Найти в Дзене
EvaKotofeEva

ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ XV -XVIII вв

Искусство Нового времени — это этап в истории искусства, охватывающий середину XV века до конца XVIII века (примерно 1450–1800 гг.). Он начинается с Раннего Возрождения и заканчивается на пороге Современности, включая смену художественных стилей, отражающих кардинальные изменения в культуре, мышлении и социальном устройстве Европы. Возрождение – это буквальный перевод на русский язык французского слова Ренессанс. Слово «возрождение» может быть слишком общим (можно сказать «возрождение интереса к науке»), тогда как «Ренессанс» сразу указывает на конкретную историческую эпоху. Центр: Италия Главные черты: возвращение к античным идеалам, развитие гуманизма, интерес к человеку, природе и науке, перспектива Характеризовался стремлением возродить и превзойти идеи и достижения классической античности. Интеллектуальная основа Ренессанса была построена на его версии гуманизма , вытекающей из концепции римской humanitas и повторного открытия классической греческой философии , например, философии
Оглавление

Искусство Нового времени — это этап в истории искусства, охватывающий середину XV века до конца XVIII века (примерно 1450–1800 гг.). Он начинается с Раннего Возрождения и заканчивается на пороге Современности, включая смену художественных стилей, отражающих кардинальные изменения в культуре, мышлении и социальном устройстве Европы.

Хронология развития искусства
Хронология развития искусства

Ренессанс (Возрождение) 1400–1600 XIV–XVI вв.

Возрождение – это буквальный перевод на русский язык французского слова Ренессанс. Слово «возрождение» может быть слишком общим (можно сказать «возрождение интереса к науке»), тогда как «Ренессанс» сразу указывает на конкретную историческую эпоху.

Центр: Италия

Главные черты: возвращение к античным идеалам, развитие гуманизма, интерес к человеку, природе и науке, перспектива

Характеризовался стремлением возродить и превзойти идеи и достижения классической античности. Интеллектуальная основа Ренессанса была построена на его версии гуманизма , вытекающей из концепции римской humanitas и повторного открытия классической греческой философии , например, философии Протагора , который сказал, что «человек есть мера всех вещей». Хотя изобретение металлического наборного шрифта ускорило распространение идей конца XV ​​века, изменения Ренессанса не были единообразными по всей Европе: первые следы появляются в Италии уже в конце XIII века, в частности, в трудах Данте и картинах Джотто.

Это идея «возрождения» античной культуры.

  • Гуманизм побудил европейцев подвергнуть сомнению роль Римско-католической церкви в эпоху Возрождения.

По мере того, как все больше людей учились читать, писать и интерпретировать идеи, они начали внимательно изучать и критиковать религию, какой они ее знали. Кроме того, печатный станок впервые позволил легко воспроизводить тексты, включая Библию, и широко читать их самим людям.

В XVI веке немецкий монах Мартин Лютер возглавил протестантскую Реформацию — революционное движение, вызвавшее раскол в католической церкви. Лютер подверг сомнению многие практики церкви и то, соответствуют ли они учению Библии.

В результате возникла новая форма христианства — протестантизм.

Эпоха Возрождения хронологически подразделяется на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век);
  2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века);
  3. Высокое Возрождение (конец XV — 1500-е—1510-е годы);
  4. Позднее Возрождение (середина XVI века — 1590-е годы).

Существуют еще итальянские обозначения, названия периодов по векам, которые часто используются в искусствоведении:

  • Дученто / Треченто (Проторенессанс) — 1200 -1300-е. От итал. trecento (триста). Подготовительный этап (XIII–начало XV в.), время Джотто и Данте.
  • Кватроченто (Раннее Возрождение) — 1400-е. От итал. quattrocento (четыреста). XV век, эпоха Брунеллески, Мазаччо, Донателло.
  • Чинквеченто (Высокое и Позднее Возрождение) — 1500-е. От итал. cinquecento (пятьсот). XVI в. Золотой век: Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.
  • Сейченто — вторая половина XVII века, развитие сложных форм и переход к барокко.
  • Сеттеченто — Рококо и Неоклассицизм XVIII в.

Проторенессанс — 1200-е годы — 1300-е годы

Проторенессанс — переходный этап от Средневековья (Готики) к Возрождению, сформировавшийся под влиянием византийских, романских и готических традиций, где ключевую роль сыграли скульпторы (Пизано, Арнольфо ди Камбио) и живописцы (Чимабуэ, Джотто), особенно Джотто, заложивший основы светской живописи, объёмности и перспективы.

Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы

  • Никколо и Джованни Пизано
Никколо Пизано. Посмертная портретная статуя Николы Пизано XIX века в галерее Уффици во Флоренции Кафедра (фрагмент): «Рождество Христово» и Благовещение пастухам
Никколо Пизано. Посмертная портретная статуя Николы Пизано XIX века в галерее Уффици во Флоренции Кафедра (фрагмент): «Рождество Христово» и Благовещение пастухам
Джованни Пизано (отец Николо Пизано) Сант-Андреа ( Pieve di Sant'Andrea ) — церковь в Пистойе , Тоскана. Избиение младенцев. Считается одной из самых сильных работ мастера. Кафедра в приходской церкви Сант-Андреа в Пистойе , Италия, завершен в 1301 году.
Джованни Пизано (отец Николо Пизано) Сант-Андреа ( Pieve di Sant'Andrea ) — церковь в Пистойе , Тоскана. Избиение младенцев. Считается одной из самых сильных работ мастера. Кафедра в приходской церкви Сант-Андреа в Пистойе , Италия, завершен в 1301 году.
  • Арнольфо ди Камбио
Арнольфо ди Камбио. Король Карл I Анжуйский. 1277. Мрамор. Капитолийские музеи (Палаццо деи Консерватори), Рим
Арнольфо ди Камбио. Король Карл I Анжуйский. 1277. Мрамор. Капитолийские музеи (Палаццо деи Консерватори), Рим
  • живописец Джотто ди Бондоне — ключевая фигура Проторенессанса и всей истории западного искусства: он стал первым, кто сознательно отошёл от условной византийской традиции и заложил основы реалистического изображения пространства, света и человеческих эмоций.
Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды. Фреска. 1304-1305. Капелла Скровеньи, Падуя
Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды. Фреска. 1304-1305. Капелла Скровеньи, Падуя

Раннее Возрождение (кватроченто, 1400–1500) XV вXV в

В период итальянского кватроченто, в отличие от проторенессанса, художники соединили христианское содержание с античными формами, что стало началом настоящего Возрождения, характеризующегося гуманизмом, интересом к античности и природе, а также созданием нового искусства в Тоскане и Флоренции, позже распространившегося в Риме.

Центр: Флоренция
Рациональная перспектива, античные формы

Мастера:

  • Филиппо Брунеллески — итальянский архитектор

Он считается отцом-основателем архитектуры эпохи Возрождения. Он признан первым современным инженером, планировщиком и единственным руководителем строительства. В 1421 году Брунеллески стал первым человеком в западном мире, получившим патент.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) во Флоренции, построенный между 1296 и 1436 годами (купол Филиппо Брунеллески, 1420–1436). Самый большой кирпичный купол в мире, считается шедевром европейской архитектуры.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) во Флоренции, построенный между 1296 и 1436 годами (купол Филиппо Брунеллески, 1420–1436). Самый большой кирпичный купол в мире, считается шедевром европейской архитектуры.
  • Мазаччо был самым революционным художником Раннего Возрождения.
Мазолино и Мазаччо, Мадонна с младенцем и святой Анной (ок. 1424 г.), Уффици и Фреска Мазаччо «Изгнание » (1426–1427).
Мазолино и Мазаччо, Мадонна с младенцем и святой Анной (ок. 1424 г.), Уффици и Фреска Мазаччо «Изгнание » (1426–1427).
  • Сандро Боттичелли

Возможно, именно мастерство Боттичелли в портретной живописи обеспечило ему покровительство семьи Медичи, в частности Лоренцо Медичи и его брат Джулиано, который тогда правил Флоренцией. Он был первым в Италии, кто написал портрет женщины, смотрящей прямо на зрителя.

Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем , ок.  1470–1475 , Лувр , Париж и Мадонна с лилиями и восемью ангелами, ок. 1478, Золотая галерея, Берлин
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем , ок.  1470–1475 , Лувр , Париж и Мадонна с лилиями и восемью ангелами, ок. 1478, Золотая галерея, Берлин
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», Дата создания: 1484-1486 годы Размеры: 172,5 х 278,9 сантиметров Место нахождения: Галерея Уффици (Флоренция, Италия)
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», Дата создания: 1484-1486 годы Размеры: 172,5 х 278,9 сантиметров Место нахождения: Галерея Уффици (Флоренция, Италия)
  • Фра Беато Анджелико — художник-монах, причисленный к лику святых.

Известный посмертно как «Ангельский художник», Фра Анджелико помог начать революцию в итальянской живописи. Проникнутый новым духом гуманизма эпохи Возрождения, Анджелико и молодые художники, такие как Мазаччо, настаивали на изображении религиозных сюжетов в рациональном, иллюзионистском пространстве и со всей основательностью человеческого тела. Монах нищенствующего доминиканского ордена, Анджелико соединил благочестие и художественное новаторство, чтобы создать некоторые из самых глубоко трогательных фресок и алтарей периода Раннего Возрождения.

Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским. 1430
англ. The Virgin and Child with Sts Dominic and Thomas Aquinas
Фреска. 196 × 187 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским. 1430 англ. The Virgin and Child with Sts Dominic and Thomas Aquinas Фреска. 196 × 187 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Донателло

Изучал классическую скульптуру и использовал свои знания для разработки стиля скульптуры Раннего Возрождения

Наиболее известен своими скульптурами из мрамора, меди и дерева. Его скульптуры были одними из первых со времен античности, демонстрирующих чувство уникальности и точно передающих анатомию. Он был одним из величайших скульпторов-художников своего времени.

Кающаяся Магдалина — деревянная скульптура Марии Магдалины работы итальянского скульптора эпохи Возрождения Донателло, которая сейчас обычно датируется примерно 1440 годом. Скульптура, вероятно, была заказана для баптистерия Флоренции. Произведение было встречено с удивлением своим беспрецедентным реализмом. И «Давид и Голиаф» (ок. 1440-х), бронза. Флоренция, Барджелло
Кающаяся Магдалина — деревянная скульптура Марии Магдалины работы итальянского скульптора эпохи Возрождения Донателло, которая сейчас обычно датируется примерно 1440 годом. Скульптура, вероятно, была заказана для баптистерия Флоренции. Произведение было встречено с удивлением своим беспрецедентным реализмом. И «Давид и Голиаф» (ок. 1440-х), бронза. Флоренция, Барджелло

Высокое Возрождение (Чинквеченто)1500–1520 гг.

конец XV – начало XVI вв.
Золотой век итальянского Возрождения, расцвет искусства в Риме, Флоренции и Венеции. Центр внимания — гармония, идеал красоты, совершенство формы.

Центры: Флоренция, Рим

Характерные черты:

  • Максимальная реализация принципов гуманизма
  • Идеальная пропорциональность и симметрия
  • Глубокая перспектива и антропоцентризм
  • Синтез архитектуры, скульптуры и живописи
  • Возвышенный образ человека как меры всего

Ключевые особенности:

  • Монументальные фрески и алтарные композиции
  • Академичное мастерство в рисунке и композиции
  • Работы создаются по заказам папской курии и знати
  • Завершение эстетических поисков раннего Ренессанса

Значимые события:

  • Строительство новой базилики святого Петра в Риме
  • Расписывание Сикстинской капеллы (Микеланджело)
  • Деятельность папы Юлия II («воинствующий понтифик»)

Главные мастера и произведения:

Леонардо да Винчи

  • «Тайная вечеря», «Джоконда»

Рафаэль Санцио

  • Фреска «Афинская школа», «Сикстинская Мадонна»

Микеланджело Буонарроти

  • Сикстинский потолок, скульптуры «Давид», «Пьета»

Итог:
Высокое Возрождение — вершина художественного совершенства, после которой наступило осознание кризиса классической системы и начало перехода к маньеризму и барокко.

Позднее Возрождение

Конец XV — конец XVI века (примерно 1490–1600 гг.)

Завершение эпохи Возрождения в Италии и распространение его идей по Европе. Это время завершения великих проектов Высокого Возрождения, а также начало поисков новых форм, которые позже переросли в маньеризм и барокко.

Характерные черты:

  • Сохранение принципов гармонии, пропорции и гуманизма
  • Усложнение композиции и пространства
  • Увеличение роли светского сюжета
  • Развитие портрета и исторической живописи
  • Активное развитие архитектуры на основе античных канонов

Ключевые особенности:

  • Продолжение работы над собором святого Петра в Риме
  • Расцвет Венецианской школы живописи
  • Усиление роли светского заказчика
  • Влияние Контрреформации на религиозную тематику искусства
  • Синтез искусств в крупных проектах (живопись + архитектура + скульптура)

Самые значимые события:

  • Завершение строительства купола собора св. Петра (Микеланджело)
  • Создание архитектурного ансамбля Капитолия в Риме (Микеланджело)
  • Работа художников в Венеции (Тициан, Веронезе, Тинторетто)
  • Формирование классического канона архитектуры через труды Палладио

Главные мастера и произведения:

Художники:

  • Тициан Вечеллио – «Пир богов», «Венера Урбинская»
  • Джорджоне – «Спящая Венера», Буря
  • Лодовико Карраччи – начальные этапы перехода к барокко

  • Паоло Веронезе – «Брак в Кане Галилейской», «Тайная вечеря»

 «Брак в Кане Галилейской». 1562—1563
«Брак в Кане Галилейской». 1562—1563
  • Якопо Бассано – жанровые сцены
Шествие на Голгофу (1540), Национальная галерея
Шествие на Голгофу (1540), Национальная галерея

Архитекторы:

  • Андреа Палладио – он входит в число самых известных и влиятельных архитекторов в истории, благодаря своей интерпретации классической греческой и римской архитектуры. Его самые известные работы — две венецианские церкви, Сан-Джорджо Маджоре и II Реденторе, а также его многочисленные виллы, включая виллу Капра и виллу Корнаро

Архитектурный стиль	Палладиан
Мазер , Венето, Италия
Строительство началось около 1560 г.
Клиент Семья Барбаро
Архитектор Андреа Палладио
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Архитектурный стиль Палладиан Мазер , Венето, Италия Строительство началось около 1560 г. Клиент Семья Барбаро Архитектор Андреа Палладио Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

  • Микеланджело – оформление Капитолия в Риме
Главным вкладом Микеланджело в украшение Капитолийского холма в Риме стал проект Пьяцца дель Кампидольо (Капитолийская площадь). Ему было поручено перепроектировать площадь в 1536 году после визита императора Карла V. Проект Микеланджело включал трапециевидную площадь, перепланировку существующих зданий и добавление нового.
Главным вкладом Микеланджело в украшение Капитолийского холма в Риме стал проект Пьяцца дель Кампидольо (Капитолийская площадь). Ему было поручено перепроектировать площадь в 1536 году после визита императора Карла V. Проект Микеланджело включал трапециевидную площадь, перепланировку существующих зданий и добавление нового.

  • Джакомо делла Порта – фасад церкви Иль Джезу, продолжение собора св. Петра
Церковь Иль Джезу в Риме. Фасад. 1573—1580
Церковь Иль Джезу в Риме. Фасад. 1573—1580

Скульпторы:

  • Джованни да Болонья (Болоньезе) – «Нептун Джамболоньи» на вершине фонтана Нептуна в Болонье , «Похищение сабинянок», «Рапсодия», «Аполлон и Данаиды»

Был последним значительным итальянским скульптором эпохи Возрождения , имевшим большую мастерскую, создававшую большие и малые произведения из бронзы и мрамора в стиле позднего маньеризма .

Похищение сабинянок. 1583. Лоджия деи Ланци, Флоренция
Похищение сабинянок. 1583. Лоджия деи Ланци, Флоренция

  • Алессандро Викториа – был итальянским скульптором - маньеристом венецианской школы , «одним из главных представителей венецианского классического стиля» и соперничавшим с Джамболоньей за звание выдающегося скульптора конца XVI века в Италии
Скульптор:	Алессандро Виттория
Сан-Заккария, Венеция
Бюст Марино Гримани , после 1599 г., терракота с краской ( Музей искусств Уолтерса )
Богоматерь боли, Сан-Дзаниполо, Венеция
Благовещение 8 в., Чикагский институт искусств 1583 г.
Скульптор: Алессандро Виттория Сан-Заккария, Венеция Бюст Марино Гримани , после 1599 г., терракота с краской ( Музей искусств Уолтерса ) Богоматерь боли, Сан-Дзаниполо, Венеция Благовещение 8 в., Чикагский институт искусств 1583 г.

Итог:
Позднее Возрождение — это завершающий этап классического Ренессанса, в котором достигается высокое мастерство и формируется основа для новых стилей. Оно охватывает итальянский опыт и влияние на европейское искусство, где особенно ярко проявились достижения Венецианской школы и палладианской архитектуры

Маньеризм (1520–1600) середина–вторая половина XVI века

Маньеризм — это самостоятельное художественное течение, которое развивалось в рамках позднего этапа Возрождения , но выделяется как особый стиль.

Можно ли объединить Возрождение и Маньеризм?
Частично можно — оба периода относятся к концу XVI века , но маньеризм — это уже стилистический отход от канонов Высокого Возрождения , поэтому его часто выделяют отдельно.

Искажение пропорций, утончённость, напряжённость форм.

Период:

Около 1520–1600 годов (в Италии до 1580-х, в Северной Европе — до 1610-х).

Что включает:

Живопись, скульптуру и архитектуру, развившиеся после Высокого Возрождения и до барокко. Расцвет — в Италии, распространение — Франция, Испания, Германия, Нидерланды.

Характерные черты:

  • Усложнённая композиция — запутанная перспектива, смелые ракурсы, многоплановость.
  • Изогнутые, удлинённые фигуры — преувеличение пропорций, напряжённые позы, элегантность до неестественности.
  • Яркая, часто холодная палитра, неожиданные цветовые сочетания.
  • Искусственность, интеллектуализм, театральность.
  • Отказ от гармонии и равновесия Высокого Ренессанса — вместо этого эмоциональное напряжение и стилизация.

Ключевые особенности:

  • Возник как реакция на идеалы Возрождения: художники стали подчеркивать субъективность, стиль, внутреннюю экспрессию.
  • Формируется в период духовной нестабильности (кризис гуманизма, Реформация, Контрреформация).
  • Часто использует аллегории, мифологические сюжеты, сложные символы.

Знаковые авторы и произведения:

Живопись:

  • Якопо Понтормо (1494–1557) — «Снятие с креста»
Снятие с креста — алтарная картина , завершенная в 1528 году
Снятие с креста — алтарная картина , завершенная в 1528 году
  • Аньоло Бронзино (1503–1572) — «Аллегория любви», портреты Медичи
Аньоло Бронзино, был пионером копирования портретов, отправленных в качестве дипломатического подарка
Аньоло Бронзино, был пионером копирования портретов, отправленных в качестве дипломатического подарка
  • Эль Греко (1541–1614) — «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо»

Скульптура:

  • Бартоломео Амманати (1511–1592) — фонтан Нептуна, Флоренция
  • Джамболонья (Джованни да Болонья) (1529–1608) — «Похищение сабинянок»
Итальянские скульпторы
Итальянские скульпторы

Барокко – XVII век


Театральность, драматизм, игра света и тени
Мастера: Караваджо, Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Бернини

Период:

Около
1600–1750 гг.

Возник в Италии, распространился по всей Европе и Латинской Америке. Развивался в рамках эпохи Контрреформации, монархического абсолютизма и католического триумфа.

Что включает:

Живопись, скульптуру, архитектуру, декоративное искусство, музыку, театр и литературу.

Характерные черты:

  • Драматизм и эмоциональность
  • Движение, напряжённость, театральность
  • Динамичные композиции, диагонали, спирали
  • Контрасты света и тени (кьяроскуро, тенебризм)
  • Богатство декора, золота, мрамора, преувеличенная роскошь
  • Архитектура как инструмент воздействия на чувства: купола, овальные залы, изогнутые фасады
  • Использование иллюзий и перспективных эффектов

Ключевые особенности:

  • Связь с религиозной пропагандой (католическая церковь) — искусство призвано поражать и укреплять веру.
  • Государственная поддержка (особенно в эпоху Людовика XIV во Франции) — искусство подчёркивает власть и могущество.
  • Синтез искусств: архитектура, живопись, скульптура и декоративные элементы образуют единое целое.

Знаковые авторы и произведения:

Живопись:

  • Караваджо (1571–1610) — «Призвание святого Матфея», «Уверение Фомы»

Караваджо
Призвание апостола Матфея. 1599—1600
Холст, масло. 322 × 340 см
Сан-Луиджи-дей-Франчези, Рим
Караваджо Призвание апостола Матфея. 1599—1600 Холст, масло. 322 × 340 см Сан-Луиджи-дей-Франчези, Рим

  • Рембрандт ван Рейн (1606–1669) — «Ночной дозор», автопортреты, «Возвращение блудного сына»

Рембрандт Харменс ван Рейн 15 июля 1606 – 4 октября 1669, Голландский художник Золотого века. Один из величайших визуальных художников в историизападного искусства. По оценкам, сохранившиеся работы Рембрандта насчитывают около трёхсот картин, трёхсот офортов и нескольких сотен рисунков.
Рембрандт Харменс ван Рейн 15 июля 1606 – 4 октября 1669, Голландский художник Золотого века. Один из величайших визуальных художников в историизападного искусства. По оценкам, сохранившиеся работы Рембрандта насчитывают около трёхсот картин, трёхсот офортов и нескольких сотен рисунков.

  • Питер Пауль Рубенс (1577–1640) — «Похищение дочерей Левкиппа», «Суд Париса»
Сэр Питер Пауль Рубенс голландский, фламандский художник и дипломат.  Он считается самым влиятельным художником фламандской барочной традиции. Яркие композиции Рубенса отсылают к эрудированным аспектам классической и христианской истории.
Сэр Питер Пауль Рубенс голландский, фламандский художник и дипломат. Он считается самым влиятельным художником фламандской барочной традиции. Яркие композиции Рубенса отсылают к эрудированным аспектам классической и христианской истории.

  • Диего Веласкес (1599–1660) — «Менины», «Портрет Иннокентия X»
Диего Родригес де Сильва и Веласкес [ а ] [ б ] (крещён 6 июня 1599 г. – 6 августа 1660 г.) – испанский художник, ведущий художник при дворе короля Испании и Португалии Филиппа IV , деятеля испанского Золотого века . Его обычно считают одним из величайших художников в истории западного искусства .
Диего Родригес де Сильва и Веласкес [ а ] [ б ] (крещён 6 июня 1599 г. – 6 августа 1660 г.) – испанский художник, ведущий художник при дворе короля Испании и Португалии Филиппа IV , деятеля испанского Золотого века . Его обычно считают одним из величайших художников в истории западного искусства .

Скульптура:

  • Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) — «Экстаз святой Терезы», «Аполлон и Дафна», колоннада собора Святого Петра

Архитектура:

  • Франсеско Борромини (1599–1667) — церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане
  • Карло Мадерна (1556–1629) — фасад собора Святого Петра
  • Гауденцио Моретти и архитекторы Версаля — яркий пример королевского барокко во Франции

Рококо

Период:
– первая половина XVIII века
Около
1720–1780 гг.

Изящество, легкость, декоративность, интимность

Возник во Франции в период правления Людовика XV, как реакция на величественное и строгое барокко. Распространился в Германии, Австрии, Италии, частично в России.

Что включает:

Живопись, интерьер, декоративно-прикладное искусство, скульптуру, архитектуру, моду, ювелирное дело, мебельное искусство.

Характерные черты:

  • Изысканная декоративность, грация, лёгкость
  • Преобладание пастельных тонов (розовый, голубой, кремовый)
  • Извилистые формы, раковины, асимметрия (отсюда название: rocaille)
  • Темы любви, галантности, игр, пасторалей, мифологических сцен
  • Живопись — камерная, интимная, часто с эротическим подтекстом
  • Интерьеры — с обилием зеркал, позолоты, лепнины и фарфора

Ключевые особенности:

  • Искусство придворной аристократии, не связанное с религиозной или политической пропагандой
  • Фокус на частной жизни, удовольствиях, досуге, флирте
  • Расцвет паркового искусства, малых форм и декоративного оформления
  • Женственность и утонченность — доминирующая эстетика

Знаковые авторы и произведения:

Живопись:

  • Антуан Ватто (1684–1721) — «Паломничество на остров Киферу», «Жиль»

Жан-Антуан Ватто — французский живописец и рисовальщик, чья непродолжительная карьера способствовала возрождению интереса к цвету и движению, что прослеживается в традициях Караваджо и Рубенса. Он вдохнул новую жизнь в угасающий стиль барокко, сместив его в сторону менее строгого, более натуралистичного, менее формального классицизма — рококо.
Жан-Антуан Ватто — французский живописец и рисовальщик, чья непродолжительная карьера способствовала возрождению интереса к цвету и движению, что прослеживается в традициях Караваджо и Рубенса. Он вдохнул новую жизнь в угасающий стиль барокко, сместив его в сторону менее строгого, более натуралистичного, менее формального классицизма — рококо.

  • Франсуа Буше (1703–1770) — «Купание Дианы», «Портрет мадам де Помпадур»

Франсуа Буше — французский живописец , рисовальщик и офортист, работавший в стиле рококо. Буше известен своими идиллическими и чувственными картинами на классические темы, декоративными аллегориями и пасторальными сценами. Он был, пожалуй, самым знаменитым живописцем и декоративным мастером XVIII века.
Франсуа Буше — французский живописец , рисовальщик и офортист, работавший в стиле рококо. Буше известен своими идиллическими и чувственными картинами на классические темы, декоративными аллегориями и пасторальными сценами. Он был, пожалуй, самым знаменитым живописцем и декоративным мастером XVIII века.

  • Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806) — «Качели»

Жан-Оноре Фрагонар — французский живописец и гравёр, чья манера позднего рококо отличалась удивительной лёгкостью, жизнерадостностью и гедонизмом. Фрагонар, один из самых плодовитых художников последних десятилетий Старого режима, создал более 550 картин, из которых датированы лишь пять.
Жан-Оноре Фрагонар — французский живописец и гравёр, чья манера позднего рококо отличалась удивительной лёгкостью, жизнерадостностью и гедонизмом. Фрагонар, один из самых плодовитых художников последних десятилетий Старого режима, создал более 550 картин, из которых датированы лишь пять.

Скульптура:

  • Этьен-Морис Фальконе (1716–1791) — «Меняющаяся Венера», «Памятник Петру I» (в Петербурге, переход от рококо к классицизму)

Архитектура и интерьер:

  • Жермен Бофран — оформление салонов в отелях Субиз и Сублье (Париж)
  • Бальдассаре Лонгена и Джованни Баттиста Тьеполо — рококо в Венеции
  • Архитектура Южной Германии и Австрии — резные алтари, светлые росписи, прихотливые формы (в монастырях Оттобойрен, Вельтенбург и др.)

Классицизм

– XVII–XVIII века (параллельно с барокко и позже рококо)
Рациональность, строгая композиция, античные идеалы
Классицизм — стремление к ясности, гармонии, логике, строгим композициям, вдохновлённым античным искусством.

Период:

Около
1650–1830 гг.

Расцвёл во Франции в XVII веке при Людовике XIV, достиг зрелости в эпоху Просвещения и Великой Французской революции. Был реакцией на избыточную чувственность барокко и рококо.

Что включает:

Живопись, архитектуру, скульптуру, театр, литературу, музыку, декоративное искусство.

Характерные черты:

  • Ориентация на античность: симметрия, порядок, идеальные пропорции
  • Рациональность и строгость форм, ясность композиции
  • Темы: гражданский долг, добродетель, героизм, патриотизм
  • Отказ от излишеств: упрощённость, благородная сдержанность
  • Использование архитектурных ордеров, фронтонов, колоннад
  • В живописи — чёткий рисунок, гладкая живопись, статичность фигур

Ключевые особенности:

  • Классицизм — искусство Просвещения и эпохи разума
  • Был поддержан государствами как официальное искусство (особенно во Франции и России)
  • Являлся идеологическим инструментом, особенно после Французской революции
  • Образцом служила античная Греция и Рим, особенно в сюжетах и эстетике

Знаковые авторы и произведения:

Живопись:

  • Никола Пуссен (1594–1665) — «Похищение сабинянок», «Смерть Германика»
Пуссен не просто жил в эпоху барокко, но и противопоставлял себя ей, выступая как убеждённый классицист. Поэтому в истории искусства он занимает ключевое место в становлении классицизма XVII века — особенно во Франции, где позже этот стиль станет официальным при дворе Людовика XIV.
Пуссен не просто жил в эпоху барокко, но и противопоставлял себя ей, выступая как убеждённый классицист. Поэтому в истории искусства он занимает ключевое место в становлении классицизма XVII века — особенно во Франции, где позже этот стиль станет официальным при дворе Людовика XIV.

  • Жак-Луи Давид (1748–1825) — «Клятва Горациев», «Смерть Марата», «Наполеон на перевале Сен-Бернар»

Жак-Луи Давид — ведущий представитель французского неоклассицизма, прославившийся строгими, героическими композициями, вдохновлёнными античностью. Его самые известные картины, такие как «Клятва Горациев» и «Смерть Марата», стали визуальными символами эпохи Французской революции.
Жак-Луи Давид — ведущий представитель французского неоклассицизма, прославившийся строгими, героическими композициями, вдохновлёнными античностью. Его самые известные картины, такие как «Клятва Горациев» и «Смерть Марата», стали визуальными символами эпохи Французской революции.

  • Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780–1867) — «Большая одалиска», «Портрет мадам Рекамье»

Жан-Огюст-Доминик Энгр — выдающийся французский художник-классицист, мастер идеальной линии и академической точности. Его известнейшие картины — «Большая одалиска» и «Апофеоз Гомера».
Жан-Огюст-Доминик Энгр — выдающийся французский художник-классицист, мастер идеальной линии и академической точности. Его известнейшие картины — «Большая одалиска» и «Апофеоз Гомера».

Скульптура:

  • Антонио Кановa (1757–1822) — «Психея, оживляемая поцелуем Амура», «Паолина Боргезе»
  • Жан-Батист Пигаль — монументальные бюсты, аллегорические фигуры

Архитектура:

  • Жак-Жермен Суффло — Пантеон в Париже
  • Клод-Никола Леду — идеальные геометрические формы
  • В России:
    Василий Баженов — Большой Кремлёвский дворец (не реализован)
    Иван Старов, Джакомо Кваренги — Таврический дворец, Александро-Невская лавра
    Карл Росси, Воронихин, Захаров — оформление Санкт-Петербурга в стиле позднего классицизма

Искусство Нового времени (XV–XVIII вв.) стало мостом между средневековой духовностью и модерной светскостью, между богословием и наукой, между храмом и дворцом. Оно вышло из стен готических соборов — и пришло во дворцы, академии и салоны. Ренессанс пробудил интерес к человеку и античности, барокко усилило чувственность и драму, классицизм навёл порядок и вернул разум. Это эпоха, в которой искусство стало инструментом просвещения, власти, чувства и идеи. Именно здесь начинается тот путь, который привёл к современному искусству — от гармонии к конфликту, от подражания природе к выражению внутреннего мира.