Когда человек приходит в храм на Литургию, он часто думает, что служба начинается с возгласа:
«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа...»
На самом деле, в это время в алтаре уже всё давно началось. Есть даже выражение у церковного народа: «служба началась с Проскомидии». Это священное приготовление Хлеба и Вина — приношение Богу того, что станет Телом и Кровью Христовыми.
Всё начинается ещё до открытия врат и возгласа.
Священник приходит в храм заранее. Он облачается и благословляет чтение Часов — молитв, читаемых в соединении с Литургией. Читаются обычно Третий и Шестой часы. В них воспоминается схождение Святого Духа (Третий час) и Крест Христов (Шестой час). Их читает чтец или певчий в храме, вслух.
А в это время священник в алтаре молится на входе, он становится перед Царскими вратами, кланяется трижды и молится:
«Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя» (трижды),
затем:
«Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины...»
и далее — вступительные молитвы перед началом служения.
После этого он целует иконы на царских вратах — Христа и Богородицу — и просит у них молитв:
«Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем...»
Затем он входит в алтарь и трижды кланяется пред престолом, целует престол, затем идёт к жертвеннику. Здесь начинается Проскомидия.
- Что такое Проскомидия?
Слово проскомидия означает принесение. Это приготовление Даров — хлеба и вина, — которые затем станут Святыми Тайнами. Это жертвенное приготовление. Не случайно место, где совершается Проскомидия, называется жертвенником.
- Какие просфоры используются?
На полной Литургии принято брать пять просфор, по числу евангельских хлебов( Мк.,6, 30-34).
Просфоры двухсоставные, в знак того, что в Иисусе Христе два естества, две природы: Божественная и человеческая.
- Одна большая просфора — из неё вырезается Агнец — основная часть просфоры с изображением креста и надписью «ИС ХС НИ КА» — «Иисус Христос побеждает». Он- победитель греха, смерти и дьявола.
Из неё вынимается квадратная частица — Агнец, который потом станет Телом Христовым.
- Вторая просфора — за Пресвятую Богородицу. Из неё вынимается узкая треугольная частица и кладётся справа от Агнца — как бы в честь Царицы Небесной, стоящей по правую руку от Царя, Сына Своего.
- Третья просфора — за девять чинов святых: пророков, апостолов, мучеников, празднуемых в данный день святых, за творца чина совершаемой Литургии- Иоанна Златоуста или Василия Великого и прочих угодников Божиих. Это частицы памяти всей Небесной Церкви.
- Четвёртая просфора — за живых членов Церкви: за Святейшего Патриарха, архиерея, весь священнический и монашеский чин, за трудящихся в храмах, за страну, за всех православных христиан. Священник вынимает маленькие частицы за каждого человека, чьё имя он читает по поданным запискам.
- Пятая просфора — за усопших. Так же вынимаются частицы за каждое имя и кладутся на дискос.
Иногда, если просфор мало, служат с тремя или даже двумя, но смысл остаётся тем же.
- Что читает священник во время Проскомидии?
Проскомидия совершается с молитвами. Это не техническое приготовление, а священное служение.
Сначала священник благословляет просфору и вынимает Агнца. При этом он читает слова пророка Исайи:
«Яко агнец на заколение ведеся...» (Ис. 53:7)
После вырезания Агнца, он накалывает его копием, вспоминая пронзение Христа на Кресте:
«Един от воинов копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода...»
Далее он наливает в потир (чашу) вино с водой, благословляя:
«Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков»
Вынимаются частицы из просфор, с поминовением имён. Часть за Богородицу, часть за святых, а затем — за живых и усопших. Имена читаются вслух и с вниманием. Это молитва ходатайственная, глубокая и серьёзная.
Каждая частичка кладётся вокруг Агнца, и дискос постепенно превращается в образ всей Церкви:
— Христос в центре,
— рядом Богородица и святые,
— ниже — живые и усопшие,
— и вся Церковь собрана перед Богом.
После окончания Проскомидии священник кадит храм
— жертвенник,
— престол,
— весь алтарь,
— а затем и весь храм.
Это знак освящения и очищения. Благовонный дым возносится к небу — как молитва Церкви.
В это время чтец всё ещё читает Часы, и храм наполняется молитвой, тихим движением, ожиданием. Всё словно замирает в преддверии великой Тайны.
На третьем часе вспоминается суд Пилата и мучения Спасителя( Мф.27:11-30), а также сошествие Святого Духа а апостолов после Вознесения(Деян.2:1-4).
На шестом часе вспоминается шествие Спасителя на казнь, распятие его и крестные страдания.(Лк.23:26-38)
Вот ещё почему важно приходить заранее- чтобы слушать молитвословие часов, которые освящают, которые освящают утро и готовят нас к следующей части Божественной Литургии.
Святитель Иоанн Златоуст говорил:
«Как неприлично приходить на пир, когда уже вынесли блюда. А Литургия — это Царская Трапеза».
К тому же, имена, поданные заранее, поминаются именно на Проскомидии, а не после «за здравие» или «за упокой» в середине службы. Если человек пришёл к началу Проскомидии — его имена будут на дискосе рядом с Агнцем.
Святитель Николай Сербский говорил:
«Как в колыбели лежит младенец, а в нём — будущий царь, так и в дарохранительнице Литургии — начало спасения мира».
Когда мы начинаем службу с внимания и благоговения, с самого начала, с первой молитвы — Литургия становится не просто «церковным обрядом», а живой встречей с Христом.
Христос Воскресе!
Репост статей благословляю.
священник Игорь Сильченков
🙏 Нуждаетесь в молитве? Пишите имена родных и близких – мы помолимся.
Передайте записки о здравии и упокоении в наш молитвенный чат:
📱 WhatsApp: https://chat.whatsapp.com/BabKq7JnrqE44b
📨 Telegram: https://t.me/zapiskivhram