Так как мы жили около одной из главных достопримечательностей города, с неё и начнем:
Мавзолей Гур-Эмир
ул. Оксарой, 1.
Дата закладки - 1403г
Лайфак - входной билет многоразовый, действует в течение дня. Мы воспользовались этим фактом и посетили его при свете дня и вечером, когда включилась подсветка. Слышали что это действует во многих местах в Самарканде(желательно уточнять, если планируете ещё раз придти).
Изначально комплекс служил в качестве усыпальницы для Мухаммед-Султана, любимого внука знаменитого полководца Тамерлана. Он скончался в 1403 году. Мухаммед-Султан должен был стать приемником , но ушёл из жизни раньше своего деда.
В главном помещении мавзолея установлены надгробия, сами же гробницы размещены ниже, в подземном склепе. Плита из тёмно-зеленого нефрита - Тамерлана(Амир Тимур).
К вечеру туристов здесь значительно меньше(как и в других туристических местах).
Мечеть Рухабад(1882г)
Особенности:
• Мечеть находится на невысокой возвышенности, которая отделана обожжёнными кирпичами.
• Одноэтажное здание с высоким потолком, с восточной и северной стороны окружено айваном, деревянный потолок которого украшен традиционными разноцветными узорами и орнаментами.
• Айван держат 12 деревянных резных столбов с мраморным основанием.
• У входа на территорию мечети построен небольшой минарет.
Медресе Рухабад(до 1868г)
Сейчас на территории располагаются сувенирные лавки и мастерские.
Мавзолей Рухабад
ул. Кизил Юлдуз, 8.
Одно из самых древних зданий старого Самарканда - возведен в 1380 году над могилой шейха Бурханеддина Сагарджи.
Стены мавзолея практически не украшены. Они покрыты алебастром, а входы-арки отделаны резной плиткой. На нем отсутствуют яркие мозаики. В мавзолей можно войти.
Далее посмотрим на памятник Амиру Тимуру и прогуляемся по Университетскому бульвару.
Центральный парк отдыха им.Алишера Навои
ул. Алишера Навои, 58.
МММ - мечети, медресе, мавзолеи; этого в Самарканде великое множество, но далее не о них. Главная религия здесь, конечно, ислам - около 95%
Но, на 1 июня 2010 года в стране было зарегистрировано 2225 религиозных организаций шестнадцати конфессий.
Несколько храмов других конфессий в Самарканде:
Храм Георгия Победоносца (недействующий)
ул.Мустафы Кемаля Ататюрка, 12
Автор проекта - В.М.Лемке
Строительство - 1882г
Построен в качестве церкви при Управлении Самаркандского воинского начальника.
В 1960г - закрыт. Здание церкви стало использоваться в качестве клуба ОСОАВИАХИМа.
После реставрации используется как «Музей дружбы народов и религиозной толерантности».
Армянская Апостольская церковь
Святой Богородицы.
ул. Махмуда Кашгари, 70
Соружена в 1907г
Вновь построена в 1995г
Римско-католический Приход Святого Иоанна Крестителя.
ул. Махмуда Кашгари, 86.
Архитектор - Е.Нелле
Строительство - 1915—1916гг
Во время советской власти храм был закрыт и в нём находился спортивный зал.
В 1997г - возвращен верующим.
Собор Святителя Алексия Московского.
ул.Бобир Мирзо, д.1
Авторы проекта - Фёдор Вержбицкий и Фёдор Смирнов
Строительство - 1909—1911гг
В советское время здание храма было на балансе воинской части, на территории военного городка. После вывода воинской части было передано государственному музею-заповеднику, в 1996 году передано верующим.
Недалеко от храма сохранился исторический дом священника.
Этого здания не было в нашей программе - Областная детская библиотека им. Абу Райхона Беруни (ранее им. Пушкина).
ул.Махмуда Кашгари, 62
А когда я его увидела, подумала что здесь располагаются католики. Вовсе нет, к ним оно отношения не имеет. Это символ так называемого "русского Самарканда".
Этот комплекс городского Народного дома включал в себя когда-то: музей, библиотеку и читальню. Главной идеей его постройки была мысль о всенародном просвещении.
История его строительства растянулась на много лет и, в силу исторических событий, идея не была осуществлена полностью.
Проект был одобрен в 1910г. Сейчас трудно определить, кому именно принадлежала идея оригинального архитектурного решения.
Связано это с тем, что к проекту приложили руку несколько авторов - начал его Ижицкий-Герман, кроме того, поработали со зданием также известный самаркандский и ташкентский архитектор Гейнцельман и другой мастер — Сваричевский. Свой вклад внес и руководивший стройкой инженер Лебедев.
Работы были завершены в 1916г, но здание так и осталось недостроенным в связи с историческими событиями.
Пришли голод и разруха, но музей и библиотека действовали, а книги продолжали пользоваться спросом.
Хотелось бы, конечно, посмотреть как там внутри. Но было закрыто.
По сведениям из открытых источников, сейчас ведется реконструкция библиотеки строительной компанией из Санкт-Петербурга. Она должна будет минимально затронуть сохранившиеся элементы интерьера, но изменить планировку. Фасадную часть объекта реконструкция не затронет. У библиотеки будет современное техническое оснащение.
Во время наших прогулок встречались и ещё приятные "нежданчики".
Но было и наоборот - планировали посетить Самаркандский Краеведческий музей.
Расположился он в бывшем доме местного купца Абрама Калантарова. Очень хотелось посмотреть его интерьеры. Но он оказался на реконструкции. В сети я такой информации не видела.
Эта прогулка, разумеется, не охватывает все достопримечательности Самарканда. Хотите ещё маршруты?
Посмотрите второй маршрут прогулки.
Ещё публикации о поездке в Узбекистан в подборке
Другие путешествия на общественном транспорте