Найти в Дзене
EvaKotofeEva

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО V-XV века н.э.

Переходные даты: География: В 330 году н. э. император Константин Великий перенес столицу Римской империи из Рима в город Византий, переименовав его в Константинополь (в свою честь «город Константина») или «Новый Рим». (ныне Стамбул). Этот город стал новой политической столицей империи и важным центром торговли между Европой и Азией. Ранний период христианизации – распространение христианства как государственной религии (Эдикт Миланский, 313 г.). Падение Константинополя в 1453 году привело к распространению византийского культурного наследия через православие в Болгарию, Сербию, Румынию и Россию, ставшую центром православного мира. Русская иконопись, заимствуя византийские традиции, развивала собственные черты, сохраняя консервативность в иконографии. Многие византийские художники бежали в Италию, где их техники (мозаика, золото) и знания повлияли на развитие искусства Возрождения, особенно перспективы. Архитекторы: Причины изменений стиля: Переход от языческой культуры (античности) к
Оглавление

Примерно с 500 – по1500 г.г.

Хронология развития искусства
Хронология развития искусства

1. Византийское искусство (V-XV века)

  • Ранний период (V-VIII вв.):
    Мозаики Равенны (Сан-Витале, VI в.)
    Иконопись (первые иконы)
  • Иконоборчество (VIII-IX вв.):
    Уничтожение изображений
    Расцвет орнамента и каллиграфии
  • Македонский ренессанс (IX-XI вв.):
    Возрождение античных традиций
    Мозаики Софии Константинопольской
  • Поздний период (XII-XV вв.):

2. Раннее Средневековье (V-X века)

  • V-VIII вв. – "Тёмные века", варварское искусство
  • IX век – Каролингское возрождение (800-е гг.)
  • X век – Оттоновское возрождение (950-1000)

3. Романский стиль (XI-XII века)

  • 1000-1150 – Расцвет в Западной Европе
  • Характерно: массивные храмы, фрески, книжные миниатюры

4. Готика (XIII-XV века)

  • 1150-1400 – Классическая готика (Франция)
  • 1400-1500 – Поздняя ("пламенеющая") готика
  • Характерно: стрельчатые арки, витражи, скульптурные порталы

Переходные даты:

  • 476 г. – Падение Рима (начало Средневековья)
  • 1453 г. – Падение Константинополя (условный конец эпохи)

География:

  • Западная Европа (романский и готический стили)
  • Византия (иконопись, мозаики)
  • Исламский мир (арабески, каллиграфия)

Византийское искусство (ок. 330–1453)

В 330 году н. э. император Константин Великий перенес столицу Римской империи из Рима в город Византий, переименовав его в Константинополь (в свою честь «город Константина») или «Новый Рим». (ныне Стамбул).

Этот город стал новой политической столицей империи и важным центром торговли между Европой и Азией.

Ранний период христианизации – распространение христианства как государственной религии (Эдикт Миланский, 313 г.).

Падение Константинополя в 1453 году привело к распространению византийского культурного наследия через православие в Болгарию, Сербию, Румынию и Россию, ставшую центром православного мира. Русская иконопись, заимствуя византийские традиции, развивала собственные черты, сохраняя консервативность в иконографии. Многие византийские художники бежали в Италию, где их техники (мозаика, золото) и знания повлияли на развитие искусства Возрождения, особенно перспективы.

  • Феофан Грек. Один из самых известных художников Византии. Создал множество икон и фресок, в том числе знаменитую «Трансфигурацию» на стене кафедрального собора в Казани.
  • Андрей Рублёв. Известен иконой «Троица», которая считается одним из самых значимых образов Византии.
  • Дионисий. Известен иконами для Волоколамского монастыря и Деисусом для Успенского собора в Москве.
  • Михаил Пселл. Автор первого в Византии мемуарного сочинения «Хронография», где описал современные ему события.
  • Киприец. Работы художника часто использовались для декорирования церквей и монастырей, а также для изготовления оригинальных предметов.

Архитекторы:

  • Анфимий и Исидор. Авторы храма св. Софии в Константинополе, построенного в 532–537 годах.
  • Исидор из Милета и Амфимий из Тралл. Зодчие собора св. Софии в Константинополе, работа над которым велась в 532–537 годах.
  • Исидор из Милета и Амфимий из Тралл. Зодчие собора св. Софии в Константинополе, работа над которым велась в 532–537 годах.
Донская икона Божией Матери. Дата появления 1382—1395 гг. Местонахождение Государственная Третьяковская галерея, Москва Автором считают Феофана Грека либо одного из мастеров его круга.
Донская икона Божией Матери. Дата появления 1382—1395 гг. Местонахождение Государственная Третьяковская галерея, Москва Автором считают Феофана Грека либо одного из мастеров его круга.
Андрей Рублёв воспринял византийские традиции XIV века, особенно через влияние Феофана Грека, но придал им национальный характер. Его образы отличаются большей просветлённостью, кротостью и смирением, отказываясь от аристократизма и интеллектуализма византийского искусства. Рублёв создал оригинальную русскую школу иконописи, став символом Святой Руси. Был канонизирован. «Троица». Самая известная работа иконописца, к созданию которой он приступил в 1411 году (по другим сведениям, в 1427-м). На иконе изображены три ангела, символизирующие Святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа.
Андрей Рублёв воспринял византийские традиции XIV века, особенно через влияние Феофана Грека, но придал им национальный характер. Его образы отличаются большей просветлённостью, кротостью и смирением, отказываясь от аристократизма и интеллектуализма византийского искусства. Рублёв создал оригинальную русскую школу иконописи, став символом Святой Руси. Был канонизирован. «Троица». Самая известная работа иконописца, к созданию которой он приступил в 1411 году (по другим сведениям, в 1427-м). На иконе изображены три ангела, символизирующие Святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа.
Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви. г. Дата появления 1382—1395 гг. Местонахождение Государственная Третьяковская галерея, Москва
Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви. г. Дата появления 1382—1395 гг. Местонахождение Государственная Третьяковская галерея, Москва
Одна из самых известных сохранившихся византийских мозаик в соборе Святой Софии в Константинополе — изображение Христа Вседержителя на стенах верхней южной галереи, по бокам от Христа — Дева Мария и Иоанн Креститель; ок. 1261 г.; 4,08 х 4,2 м
Одна из самых известных сохранившихся византийских мозаик в соборе Святой Софии в Константинополе — изображение Христа Вседержителя на стенах верхней южной галереи, по бокам от Христа — Дева Мария и Иоанн Креститель; ок. 1261 г.; 4,08 х 4,2 м
Один из основных памятников культуры Византии — Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополь). После того как Византия была завоевана арабами в 1453 году, храм был перестроен в мечеть Айя-София. Сирана/ город Турция / Стамбул Конфессия ислам, в прошлом православие и католицизм Тип здания собор, впоследствии — мечеть Архитектор Исидор Милетский, Анфимий Тралльский, Трдат Основатель Константин I Великий Дата основания 324 год Строительство 532—537 годы Основные даты 324 год — Базилика Константина 415 год — Базилика Феодосия 537 год — Юстинианова базилика (современное здание) 989 год — разрушение купола 994 год — восстановление купола 1453 год — преобразование в мечеть 1935 год — музей 2020 год — возвращён статус мечети
Один из основных памятников культуры Византии — Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополь). После того как Византия была завоевана арабами в 1453 году, храм был перестроен в мечеть Айя-София. Сирана/ город Турция / Стамбул Конфессия ислам, в прошлом православие и католицизм Тип здания собор, впоследствии — мечеть Архитектор Исидор Милетский, Анфимий Тралльский, Трдат Основатель Константин I Великий Дата основания 324 год Строительство 532—537 годы Основные даты 324 год — Базилика Константина 415 год — Базилика Феодосия 537 год — Юстинианова базилика (современное здание) 989 год — разрушение купола 994 год — восстановление купола 1453 год — преобразование в мечеть 1935 год — музей 2020 год — возвращён статус мечети
Шкатулка из слоновой кости македонской эпохи. С изображениями Купидонов (X век), Художественный музей Уолтерса
Шкатулка из слоновой кости македонской эпохи. С изображениями Купидонов (X век), Художественный музей Уолтерса
Рельефная икона из слоновой кости из Константинополя, X век (Музей Боде, Берлин).
Рельефная икона из слоновой кости из Константинополя, X век (Музей Боде, Берлин).
Пара серег, ок. 600 г.
Пара серег, ок. 600 г.
Название: Золотой крест-подвеска Дата: 500–700 Культура: Византийская Средний: Золото Размеры: Общие: 9 x 6,8 x 1,2 см
Название: Золотой крест-подвеска Дата: 500–700 Культура: Византийская Средний: Золото Размеры: Общие: 9 x 6,8 x 1,2 см
Название: Пектораль с монетами и псевдомедальоном Дата: около 539–550 гг. Культура: Византийская Средний: Золото, чернь Размеры: Общие: 23,9 x 21,9 x 1,6 см Кольцо: 50 x 1 см Медальон: 7 x 17 x 1 см Вес: 338 г
Название: Пектораль с монетами и псевдомедальоном Дата: около 539–550 гг. Культура: Византийская Средний: Золото, чернь Размеры: Общие: 23,9 x 21,9 x 1,6 см Кольцо: 50 x 1 см Медальон: 7 x 17 x 1 см Вес: 338 г
Мраморный портретный бюст женщины со свитком Дата конец 4-го – начало 5-го века Культура византийский Пентелийский мрамор Общие размеры: 53 x 27,5 x 22,2 см Основание: 4,8 x 31,8 x 17,1 см
Мраморный портретный бюст женщины со свитком Дата конец 4-го – начало 5-го века Культура византийский Пентелийский мрамор Общие размеры: 53 x 27,5 x 22,2 см Основание: 4,8 x 31,8 x 17,1 см

Особенности искусства Византии:

  1. Христианские мотивы – символика креста, сцен из Библии, изображения Христа, Богоматери и святых.
  2. Монументальность – строительство базилик, храмов (Св. София).
  3. Использование мозаики и фресок – богатое убранство с золотом, яркими красками.
  4. Комбинация античности и христианства – сохранение греко-римских традиций в архитектуре и скульптуре, но с новым религиозным содержанием.

Причины изменений стиля: Переход от языческой культуры (античности) к христианству.
Запрет на идолопоклонство: изображения должны были быть символическими, а не «земными».
Влияние восточной культуры (Персии, Сирии), где преобладало абстрактное искусство.

Таким образом, византийское искусство стало религиозным, символическим и духовным, в отличие от светского, реалистичного искусства античности.

Романский стиль (9–12 вв.)

После падения Рима Европа переживала культурный упадок, и монастыри стали главными центрами искусства. Романский стиль — первый общеевропейский, охватывающий территорию от Скандинавии до Средиземноморья. Название означает «в римской манере» — с опорой на античное и византийское наследие, переплетённое с христианской символикой и местными традициями.

Развитие паломничеств (Сантьяго-де-Компостела) и крестовые походы усилили масштабное храмовое строительство, распространили восточные мотивы и новые технологии. Возникли региональные варианты (например, тосканский и северный).

Архитектура: массивные храмы с толстыми стенами, полукруглыми арками, сводами, скульптурными порталами.

Живопись: плоские, условные композиции без перспективы, иерархия размеров, яркие цвета под влиянием византийской традиции.

Книжное искусство: миниатюры, драгоценные обложки, декоративные инициалы.

Художники:

  • Мастер Тауля — апсида церкви Святого Климента Таульского (Каталония)
  • Берлингьеро Берлингьери — «Мадонна и Младенец», Лукка, Тоскана
  • Мастер Педре — фрески в Сан-Кирце-Педре (Каталония)
Геро-крест или Геро-распятие (немецкий: Gero-Kreuz), датируемый примерно 965-970 годами, является старейшей большой скульптурой распятого Христа к северу от Альп и всегда выставлялся в Кельнском соборе в Германии.
Геро-крест или Геро-распятие (немецкий: Gero-Kreuz), датируемый примерно 965-970 годами, является старейшей большой скульптурой распятого Христа к северу от Альп и всегда выставлялся в Кельнском соборе в Германии.
Название: Богоматерь с младенцем во всем величии и поклонение волхвов Художник: Приписывается Мастеру Педрету (Испания, Каталония, XII век) Дата: около 1100 г. География: Сделано в Лериде, Каталония, Испания. Культура: каталонская Техника: Фреска, перенесенная на холст В настоящее время в Музее Клойстерс, Нью-Йорк
Название: Богоматерь с младенцем во всем величии и поклонение волхвов Художник: Приписывается Мастеру Педрету (Испания, Каталония, XII век) Дата: около 1100 г. География: Сделано в Лериде, Каталония, Испания. Культура: каталонская Техника: Фреска, перенесенная на холст В настоящее время в Музее Клойстерс, Нью-Йорк
Тимпан «Страшный суд» в соборе Отёна, около 1130 года, автор Гислеберт
Тимпан «Страшный суд» в соборе Отёна, около 1130 года, автор Гислеберт
Название: Иллюстрированная рукопись с инициалом V из Библии Дата: около 1175–1195 гг. География: Сделано в Бургундии, Франция. Культура: французская Материал: Темпера на пергаменте
Название: Иллюстрированная рукопись с инициалом V из Библии Дата: около 1175–1195 гг. География: Сделано в Бургундии, Франция. Культура: французская Материал: Темпера на пергаменте
Гобеле́н из Байё, также ковёр из Байё. Созданный в конце XI века, изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе. Выполнен в технике лоскутной аппликации по льняному полотну 70,3 × 0,5 м : «шов Байё» В 2007 году ЮНЕСКО включила гобелен из Байё в реестр «Память мира».
Гобеле́н из Байё, также ковёр из Байё. Созданный в конце XI века, изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе. Выполнен в технике лоскутной аппликации по льняному полотну 70,3 × 0,5 м : «шов Байё» В 2007 году ЮНЕСКО включила гобелен из Байё в реестр «Память мира».
Апсида Святого Климента де Таулля (каталонский: Absis de Sant Climent de Taüll). Романская фреска в Национальном художественном музее Каталонии, Барселона. Фреска является одним из шедевров европейского романского стиля, от которого неизвестный мастер из Тауля получил свое имя. Она была написана в начале 12 века в церкви Святого Климента де Тауля в Валь-де-Бой, Альта-Рибагорса, Каталонские Пиренеи. Фреска покрывала апсиду церкви. В 1919-1923 годах ее перевезли вместе с другими частями фрескового убранства в Барселону в попытке сохранить фрески в стабильном, безопасном музейном помещении.
Апсида Святого Климента де Таулля (каталонский: Absis de Sant Climent de Taüll). Романская фреска в Национальном художественном музее Каталонии, Барселона. Фреска является одним из шедевров европейского романского стиля, от которого неизвестный мастер из Тауля получил свое имя. Она была написана в начале 12 века в церкви Святого Климента де Тауля в Валь-де-Бой, Альта-Рибагорса, Каталонские Пиренеи. Фреска покрывала апсиду церкви. В 1919-1923 годах ее перевезли вместе с другими частями фрескового убранства в Барселону в попытке сохранить фрески в стабильном, безопасном музейном помещении.
«Рака трёх волхвов», или «Рака трёх Святых королей» (нем. Dreikönigsschrein) — самый большой реликварий Западной Европы. Изготовлен в 1181–1220 годах для хранения в Кёльнском соборе мощей Трёх царей, которые, по преданию, первыми пришли с дарами поклониться младенцу Христу.
«Рака трёх волхвов», или «Рака трёх Святых королей» (нем. Dreikönigsschrein) — самый большой реликварий Западной Европы. Изготовлен в 1181–1220 годах для хранения в Кёльнском соборе мощей Трёх царей, которые, по преданию, первыми пришли с дарами поклониться младенцу Христу.
Триптих Ставело, Мосан, Бельгия, ок. 1156–1158 гг. 48×66 см с раскрытыми крыльями, Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк. Внешние крылья защищают (при закрытых створках) среднюю часть, в которой находятся два триптиха поменьше, в каждом из которых хранятся частички Истинного Креста.
Триптих Ставело, Мосан, Бельгия, ок. 1156–1158 гг. 48×66 см с раскрытыми крыльями, Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк. Внешние крылья защищают (при закрытых створках) среднюю часть, в которой находятся два триптиха поменьше, в каждом из которых хранятся частички Истинного Креста.
«Суд Соломона» — один из стеклянных витражей, которые украшают Страсбургский кафедральный собор в Страсбурге (Франция). конец XII в.
«Суд Соломона» — один из стеклянных витражей, которые украшают Страсбургский кафедральный собор в Страсбурге (Франция). конец XII в.

Большинство произведений искусства, созданных в романскую эпоху, вращались вокруг церковных украшений. В данных произведениях искусства преобладали яркие цвета, на них сильно повлияло византийское искусство, в том числе и золотые украшения того периода. Полное отсутствие реализма также является доминирующим фактором романского искусства. Важные и ключевые фигуры всегда рисовались крупнее, чем все остальные, а фоновые пейзажи были не более чем абстрактными декорациями.

Виды искусства: фрески, витражи, эмаль, скульптура, иллюминированные рукописи, вышивка.

Характерные черты

  • в архитектуре: Массивные храмы с толстыми стенами, полукруглые арки и своды, скульптурные порталы.
  • в живописи: Плоские двумерные изображения, символичные иерархичные композиции, искажённые пропорции тел, ярусное построение вместо перспективы. Строгий стиль, выражающий христианское мировоззрение через условные формы.

Готика (12–15 вв.)

ит. gotico - буквально варварский. Готский, связанный с германским племенем готов. является мостом между эпохами предренессанса и эпохи Возрождения.

Основные характеристики

Готика зародилась во Франции в XII веке и распространилась по всей Европе. Это искусство выражало духовное стремление, мистицизм и религиозную преданность. Развивалась на основе романского искусства, но с акцентом на вертикальность, свет и одухотворённость. Главным заказчиком выступала католическая церковь. Готическое искусство (XII–XVI вв.) охватывало все виды изобразительного искусства — от архитектуры и скульптуры до витражей, фресок, книжной миниатюры и ювелирных украшений.

Изначально религиозное и культовое, оно отражало христианские идеи и стремление к вечному. Однако в эту эпоху также расцвела рыцарская и светская куртуазная культура — поэзия, музыка, искусство костюма и оформление интерьеров.

Ключевые особенности

  • Религиозная тематика — сцены из Библии, жизни святых и Христа
  • Эмоциональность — выразительные лица и жесты
  • Детализация — витражи, резьба, миниатюры с высокой проработкой
  • Свет — стрельчатые арки, окна-розы, витражи создавали «небесное сияние»
  • Архитектура — вертикальность, аркбутаны, ребристые своды

Значимые мастера и произведения

  • Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — шедевр французской готики
  • Шартрский собор — витражи и порталы с глубоким символизмом
  • Джованни да Римини, Симоне Мартини, Жан Пюсель — художники и миниатюристы
  • Книга Часов герцога Беррийского (братья Лимбург) — вершина готической книжной живописи
  • Аббат Сугерий — инициатор готической архитектуры (базилика Сен-Дени)
  • Джотто ди Бондоне — фрески капеллы Скровеньи, переход к Ренессансу
  • Клаус Слютер — «Колодец Моисея», драматичная скульптура
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) — католический готический храм в центре Парижа, один из главных шедевров готической архитектуры в мире. Архитекторы Шелль, Жан де, Монтрёй, Пьер де, Пьер де Шель, Жан Рави и Раймон дю Тампль Строительство 1163—1345 годы Реликвии и святыни Терновый венец Иисуса Христа
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) — католический готический храм в центре Парижа, один из главных шедевров готической архитектуры в мире. Архитекторы Шелль, Жан де, Монтрёй, Пьер де, Пьер де Шель, Жан Рави и Раймон дю Тампль Строительство 1163—1345 годы Реликвии и святыни Терновый венец Иисуса Христа
Шартрский готический собор - Христианский собор (католицизм) Франция, Город Шартр Архитектор Мастер Шартра Строительство 1194—1260 годы Высота 113 м
Шартрский готический собор - Христианский собор (католицизм) Франция, Город Шартр Архитектор Мастер Шартра Строительство 1194—1260 годы Высота 113 м
Богоматерь с младенцем и двумя ангелами Художник Джованни Франческо да Римини 1461 г., яичная темпера на дереве Размеры 64,8 × 47 см
Богоматерь с младенцем и двумя ангелами Художник Джованни Франческо да Римини 1461 г., яичная темпера на дереве Размеры 64,8 × 47 см
Симоне Мартини. Маэста. 1315 г. Палаццо Пубблико. Сиена
Симоне Мартини. Маэста. 1315 г. Палаццо Пубблико. Сиена
Жан Пюсель и мастерская. Лист 70v из манускрипта «Чудеса Нотр Дам», 1330-35, Бельвильский бревиарий. лист 24. Вверху: Саул и Давид. Внизу: Каин убивает Авеля; Евхаристия; Милосердие. Национальная библиотека, Париж
Жан Пюсель и мастерская. Лист 70v из манускрипта «Чудеса Нотр Дам», 1330-35, Бельвильский бревиарий. лист 24. Вверху: Саул и Давид. Внизу: Каин убивает Авеля; Евхаристия; Милосердие. Национальная библиотека, Париж
Братья Лимбург Прекрасный часослов герцога Беррийского. н. XV в. Пергамент, тушь, темпера, золото. 23,8 × 17,0 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Братья Лимбург Прекрасный часослов герцога Беррийского. н. XV в. Пергамент, тушь, темпера, золото. 23,8 × 17,0 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Базилика Сен-Дени - колыбель готики Аббат Сугерий Отцом готики считается аббат Сугерий (ок.1081-1151 гг.) – один из видных государственных деятелей Франции XII в. Франция Город Сен-Дени
Базилика Сен-Дени - колыбель готики Аббат Сугерий Отцом готики считается аббат Сугерий (ок.1081-1151 гг.) – один из видных государственных деятелей Франции XII в. Франция Город Сен-Дени
Клаус Слютер Колодец Моисея. ок. 1395-1406 фр. Puits de Moïse камень, рельеф Дижон, Франция
Клаус Слютер Колодец Моисея. ок. 1395-1406 фр. Puits de Moïse камень, рельеф Дижон, Франция
Художник Giotto di Bondone Джотто ди Бондоне Год выпуска ок. 1304-1306 фреска Размеры 200 на 185 сантиметров Часовня Скровеньи, Падуя, Италия
Художник Giotto di Bondone Джотто ди Бондоне Год выпуска ок. 1304-1306 фреска Размеры 200 на 185 сантиметров Часовня Скровеньи, Падуя, Италия

Полный список направлений в искусстве по эпохам

Дальше будет Новое время

Ранее было Искусство средних веков →