Говоря о таро, о знаках зодиака, о темпераментах мы часто используем образы стихий: земля – спокойная и надёжная, огонь – страстный, непостоянный. Эти архетипы столь прочно вплетены в наше сознание, что мы не задумываясь используем их.
Но откуда они взялись? Всё началось с античности...
Стихии в философии Древней Греции
В VII в. до н.э. в городе Милете (Греция) родилась философия. Её первые представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) задавались вопросом о том, из чего сотворён наш мир. Было ясно: несмотря на видимое разнообразие, в корне его лежит единая сущность.
Милетская школа
Возможно, вода? Она одна умеет переживать все агрегатные состояния. Она есть нечто среднее между твёрдым и газообразным. Так рассуждал Фалес.
Быть может, воздух? Он самый подвижный из элементов. Разреженный он становится огнём. Сгустившись – водой, а затем землёй. Так сказал бы Анаксимен.
Наш мир – не состояние, а процесс, не «есть», а «становиться». Всё в нём непрерывно меняется, превращается одно в другое. Основа его – самый переменчивый из элементов – огонь. Так считал Гераклит.
Эмпедокл
Наконец, нашёлся человек, который принял компромисс между всеми стихиями. Имя ему Эмпедокл.
Основа нашего мира – четыре элемента, которые в смешении плодят всё его разнообразие. Элементы смешиваются под влиянием силы любви (Филии) и разделяются под воздействием вражды (Фобии). От пропорции, в которой они смешались, зависят свойства каждой вещи.
- В этом взгляде видно предвестие атомистики. Вещи начинают мыслиться как состоящие из веществ.
- Нас смену представлению о единой основе мира приходит представление о существовании материи (элементов) и сил, воздействующих на неё (по сути, о движении).
Демокрит
В то же время впервые возникает тенденция связывать элементы с нематериальными сущностями, такими как душа.
Демокрит сравнивал человеческую душу с огнём – наиболее подвижным элементом. Психическая деятельность представлялась ему движением атомов огня.
Философы Классического периода (V–IV вв. до н.э.) развили идею взаимодействия стихий.
Платон
Систематизируя и развивая теории своих предшественников, Платон сумел сформулировать собственное представление о стихиях, сравнивая их с геометрическими телами (в этом видно влияние пифагорейства).
Его элементы представляют собой многогранники:
Огонь – тетраэдр (4 грани) – самая острая и подвижная.
Земля – куб (6 граней) – устойчивая форма.
Вода – икосаэдр (20 граней) – самая гладкая, текучая форма.
Воздух – октаэдр (8 граней) – такой же лёгкий и острый, но уже более плавный.
Разбиваясь на треугольники, эти многогранники могут пересобираться один в другой. Таким образом происходит превращение элементов.
Аристотель
Аристотель в четырёх элементах видел не формы, а качества мира. В своих трудах он пересекался со мнением Гиппократа о свойствах стихий.
Элементы – это качественные принципы, а не фигуры. Каждый элемент определяется парой первичных качеств: тепло или холод, сухость или влажность.
Огонь – тёплый и сухой,
Воздух– тёплый и влажный,
Вода – холодная и влажная,
Земля – холодная и сухая.
Качества могут меняться, тогда элементы превращаются один в другой.
Стихии в алхимии
Новым витком в развитии представления о стихиях стало появление алхимии, родившейся в Александрии в III в. до н.э. из слияния античной философской идеи о превращении элементов, египетского ремесленного знания и арабского экспериментального подхода.
В эту пору в Александрии активно разрабатывалась технология сплава металлов, предпринимались попытки добиться имитации золота. Развивалось производство стекла и красок, искусство окрашивания тканей («khemia»).
В этих условиях знание о превращении веществ оказалось чрезвычайно востребовано и вскоре переросло в отдельную область науки – алхимию. Её ключевые положения впервые были зафиксированы в корпусе тексов, приписываемых легендарной фигуре Гермеса Трисмегиста (подробнее о Герметизме в статье).
«Изумрудная скрижаль»: фиксирует основной принцип герметизма вообще и алхимии в частности: «Что внизу, то и вверху».
«Герметический корпус» даёт иерархию божественного творения: Огонь – чистый дух, Воздух – посредник между небом и землёй, Вода и Земля – плотная материя.
В работах алхимиков к четырём классическим элементам добавились другие вещества, так что фокус внимания сместился на химические превращения в них. Огонь, Вода, Воздух и Земля по-прежнему сохраняли важнейшее символическое значение, но перестали мыслиться единственными непосредственными участниками трансформации нашего мира.
Больше о тайнах алхимии в статьях: об истории алхимии, об основных принципах алхимии.
Стихии и темперамент
Одновременно с тем, как Египет учился применять знания о стихиях в своём ремесле, на Западе концепция четырёх элементов продолжала развиваться параллельным курсом, превращаясь из учения об устройстве мира в представление об устройстве человека.
Гиппократ
Гиппократ – философ, врач, основатель античной медицины – адаптировал учение Аристотеля о свойствах элементов (тепло и холод, влага и сухость) к медицине. Через эти свойства он связал четыре элемента с четырьмя жидкостями человеческого организма:
Кровь (сангвис) – воздух (горячая и влажная). Слизь (флегма) – вода (холодная и влажная). Жёлтая желчь (холе) – огонь (горячий и сухой). Чёрная желчь (меланхоле) – земля (холодная и сухая).
Здоровье человека, по Гиппократу, зависит от баланса этих жидкостей в организме. Лечение же должно осуществляться путём восстановления баланса, например, с помощью охлаждающих и горячащих трав, влажной или сухой пищи, кровопускания.
Авиценна
Продолжателем гуморальной теории в медицине с средние века стал арабский врач Авиценна (X в.). Его «Канон врачебной науки» стал основой средневековой медицины и сохранял авторитет вплоть до XVIII века. Большое внимание в нём уделено влиянию гуморов на психологическое состояние человека. На основании преобладающей в организме жидкости Авиценна различает четыре вида темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.
Подробнее о гуморальной теории и её связи с темпераментами в статье.
Позднейшее развитие идеи стихий
Средневековье (V–XV вв.)
Крестовые походы познакомили Европу с арабской алхимией. Труды Авиценны, Альберта Великого, Фомы Аквинского и Роджера Бэкона адаптировали арабские идеи к христианскому мировоззрению.
В этот период учение о стихиях, по большей части, развивается как часть алхимической теории. Подробнее об этом можно узнать здесь.
Возрождение (XIV–XVI вв.)
В XV–XVI веках труды Гермеса перевели на латынь, что вызвало всплеск интереса к идее стихий.
Джордано Бруно и Генрих Корнелий Агриппа связывали элементы с магическими практиками, астрологией и каббалой. Джордано Бруно использовал герметические идеи для объяснения единства Вселенной.
Парацельс (XVI в.) ввёл понятие элементалей (духов стихий): в воде – нимфы (ундины), в воздухе – сильфы (сильвестры), в земле – пигмеи (гномы), в огне – саламандры (вулканы). В гримуарах (например, «Ключ Соломона») ритуалы начинают строиться на призыве духов стихий.
Агриппа Неттесгеймский в «Оккультной философии» (1531) связал стихии с астрологией (огонь – Овен, Лев, Стрелец), человеческим темпераментом (холерик – огонь, флегматик – вода).
Розенкрейцеры (XVII в.) рассматривали стихии как ступени духовного преображения в процессе Великого Делания (алхимического пути).
Новое и новейшее время (XVII–XIX вв.)
Научная революция: Роберт Бойль и Антуан Лавуазье опровергли теорию стихий, заменив её химическими элементами. Однако алхимические идеи сохранились в медицине (например, гомеопатия), психологии и оккультизме.
В XX веке учение о стихиях было переосмыслено в рамках теософии, герметизма и неоязычества.
Орден Золотой Зари (XIX– XX вв.) включил стихии в систему ритуальной магии, связав их с Таро, Каббалистическими сфирот и сторонами света.
Макс Гендель (Космоконцепция розенкрейцеров, 1909) описывал стихии как уровни материи в эфирном мире.
Алистер Кроули использовал стихии в своих ритуалах, связывая их с психологическими архетипами.
Карл Юнг интерпретировал герметические элементы как архетипы психики (например, огонь – воля, вода – бессознательное).
Вывод
От натурфилософии до современной эзотерики стихии остаются универсальным языком для описания мира. Их эволюция отражает смену парадигм: от мифа к науке, от алхимии к психологии. Сегодня они служат мостом между рациональным и символическим мышлением. Его адаптация в разных традициях демонстрирует универсальность архетипов огня, воды, воздуха и земли как основ мироздания.