Найти в Дзене

#Первый кусь! Пенумбра!

автор Андрей Б. Всем привет! И снова в эфире рубрика #первый кусь и я снова буду делиться впечатлениями от первых партий в настольную игру. Сегодня же хочу вам рассказать о настолке, которую ждал год и даже чуть больше с момента предзаказа, и теперь после полутора сыгранных партий скажу - Это того стоило! И речь пойдет о нашей отечественной разработке от Дмитрия Богданова - Пенумбра. Испытания Арканы. Помогло же игру выпустить в свет издательство Фабрика игр. На BGG можно пока не смотреть и не обращать внимания на оценку в 9.1, потому что игра прям свежак. Еще мало кто наиграл в неё достаточно партий, поэтому отзывов маловато. Начну издалека, с того, что же вообще значит термин пенумбра, ведь выбрано название для игры не случайно и это не рандомное словечко. Так вот, в широком общем понимании термин "пенумбра" означает "полу" или "половинное состояние". Например, в медицине этот термин означает поражённую область тканей, еще способную к регенерации; в неврологии - состояние клеток м

автор Андрей Б.

Penumbra: Trials of Arcana
Penumbra: Trials of Arcana

Всем привет!

И снова в эфире рубрика #первый кусь и я снова буду делиться впечатлениями от первых партий в настольную игру.

Сегодня же хочу вам рассказать о настолке, которую ждал год и даже чуть больше с момента предзаказа, и теперь после полутора сыгранных партий скажу - Это того стоило!

И речь пойдет о нашей отечественной разработке от Дмитрия Богданова - Пенумбра. Испытания Арканы.

Помогло же игру выпустить в свет издательство Фабрика игр.

На BGG можно пока не смотреть и не обращать внимания на оценку в 9.1, потому что игра прям свежак. Еще мало кто наиграл в неё достаточно партий, поэтому отзывов маловато.

Раскладка на двоих
Раскладка на двоих

Начну издалека, с того, что же вообще значит термин пенумбра, ведь выбрано название для игры не случайно и это не рандомное словечко.

Так вот, в широком общем понимании термин "пенумбра" означает "полу" или "половинное состояние". Например, в медицине этот термин означает поражённую область тканей, еще способную к регенерации; в неврологии - состояние клеток мозга "ни живы, ни мертвы"; в мистике - соприкосновение духовного мира и физического. Ну а у нас в игре представлен мир волшебства и в данной природе Пенумбра - это полутень, полумрак, сумеречное состояние.

И скажу я, что такое название, если разобраться, подходит игре.

Хорошо видны: школы магии и выше контракты гильдии
Хорошо видны: школы магии и выше контракты гильдии

Так о чем же она?

В Пенумбре игроки предстанут молодыми волшебниками, поступившими на обучение в некий типа Хогвартс и будут учиться в разных школах магическому ремеслу: кастовать заклинания, приручать магических животных, зелья варить и всякое разное. Кроме изучения дисциплин вам, как молодому Гарри Поттеру, не будет сидеться ровно на месте, поэтому вы обязательно постараетесь ввязаться в какие-нибудь приключения и испытания, побежите в тёмный лес за ингредиентами для магических наук или смотаетесь в город посетить гильдию, чтобы взять для выполнения контракты и опробовать изученную науку на практике, а может захотите прикупить в лавках зелий, артефактов или поменять ингридиенты на базаре. Выбор действий большой.

Пока в базе 4 планшета волшебников
Пока в базе 4 планшета волшебников

Автор игры Дмитрий Богданов явно вдохновлялся романами Джоан Роулинг и фильмами о волшебнике Гарри и поэтому, думается мне, игру назвал Пенумброй скорее всего также из-за близкой связи с сагой о Гарри Поттере, потому что там в Хогвартсе учили и темным наукам и светлому волшебству, и в игре также вы будете лавировать между мраком и светом, иногда очень стараясь удержаться на одной стороне, но ситуация может нарушить ваши принципы и толкнуть в противоположную сторону. Поэтому в процессе партии вы будете метаться в этой пенумбре туда-сюда в поисках своего пути.

Пиу-пиу..петушковая магия :)
Пиу-пиу..петушковая магия :)

Так что же эта за игра? А это у нас евро..да-да, не приключенческий данж и не кооператив, а комплексный сложный еврос (сложность 4.0 из 5) с кучей разноцветных кубиков, карт и фишек всяких ресурсов. Как всякое стандартное евро игра всего до 4х человек (и поверьте в данном случае очень хорошо, а лучше бы и до 3х), есть и автома для любителей соло. По времени играется не быстро, утонуть в размышлениях проще некуда. В игре куча локаций куда можно направиться с действиями и мозги гарантированно вскипят.

Где места под кубики - можно выставить кубики:)
Где места под кубики - можно выставить кубики:)

Например, в партии всегда будут участвовать 4 магических школы по вашему выбору из 6-ти возможных. И это будут, можно сказать, одни из основных локаций для посещения в игре, если хотите конечно достойно прокачать своего волшебника и справится с испытаниями и контрактами, и благодаря этому, заглядывая вперёд, получите ПО😉

Каждая магическая школа особенная, имеет разный набор карт заклинаний, рецептов варки зелий, призывов магических существ. Все карты уникальны, каждая школа работает в игре по разному и каждая символично представлена камнями с похожими, так понимаю, свойствами в магическом мире (школы - яшмовая, янтарная, аметистовая, рубиновая, изумрудная и сапфировая).

Магические школы
Магические школы

Исходя из этого, в игре можно посещать разные классы выбранных для партии школ, изучать дисциплины, путем набора карт с рынка школ в свой пул и в последствии используя их для кручения комбушек, запуска цепочек действий, выпутываясь из всяческих передряг. Одно из основных действий в игре ведется через размещение кубиков. Кубики будут вам давать в игре как раз изученные дисциплины (а еще некоторые контракты, испытания, артефакты и зелья) и цвет кубиков тоже зависит от этих школ. А ещё цвет и вид ресурсов тоже в некотором роде зависит от школ, точнее каждая имеет свой способ манипуляции тем или иным ресурсом.

Личный планшет с метками магии в ячейках, кубиками различных ресурсов и кубами
Личный планшет с метками магии в ячейках, кубиками различных ресурсов и кубами

Ох, как бы не запутать вас, друзья🤦‍♂️ По началу много непоняток, сложно рассказывать о возможностях этой игры, в Пенумбре правила аж на 40 страниц с кучей нюансов. По действиям вроде все просто, на выбор: либо выставить кубик для действия в какую-либо локацию, либо пройти испытание из колоды судьбы, либо отдохнуть, перезарядив все свои действия. Вроде и всё, что может быть сложного? Так то оно так, но много деталей, сразу со старта глаза разбегаются куда сходить и головушка закипает от попытки высчитать наиболее полезное действие и возможность довести его до конца. И чем больше вы постигаете магическую науку, обрастая картами заклинаний, зелий, фамильярами и ресурсами, тем тяжелее выбор. Но это всё мелочи, да и только на этом далеко не уедешь, все равно чего-нибудь да не будет хватать или наоборот - будет избыток, а что с этим делать не ясно.

Самая глубина процесса игры кроется в так называемой примагии - возможности манипуляций с ресурсами, или как их называют в игре - ингредиентами (кристаллы, плоды, драгоценности, безделушки, кровь и самая ценная аркана).

Памятки подробные и это gut!
Памятки подробные и это gut!

Ресурсами можно влиять на всё в игре. И примагией можно пользоваться практически всегда - во время, до или после основного действия. Можно подкручивать кубы, лопатить рынки карт, артефактов и готовых зелий, получать больше ресурсов, резервировать контракты и многое другое. И это ставит игру с ног на голову от возможностей, но главное их разглядеть. Как говорит автор, безвыходных ситуаций в игре нет вообще. Но от этого головушка ещё больше взрывается, а даунтайм растёт. Поэтому я и сказал, хорошо, что игра на состав до 4х, а ещё лучше думаю играть вдвоем, ну максимум втроем, иначе кто-нибудь залипнет в телефоне или заснет, ожидая свой ход.

Например, наша первая пробная партия не была доиграна, 3 часа разбирались с механиками и нюансами, читая правила, глядя летсплей и написывая автору Диме в его телеграмм-группу по игре. Вторая партия на следующий день была полноценной на двоих и мы играли чуть меньше 3х часов. И это карточно-кубиковый еврос😵‍💫

В коробке ещё куча места, видимо под допы
В коробке ещё куча места, видимо под допы

Раз уж по-тихому перешёл на впечатления, продолжу. Я не могу Пенумбру рекомендовать всем, но если вы любите сложные игры в стиле аля пасьянс на весь стол с кучей всего или если вам нравится игра Дорога приключений (почему то я словил флешбек по ней), то можно попробовать и думаю понравится. Сразу скажу, в этой игре нет прямого взаимодействия между игроками, нет мордобоя, нет миниатюр, нет цельного поля (оно модульное), нет глубокого сюжета, есть прокачка своего планшета, есть куча разных уникальных карт, есть подрезание контрактов и испытаний, есть возможность блокировки локаций сопернику, есть возможность затриггерить конец игры, выполнив быстрее пророчества, есть куча бросков разноцветных кубов, есть куча возможностей влиять на эти кубы, есть сбор карт для запуска цепочек действий и комб, есть возможность выдумать свою историю становления волшебником, есть возможность получить Кубок волшебства. А ещё в игре везде нейроарт, он допиленный руками, но это нейронка, у кого к такому отвращение, то лучше не садитесь за игру. Мне же нейроарт даже нравится, если красиво и в тему.

Нейрокотейка - фамильяр
Нейрокотейка - фамильяр

Что мне еще понравилось в игре? Меня впечатлила куча возможностей для манипуляций процессом, мне понравилась поттеровская магическая тема. Продакшен достойный считаю..да, есть огрехи и косяки с печатью, но об этом позже, воплощение идеи же просто класс. Вообще, взаимосвязь в игре кубиков, ингредиентов (ресурсов) и ещё меток магии, которыми прокачивается личный планшет, очень круто реализована.

Прокачка личного планшета: заклинания и рецепты зелий (снизу), фамильяр (справа), снаряга (сверху), выполненные контакты и испытания (справа). Метки магии в ячейках, запас кубов и ингредиентов.
Прокачка личного планшета: заклинания и рецепты зелий (снизу), фамильяр (справа), снаряга (сверху), выполненные контакты и испытания (справа). Метки магии в ячейках, запас кубов и ингредиентов.

Очень интересно реализована задумка дилеммы выбора в испытаниях. То есть каждое испытание предлагает вам пройти его по пути мрака или света, подход совершенно разный и награды будут тоже разными. И метания у вас возникнут обязательно, потому что испытания приносят ПО, но вы можете быть не достаточно готовы пройти его по выбранному пути к примеру света, а через мрак шансов больше, но получите меньше в конце ПО, но зато не отдадите испытание сопернику, которой идет путем мрака. А со следующим испытанием может случиться обратная ситуация.

Испытание: слева - путь мрака, справа - света, цифры в черных кубах - угрозы вам. Пройдете - 6ПО ваши.
Испытание: слева - путь мрака, справа - света, цифры в черных кубах - угрозы вам. Пройдете - 6ПО ваши.

Очень интересно придумана напряженность прохождения испытаний - будете бросать чёрные кубики угрозы, якобы вам оказывают сопротивление и прилетает ответочка, точнее сначала она прилетает, а потом вы уже действуете. Эти черные кубы угрозы выбивают ваши кубики с таким же значением и метки магии, так что если заблаговременно не приняли меры защиты, слабы или плохо подготовились, получите по мордасам, в результате чего можете завалить испытание. Но и тут есть выход - примагия для подкрутки кубов, заклинания для защиты своих кубов или уничтожения кубов угрозы, зелья, артефакты, существа, всё это грамотно подобранное поможет в беде. Сделано классно.

Что ещё? Отлично продуман итоговый подсчёт победных очков, он будет только в конце игры и...просто переворачиваешь планшет гильдии и диких земель и всё, считаешь и отмечаешь: сколько очков с испытаний, контрактов, арканы, символов опыта, очки за свет/мрак и минисовых ранений/невыполненных контрактов. Всё просто и понятно!

Подсчёт очков
Подсчёт очков

Ещё очень занимательная синергия магических школ и как же иногда поразительно их можно переплетать друг с другом. Одна школа специализируется за защите, другая на манипуляции с кровью и ранениями, черпая из них силу, третья, на призыве фамильяров и сборе ингредиентов, другая связана с влиянием на сознание, уничтожая угрозы и так далее. Кто играл, даже имея уже более десяти партий за плечами, говорят, что каждая партия уникальна и ты сам не знаешь, как все будет разворачиваться. И это круть!

Классно реализована автома. Сам не пробовал, но читал отзывы. У автомы свой планшет (переворачиваешь любой из четырех и всё - автома готова, никаких доп карт и подготовки) и действия её просты. Даже уровни сложности есть.

Автома 1 уровня сложности (зависит от планшета)
Автома 1 уровня сложности (зависит от планшета)

Теперь минусы! Кто не любит игры, где невозможно всё просчитать, тому явно игра не зайдет, тут всё может меняться после каждого хода соперника и нужно будет крутиться заново, рандом конечно можно минимизировать примагией и всё такое, но просчитать нуу очень сложно. Но этот минус не для меня😁

А вот что мне не очень нравится, но с этим мало что поделаешь - это время партии, из-за мук выбора действий долговато играется. Я понимаю, как решить эту проблему - наигрышем. Если наиграешь столько партий, что запомнишь свойства примагии, будешь знать свойства всех карт всех школ, как их применять, и твои соперники будут такими же задротами фанатами, то время партии думаю существенно сократится. Но мне таких человеков вряд ли найти😞

Фактическая реализация продакшена к сожалению подкачала. Мне ещё грех жаловаться, приехало всё в нормальном виде, рисунки на жетонах меток и ячейках меток только чуть съехали в сторону, но не критично. Ещё края двух планшетов вырублены грубо, аж чуть загнуло края картона, если не приглядеться, то и не видно. Но у некоторых было намного хуже. Жаль, что для склеивания двух половин планшетов (а их надо складывать вместе и склеить) не положили меток из двухстороннего скотча, нашёл свой и склеил😁

Чуть съехал рисунок на метках магии
Чуть съехал рисунок на метках магии

Ещё небольшое замечание к арту, на некоторых картах он слишком темный и не видно деталей. Вообще весь арт и тема в целом в таких мрачных поттеровских тонах, но хотелось бы и дневных рисунков или посветлее, а то как будто вся учеба в игре только ночью происходит и вообще всё ночью делают😆

Так, и наверное всё! На что ещё поворчать? На фидлинг, так его тут можно сказать и нет, только ресурсы греби/меняй, секундное дело. Вот перед партией придется потрудится приготовить правильно колоду судьбы, чтобы испытания по сложности выходили по возрастанию сложности, цели и пророчества тоже правильно замешались, да в принципе тоже недолго.

Испытания 1 уровня в начале пути
Испытания 1 уровня в начале пути

Круто, что есть сайт поддержки игры Пенумбра.рф, где выложены пошаговые видеоправила, разбор карт, школ, даже лор магических дисциплин. Очень интересно почитать. Ну и автор Дмитрий Богданов ведет свой канал в телеграмме "Пенумбра", где отвечает на вопросы и помогает разобраться.

Ссылка на доп.материалы в правилах
Ссылка на доп.материалы в правилах

Что сказать еще? Игра получилась весьма интересной, напичканной всякой всячиной, можно сказать как песочница, и без сомнения требующей наигрыша. Если опытный сядет играть с новичком, то пожалуй новичок получит мало удовольствия от игры и будет только завидовать, как круто крутяться комбоцепочки у опытного игрока, а сам даже не поймет что тут к чему и что делать, чтобы всё получилось. И такое состояние непонимания будет скорее не только после первой партии, но и после второй и может даже после третьей. У меня после полутора партий пока есть недопонимание, что в игре делать со всем этим и как правильно подбирать заклинания, да еще и о примагии помнить😵‍💫 Вообще сначала думал может не стоит пока писать впечатления об игре, а то толком мало понятно как играть пока, но потом решил всё-таки рассказать вам, как есть. Но игра цепляет, поэтому играть буду и буду ждать дополнения, которые уже обещали😁

-19

На этом, ребятушки, всё! Если тоже попробовали игру, напишите обязательно отзыв, а если нет - заинтересовала ли вас😉

До новых встреч! Не сидите долго в полумраке, соображайте шустрее😉