служить на санитарно-транспортное судно, на котором эвакуировали раненых из Москвы и Калинина (ныне Твери). В 1942 году она — старший военный фельдшер. Их направили в Сталинград. Когда горела Волга, пароход маневрировал между лужами пылающей нефти. Судно с красным крестом стало мишенью для врага, поэтому речники ломали ветки, маскировали ими пароход и тихо шли вдоль берега. Стреляя из пулеметной установки на борту, пятеро бойцов отгоняли вражеские самолеты.
На носу по обе стороны круглосуточно стояли два матроса с длинными деревянными шестами. Они

«Мне стыдно было перед ранеными… Лечилась на месте, работала, от боли и усталости прямо на ходу падала в обморок, полежу и опять за работу».

Воспоминания о военном фельдшере Александре Скрипнюк, которая до последнего своего дня выходила праздновать 9 Мая в Запорожье, несмотря на нападки от украинских националистов, — в нашем материале.

На девятый день войны 19-летняя фельдшер, лейтенант медслужбы Александра Скрипнюк (тогда Егорова) отправлена служить на санитарно-транспортное судно, на котором эвакуировали раненых из Москвы и Калинина (ныне Твери).

В 1942 году она — старший военный фельдшер. Их направили в Сталинград. Когда горела Волга, пароход маневрировал между лужами пылающей нефти. Судно с красным крестом стало мишенью для врага, поэтому речники ломали ветки, маскировали ими пароход и тихо шли вдоль берега. Стреляя из пулеметной установки на борту, пятеро бойцов отгоняли вражеские самолеты.
На носу по обе стороны круглосуточно стояли два матроса с длинными деревянными шестами. Они отталкивали плававшие по воде мины, чтобы пароход прошел и не взорвался.

-2

Во второй половине августа Александру Семеновну взрывной волной бросило в трюм парохода. Несмотря на тяжелую контузию, она отказалась от эвакуации в тыл.

— Мне стыдно было перед ранеными: у них у многих было два-три-четыре ранения, а у танкистов еще и ожоги. Лечилась на месте, работала, от боли и усталости прямо на ходу падала в обморок, полежу и опять за работу, — вспоминала Александра Егорова.

-3

С 1943 и до сентября 1945 она эвакуировала в тыл раненых из Москвы на санитарно-транспортном судне, а зимой работала медсестрой в тыловых госпиталях.

Демобилизовалась Александра Семеновна 1 сентября 1945 года в звании старшего лейтенанта. А в мае 1952 года, приехала жить в Запорожье.

В Волгограде, в музее Сталинградской битвы, одна из экспозиций посвящена Александре Скрипнюк. За участие в Великой Отечественной войне ее наградили орденами Отечественной войны II степени, Кутузова III степени и орденом Украины «За Победу в 1941–45 годах», 6 знаками от Всесоюзного комитета ветеранов ВОВ, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда» и 19 юбилейными медалями.