Найти в Дзене
Казус

Колдуны-вуду. Бокоры-реальные события и фигуры.

В 20 веке в США колдовство вуду, особенно распространившееся в Луизиане, привлекло внимание как исследователей, так и обычных граждан. В разных уголках страны вуду прочно утвердилось в культуре, однако оно часто оказывалось в центре скандалов и предвзятых представлений. Сегодня я хочу погрузить вас в мистический мир вуду, который, как оказалось, процветал не только на далеких островах Гаити, но и прямо в сердце США в 20 веке. Мы отправимся в Новый Орлеан, город, пропитанный магией, джазом и тайнами, чтобы рассказать о реальных людях, чьи имена стали легендами.

Немного для справки:
Вудуобщее условное наименование синкретических культов, распространённых в странах Западной Африки, Карибского бассейна, а также в США среди значительной части афроамериканцев.

Даже самый не любопытный человек на вскидку припомнит, что-то о колдунах, магии и неграх, которые практикуют эту то ли религию, то ли культ. И что в современном мире это уже большой рынок развлечения, который предоставляют туристам выходцы из стран Африки и потомки рабов из районов карибского бассейна, той же самой Луизианы.

Если вы думаете, что вуду — это что-то из фильмов ужасов с зомби и куклами, то я вас удивлю. Вуду, или вудун, — это религия, уходящая корнями в Западную Африку, которая смешалась с католицизмом и местными верованиями в период работорговли. В США она особенно прижилась в Луизиане, куда в 18-19 веках привозили рабов с Гаити. К 20 веку Новый Орлеан стал настоящей столицей вуду в Америке, а некоторые личности сделали эту практику почти культовой. Долина реки Миссисипи - без преувеличения основной оплот и ядро культа вуду. Вуду возникло на основе африканских религиозных традиций, которые были привезены в Новый Свет с рабами, и в значительной степени сформировалось в Луизиане, где встречались различные культуры и традиции. В начале 20 века вуду стало рассматриваться как экзотическая и даже таинственная религия. Наиболее яркие представители вуду в этот период — это
Мария Лаво (Maria Laveau), хотя она жила в 19 веке, её наследие и репутация продолжали оказывать влияние на культуру в начале 20 века.

Одной из самых известных фигур вуду в 20 веке стала не жрица, как можно было бы ожидать, а человек, которого пресса окрестила "колдуном". Его звали
Доктор Джон (Doctor John), хотя его настоящее имя — Джон Монтене (John Montanée). Он был не просто практиком вуду, а настоящей городской легендой, о которой писали газеты того времени. Доктор Джон родился, предположительно, в 1800-х годах (точная дата неизвестна, так как записи о рабах часто терялись), и его жизнь охватила как 19, так и начало 20 века. Он умер в 1885 году, но его влияние продолжало ощущаться десятилетиями, а рассказы о нем передавались из уст в уста и попадали в прессу вплоть до середины 20 века. Джон Монтене был афроамериканцем, который, по легенде, родился в Сенегале и был привезен в Новый Орлеан как раб. После освобождения он стал практиковать вуду, сочетая африканские ритуалы с местными традициями.

-2

В газетах того времени, таких как New Orleans Times-Picayune, его описывали как "короля вуду", который мог исцелять, предсказывать будущее и даже накладывать проклятия. В статье от 1885 года, опубликованной после его смерти, журналисты писали, что Доктор Джон владел домом на улице Байу Сент-Джон, где проводил свои ритуалы. Его клиентами были как бедные афроамериканцы, так и богатые белые жители города, что само по себе было сенсацией в эпоху расовой сегрегации.

Одна из самых известных историй, упомянутых в прессе, связана с его "гри-гри" — амулетами, которые, как считалось, приносили удачу или защищали от зла. Сейчас его амулеты стоят как золотой портсигар и очень редки. В 1900-х годах, уже после его смерти, Times-Picayune (выпуск от 12 марта 1906 года) писала о том, как люди до сих пор ищут его могилу на кладбище Сент-Луис №2, чтобы попросить о помощи или оставить подношения. Это показывает, насколько сильным было его влияние даже спустя десятилетия.

Одним из наиболее известных колдунов-вуду в 20 веке стал
Сэмюэль "Бу" Ли, который действовал в 1940-е и 1950-е годы. Ли стал известен благодаря своим "оберегам" и "заклинаниям", которые помогали раненым солдатам и людям, страдающим от различных недугов. В 1953 году The Times-Picayune опубликовала статью о его методах, в которой говорилось о том, как он использовал травы и специальные ритуалы для исцеления.

Другой заметной фигурой была Мама Лаво, женщина, которая утверждала, что является потомком Марии Лаво. В 1960 году о ней написали в журнале Life, где была описана её практика и популярность среди местных жителей. Публикация привлекла внимание к вуду как к части культурного наследия Луизианы. В 1930-х и 1940-х годах в США наблюдался рост расистских стереотипов, связанных с вуду, которые часто изображали его как "черную магию" и "опасное колдовство". Одним из таких инцидентов стал случай с убийством Бенджамина “Бобби” Джарвиса в 1948 году, которое связывали с ритуалом вуду. Не будем городить тень на плетень и только скажем что в то время в США во всю действовала Ку-клукс-клан (ККК). Этого вполне хватит понять что черное население Америки считалось чуть выше скота.

Мария Лаво (Maria Laveau)
Мария Лаво (Maria Laveau)

Мари Лаво, безусловно, одна из самых известных женщин в истории вуду, родилась в 1801 году и прожила много лет, вплоть до 1881 года. Как и Доктор Джон, она была практикующей вуду, но её влияние выходило далеко за пределы обыденного. Лаво считали целительницей, советчицей, и даже медиумом. Она имела собственный бизнес, проводя ритуалы в своем доме и на кладбищах, где, по слухам, отвечала на вопросы о судьбах людей.

Жители Нового Орлеана испытывали к ней как уважение, так и страх; её имя часто упоминали в тех же газетах, что и Доктора Джона. Times-Picayune не раз публиковала статьи о ней, в которых писали о её способностях к ясновидению и чудесных исцелениях. Любопытно, что многие люди, как чернокожие, так и белые, приходили к ней за помощью — и это было нечто потрясающее для того времени.

Лаво использовала свои знания о травах и ритуалах, чтобы помогать людям, и даже если у кого-то не было возможности заплатить, помогает она все равно. Это, конечно, только подогревало миф о ней как о святой женщине. Говорят, что ее могила также стала культовым местом — люди до сих пор оставляют на ней подношения и просят о помощи. В некоторых источниках даже упоминается, что она стала своего рода символом исцеления и надежды для жителей город.

История вуду такова, что корнями многих практик уходит далеко в прошлое, создавая собой некий симбиоз настоящего с ушедшим. Эти традиции, много раз подтвержденные на практике, пример того как магия способна в течении долгого времени нести в мир как добро так и зло.

Пишите друзья: были вы свидетелями таинства вуду.