Найти в Дзене
Киноторий

Сорвиголова: Рождённый заново – Дьявол уже здесь! Смотри 1 сезон

После трагических событий слепой юрист Мэтт Мёрдок оставил жизнь супергероя позади, сосредоточившись на карьере. Теперь он просто успешный адвокат, чьи дни заполнены судебными процессами и тихими вечерами в одиночестве. Но прошлое не отпускает так легко — особенно когда ты известен как Дьявол Адской кухни, а твой заклятый враг из криминального мира неожиданно становится мэром Нью-Йорка. Netflix закрыл свои мрачные и реалистичные супергеройские проекты. Что погубило эту уникальную вселенную? Вспоминаем историю «Сорвиголовы», «Джессики Джонс», «Люка Кейджа», «Железного кулака» и «Карателя».
Жанр: «уличная» супергероика
Создатели: Дарио Скардапейн, Мэтт Корман, Крис Орд
Актёры: Чарли Кокс, Винсент Д’Онофрио, Маргарита Левиева, Джон Бернтал и другие
Дата выхода: 4 марта — 15 апреля 2025 года (Disney+)
Количество серий: 9 Десять лет назад «Сорвиголова» стал первым сериалом в совместной линейке Marvel и Netflix, открыв путь другим уличным героям. История Человека без страха была небезупречн

После трагических событий слепой юрист Мэтт Мёрдок оставил жизнь супергероя позади, сосредоточившись на карьере. Теперь он просто успешный адвокат, чьи дни заполнены судебными процессами и тихими вечерами в одиночестве. Но прошлое не отпускает так легко — особенно когда ты известен как Дьявол Адской кухни, а твой заклятый враг из криминального мира неожиданно становится мэром Нью-Йорка.

Netflix закрыл свои мрачные и реалистичные супергеройские проекты. Что погубило эту уникальную вселенную? Вспоминаем историю «Сорвиголовы», «Джессики Джонс», «Люка Кейджа», «Железного кулака» и «Карателя».

Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"
Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"

Сорвиголова: Рождённый заново


Жанр: «уличная» супергероика
Создатели: Дарио Скардапейн, Мэтт Корман, Крис Орд
Актёры: Чарли Кокс, Винсент Д’Онофрио, Маргарита Левиева, Джон Бернтал и другие
Дата выхода: 4 марта — 15 апреля 2025 года (Disney+)
Количество серий: 9

Десять лет назад «Сорвиголова» стал первым сериалом в совместной линейке Marvel и Netflix, открыв путь другим уличным героям. История Человека без страха была небезупречной (вспомним второй сезон), но увлекательной, а Чарли Кокс и Винсент Д’Онофрио идеально воплощали своих персонажей. После возвращения прав к Disney слепой адвокат снова в деле — и фанаты ждут его с нетерпением.

Однако если поклонники оригинала легко втянутся в сюжет, новичкам может быть сложно. Создатели не стали затягивать введение в мир, а мягко перезапустили прежнюю историю. В результате те, кто не смотрел старый сериал или подзабыл финал 2018 года, рискуют запутаться. Кто такие Фогги и Карен? Почему Кингпин так привязан к Ванессе? Что случилось с Меченым и где теперь Каратель? Сериал начинается как прямое продолжение оригинала, и даже годичный временной скачок не слишком проясняет ситуацию.

Теперь, когда Дьявол Адской кухни официально стал частью киновселенной Marvel, зрителям потребуются дополнительные знания. Если раньше отсылки к "большой вселенной" были минимальны, то теперь для полного понимания сюжета нужно быть в курсе событий как минимум одного из недавних сериалов. Уилсон Фиск (известный также как Кингпин или Амбал) только оправился после событий "Соколиного глаза", но если вы пропустили тот проект, то в "Рождённом заново" вам придётся довольствоваться лишь едва заметным шрамом на лице бывшего криминального авторитета. К счастью, это практически единственное обязательное к просмотру дополнение - про "Эхо" упомянут вскользь, а появления Мэтта Мёрдока в "Женщине-Халке" и "Человеке-пауке" вообще останутся без комментариев.

Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"
Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"

Однако это проблемы только для новых зрителей. Долгожданный сериал щедро одаривает давних поклонников всем, за что они любили оригинал: мрачной атмосферой Нью-Йорка, знакомыми персонажами и сильными эмоциональными моментами. "Рождённый заново" будто спешит продемонстрировать все свои козыри сразу - вот тройка старых друзей, вот фирменная сцена-онер (хотя и не столь эффектная, как знаменитая драка из третьего сезона), а вот и Кингпин в блестящем исполнении Д'Онофрио, который по-прежнему произносит пламенные речи о любви к городу и намеренно сменил свой белоснежный костюм на скромный чёрный гардероб законопослушного гражданина.

Основная сюжетная линия сезона - предвыборная кампания Фиска - к счастью, избегает слишком явных параллелей с современной политикой. Хотя первые намёки на связь с реальными событиями вызывали опасения, после премьерного эпизода сериал не акцентирует внимание на таких отсылках, что идёт ему только на пользу.

Кстати, в комиксах Кингпин действительно становился мэром - он занял этот пост после событий Secret Empire и активно боролся с масковичами. А позже бразды правления Нью-Йорком перешли к Люку Кейджу, так что у Майка Колтера, исполнителя роли пуленепробиваемого героя, есть все шансы повторить этот путь на экране.

В боевых сценах иногда разочаровывает компьютерная графика - создатели объясняют её использование возросшей ловкостью Мёрдока, но из-за этого теряется ощущение мощи ударов. Впрочем, в целом визуальная составляющая остаётся на высоте - сериал сохраняет мрачную эстетику (достаточно взглянуть на игру света в финале первой серии). "Рождённый заново" придерживается реалистичного тона, местами даже усиливая жестокость на экране, а первые эпизоды искусно пробуждают ностальгию по той самой истории о слепом мстителе, которая когда-то покорила зрителей. Даже отсутствие алого костюма у Мэтта выглядит оправданным - с Фиском у власти и Мёрдоком в суде проект больше напоминает криминальную драму в духе "Пингвина", чем классическую супергероику.

Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"
Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"

Однако истинная суть, как водится, скрыта в деталях - особенно это касается дуэта главных героев.

К третьему эпизоду внимательный зритель может заметить несоответствия в поведении персонажей. Мэтт начинает принимать странные решения, кульминацией чего становится сюжетный поворот с Белым Тигром - эффектный, но демонстрирующий поразительную недальновидность. Кингпин же теряет свою харизму, превращаясь из устрашающего злодея в пассивного наблюдателя.

На первый взгляд кажется, что это недоработки сценаристов (особенно с учётом общих проблем сезона). Но если вспомнить, что в оригинальном сериале Мёрдок и Фиск во многом разделяли одни ценности, картина проясняется. В "Рождённом заново" оба персонажа переживают схожие трансформации: бывший уличный мститель пытается добиться справедливости исключительно законными методами, а криминальный авторитет стремится легализовать своё влияние через политику. Их зеркальные пути особенно подчёркиваются в сцене разговора в кафе и последующих параллельных эпизодах, но и без этого очевидно - попытки обоих начать жизнь с чистого листа изначально обречены на провал.

Пытаясь выйти из тени и отвергнуть свою тёмную сущность, оба главных героя в итоге потеряли самих себя. Мэтт в своих идеалистических порывах невольно довёл коллегу-супергероя до трагического конца, что потребовало жёсткого вмешательства Карателя в роли своеобразного психотерапевта. Кингпин же попытался запереть своё прошлое за решёткой в буквальном смысле, но и ему не избежать сеансов психоанализа — правда, сцены с доктором Хизер и разбором его семейных травм получились удивительно шаблонными.

Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"
Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"

Лишь к финалу персонажи наконец перестают сопротивляться своей природе — рогатая маска и белый костюм возвращаются, а вместе с ними и подлинные характеры героев. Последние две серии дают ту самую мощную дозу трагедии и мрака, которую поклонники ждали от этих персонажей. Эволюция Мёрдока и Фиска — безусловно, самая сильная сторона "Рождённого заново". Хотя их путь показан неидеально, с явными провалами в развитии и логике, вина здесь лежит не на персонажах, а на производственных проблемах, ставших настоящим бичом современного кинопроизводства.

Судьба сериала о Дьяволе Адской кухни повторила путь многих проектов — он угодил в настоящий производственный ад. Сначала съёмки застопорились из-за забастовки сценаристов, затем Marvel приняла решение кардинально переработать готовый материал, сменив творческую команду. Именно в этот период проект стал теснее связан с оригинальным сериалом Netflix — например, персонаж Карен изначально вообще не должен был появляться. Перемены коснулись и других важных аспектов:

Столь масштабные изменения не могли пройти бесследно. Если первые три и последние две серии выглядят целостными, то середина сезона явно проигрывает в качестве. После уверенного старта сюжет проваливается в настоящую пустоту — страдают и ритм повествования, и логика происходящего. Эпизод в банке выглядит откровенным филлером, а история с серийным убийцей по прозвищу Муза так и не получает должного развития, оставаясь чужеродным элементом в общей атмосфере сериала.

Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"
Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"

Персонаж Музы впервые появился в комиксах 2016 года. Он принадлежал к расе Нелюдей - обычных людей, трансформированных терригенным туманом. Его уникальная способность поглощать сенсорную информацию делала его невидимым для слепого Мэтта Мёрдока.

В оригинальной версии Муза начинал свою преступную деятельность с создания фресок из человеческой крови (в сериале он ограничился добавлением крови в граффити). Затем он перешёл к созданию инсталляций из тел Нелюдей и похищению представителей власти, из трупов которых планировал создать "аллегорию современного правосудия". Когда протеже Сорвиголовы по кличке Блайндспот выследил маньяка, тот в отместку лишил его зрения.

Муза демонстрировал патологическую жестокость - при аресте он сам сломал себе пальцы, лишив Мёрдока этого удовольствия. Позже он совершил самоубийство, шагнув в огонь, но продолжил свои злодеяния даже из загробного мира.

Хотя в комиксах Муза представлял собой впечатляющего антагониста, его сверхъестественное происхождение плохо вписывалось в реалистичный мир "Сорвиголовы". Однако и адаптированная версия убийцы-художника с его пещерой, заваленной эскизами, и аппаратами для забора крови выглядела архаично, напоминая клише из старых фильмов ужасов. К тому же, сериал не смог придать персонажу должной глубины - Муза появляется всего на пару эпизодов, оставляя впечатление второстепенного "злодея недели".

Сюжетная линия Музы завершается слишком поспешно, хотя создатели намекали на возможное развитие персонажа в следующем сезоне. Но эта проблема характерна для всего "Рождённого заново" - из семи заявленных сюжетных арок в девяти эпизодах ни одна не получает полноценного развития. В отличие от оригинального сериала 2015 года, который не боялся неторопливого повествования, новая версия буквально забрасывает зрителя ключевыми событиями, часто без должного объяснения мотивов.

Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"
Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"

Такая спешка негативно сказалась и на второстепенных персонажах. Романтическая линия Мэтта и доктора Хизер Гленн показана фрагментарно (что особенно заметно на фоне истории с Электрой), а его коллеги Кирстен и Черри кажутся нужными лишь для периодических рабочих диалогов. Лишь немногие персонажи вроде помощника Фиска Дэниэла Блейка действительно привлекают внимание своей проработкой.

Главная причина сценарных проблем первого сезона кроется в том, что "Рождённый заново" изначально задумывался как 18-серийная история, но в процессе переработки был разделён на две части. Если воспринимать текущий сезон как первую половину большого повествования, то даже кажущиеся лишними эпизоды и обилие сюжетных линий начинают выглядеть логичнее.

Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"
Кадр из сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"

Ситуация выправляется к восьмой серии, которая плавно переходит в мощный финал, способный поспорить с премьерным эпизодом за звание лучшего в сезоне. Заключительная часть щедро раздаёт ностальгические отсылки для фанатов, демонстрирует впечатляющие боевые сцены с участием Карателя (Джон Бернтал вновь подтверждает статус мастера экранного насилия) и завершается драматичным клиффхэнгером. Получается, что сериал начался и закончился сильно, но между этими точками явно потерял темп.

"Рождённый заново" действительно пережил сложное возрождение. Первый сезон получился неровным: ритм повествования сбивается, а качество заметно колеблется от серии к серии. Однако у проекта достаточно сильных сторон, чтобы с нетерпением ждать продолжения и надеяться, что Дьявол Адской кухни в конечном итоге найдёт свой путь, не погубив сам себя.