Примерно с 500 – по1500 г.г.
1. Византийское искусство (V-XV века)
- Ранний период (V-VIII вв.):
Мозаики Равенны (Сан-Витале, VI в.)
Иконопись (первые иконы) - Иконоборчество (VIII-IX вв.):
Уничтожение изображений
Расцвет орнамента и каллиграфии - Македонский ренессанс (IX-XI вв.):
Возрождение античных традиций
Мозаики Софии Константинопольской - Поздний период (XII-XV вв.):
2. Раннее Средневековье (V-X века)
- V-VIII вв. – "Тёмные века", варварское искусство
- IX век – Каролингское возрождение (800-е гг.)
- X век – Оттоновское возрождение (950-1000)
3. Романский стиль (XI-XII века)
- 1000-1150 – Расцвет в Западной Европе
- Характерно: массивные храмы, фрески, книжные миниатюры
4. Готика (XIII-XV века)
- 1150-1400 – Классическая готика (Франция)
- 1400-1500 – Поздняя ("пламенеющая") готика
- Характерно: стрельчатые арки, витражи, скульптурные порталы
Переходные даты:
- 476 г. – Падение Рима (начало Средневековья)
- 1453 г. – Падение Константинополя (условный конец эпохи)
География:
- Западная Европа (романский и готический стили)
- Византия (иконопись, мозаики)
- Исламский мир (арабески, каллиграфия)
Византийское искусство (ок. 330–1453)
В 330 году н. э. император Константин Великий перенес столицу Римской империи из Рима в город Византий, переименовав его в Константинополь (в свою честь «город Константина») или «Новый Рим». (ныне Стамбул).
Этот город стал новой политической столицей империи и важным центром торговли между Европой и Азией.
Ранний период христианизации – распространение христианства как государственной религии (Эдикт Миланский, 313 г.).
Падение Константинополя в 1453 году привело к распространению византийского культурного наследия через православие в Болгарию, Сербию, Румынию и Россию, ставшую центром православного мира. Русская иконопись, заимствуя византийские традиции, развивала собственные черты, сохраняя консервативность в иконографии. Многие византийские художники бежали в Италию, где их техники (мозаика, золото) и знания повлияли на развитие искусства Возрождения, особенно перспективы.
- Феофан Грек. Один из самых известных художников Византии. Создал множество икон и фресок, в том числе знаменитую «Трансфигурацию» на стене кафедрального собора в Казани.
- Андрей Рублёв. Известен иконой «Троица», которая считается одним из самых значимых образов Византии.
- Дионисий. Известен иконами для Волоколамского монастыря и Деисусом для Успенского собора в Москве.
- Михаил Пселл. Автор первого в Византии мемуарного сочинения «Хронография», где описал современные ему события.
- Киприец. Работы художника часто использовались для декорирования церквей и монастырей, а также для изготовления оригинальных предметов.
Архитекторы:
- Анфимий и Исидор. Авторы храма св. Софии в Константинополе, построенного в 532–537 годах.
- Исидор из Милета и Амфимий из Тралл. Зодчие собора св. Софии в Константинополе, работа над которым велась в 532–537 годах.
- Исидор из Милета и Амфимий из Тралл. Зодчие собора св. Софии в Константинополе, работа над которым велась в 532–537 годах.
Особенности искусства Византии:
- Христианские мотивы – символика креста, сцен из Библии, изображения Христа, Богоматери и святых.
- Монументальность – строительство базилик, храмов (Св. София).
- Использование мозаики и фресок – богатое убранство с золотом, яркими красками.
- Комбинация античности и христианства – сохранение греко-римских традиций в архитектуре и скульптуре, но с новым религиозным содержанием.
Причины изменений стиля: Переход от языческой культуры (античности) к христианству.
Запрет на идолопоклонство: изображения должны были быть символическими, а не «земными».
Влияние восточной культуры (Персии, Сирии), где преобладало абстрактное искусство.
Таким образом, византийское искусство стало религиозным, символическим и духовным, в отличие от светского, реалистичного искусства античности.
Романский стиль (9–12 вв.)
После падения Рима Европа переживала культурный упадок, и монастыри стали главными центрами искусства. Романский стиль — первый общеевропейский, охватывающий территорию от Скандинавии до Средиземноморья. Название означает «в римской манере» — с опорой на античное и византийское наследие, переплетённое с христианской символикой и местными традициями.
Развитие паломничеств (Сантьяго-де-Компостела) и крестовые походы усилили масштабное храмовое строительство, распространили восточные мотивы и новые технологии. Возникли региональные варианты (например, тосканский и северный).
Архитектура: массивные храмы с толстыми стенами, полукруглыми арками, сводами, скульптурными порталами.
Живопись: плоские, условные композиции без перспективы, иерархия размеров, яркие цвета под влиянием византийской традиции.
Книжное искусство: миниатюры, драгоценные обложки, декоративные инициалы.
Художники:
- Мастер Тауля — апсида церкви Святого Климента Таульского (Каталония)
- Берлингьеро Берлингьери — «Мадонна и Младенец», Лукка, Тоскана
- Мастер Педре — фрески в Сан-Кирце-Педре (Каталония)
Большинство произведений искусства, созданных в романскую эпоху, вращались вокруг церковных украшений. В данных произведениях искусства преобладали яркие цвета, на них сильно повлияло византийское искусство, в том числе и золотые украшения того периода. Полное отсутствие реализма также является доминирующим фактором романского искусства. Важные и ключевые фигуры всегда рисовались крупнее, чем все остальные, а фоновые пейзажи были не более чем абстрактными декорациями.
Виды искусства: фрески, витражи, эмаль, скульптура, иллюминированные рукописи, вышивка.
Характерные черты
- в архитектуре: Массивные храмы с толстыми стенами, полукруглые арки и своды, скульптурные порталы.
- в живописи: Плоские двумерные изображения, символичные иерархичные композиции, искажённые пропорции тел, ярусное построение вместо перспективы. Строгий стиль, выражающий христианское мировоззрение через условные формы.
Готика (12–15 вв.)
ит. gotico - буквально варварский. Готский, связанный с германским племенем готов. является мостом между эпохами предренессанса и эпохи Возрождения.
Основные характеристики
Готика зародилась во Франции в XII веке и распространилась по всей Европе. Это искусство выражало духовное стремление, мистицизм и религиозную преданность. Развивалась на основе романского искусства, но с акцентом на вертикальность, свет и одухотворённость. Главным заказчиком выступала католическая церковь. Готическое искусство (XII–XVI вв.) охватывало все виды изобразительного искусства — от архитектуры и скульптуры до витражей, фресок, книжной миниатюры и ювелирных украшений.
Изначально религиозное и культовое, оно отражало христианские идеи и стремление к вечному. Однако в эту эпоху также расцвела рыцарская и светская куртуазная культура — поэзия, музыка, искусство костюма и оформление интерьеров.
Ключевые особенности
- Религиозная тематика — сцены из Библии, жизни святых и Христа
- Эмоциональность — выразительные лица и жесты
- Детализация — витражи, резьба, миниатюры с высокой проработкой
- Свет — стрельчатые арки, окна-розы, витражи создавали «небесное сияние»
- Архитектура — вертикальность, аркбутаны, ребристые своды
Значимые мастера и произведения
- Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — шедевр французской готики
- Шартрский собор — витражи и порталы с глубоким символизмом
- Джованни да Римини, Симоне Мартини, Жан Пюсель — художники и миниатюристы
- Книга Часов герцога Беррийского (братья Лимбург) — вершина готической книжной живописи
- Аббат Сугерий — инициатор готической архитектуры (базилика Сен-Дени)
- Джотто ди Бондоне — фрески капеллы Скровеньи, переход к Ренессансу
- Клаус Слютер — «Колодец Моисея», драматичная скульптура
Полный список направлений в искусстве по эпохам →
Дальше будет Новое время→