Искусство Нового времени — это этап в истории искусства, охватывающий середину XV века до конца XVIII века (примерно 1450–1800 гг.). Он начинается с Раннего Возрождения и заканчивается на пороге Современности, включая смену художественных стилей, отражающих кардинальные изменения в культуре, мышлении и социальном устройстве Европы.
Ренессанс (Возрождение) 1400–1600 XIV–XVI вв.
Возрождение – это буквальный перевод на русский язык французского слова Ренессанс. Слово «возрождение» может быть слишком общим (можно сказать «возрождение интереса к науке»), тогда как «Ренессанс» сразу указывает на конкретную историческую эпоху.
Центр: Италия
Главные черты: возвращение к античным идеалам, развитие гуманизма, интерес к человеку, природе и науке, перспектива
Характеризовался стремлением возродить и превзойти идеи и достижения классической античности. Интеллектуальная основа Ренессанса была построена на его версии гуманизма , вытекающей из концепции римской humanitas и повторного открытия классической греческой философии , например, философии Протагора , который сказал, что «человек есть мера всех вещей». Хотя изобретение металлического наборного шрифта ускорило распространение идей конца XV века, изменения Ренессанса не были единообразными по всей Европе: первые следы появляются в Италии уже в конце XIII века, в частности, в трудах Данте и картинах Джотто.
Это идея «возрождения» античной культуры.
- Гуманизм побудил европейцев подвергнуть сомнению роль Римско-католической церкви в эпоху Возрождения.
По мере того, как все больше людей учились читать, писать и интерпретировать идеи, они начали внимательно изучать и критиковать религию, какой они ее знали. Кроме того, печатный станок впервые позволил легко воспроизводить тексты, включая Библию, и широко читать их самим людям.
В XVI веке немецкий монах Мартин Лютер возглавил протестантскую Реформацию — революционное движение, вызвавшее раскол в католической церкви. Лютер подверг сомнению многие практики церкви и то, соответствуют ли они учению Библии.
В результате возникла новая форма христианства — протестантизм.
Эпоха Возрождения хронологически подразделяется на 4 этапа:
- Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век);
- Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века);
- Высокое Возрождение (конец XV — 1500-е—1510-е годы);
- Позднее Возрождение (середина XVI века — 1590-е годы).
Существуют еще итальянские обозначения, названия периодов по векам, которые часто используются в искусствоведении:
- Дученто / Треченто (Проторенессанс) — 1200 -1300-е. От итал. trecento (триста). Подготовительный этап (XIII–начало XV в.), время Джотто и Данте.
- Кватроченто (Раннее Возрождение) — 1400-е. От итал. quattrocento (четыреста). XV век, эпоха Брунеллески, Мазаччо, Донателло.
- Чинквеченто (Высокое и Позднее Возрождение) — 1500-е. От итал. cinquecento (пятьсот). XVI в. Золотой век: Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.
- Сейченто — вторая половина XVII века, развитие сложных форм и переход к барокко.
- Сеттеченто — Рококо и Неоклассицизм XVIII в.
Проторенессанс — 1200-е годы — 1300-е годы
Проторенессанс — переходный этап от Средневековья (Готики) к Возрождению, сформировавшийся под влиянием византийских, романских и готических традиций, где ключевую роль сыграли скульпторы (Пизано, Арнольфо ди Камбио) и живописцы (Чимабуэ, Джотто), особенно Джотто, заложивший основы светской живописи, объёмности и перспективы.
Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы
- Никколо и Джованни Пизано
- Арнольфо ди Камбио
- живописец Джотто ди Бондоне — ключевая фигура Проторенессанса и всей истории западного искусства: он стал первым, кто сознательно отошёл от условной византийской традиции и заложил основы реалистического изображения пространства, света и человеческих эмоций.
Раннее Возрождение (кватроченто, 1400–1500) XV вXV в
В период итальянского кватроченто, в отличие от проторенессанса, художники соединили христианское содержание с античными формами, что стало началом настоящего Возрождения, характеризующегося гуманизмом, интересом к античности и природе, а также созданием нового искусства в Тоскане и Флоренции, позже распространившегося в Риме.
Центр: Флоренция
Рациональная перспектива, античные формы
Мастера:
- Филиппо Брунеллески — итальянский архитектор
Он считается отцом-основателем архитектуры эпохи Возрождения. Он признан первым современным инженером, планировщиком и единственным руководителем строительства. В 1421 году Брунеллески стал первым человеком в западном мире, получившим патент.
- Мазаччо был самым революционным художником Раннего Возрождения.
- Сандро Боттичелли
Возможно, именно мастерство Боттичелли в портретной живописи обеспечило ему покровительство семьи Медичи, в частности Лоренцо Медичи и его брат Джулиано, который тогда правил Флоренцией. Он был первым в Италии, кто написал портрет женщины, смотрящей прямо на зрителя.
- Фра Беато Анджелико — художник-монах, причисленный к лику святых.
Известный посмертно как «Ангельский художник», Фра Анджелико помог начать революцию в итальянской живописи. Проникнутый новым духом гуманизма эпохи Возрождения, Анджелико и молодые художники, такие как Мазаччо, настаивали на изображении религиозных сюжетов в рациональном, иллюзионистском пространстве и со всей основательностью человеческого тела. Монах нищенствующего доминиканского ордена, Анджелико соединил благочестие и художественное новаторство, чтобы создать некоторые из самых глубоко трогательных фресок и алтарей периода Раннего Возрождения.
- Донателло
Изучал классическую скульптуру и использовал свои знания для разработки стиля скульптуры Раннего Возрождения
Наиболее известен своими скульптурами из мрамора, меди и дерева. Его скульптуры были одними из первых со времен античности, демонстрирующих чувство уникальности и точно передающих анатомию. Он был одним из величайших скульпторов-художников своего времени.
Высокое Возрождение (Чинквеченто)1500–1520 гг.
конец XV – начало XVI вв.
Золотой век итальянского Возрождения, расцвет искусства в Риме, Флоренции и Венеции. Центр внимания — гармония, идеал красоты, совершенство формы.
Центры: Флоренция, Рим
Характерные черты:
- Максимальная реализация принципов гуманизма
- Идеальная пропорциональность и симметрия
- Глубокая перспектива и антропоцентризм
- Синтез архитектуры, скульптуры и живописи
- Возвышенный образ человека как меры всего
Ключевые особенности:
- Монументальные фрески и алтарные композиции
- Академичное мастерство в рисунке и композиции
- Работы создаются по заказам папской курии и знати
- Завершение эстетических поисков раннего Ренессанса
Значимые события:
- Строительство новой базилики святого Петра в Риме
- Расписывание Сикстинской капеллы (Микеланджело)
- Деятельность папы Юлия II («воинствующий понтифик»)
Главные мастера и произведения:
Леонардо да Винчи
- «Тайная вечеря», «Джоконда»
Рафаэль Санцио
- Фреска «Афинская школа», «Сикстинская Мадонна»
Микеланджело Буонарроти
- Сикстинский потолок, скульптуры «Давид», «Пьета»
Итог:
Высокое Возрождение — вершина художественного совершенства, после которой наступило осознание кризиса классической системы и начало перехода к маньеризму и барокко.
Позднее Возрождение
Конец XV — конец XVI века (примерно 1490–1600 гг.)
Завершение эпохи Возрождения в Италии и распространение его идей по Европе. Это время завершения великих проектов Высокого Возрождения, а также начало поисков новых форм, которые позже переросли в маньеризм и барокко.
Характерные черты:
- Сохранение принципов гармонии, пропорции и гуманизма
- Усложнение композиции и пространства
- Увеличение роли светского сюжета
- Развитие портрета и исторической живописи
- Активное развитие архитектуры на основе античных канонов
Ключевые особенности:
- Продолжение работы над собором святого Петра в Риме
- Расцвет Венецианской школы живописи
- Усиление роли светского заказчика
- Влияние Контрреформации на религиозную тематику искусства
- Синтез искусств в крупных проектах (живопись + архитектура + скульптура)
Самые значимые события:
- Завершение строительства купола собора св. Петра (Микеланджело)
- Создание архитектурного ансамбля Капитолия в Риме (Микеланджело)
- Работа художников в Венеции (Тициан, Веронезе, Тинторетто)
- Формирование классического канона архитектуры через труды Палладио
Главные мастера и произведения:
Художники:
- Тициан Вечеллио – «Пир богов», «Венера Урбинская»
- Джорджоне – «Спящая Венера», Буря
- Лодовико Карраччи – начальные этапы перехода к барокко
- Паоло Веронезе – «Брак в Кане Галилейской», «Тайная вечеря»
- Якопо Бассано – жанровые сцены
Архитекторы:
- Андреа Палладио – он входит в число самых известных и влиятельных архитекторов в истории, благодаря своей интерпретации классической греческой и римской архитектуры. Его самые известные работы — две венецианские церкви, Сан-Джорджо Маджоре и II Реденторе, а также его многочисленные виллы, включая виллу Капра и виллу Корнаро
- Микеланджело – оформление Капитолия в Риме
- Джакомо делла Порта – фасад церкви Иль Джезу, продолжение собора св. Петра
Скульпторы:
- Джованни да Болонья (Болоньезе) – «Нептун Джамболоньи» на вершине фонтана Нептуна в Болонье , «Похищение сабинянок», «Рапсодия», «Аполлон и Данаиды»
Был последним значительным итальянским скульптором эпохи Возрождения , имевшим большую мастерскую, создававшую большие и малые произведения из бронзы и мрамора в стиле позднего маньеризма .
- Алессандро Викториа – был итальянским скульптором - маньеристом венецианской школы , «одним из главных представителей венецианского классического стиля» и соперничавшим с Джамболоньей за звание выдающегося скульптора конца XVI века в Италии
Итог:
Позднее Возрождение — это завершающий этап классического Ренессанса, в котором достигается высокое мастерство и формируется основа для новых стилей. Оно охватывает итальянский опыт и влияние на европейское искусство, где особенно ярко проявились достижения Венецианской школы и палладианской архитектуры
Маньеризм (1520–1600) середина–вторая половина XVI века
Маньеризм — это самостоятельное художественное течение, которое развивалось в рамках позднего этапа Возрождения , но выделяется как особый стиль.
Можно ли объединить Возрождение и Маньеризм?
Частично можно — оба периода относятся к концу XVI века , но маньеризм — это уже стилистический отход от канонов Высокого Возрождения , поэтому его часто выделяют отдельно.
Искажение пропорций, утончённость, напряжённость форм.
Период:
Около 1520–1600 годов (в Италии до 1580-х, в Северной Европе — до 1610-х).
Что включает:
Живопись, скульптуру и архитектуру, развившиеся после Высокого Возрождения и до барокко. Расцвет — в Италии, распространение — Франция, Испания, Германия, Нидерланды.
Характерные черты:
- Усложнённая композиция — запутанная перспектива, смелые ракурсы, многоплановость.
- Изогнутые, удлинённые фигуры — преувеличение пропорций, напряжённые позы, элегантность до неестественности.
- Яркая, часто холодная палитра, неожиданные цветовые сочетания.
- Искусственность, интеллектуализм, театральность.
- Отказ от гармонии и равновесия Высокого Ренессанса — вместо этого эмоциональное напряжение и стилизация.
Ключевые особенности:
- Возник как реакция на идеалы Возрождения: художники стали подчеркивать субъективность, стиль, внутреннюю экспрессию.
- Формируется в период духовной нестабильности (кризис гуманизма, Реформация, Контрреформация).
- Часто использует аллегории, мифологические сюжеты, сложные символы.
Знаковые авторы и произведения:
Живопись:
- Якопо Понтормо (1494–1557) — «Снятие с креста»
- Аньоло Бронзино (1503–1572) — «Аллегория любви», портреты Медичи
- Эль Греко (1541–1614) — «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо»
Скульптура:
- Бартоломео Амманати (1511–1592) — фонтан Нептуна, Флоренция
- Джамболонья (Джованни да Болонья) (1529–1608) — «Похищение сабинянок»
Барокко – XVII век
Театральность, драматизм, игра света и тени
Мастера: Караваджо, Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Бернини
Период:
Около 1600–1750 гг.
Возник в Италии, распространился по всей Европе и Латинской Америке. Развивался в рамках эпохи Контрреформации, монархического абсолютизма и католического триумфа.
Что включает:
Живопись, скульптуру, архитектуру, декоративное искусство, музыку, театр и литературу.
Характерные черты:
- Драматизм и эмоциональность
- Движение, напряжённость, театральность
- Динамичные композиции, диагонали, спирали
- Контрасты света и тени (кьяроскуро, тенебризм)
- Богатство декора, золота, мрамора, преувеличенная роскошь
- Архитектура как инструмент воздействия на чувства: купола, овальные залы, изогнутые фасады
- Использование иллюзий и перспективных эффектов
Ключевые особенности:
- Связь с религиозной пропагандой (католическая церковь) — искусство призвано поражать и укреплять веру.
- Государственная поддержка (особенно в эпоху Людовика XIV во Франции) — искусство подчёркивает власть и могущество.
- Синтез искусств: архитектура, живопись, скульптура и декоративные элементы образуют единое целое.
Знаковые авторы и произведения:
Живопись:
- Караваджо (1571–1610) — «Призвание святого Матфея», «Уверение Фомы»
- Рембрандт ван Рейн (1606–1669) — «Ночной дозор», автопортреты, «Возвращение блудного сына»
- Питер Пауль Рубенс (1577–1640) — «Похищение дочерей Левкиппа», «Суд Париса»
- Диего Веласкес (1599–1660) — «Менины», «Портрет Иннокентия X»
Скульптура:
- Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) — «Экстаз святой Терезы», «Аполлон и Дафна», колоннада собора Святого Петра
Архитектура:
- Франсеско Борромини (1599–1667) — церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане
- Карло Мадерна (1556–1629) — фасад собора Святого Петра
- Гауденцио Моретти и архитекторы Версаля — яркий пример королевского барокко во Франции
Рококо
Период:
– первая половина XVIII века
Около 1720–1780 гг.
Изящество, легкость, декоративность, интимность
Возник во Франции в период правления Людовика XV, как реакция на величественное и строгое барокко. Распространился в Германии, Австрии, Италии, частично в России.
Что включает:
Живопись, интерьер, декоративно-прикладное искусство, скульптуру, архитектуру, моду, ювелирное дело, мебельное искусство.
Характерные черты:
- Изысканная декоративность, грация, лёгкость
- Преобладание пастельных тонов (розовый, голубой, кремовый)
- Извилистые формы, раковины, асимметрия (отсюда название: rocaille)
- Темы любви, галантности, игр, пасторалей, мифологических сцен
- Живопись — камерная, интимная, часто с эротическим подтекстом
- Интерьеры — с обилием зеркал, позолоты, лепнины и фарфора
Ключевые особенности:
- Искусство придворной аристократии, не связанное с религиозной или политической пропагандой
- Фокус на частной жизни, удовольствиях, досуге, флирте
- Расцвет паркового искусства, малых форм и декоративного оформления
- Женственность и утонченность — доминирующая эстетика
Знаковые авторы и произведения:
Живопись:
- Антуан Ватто (1684–1721) — «Паломничество на остров Киферу», «Жиль»
- Франсуа Буше (1703–1770) — «Купание Дианы», «Портрет мадам де Помпадур»
- Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806) — «Качели»
Скульптура:
- Этьен-Морис Фальконе (1716–1791) — «Меняющаяся Венера», «Памятник Петру I» (в Петербурге, переход от рококо к классицизму)
Архитектура и интерьер:
- Жермен Бофран — оформление салонов в отелях Субиз и Сублье (Париж)
- Бальдассаре Лонгена и Джованни Баттиста Тьеполо — рококо в Венеции
- Архитектура Южной Германии и Австрии — резные алтари, светлые росписи, прихотливые формы (в монастырях Оттобойрен, Вельтенбург и др.)
Классицизм
– XVII–XVIII века (параллельно с барокко и позже рококо)
Рациональность, строгая композиция, античные идеалы
Классицизм — стремление к ясности, гармонии, логике, строгим композициям, вдохновлённым античным искусством.
Период:
Около 1650–1830 гг.
Расцвёл во Франции в XVII веке при Людовике XIV, достиг зрелости в эпоху Просвещения и Великой Французской революции. Был реакцией на избыточную чувственность барокко и рококо.
Что включает:
Живопись, архитектуру, скульптуру, театр, литературу, музыку, декоративное искусство.
Характерные черты:
- Ориентация на античность: симметрия, порядок, идеальные пропорции
- Рациональность и строгость форм, ясность композиции
- Темы: гражданский долг, добродетель, героизм, патриотизм
- Отказ от излишеств: упрощённость, благородная сдержанность
- Использование архитектурных ордеров, фронтонов, колоннад
- В живописи — чёткий рисунок, гладкая живопись, статичность фигур
Ключевые особенности:
- Классицизм — искусство Просвещения и эпохи разума
- Был поддержан государствами как официальное искусство (особенно во Франции и России)
- Являлся идеологическим инструментом, особенно после Французской революции
- Образцом служила античная Греция и Рим, особенно в сюжетах и эстетике
Знаковые авторы и произведения:
Живопись:
- Никола Пуссен (1594–1665) — «Похищение сабинянок», «Смерть Германика»
- Жак-Луи Давид (1748–1825) — «Клятва Горациев», «Смерть Марата», «Наполеон на перевале Сен-Бернар»
- Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780–1867) — «Большая одалиска», «Портрет мадам Рекамье»
Скульптура:
- Антонио Кановa (1757–1822) — «Психея, оживляемая поцелуем Амура», «Паолина Боргезе»
- Жан-Батист Пигаль — монументальные бюсты, аллегорические фигуры
Архитектура:
- Жак-Жермен Суффло — Пантеон в Париже
- Клод-Никола Леду — идеальные геометрические формы
- В России:
Василий Баженов — Большой Кремлёвский дворец (не реализован)
Иван Старов, Джакомо Кваренги — Таврический дворец, Александро-Невская лавра
Карл Росси, Воронихин, Захаров — оформление Санкт-Петербурга в стиле позднего классицизма
Искусство Нового времени (XV–XVIII вв.) стало мостом между средневековой духовностью и модерной светскостью, между богословием и наукой, между храмом и дворцом. Оно вышло из стен готических соборов — и пришло во дворцы, академии и салоны. Ренессанс пробудил интерес к человеку и античности, барокко усилило чувственность и драму, классицизм навёл порядок и вернул разум. Это эпоха, в которой искусство стало инструментом просвещения, власти, чувства и идеи. Именно здесь начинается тот путь, который привёл к современному искусству — от гармонии к конфликту, от подражания природе к выражению внутреннего мира.