Пусть образ матери в фильмах и сериалах приветствуется не так часто, как непоколебимый образ отца, мамы в кино (практически) всегда воплощают свет и добро, направляют своих детей на путь истинный и дают нравоучения не только главным героям, но и зрителям. Но существовали в кино и образы матерей намного более жёсткие, негуманные и маниакальные, равно как и брутальные, отважные и самоотверженные. В сегодняшней статье, в честь прошедшего Дня матери, перечислим самые неординарные материнские образы в кино, а заодно же вспомним, за какие факторы они так полюбились аудитории. Приятного прочтения!
Сара Коннор - "Терминатор 2: Судный день" (1993)
Защитница своего ребёнка и всего мира заодно. Путь Сары Коннор в "Терминаторе" начался со знакомства с посланником из будущего - Кайлом Ризом, где ещё молодая и не столь окрепшая девушка приняла неотвратимую судьбу и подготовилась ко встрече с будущим. Сиквел же продемонстрировал боевой оскал героини Линды Хэмилтон во всей красе: Сара в "Судном дне" - не только самоотверженный солдат, пробивающий грань между маскулинностью и феминизмом, но и охранница сына, Джона, для которого становится символом героизма, любви и отваги
Молли Уизли - "Гарри Поттер" (2002-2011)
Мать-героиня семерых детей, отбросившая магическое ремесло ради домашней работы и заботы над своим потомством. Молли Уизли демонстрировала небывалую силу и для серии фильмов, и для самого Гарри, видевшего в матери своего лучшего друга прообраз той самой родительской любви, который тот лишился ещё в младенческом возрасте. В последних фильмах Молли и вовсе продемонстрировала небывалую для зрителей отвагу, одержав сокрушительную победу над правой рукой самого Волан-де-Морта - Беллатрисой Лестрейндж
Кристин Коллинз - "Подмена" (2008)
Главный страх для любой матери - пропажа ребёнка. "Подмена" Клинта Иствуда адаптировала ужасные реальные события, где молодую маму настигнул отвратительный кошмар - её горячо любимого сына похитили неизвестные силы. Несломленные убеждения героини и её слепая любовь к ребёнку смогли преломить самые мизогинистские убеждения, что чествовались в полицейской и судебной системе Америки 1920-х. И пусть воссоединение матери и сына в картине так и не было продемонстрировано (к сожалению, Коллинз не встретила потерянного ребёнка и в реальной жизни), "Подмена" поставила против эгоистичных блюстителей закона самое неподвластное злу чувство - материнскую любовь
Миссис Гамп - "Форрест Гамп" (1993)
Для маленького Форреста мама воплощала главный моральный компас: миссис Гамп воспитала в сыне чувство ответственности, доброту и светлую веру в гуманизм, отправив мальчика в самостоятельное плавание уже во взрослой жизни. Но даже после трагической смерти мамы от рака Форрест не забывает о детских напутствиях и старается прожить жизнь так, как это сделал его самый близкий человек. Миссис Гамп - извечный и до боли редкий для сегодняшнего общества архетип доброты и света в институте семьи
Оливия - "Отрочество" (2014)
На долю матери Мэйсона из "Отрочества" выпадает самая тяжёлая задача - девушка взваливает на свои хрупкие плечи заботу о маленьких детях, в отсутствие мужа и высокооплачиваемой работы. Вместе с мальчиком по ходу действия кино-романа взрослеет и Оливия: раз за разом та разочаровывается в биологическом отце своих детей, терпит предательства и абьюз от новых бойфрендов и обретает уверенность в правоте своих действий. Во многом, именно воспитание матери повлияло на светлое мировоззрение Мэйсона, для которого родитель стал не героем с красным плащом, а простым человеком - тем человеком, кому свойственно допускать ошибки. В конце концов, мамы тоже проживают эту жизнь в первый раз
Миссис О`Брайен - "Древо жизни" (2010)
Для юного Джека родители представляли мужское и женское начало по разные стороны баррикады: отец пытался привить мальчику чувство ответственности, закалить в нём характер и научить решать проблемы посредством применения физической силы. Мать же напротив - привила Джеку любовь, эмпатию и сострадание, являлась для мальчика ангелом, посланным с небес, что пробьёт брешь ненависти и насилия своим хрупким и невинным взглядом. И лишь по прошествии нескольких десятилетий Джек будет вспоминать мать и отца с теплотой в груди: они оказали на его взросление самое сильное влияние
Раймунда - "Возвращение" (2006)
Материнская любовь - главная и самая личная тема в творчестве Педро Альмодовара, кочующая во все его фильмы. "Возвращение" же проиллюстрировало зрителю образ матери-героини Раймунды, сталкивающейся с тяжёлыми морально-этическими дилеммами: женщина вынуждена разгребать последствия случайного убийства своего абьюзивного ухажёра, конфликтовать с дочерью-подростком и выяснять отношения не только с родной сестрой, но и с духом умершей мамы, наставляющей Раймунду на пусть истинный. Пожалуй, один лишь Альмодовар смог доказать публике неистовую силу материнства, со всеми её вытекающими
Мануэла - "Всё о моей матери" (1999)
Другой, не менее значимый проект Альмодовара на тему материнской любви - "Всё о моей матери", героиня которого сталкивается с разрушительной трагедией - её маленький сын погибает в результате несчастного случая. Уже далее Мануэле придётся столкнуться с призраками прошлого, от которых она попыталась убежать в столицу Испании: молодость и зрелость переплетаются в единой красивой схеме, подобной кружеву, а чувство материнского долга и ответственности остаётся с Мануэлой даже после пережитой трагедии. Любовь Альмодовара к собственной матери невозможно передать одними лишь словами
Мама Деточкина - "Берегись автомобиля" (1966)
Мать Юрия Деточкина, главного героя сатирического детектива "Берегись автомобиля", - известный всем архетип советской женщины, содержащей чистоту в доме и оберегающей своего сына, как зеницу ока. Выдающаяся работа Любови Добржанской - далеко не последнее звено в выстроении портрета советской матери, скованной жизненной рутиной, но продолжающей лелеять горячо любимого ребёнка
Мама - "Мать" (2009)
Безымянная мать в одноимённом фильме Пона Джун-хо сводит концы с концами, лишь бы прокормить себя и своего непутёвого сына заодно. Злополучная трагедия на улицах городка приводит женщину к тяжёлой этической дилемме: закон или жизнь собственного ребёнка. Несмотря на все политические и общественные факторы, склоняющие героиню на сторону правосудия, мать выбирает последнее: это всевышняя и всеобъемлющая демонстрация непоколебимой материнской любви, женщины, готовой вступиться за своего сына даже в случае доказательства его прямой вины. Пускай и любовь эта угнетается разово всеми внешними обстоятельствами
Милдред Хейс - "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" (2017)
Мать теряет дочь: девочку похищают неизвестные преступники, и в порыве ярости родитель тратит последние сбережения на аренду билбордов перед въездом в город - прямое обращение к бездействующей полиции. В "Трёх билбордах" была представлена самая точная визуализация материнского гнева и отчаяния, желания достучаться до высших сил и взять правосудие в свои руки. Милдред Хейс - образ непоколебимый, но от того же не менее ранимый и хрупкий: это и доказывает, на какие ухищрения готов пойти родитель ради спасения собственного ребёнка
Сельма - "Танцующая в темноте" (2000)
Недуги матери не должны наследовать ребёнка: отчаявшаяся эмигрантка Сельма во что бы то ни стало готова подарить своему сыну-подростку право на безбедное и счастливое существование. Женщина медленно теряет зрение, но продолжает верить в гуманизм и порядок вещей, настолько, что то приводит к трагедии. И даже смертная казнь не сможет убрать с лица Сельмы заводную улыбку: напоминание сыну о том, что в конечном итоге с ним всё будет хорошо. Ларс фон Триер не скуп на сентиментальность, но "Танцующая в темноте" определённо пробила режиссёрский пласт чёрствости и напыщенности
Шарлотта - "Осенняя соната" (1978)
Одной ночью в домике на краю цивилизации столкнутся в словесной схватке мать и дочь: родитель покинул ребёнка в раннем возрасте, променял заботу и воспитание на искусство и музыкальную карьеру, а теперь желает восстановить с ним общение. Но эмоциональные травмы прошлого не отпускают родственников: Эва и Шарлотта имеют кардинально противоположные взгляды на бытие вещей, любовь между ними трещит по швам, но так и не сламывается. Неоднозначная героиня Ингрид Бергман - далеко не идеальное воплощение матери в кино, её образ не обязан вызывать зрительскую симпатию. Но "Осенней сонатой" Бергман доказал, что мамы бывают разными: родителей не выбирают, равно как и своё детство
Мама - "Зеркало" (1974)
Для безымянного рассказчика мама - символ света и доброты в пропитанном мраком мире, источник вечной ностальгии, обращающий героя в счастливое и беззаботное детство, проведённое в маленькой деревушке вдали от цивилизации. Сквозь зеркало рассказчик смотрит на образ своей матери с нескрываемым восторгом, боготворит её душевную отвагу и смиряется с эмоциональной болью, вызванной отсутствием горячо любимого мужа. Мы так и не узнаем, является ли всё рассказанное автором чистой правдой - нам это и не нужно: образ матери - вечен и постоянен, в отличие от проблем повседневности
Госпожа София - "Рома" (2018)
Альфонсо Куарон тоже заглядывает в своё прошлое, детство, проведённое на улочках Мехико 1970-х, в самый разгар студенческих протестов. И пусть на передовой истории находится одна из служанок дома, которая стала для юного героя родственником не по крови, его взор будет брошен на свою мать, в одиночку воспитавшую четверых детей. Госпожа София - образ непоколебимый и извечный для кино, образ матери, готовой отказаться от всех рабочих перспектив ради воспитания сыновей и дочерей
Мама - "Чук и Гек" (1953)
Детский взгляд на взрослую проблему проиллюстрировала точная адаптация "Чука и Гека" - одного из главных советских фильмов семейного жанра. Мать и её сыновья отправляются в снежную тайгу, чтобы воссоединиться с заработавшимся на геологической экспедиции мужем и отцом, но череда внешних обстоятельств приведёт семью к уморительным конфузам. И вновь традиционный, сугубо духовный портрет семейной женщины - матери, готовой разрушить весь мир ради счастья и благополучия своих детей
Грейс Стюарт - "Другие" (2001)
Муж Грейс уходит на войну, прежний дом - разрушен в результате боевых действий, а всё что остаётся - переждать трагические события в готическом особняке на краю цивилизации. Но даже там семью не могут оставить в покое: некие мистические силы и пугающая паранормальная активность столкнут мать с чувством ответственности за своих детей. Даже хоррор-жанр продемонстрировал неукротимую силу материнской любви: родитель готов защищать ребёнка и в неосязаемой оболочке, в мире ином, пропитанном ложью и страхом
Эрин - "Эрин Брокович" (2000)
Импульсивная и излишне эмоциональная Эрин кажется неудачницей лишь на первый взгляд: отсутствие постоянной работы и диплома об образовании женщина компенсирует заботой о собственных детях и столкновением с бюрократией одной небезызвестной корпорации, засорявшей прибрежные воды. Когда женские образы в кино стали отходить от лекалов и стереотипов прошлого, Стивен Содерберг видоизменил женщину в супергероиню, берущую контроль не столько над воспитанием детей, сколько над собственной жизнью
Надежда Кузякина - "Любовь и голуби" (1984)
Пусть образ верной жены Василия Кузякина в советском романе Меньшова не преломляется внешними обстоятельствами, а возвышаются над реализмом в её портрете сборник всех кино-шаблонов, Надежда всё ещё остаётся для зрителей образом непоколебимым и глубоко нравственным: образом женщины, что прощает мужу измену и не отказывается от своего предназначения, заботясь о детях даже в момент столь шокирующего жизненного потрясения
Тесс Коулман - "Чумовая пятница" (2001)
Конфликт матери и дочери вечен, как целый свет, но разница во взглядах на порядок вещей отойдёт на задний план, когда родитель и ребёнок поменяются телами во время непредвиденных мистических обстоятельств - буквально! "Чумовая пятница" поменяла женщину и подростка местами, обратила зрителя в источник их личных комплексов и помирила родственников, кинув симпатию в сторону сразу нескольких поколений. В конце концов, возвышаться над всеми конфликтами всегда будет материнская любовь: родители желают для нас только лучшего