Фильмов про мужскую дружбу снято огромное множество. Они даже выделены в как бы отдельный жанр и пользуются популярностью. А что же с фильмами про дружбу женскую? А ничего. Потому как нет её. По крайней мере, такое поверье бродит среди людей. Не знаю, может это что-то вроде городской легенды. А может и правда женщины не склонны дружить между собой. Известно - девушки загадочны и непредсказуемы. Женская душа и вовсе тёмный лес, сложный для понимания. Впрочем, любить вас, милые дамы, нам - мужчинам - это вовсе не мешает.
Собственно, и до просмотра фильма я не скрывал своего восхищения "слабым полом". Говорю в хорошем смысле и без сарказма. Только женщины способны выдерживать ритм современной жизни. Они ходят на работу, воспитывают детей, одновременно успевают заботиться о своих мужчинах-родителях-домашних питомцах. В перерывах с удовольствием (или без него) бегают по магазинам, болтают с...подружками, находят время для хобби. Ведут блоги, в конце концов!
Женщины дарят тепло и уют. Поддерживают, подсказывают. Гладят по голове когда надо. Подбирают правильные слова в правильный момент. Мужчины что? Ну сила. Ну физическая. Куда уж мы без лучших половинок?
В общем, женщинам приходится много думать, много переживать. Они испытывают бурные эмоции и оттуда, наверное, в их жизни возникают сложности. В том числе и в области дружбы. Подождите, не спешите сердиться. Это я из фильма так понял.
Необходимая ремарка. Я человек замкнутый. Мне ещё в школе психолог даже поставил диагноз "улитка в раковине". Да, друзей у меня почти не было и сейчас почти нет. График "работа-дом" моё всё. Потому, конечно, в моём состоянии души сложно рассуждать про дружбу. Тем более, про женскую. Так что если что, при чтении данного отзыва делайте, пожалуйста, скидку на неопытность меня в этой области.
К сюжету. Жили себе две подружки в Шанхае современном. Закадычные подружки, а не просто так. А потом вдруг они поссорились и разошлись их пути-дороги. В прямом смысле. Одна уехала в Австралию со своим парнем, а вторая собралась переехать в Нью-Йорк по работе. Но неожиданно среди ночи ей позвонили из больницы и сообщили, что подруга практически прямиком из Австралии попала к ним и теперь лежит без сознания под аппаратами.
Нью-Йорк для Нины отменился сразу и без колебаний. Девушка часами сидела в больничной палате рядом с Софией, вспоминая их весёлую юность и гадая, как же так вышло, что дружба дала трещину. А ведь они даже подписали клятву-договор всегда быть вместе, поддерживать друг друга, понимать, принимать и оставаться Названными Сёстрами На Всю Жизнь. Одновременно Нине на глаза попалась рукопись Софии. Оказывается, та писала книгу про двух подружек из Шанхая прошлого:
Девушка из бедной семьи и дочь семьи богатой по воле гороскопа тоже стали Названными Сёстрами. Вместе учились, вместе росли. Вместе проходили через традицию бинтования ног.
Эта традиция, кстати, является практически одним из персонажей. Она очень влияет на их дальнейшую судьбу. Она же присутствует в современности, периодически возникая то в мимолётных кадрах, то в виде высокохудожественных чёрно-белых фотографий на выставке. Скорее всего, целью авторов фильма и была её демонстрация, причём с отрицательной стороны. А своё мнение про неё можно я не буду высказывать?
Собственно, вот и вся суть. Девочки взрослеют, становятся девушками, ищут свои половинки, тесно общаются друг с другом, а потом расстаются. Фильм не сильно богат на события, полон отрывочных сцен и не раскрытых действующих лиц. Но тем не менее, затягивает, полностью погружает в атмосферу, не оставляет равнодушным.
Комментарии смотревших разделились поровну на два лагеря. Одни зрители полны восторгов, другие тоже впечатлились, но не досмотрели. В основном, из-за упомянутой традиции. Уж очень натурально она показана. И, конечно, не китайцам трудно понять, как будучи бедной девушкой можно войти невестой в богатый дом и хорошо устроиться в дальнейшем лишь благодаря маленькой ножке.
Зритель так и будет скакать то в прошлое, чтобы посмотреть на Снежный Цветок (да, это имя) и Лили. То возвращаться в настоящее к Нине и Софии. Подружек, кстати, играют одни и те же актрисы.
Кроме темы дружбы, поднята тема любви и "каждому своё". Кто больше счастлив? - Та, что живёт в достатке но без "ми-ми-ми" со стороны мужа, или живущая в лачуге и смирившаяся с грубостью и синяками от благоверного, но получающая от него и настоящие приятные знаки внимания?
Если честно, мне не хочется растекаться мыслью по древу, много писать и проводить параллели между подружками из прошлого и подружками из настоящего. Фильм на самом деле слишком...личный что ли. Слишком искренний и располагает к чтению "между строк". Причём, каждый зритель сам эти между строк должен читать.
Своеобразный стиль подачи, эстетика, цветовая гамма, обрывочность историй. Всё на своих местах. Но мужчинам рекомендовать не рискну. Хотя сам о просмотре не жалею от слова совсем. Да и актриса Ли Бинбин - само очарование. Получил эстетическое удовольствие глядя на неё.
Девушкам, думаю, фильм должен понравиться. И с точки зрения посочувствовать китаянкам, вынужденным соблюдать тяжёлые традиции (не только традицию Лотосовой ножки, но и отношений "свекровь-невестка", плюс безоговорочное подчинение мужу), и со стороны подглядеть на вариант женской дружбы.
Исторический? Да. Вдумчивый? Однозначно. Приоткроет тайну женской дружбы? Хм, возможно.
Ещё мысли по пунктам, вынесенные из фильма:
- Хорошие люди не едят вкусные булочки и не слушают поп-музыку.
- Названная сестра - она в самом деле на всю жизнь. Для начала Сёстры в присутствии свидетелей заключают письменный договор. Далее девочки кроме обычной учёбы начинают учить свой тайный язык. И, разумеется, почти всегда они вместе.
- Веер не только инвентарь, помогающий в драках и не только инструмент, спасающий в жаркую погоду. На нём ещё и послания писать можно.
- В эпизоде замечен Росомаха всея Марвел - Хью Джекман. Правда, без острого железа, зато с микрофоном. Песню любимой пел.
- Кроме красавицы Ли Бинбин в фильме сыграла Чон Джи Хён.
"Снежный цветок и заветный веер" снят по одноимённому роману Лизы Си. Критики, кстати, фильмом не прониклись. И рейтинги у него не сильно высокие. Но я почти уверен, что те, кто всё же рискнёт приобщиться, положительно оценят данное произведение, несмотря на мрачность атмосферы, постоянное перемещение во времени и недосказанность.
Китай, 2011
104 минуты