У нас в гостях - доктор психологических наук, гл. науч. сотр. и профессор кафедры религиозной психологии НГИСУ, вед. науч. сотр. ИП РАН, почётный член Академии гуманитарных и общественных наук, зам. председателя Психологической ассоциации АГиОН, Андрей Андреевич Гостев
Человек должен осознавать, для чего он работает с образной сферой человека (далее – ОСЧ). Хочет ли человек понять некую проблему, уяснить цели, получить подсказку для понимания других, что-то исправить в взаимоотношениях с кем-то? Учёт отрицательного метафизического фактора (персонифицированного зла в духовном мире, далее – ОМФ) при этом актуален в связи с тенденцией людей реализовывать цели, мешающие преображению «ветхого человека», а также с иллюзорной уверенностью людей в наличии ответов на вопросы, ибо она, проецируясь в образы, способна получить ложное подтверждение. Есть вопросы в связи с ролью ОСЧ в регулировании душевных состояний. Защита от ОМФ-воздействий обеспечивается установкой, что через образы придёт только полезная информация, а также состоянием «внутренней тишины» с концентрацией на задаче при остановке внутренних «многосторонних переговоров». Подчеркнём духовно-психологические опасности трансовых состояний. Только то, что придёт через спокойное умиротворенное бодрствующее сознание, приемлемо для минимизации опасностей ОМФ подключений. Работа с образом не должна выходить за рамки внутренней комфортности. Приёмы, вводящие в измененные состояния сознания, опасные открытостью для ОМФ, использовать нельзя. Использование словесных формул самовнушения приводит к самогипнозу, работающему на такие воздействия, а также усиливает психоманипулирование со стороны психолога.
Необходима также: а) готовность не паниковать при столкновении с пугающими образами, и б) различать характер сопротивлений образам (вспомним «оберегающий» и «блокирующий» тип психологических защит).
Главное преимущество работы с ОСЧ – включённость интуиции – породило методическое требование позволить образным событиям состояться. Человек отслеживает поток образов (например, по некой теме) без ожиданий. Инсайт может прийти через любой, но, как правило, неожиданный образ, символический (информативно само переживание образа). Специалисты советуют обращаться к «высшему я», к «внутренним персонажам-защитникам», за помощью в анализе образного потока, в осмыслении образных событий, в использовании образов во благо, и за защитой от бесполезно-иллюзорного, и тем более деструктивного образного опыта. Даже просто внутреннее отрицание от деструктивного влияния образов способно служить защитой. Сформулирован принцип «пусть образы приходят и уходят», предполагающий, что образов не нужно бояться, что они не должны ускользать, не передав «послания», но нельзя попадаться в ловушку видений (чем больше отождествление с образами, тем большим влиянием они обладают). Поэтому образы принимают к сведению и провожают (или прогоняют). «Смакование» видений разрушительно, особенно если речь идет об образах гневливо-агрессивно-враждебного, сексуально-похотливого и иного негативного с нравственной точки зрения содержания. В оценке образов речь не идет о моральной позиции психолога. Работа с образами названного содержания не исключается в работе со специалистом. Однако учёт нравственного аспекта ОМФ не снимается.
Произвольное формирование образов задается имаго-упражнениями. Образ должен быть максимально чётким, ясным, детализированным. Необходимо пребывать в его содержании, не «залипая» и прочувствуя опыт. Фокусирование на любой детали образа может вызвать его изменение, высветить иные стороны, трансформировать содержание (например, животное превращается в соседа и т.п.), изменить эмоциональное состояние – и это может быть как полезной подсказкой, так и сюрпризом, требующим осмысления с нравственно-психологических позиций.
В то же время, образы в связи с действием защитных механизмов могут сопротивляться изменению. И это предполагает особую отвественность имагопрактики. Один из главных моментов этой ответственности связан с тем, что взламывание защитных механизмов недопустимо. Другой момент ответственности выводит нас к проблеме интерпретации образного опыта (ФГП). Рефлексия опыта и его интерпретация являются центральными моментами в работе с ОСЧ. Напомним, что, согласно ФГП, люди могут как-то оценивать свой образный опыт. Не надо бояться неправильной самоинтерпретации, но важно учитывать все, что нам уже известно из святоотеческой позиции в отношении образов. Понимание образов на интуитивном уровне способны дать «субъекты внутреннего мира», находящиеся под ОМФ влиянием (в виде чувства смущения, сомнения и т.п.). Практика работы с ОСЧ даёт также возможность перепроверять образные инсайты в плане подстраховки – интерпретация может углубиться или уйти.
Пониманию образа помогают: использование словесных ассоциаций и собирание их вокруг центрального образа/символа, диалог с образом (его компонентами), как с «внутренними персонажами», отождествление с образом и анализ переживаний, построение предположений (о значении образа в целом, о цели, которой образ служат, о наличии личностно значимых деталей и т.п.), выделение основной темы, определение своей роли в содержании образа. Напомним о подходах, отстраняющихся от интерпретации образов на основе фиксированных значений символов, что позволяет человеку проецировать рациональные объяснения в толковании символики образов.
ФГП подчеркивает значимость эмоционального критерия в понимании образов. Обычно считается, что правильную интерпретацию образов сопровождает легкое чувство. Тяжёлое чувство же говорит о «непопадании в цель». В то же время, исходя из роли психологических защит, можно сказать и обратное: чем труднее интерпретация, тем более важная информация спрятана в образе («чувство легкости» – знак возможного пребывания в иллюзорности). И тогда «тяжелое чувство» становится позитивным знаком следования в более правильном направлении самопознания (затронута некая значимая информация). При этом будем помнить и о положительном значении защитных механизмов осознания образного опыта. Поскольку тяжёлые чувства могут быть сопротивлением как осознанию чего-то полезного, так и вхождению в информацию, деструктивную для человека, критерий «лёгкости и приятности образа» не является однозначным, и оставляется на профессиональную интуицию психолога. Для прояснения двойственности эмоционального критерия полезно обращать внимание на чувство «близости» образа, реакции на детали. Существующий совет – попросить «высшее Я», чтобы понимание образа пришло в сновидении, - надо принимать с осторожностью вследствие закономерностей прельщения.
Собеседник, составитель и редактор текста - проф. Н.В. Лагутов