Найти в Дзене
Вселена Мастер

Черниговская о жизни после смерти: Как можно жить, если финал — пустота?

Сколько бы мы ни говорили о прогрессе, квантовых вычислениях и генной инженерии, вопрос о том, что ждёт человека после биологического финала, остаётся, пожалуй, самой устойчивой загадкой. Наука за последние столетия достигла колоссальных успехов в картографировании мозга, понимании его химии и физиологии, но так и не нашла того самого места, где рождается или обитает личность, та уникальная точка зрения, которая позволяет нам сказать «я думаю», «я чувствую», «я существую». Этот разрыв между объективным описанием мозга и субъективным опытом сознания становится особенно острым перед лицом феномена, ставящего под сомнение само наше существование. Именно смерть становится тем безжалостным лакмусом, который обнажает пределы сугубо материалистического взгляда на мир. В свете этой вечной загадки приобретают особую значимость слова Татьяны Черниговской, всемирно известного доктора биологических наук, профессора, которая, будучи видным учёным в области нейролингвистики, не боится ставить п

Сколько бы мы ни говорили о прогрессе, квантовых вычислениях и генной инженерии, вопрос о том, что ждёт человека после биологического финала, остаётся, пожалуй, самой устойчивой загадкой.

Наука за последние столетия достигла колоссальных успехов в картографировании мозга, понимании его химии и физиологии, но так и не нашла того самого места, где рождается или обитает личность, та уникальная точка зрения, которая позволяет нам сказать «я думаю», «я чувствую», «я существую». Этот разрыв между объективным описанием мозга и субъективным опытом сознания становится особенно острым перед лицом феномена, ставящего под сомнение само наше существование.

Именно смерть становится тем безжалостным лакмусом, который обнажает пределы сугубо материалистического взгляда на мир.

В свете этой вечной загадки приобретают особую значимость слова Татьяны Черниговской, всемирно известного доктора биологических наук, профессора, которая, будучи видным учёным в области нейролингвистики, не боится ставить под сомнение узкие рамки научного материализма и обращаться к вопросам, традиционно считающимся прерогативой философии и духовного поиска.

Ниже приводим слова из интервью Татьяны Черниговской.

– Как вы лично думаете, есть ли жизнь после смерти?
– Я уверена, что есть.
Если всё заканчивается тем, что просто вот всё это распадается на… Это возмутительная, оскорбительная для нас и для нашей цивилизации история. И пусть меня атеисты все простят, но я, честно говоря, просто не понимаю, как им удаётся продолжать жить. Если они считают, что всё после этого тривиальнейшим образом рассыпается на какие-то кванты.
– А знаете, я не первый раз уже сталкиваюсь с тем, что атеистические теории, совершенно атеистические, они работают на уровне учебника. То есть в таком… Немножко профанизировано. Вот Дарвин — обезьяна, Большой взрыв и так далее. Но когда «только мозг работает, химические реакции происходят», — всё, это и есть наше сознание. Но когда начинаешь углубляться в любую науку, оказывается, что Дарвин никогда не говорил о том, что человек произошёл от обезьяны.
– Это точно.
– Оказывается, что учёные не знают, как на самом деле произошла Всенная. И оказывается, что нейролингвисты не нашли в мозгу того места, где живёт «Я».
– Да, это правда. Между прочим, Гайзенберг, который Нобелевский лауреат по физике и один из основателей квантовой механики, уж, кажется, физик, он замечательные слова сказал. А именно, цитирую по-русски только: «Первый глоток из стакана естествознания делает из нас атеистов. Не нужно забывать, что на дне стакана нас ожидает Бог». Это говорит Гайзенберг, понимаете, это не старушка на улице. И пусть меня атеисты все простят, но я, честно говоря, просто не понимаю, как им удаётся продолжать жить, если они считают, что всё после этого тривиальнейшим образом рассыпается на какие-то кванты.

Мысли после прочитанного

  • Чем глубже мы уходим в физику элементарных частиц или в нейронауку, тем меньше абсолютных «точек». У сверхточного МРТ или коллайдера нет доступа к категории смысла; приборы фиксируют процессы, но не объясняют, зачем они происходят.

  • Черниговская фактически говорит о психологической модели выживания: человеку требуется основание, превышающее набор атомов, иначе рушится мотивация. Франкл называл это «волей к смыслу». Возможно, именно поэтому даже убеждённые материалисты находят свои «сверх-проекты» — наука, искусство, служение обществу.

  • Аргумент Гейзенберга как приглашение к интеллектуальному смирение. Фраза о «дне стакана», где ждёт Бог, не отвергает эмпирический метод, а лишь напоминает: любое знание имеет горизонт событий, за которым начинается terra incognita. Увидеть этот горизонт — не слабость, а научная честность.

А как думаете вы: существует жизнь после смерти?

Приглашаю всех желающих в 👉 Телеграм-канал «ПОРА ПРОСНУТЬСЯ», где я ежедневно даю подсказки и делюсь экспертными советами с точки зрения Психологии Нового Времени.

❇️ ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО: 👇❇️