Найти в Дзене
Блог жизненных историй WellWel

Лидия Клемент: финал на взлете

Оглавление

Лидия Клемент — одна из самых трогательных и светлых фигур советской эстрады 1960-х. Молодая, талантливая, нежная — она оставила яркий след в музыкальной культуре, несмотря на короткую, трагически оборвавшуюся жизнь. Ее голос, пронизанный теплом и искренностью, до сих пор живет в сердцах слушателей, а ее судьба — одна из самых печальных историй своего времени.

Сначала в ее талант не поверили

Лидия родилась в Ленинграде в 1937 году. Ее отец — Рихард Германович Клемент, инженер из Эстонии — умер до войны, а с матерью, Марией Гордеевной, Лидия пережила ленинградскую блокаду.

Лида с мамой
Лида с мамой

В детстве Лида увлекалась музыкой, пела, играла на фортепиано. Поэтому после школы первым делом побежала поступать в театральный институт. Но… Кто-то на вступительных экзаменах не рассмотрел талант Клемент, девушка не прошла по конкурсу. Пришлось подать документы в Ленинградский инженерно-строительный институт, который Лидия окончила в 1960 году. Получив диплом, она два года работала проектировщиком в мастерской «Ленпроекта».

Но быстро поняла, что без сцены ее жизнь не будет счастливой. В институте был потрясающий симфонический оркестр под управлением Наума Темкина, и Лидия стала его солисткой. Потом руководитель оркестра Дома народного творчества Владимир Федоров пригласил ее в свой коллектив. Слава о талантливой певице облетела весь Ленинград.

Клемент обладала совершенно уникальным хрустальным голосом
Клемент обладала совершенно уникальным хрустальным голосом

Студентку с красивым голосом заметили профессионалы и стали приглашать в Ленконцерт, а потом и вовсе позвали выступать в известный в городе ансамбль Театра комедии. У Клемент был не просто красивый голос — она умела «проживать» песню, вкладывая в каждую строчку душу.

Восемь часов певица проводила за чертежами в душном офисе, но каждый день, как только часы показывали конец смены, она летела туда, где ее душа оживала — к песне, к сцене, к свету прожекторов.

Лучшие композиторы мечтали, чтобы их песни исполняла пока неизвестная Клемент

Поворотным моментом стало знакомство с известными композиторами, которые писали песни специально для нее. Андрей Петров, Оскар Фельцман, Аркадий Островский — каждый из них хотел видеть свои произведения в исполнении Лидии Клемент. Ее песни звучали в теле- и радиопередачах, на пластинках, в концертах. Ее образ — скромной, искренней и лучистой девушки — идеально совпадал с духом «оттепели».

Любимый музыкант


В голубоглазую Лидию Клемент, тогда еще студентку с нежной улыбкой и ясным взглядом, были влюблены почти все однокурсники. Но сердце своё она отдала не перспективному инженеру, не поэту и не кумиру курса — а соседскому мальчишке, с которым выросла бок о бок. Музыканту Борису Шафранову.

Лидя Клемент с супругом
Лидя Клемент с супругом

Они знали друг друга с детства — он жил в доме напротив, учился играть джаз, приносил домой ноты, от которых их коммуналка наполнялась духом свободы. Именно в Борисе Лидия почувствовала что-то родное, настоящее — музыку, которая звучала в ней самой.

В 1960 году пара поженилась. А уже в следующем году у них родилась дочка Наташа.

Слишком быстрый финал

В начале 1964 года Лидия заметила, что небольшая родинка на ноге начала быстро расти. Врачи поставили страшный диагноз — меланома, рак кожи.

«Мне же всего двадцать шесть. О чем вы?». Лидия Клемент гнала от себя мысли о трагическом финале.

Она боролась до конца — проходила обследования, лечение, но болезнь развивалась молниеносно. Никто не хотел верить, что Лидии осталось немного.

Даже когда Клемент было совсем плохо, она продолжала выходить на сцену. Съемки клипа на песню «Я шагаю по Москве» проходили летом 1964 года в Ленинграде. В тот день Лидия еле держалась на ногах, но продолжала улыбаться. Никто не знал, что ей осталось жить 14 дней.

Этот клип стал последним в карьере певицы. 16 июня 1964 года Лидия Клемент ушла из жизни. Ей было всего 26.

Прощание и память

Прощание с певицей прошло в Театре эстрады, где она работала. Поток людей был таким, что пришлось перекрывать часть Невского проспекта. Сотни писем поступали на телевидение — люди не могли поверить в ее смерть.

О Лидии долго не писали в СМИ — времена были другими, и трагические истории старались не афишировать. Но те, кто знал и любил ее творчество, хранили память.

За свою короткую карьеру Лидия Клемент записала 35 песен — за неполных два года. Это был феноменальный результат, учитывая, как бережно и вдумчиво она подходила к каждой композиции.

Ее дочь Наталья рассказывала: в последние дни жизни Лидия просила принести ей магнитофон, чтобы успеть записать еще хоть одну песню. Она хотела оставить как можно больше. Как можно больше себя.

Сегодня ее песни — это музыкальные открытки из прошлого, наполненные светом, романтикой и чистотой. Они звучат и на старых пластинках, и в архивных телепередачах, и в сердце каждого, кто хоть раз слышал ее голос.