Раз уж мой канал называется "Соборность", следует подробнее раскрыть значение этого слова. А заодно и рассказать, что лично я в него вкладываю.
Сначала обратимся к словарям.
СОБОРНОСТЬ, и, ж. (высок.). Духовная общность многих совместно живущих людей.
Большой энциклопедический словарь:
СОБОРНОСТЬ (кафоличность) (греч. Katholikos — всеобщий) — один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной ("единая, святая, соборная и апостольская церковь" — Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум "церковного народа" в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви) — А. С. Хомяков истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в "свободное и органическое единство" (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.
Новая философская энциклопедия:
СОБОРНОСТЬ – понятие русской философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Термин не имеет аналогов в др. языках. Словом «соборная» первоучители славянства Кирилл и Мефодий при изложении 9-го члена Символа веры перевели термин «кафолическая» (Церковь).
Концепция соборности многосторонне развита в русской религиозно-философской мысли (А. С. Хомяков, Вл. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.). Пафос соборности – основное и наиболее общее самоощущение в славянофильстве. У К. С. Аксакова выражением соборности служит «хоровое начало», где личность не подавлена, но только лишена эгоизма. В славянофильской гносеологии (а затем у Федорова) соборность есть критерий познания, в противоположность картезианскому cogito: не «я мыслю», но «мы мыслим», т.е. в общении, через взаимную любовь в Боге доказывается мое бытие. Для Хомякова дух церковной соборности есть одновременно и дух свободы, единство Церкви понимается им как согласие личных свобод. Соборность Православной Церкви противополагается им и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму. Вл. Соловьев подытожил воспринятое им представление славянофилов в формуле: католицизм есть единство без свободы; протестантизм – свобода без единства; православие – единство в свободе и свобода в единстве.
Булгаков воспринял идею соборности из православного учения о Св. Троице, которая есть «предвечная соборность»: Бог един и в то же время существует в трех ипостасях, каждая из которых обладает индивидуальными качествами. Умопостигаемая небесная Церковь воплощает в себе соборную сущность Троицы. «И в живом многоединстве человеческого рода уже заложено церковное многоединство по образу Св. Троицы» («Православие. Очерки учения Православной Церкви», Париж, [1985], с. 39). Обстоятельства места и времени, национальные особенности народов могут извращать соборные начала, но могут и способствовать их развитию, – последнее философ связывает с именем Сергия Радонежского, узревшего духовным зрением Св. Троицу. Напротив, многие интеллигентские теории и практика коллективизма, имеющие высший идеал не в любви, а в «солидарности», представляют собою лжесоборность.
Бердяев видит в соборности саму идею Церкви и церковного спасения: «Есть круговая соборная ответственность всех людей за всех, каждого за весь мир, все люди – братья по несчастью, все люди участвовали в первородном грехе, и каждый может спастись лишь вместе с миром» («Философия свободы. Смысл творчества». М., 1989, с. 190). Бердяев указывает на непереводимость понятия соборности на другие языки и для западного его усвоения вводит термин «коммюнотарность» (от франц. commune – община, коммуна). Соборность он признает существенно русской идеей и близость к ней находит лишь у немногих мыслителей Запада. В русском коммунизме, по Бердяеву, восторжествовал вместо духовной соборности безликий коллективизм, который был деформацией русской идеи. Г. В. Флоровский в утопическом и не утопическом социализме в России усматривает «подсознательную и заблудившуюся жажду соборности» («Философы русского послеоктябрьского зарубежья». М., 1990, с. 339).
В. В. Лазарев
Викисловарь даёт ещё одно дополнительное значение:
СОБОРНОСТЬ – книжн. принцип совместного обсуждения и решения важнейших общенациональных вопросов на соборе — собрании народных представителей.
Полагаю, достаточно. А теперь моё собственное определение:
СОБОРНОСТЬ - духовная общность русских людей в свободном и органическом единстве, основанном на братстве и любви.
"Духовная общность" означает объединение на основе умственной деятельности, например, при поиске решений общенациональных вопросов на соборе или в обычном общении. А поскольку понятие "соборность" является характерным только для русской цивилизации, то органично объединиться в "соборе" могут только русские по национальности люди. "Национальность" же в данном случае означает принадлежность к русской нации, а не к одному из русских этносов. Взаимоотношения людей, основанные на принципах "братства и любви" - это общепринятый способ относительно комфортного и бесконфликтного сосуществования людей как в материальном мире, так и в информационном пространстве. Разумеется, некоторые люди по своей природе склонны к конфликтам, потому у них есть свободный выбор, оставаться ли в "соборности", либо пребывать вне её.
Кто-то мог обратить внимание, что в моём определении нет упоминания православной религии. По моему убеждению, в этом нет никакой необходимости, поскольку религиозность человека, как и его приверженность какой-либо вере, не является обязательными условиями для появления в нём чувства сопричастности духовной общности, основанной на принципах братства и любви. Эмоции духовной сопричастности какой-то общности людей могут испытывать и православные христиане, и язычники, и агностики, и атеисты.