Найти в Дзене
Современный театр

«Замужество Марии Браун», мюнхенский театр «Каммершпиле», режиссёр Томас Остермайер (2008) #сценарий_на_сцене

«Замужество Марии Браун», мюнхенский театр «Каммершпиле», режиссёр Томас Остермайер (2008) #сценарий_на_сцене Спектакль Томаса Остермайера «Замужество Марии Браун» отсылает зрителей к одноимённому фильму Райнера Вернера Фассбиндера, вышедшему в 1979 году. Сам режиссёр постановки признаётся, что сценария, созданного Петером Мертесхаймером, Пеа Фрёлих и Куртом Раабом, «придерживался не слишком строго», так как его «интересовали только избранные моменты». Выбор материала для постановки Томас Остермайер объясняет так: «В истории послевоенной Германии женщины сыграли огромную роль. В то время они фактически выступали в роли мужчин, которых просто не хватало, и им удалось возродить Германию. Судьба Марии Браун — это судьба Германии. Ещё мне хотелось показать как бы второй план этой пьесы. Окружающие Марию Браун мужчины ведут с ней свою игру, и эмансипация, по сути, оказывается лишь недолговечной иллюзией. В конце я изображаю её деловой самостоятельной женщиной. Но она даже не подозревает,

«Замужество Марии Браун», мюнхенский театр «Каммершпиле», режиссёр Томас Остермайер (2008) #сценарий_на_сцене

Спектакль Томаса Остермайера «Замужество Марии Браун» отсылает зрителей к одноимённому фильму Райнера Вернера Фассбиндера, вышедшему в 1979 году. Сам режиссёр постановки признаётся, что сценария, созданного Петером Мертесхаймером, Пеа Фрёлих и Куртом Раабом, «придерживался не слишком строго», так как его «интересовали только избранные моменты».

Выбор материала для постановки

Томас Остермайер объясняет так: «В истории послевоенной Германии женщины сыграли огромную роль. В то время они фактически выступали в роли мужчин, которых просто не хватало, и им удалось возродить Германию. Судьба Марии Браун — это судьба Германии. Ещё мне хотелось показать как бы второй план этой пьесы. Окружающие Марию Браун мужчины ведут с ней свою игру, и эмансипация, по сути, оказывается лишь недолговечной иллюзией. В конце я изображаю её деловой самостоятельной женщиной. Но она даже не подозревает, что всем своим богатством обязана двум мужчинам».

Замыслу режиссёра подчиняется распределение ролей: всех героев и героинь, за исключением Марии Браун, играют актёры-мужчины.

Алёна Карась: «В финале фильма Фассбиндера Мария сгорает в огне, неловко прикурив от газовой плиты. У Остермайера её, неподвижно сидящую на стуле, покрывает кинематографическое пламя — символическая проекция того адского огня, в котором пылает её изуродованная социумом душа.

<…> Дивная по красоте и шарму женщина, Мария в исполнении Бригитты Хобмайер исполнена такой скрытой силы, которая свойственна лишь очень любящим или одержимым людям. <...> Вся виртуозная тонкость работы Остермайера и актрисы состоит в том, что они смогли в хрупком, невинном, готовом к любви и жертве существе разглядеть тот второй план, который насильственно внушён ей извне, социальным мифом и тиранической властью. Это их тени наползают на её хрупкую фигурку полуистлевшими кадрами кинохроники, это они заставляют её гореть одержимостью и строить свой кукольный дом на песке. <...>

Не случайно в финале своего спектакля Остермайер помещает на стульчике игрушечную модель домика, и с помощью видеокамеры проецирует его на экран. Домик светится игрушечным уютом, пока в динамике раздаётся бодрая трансляция знаменитого футбольного матча Германия — Венгрия, принёсшая стране-лузеру первую послевоенную мировую победу.

Победа Марии Браун оказалась не менее мнимой, чем победа послевоенной Германии. Так, по крайней мере, думает сегодня Томас Остермайер, наследник самого радикального киномыслителя ХХ века Райнера Вернера Фассбиндера».

-2
-3
-4