После трагических событий слепой юрист Мэтт Мёрдок оставил жизнь супергероя позади, сосредоточившись на карьере. Теперь он просто успешный адвокат, чьи дни заполнены судебными процессами и тихими вечерами в одиночестве. Но прошлое не отпускает так легко — особенно когда ты известен как Дьявол Адской кухни, а твой заклятый враг из криминального мира неожиданно становится мэром Нью-Йорка.
Netflix закрыл свои мрачные и реалистичные супергеройские проекты. Что погубило эту уникальную вселенную? Вспоминаем историю «Сорвиголовы», «Джессики Джонс», «Люка Кейджа», «Железного кулака» и «Карателя».
Сорвиголова: Рождённый заново
Жанр: «уличная» супергероика
Создатели: Дарио Скардапейн, Мэтт Корман, Крис Орд
Актёры: Чарли Кокс, Винсент Д’Онофрио, Маргарита Левиева, Джон Бернтал и другие
Дата выхода: 4 марта — 15 апреля 2025 года (Disney+)
Количество серий: 9
Десять лет назад «Сорвиголова» стал первым сериалом в совместной линейке Marvel и Netflix, открыв путь другим уличным героям. История Человека без страха была небезупречной (вспомним второй сезон), но увлекательной, а Чарли Кокс и Винсент Д’Онофрио идеально воплощали своих персонажей. После возвращения прав к Disney слепой адвокат снова в деле — и фанаты ждут его с нетерпением.
Однако если поклонники оригинала легко втянутся в сюжет, новичкам может быть сложно. Создатели не стали затягивать введение в мир, а мягко перезапустили прежнюю историю. В результате те, кто не смотрел старый сериал или подзабыл финал 2018 года, рискуют запутаться. Кто такие Фогги и Карен? Почему Кингпин так привязан к Ванессе? Что случилось с Меченым и где теперь Каратель? Сериал начинается как прямое продолжение оригинала, и даже годичный временной скачок не слишком проясняет ситуацию.
Теперь, когда Дьявол Адской кухни официально стал частью киновселенной Marvel, зрителям потребуются дополнительные знания. Если раньше отсылки к "большой вселенной" были минимальны, то теперь для полного понимания сюжета нужно быть в курсе событий как минимум одного из недавних сериалов. Уилсон Фиск (известный также как Кингпин или Амбал) только оправился после событий "Соколиного глаза", но если вы пропустили тот проект, то в "Рождённом заново" вам придётся довольствоваться лишь едва заметным шрамом на лице бывшего криминального авторитета. К счастью, это практически единственное обязательное к просмотру дополнение - про "Эхо" упомянут вскользь, а появления Мэтта Мёрдока в "Женщине-Халке" и "Человеке-пауке" вообще останутся без комментариев.
Однако это проблемы только для новых зрителей. Долгожданный сериал щедро одаривает давних поклонников всем, за что они любили оригинал: мрачной атмосферой Нью-Йорка, знакомыми персонажами и сильными эмоциональными моментами. "Рождённый заново" будто спешит продемонстрировать все свои козыри сразу - вот тройка старых друзей, вот фирменная сцена-онер (хотя и не столь эффектная, как знаменитая драка из третьего сезона), а вот и Кингпин в блестящем исполнении Д'Онофрио, который по-прежнему произносит пламенные речи о любви к городу и намеренно сменил свой белоснежный костюм на скромный чёрный гардероб законопослушного гражданина.
Основная сюжетная линия сезона - предвыборная кампания Фиска - к счастью, избегает слишком явных параллелей с современной политикой. Хотя первые намёки на связь с реальными событиями вызывали опасения, после премьерного эпизода сериал не акцентирует внимание на таких отсылках, что идёт ему только на пользу.
Кстати, в комиксах Кингпин действительно становился мэром - он занял этот пост после событий Secret Empire и активно боролся с масковичами. А позже бразды правления Нью-Йорком перешли к Люку Кейджу, так что у Майка Колтера, исполнителя роли пуленепробиваемого героя, есть все шансы повторить этот путь на экране.
В боевых сценах иногда разочаровывает компьютерная графика - создатели объясняют её использование возросшей ловкостью Мёрдока, но из-за этого теряется ощущение мощи ударов. Впрочем, в целом визуальная составляющая остаётся на высоте - сериал сохраняет мрачную эстетику (достаточно взглянуть на игру света в финале первой серии). "Рождённый заново" придерживается реалистичного тона, местами даже усиливая жестокость на экране, а первые эпизоды искусно пробуждают ностальгию по той самой истории о слепом мстителе, которая когда-то покорила зрителей. Даже отсутствие алого костюма у Мэтта выглядит оправданным - с Фиском у власти и Мёрдоком в суде проект больше напоминает криминальную драму в духе "Пингвина", чем классическую супергероику.
Однако истинная суть, как водится, скрыта в деталях - особенно это касается дуэта главных героев.
К третьему эпизоду внимательный зритель может заметить несоответствия в поведении персонажей. Мэтт начинает принимать странные решения, кульминацией чего становится сюжетный поворот с Белым Тигром - эффектный, но демонстрирующий поразительную недальновидность. Кингпин же теряет свою харизму, превращаясь из устрашающего злодея в пассивного наблюдателя.
На первый взгляд кажется, что это недоработки сценаристов (особенно с учётом общих проблем сезона). Но если вспомнить, что в оригинальном сериале Мёрдок и Фиск во многом разделяли одни ценности, картина проясняется. В "Рождённом заново" оба персонажа переживают схожие трансформации: бывший уличный мститель пытается добиться справедливости исключительно законными методами, а криминальный авторитет стремится легализовать своё влияние через политику. Их зеркальные пути особенно подчёркиваются в сцене разговора в кафе и последующих параллельных эпизодах, но и без этого очевидно - попытки обоих начать жизнь с чистого листа изначально обречены на провал.
Пытаясь выйти из тени и отвергнуть свою тёмную сущность, оба главных героя в итоге потеряли самих себя. Мэтт в своих идеалистических порывах невольно довёл коллегу-супергероя до трагического конца, что потребовало жёсткого вмешательства Карателя в роли своеобразного психотерапевта. Кингпин же попытался запереть своё прошлое за решёткой в буквальном смысле, но и ему не избежать сеансов психоанализа — правда, сцены с доктором Хизер и разбором его семейных травм получились удивительно шаблонными.
Лишь к финалу персонажи наконец перестают сопротивляться своей природе — рогатая маска и белый костюм возвращаются, а вместе с ними и подлинные характеры героев. Последние две серии дают ту самую мощную дозу трагедии и мрака, которую поклонники ждали от этих персонажей. Эволюция Мёрдока и Фиска — безусловно, самая сильная сторона "Рождённого заново". Хотя их путь показан неидеально, с явными провалами в развитии и логике, вина здесь лежит не на персонажах, а на производственных проблемах, ставших настоящим бичом современного кинопроизводства.
Судьба сериала о Дьяволе Адской кухни повторила путь многих проектов — он угодил в настоящий производственный ад. Сначала съёмки застопорились из-за забастовки сценаристов, затем Marvel приняла решение кардинально переработать готовый материал, сменив творческую команду. Именно в этот период проект стал теснее связан с оригинальным сериалом Netflix — например, персонаж Карен изначально вообще не должен был появляться. Перемены коснулись и других важных аспектов:
Столь масштабные изменения не могли пройти бесследно. Если первые три и последние две серии выглядят целостными, то середина сезона явно проигрывает в качестве. После уверенного старта сюжет проваливается в настоящую пустоту — страдают и ритм повествования, и логика происходящего. Эпизод в банке выглядит откровенным филлером, а история с серийным убийцей по прозвищу Муза так и не получает должного развития, оставаясь чужеродным элементом в общей атмосфере сериала.
Персонаж Музы впервые появился в комиксах 2016 года. Он принадлежал к расе Нелюдей - обычных людей, трансформированных терригенным туманом. Его уникальная способность поглощать сенсорную информацию делала его невидимым для слепого Мэтта Мёрдока.
В оригинальной версии Муза начинал свою преступную деятельность с создания фресок из человеческой крови (в сериале он ограничился добавлением крови в граффити). Затем он перешёл к созданию инсталляций из тел Нелюдей и похищению представителей власти, из трупов которых планировал создать "аллегорию современного правосудия". Когда протеже Сорвиголовы по кличке Блайндспот выследил маньяка, тот в отместку лишил его зрения.
Муза демонстрировал патологическую жестокость - при аресте он сам сломал себе пальцы, лишив Мёрдока этого удовольствия. Позже он совершил самоубийство, шагнув в огонь, но продолжил свои злодеяния даже из загробного мира.
Хотя в комиксах Муза представлял собой впечатляющего антагониста, его сверхъестественное происхождение плохо вписывалось в реалистичный мир "Сорвиголовы". Однако и адаптированная версия убийцы-художника с его пещерой, заваленной эскизами, и аппаратами для забора крови выглядела архаично, напоминая клише из старых фильмов ужасов. К тому же, сериал не смог придать персонажу должной глубины - Муза появляется всего на пару эпизодов, оставляя впечатление второстепенного "злодея недели".
Сюжетная линия Музы завершается слишком поспешно, хотя создатели намекали на возможное развитие персонажа в следующем сезоне. Но эта проблема характерна для всего "Рождённого заново" - из семи заявленных сюжетных арок в девяти эпизодах ни одна не получает полноценного развития. В отличие от оригинального сериала 2015 года, который не боялся неторопливого повествования, новая версия буквально забрасывает зрителя ключевыми событиями, часто без должного объяснения мотивов.
Такая спешка негативно сказалась и на второстепенных персонажах. Романтическая линия Мэтта и доктора Хизер Гленн показана фрагментарно (что особенно заметно на фоне истории с Электрой), а его коллеги Кирстен и Черри кажутся нужными лишь для периодических рабочих диалогов. Лишь немногие персонажи вроде помощника Фиска Дэниэла Блейка действительно привлекают внимание своей проработкой.
Главная причина сценарных проблем первого сезона кроется в том, что "Рождённый заново" изначально задумывался как 18-серийная история, но в процессе переработки был разделён на две части. Если воспринимать текущий сезон как первую половину большого повествования, то даже кажущиеся лишними эпизоды и обилие сюжетных линий начинают выглядеть логичнее.
Ситуация выправляется к восьмой серии, которая плавно переходит в мощный финал, способный поспорить с премьерным эпизодом за звание лучшего в сезоне. Заключительная часть щедро раздаёт ностальгические отсылки для фанатов, демонстрирует впечатляющие боевые сцены с участием Карателя (Джон Бернтал вновь подтверждает статус мастера экранного насилия) и завершается драматичным клиффхэнгером. Получается, что сериал начался и закончился сильно, но между этими точками явно потерял темп.
"Рождённый заново" действительно пережил сложное возрождение. Первый сезон получился неровным: ритм повествования сбивается, а качество заметно колеблется от серии к серии. Однако у проекта достаточно сильных сторон, чтобы с нетерпением ждать продолжения и надеяться, что Дьявол Адской кухни в конечном итоге найдёт свой путь, не погубив сам себя.