На первый взгляд может показаться, что создатель сериала Чарли Брукер ненавидит современный цифровой мир. Однако сам он не раз подчеркивал, что далек от образа отшельника, пишущего сценарии на бересте и ворчащего на технологии. Более того, в прошлом он даже работал обозревателем видеоигр.
С момента выхода первого сезона «Чёрного зеркала» в 2011 году мир сильно изменился. Технологии, которые раньше казались пугающими, теперь стали частью повседневности. Искусственный интеллект пишет музыку и создает картины, а потому страх перед компьютерами уже бессмыслен — остаётся только учиться с ними жить.
Спустя шесть сезонов этот посыл звучит особенно ясно. В новых эпизодах Брукер умело переплетает отсылки к прошлым сериям, укрепляя связь между разными частями своей вселенной. Мы проанализировали седьмой сезон и составили рейтинг эпизодов — среди них нет провальных, но одни оставляют более сильное впечатление, чем другие.
Основная информация:
- Жанр: фантастическая сатира
- Создатель: Чарли Брукер
- В ролях: Рашида Джонс, Крис О’Дауд, Сиена Келли, Рози Макьюэн, Исса Рэй, Аквафина, Питер Капальди, Уилл Поултер, Пол Джаматти, Джесси Племонс и др.
- Премьера: 10 апреля 2025 года на Netflix
- Похожие проекты: «Она» (2013), «Сумеречная зона» (1959), «Апгрейд» (2018), «Любовь. Смерть. Роботы» (2019), «Матрица» (1999)
№6
Первый эпизод сезона под названием "Обычные люди" (Common People) рассказывает историю мужчины, чьей жене диагностировали неоперабельную опухоль мозга. Казалось бы, ситуация безвыходная, но появляется спасительное решение - экспериментальный мозговой имплант, способный заменить поврежденный участок. Однако технология будущего оказывается обременена знакомой современной проблемой - для ее работы требуется ежемесячная платная подписка.
Этот эпизод можно назвать самым прямолинейным из всего сезона. Критика капиталистической системы и корпоративной жадности подана здесь без привычной для "Черного зеркала" тонкости, а сюжетные повороты становятся предсказуемыми уже в первые минуты просмотра.
Идея для сценария возникла у Брукера после личного опыта с умным устройством Amazon Alexa. Первоначальный восторг от покупки сменился раздражением, когда гаджет начал демонстрировать неубираемую рекламу. Это навело создателя на мысль - что если довести ситуацию до абсурда и сделать платной саму жизнь? Попутно эпизод затрагивает тему стримерской культуры и нездорового интереса зрителей к чужому горю.
Несмотря на убедительную актерскую игру и важную тему принятия потери (перекликающуюся с классическим эпизодом "Я скоро вернусь"), общее впечатление остается неоднозначным. Скорее, это напоминает эмоциональный выплеск, чем глубокую сатиру, к которой привыкли зрители "Черного зеркала".
№5
Во втором эпизоде сезона под названием «Предмет моей ненависти» (Bête Noire) мы знакомимся с Марией, сотрудницей кондитерской компании. Её размеренная жизнь рушится, когда в коллектив устраивается её бывшая одноклассница Верити. В прошлом Мария была душой компании, а Верити — странной и неприметной девушкой. Однако теперь роли меняются: с появлением новенькой сотрудницы в жизни героини начинают происходить тревожные перемены.
Эпизод мог бы стать частью антологии «Красное зеркало» — спин-оффа о сверхъестественном, представленного в шестом сезоне. Технологии здесь если и присутствуют, то больше напоминают колдовство, чем научные достижения.
Французское выражение Bête Noire («чёрный зверь») обычно означает нечто раздражающее или навязчивое. Сюжет вращается вокруг эффекта Манделы и газлайтинга, мастерски передавая ощущение потери опоры в реальности. Главная героиня всё чаще сталкивается с ситуациями, когда её воспоминания расходятся с воспоминаниями окружающих, заставляя её сомневаться в собственном рассудке. Для усиления эффекта Netflix выпустили две слегка отличающиеся версии эпизода — небольшие расхождения в деталях должны были заставить зрителей почувствовать ту же неуверенность, что и персонаж.
К сожалению, напряжённая атмосфера постепенного сползания в безумие к финалу сменяется хаотичным абсурдом, отсылающим к «Всё, везде и сразу», но без должного эффекта. Тем не менее, Рози Макьюэн в роли Верити безупречна — её персонаж одновременно жуткий и завораживающий.
№4
Третий эпизод сезона под названием "Отель 'Мечта'" (Hotel Reverie) раскрывает тему упадка кинематографа. В мире, где классическое черно-белое кино золотой эпохи Голливуда никого не интересует, а зрители предпочитают блокбастеры с участием Райана Рейнольдса или Райана Гослинга, появляется радикальный способ вернуть внимание к старым фильмам. С помощью передовых технологий решают заменить одного из главных актеров в классической ленте современной звездой.
Интересно, что на роль белого врача-мужчины соглашается только чернокожая актриса (Исса Рэй), обладающая огромной популярностью. Ее не просто цифровым способом встраивают в кадр - актриса полностью погружается в симулированную реальность фильма "Отель 'Мечта'", напоминающего "Касабланку". Однако, как и положено в "Черном зеркале", этот эксперимент не проходит гладко.
Несмотря на оригинальную задумку, эпизод получился неоднозначным. Он вызывает ассоциации с одним из лучших эпизодов сериала - "Сан-Джуниперо" (3 сезон, 4 эпизод), но значительно уступает ему в эмоциональной глубине. Если "Сан-Джуниперо" трогал до слез своей искренностью, то здесь персонажи выглядят менее убедительными.
Проблема может быть как в сценарии, так и в актерской игре. Исса Рэй, кажется, не совсем понимает свою роль, что разрушает нуарную атмосферу. Аквафина играет в своем привычном амплуа. На этом фоне приятным исключением становится Эмма Коррин, идеально вписавшаяся в образ звезды старого Голливуда.
№3
Четвертый эпизод сезона под названием "Игрушка" (Plaything) знакомит нас с необычным персонажем в исполнении Питера Капальди. Этот странный, отрешенный от реальности мужчина с неопрятной внешностью задерживается за мелкое хулиганство в магазине, но вскоре оказывается подозреваемым в более серьезном преступлении. Его образ словно сошел со страниц киберпанк-романов Уильяма Гибсона.
Герой рассказывает невероятную историю о мобильной игре Thronglets - своеобразном цифровом питомце, но с бесконечным количеством подопечных. Этот эпизод вызывает ассоциации с интерактивным выпуском "Брандашмыг", хотя и не является его прямым продолжением. Связующим звеном выступает персонаж Колина Ритмана (Уилл Поултер) - игрового дизайнера, знакомого зрителям по предыдущим сезонам.
Создатель сериала Чарли Брукер признался, что изначально не планировал связывать эти две истории. Идея использовать уже знакомого персонажа пришла спонтанно во время работы над сценарием. Визуально эпизод выполнен в узнаваемом стиле - он одновременно безумный, остроумный и стильный. Игра Питера Капальди заслуживает высших похвал, а открытый финал лишь добавляет истории загадочности.
На поверхностный взгляд может показаться, что это очередное "стариковское" осуждение современных технологий. Однако учитывая, что сам Брукер начинал как игровой журналист, становится ясно - посыл эпизода гораздо глубже. Любопытно, что мобильное приложение Thronglets действительно существует и доступно для скачивания в Google Play и App Store, правда, не во всех странах, включая Россию.
№2
Второй эпизод сезона под названием "USS Каллистер: В бесконечность" (USS Callister: Into Infinity) является долгожданным продолжением одной из самых популярных серий четвертого сезона. Оригинальный эпизод "USS Каллистер" запомнился зрителям благодаря удачному сочетанию элементов "Звездного пути", запоминающихся персонажей и открытого финала, оставлявшего место для продолжения.
Сюжет вращается вокруг программиста Роберта Дейли (Джесси Племонс), который создал цифровые копии своих коллег в популярной ММО-игре "Бесконечность". Эти цифровые двойники обладают полноценным сознанием, но вынуждены подчиняться воле своего создателя. Новый эпизод развивает эту историю, а вместе они образуют полноценный научно-фантастический фильм с солидным хронометражем.
В продолжении поднимается актуальная тема монетизации в играх - существование в виртуальном мире требует постоянных затрат внутриигровой валюты. Для обычных игроков это просто развлечение, но для цифровых копий персонажей вопрос доната становится вопросом выживания.
Хотя новый эпизод не претендует на оригинальность первого, он успешно развивает сюжет, сохраняя баланс между напряжением и юмором. Это по-прежнему любовная пародия на классические научно-фантастические сериалы, с возможностью дальнейшего продолжения истории.
В рамках промо-кампании Netflix создал сайт, рекламирующий устройство виртуальной реальности NUBBIN, фигурирующее во многих эпизодах сезона. Однако стоит отметить, что это всего лишь маркетинговый ход - устройство не существует в реальности.
№1
Пятый эпизод сезона под названием "Панегирик" (Eulogy) рассказывает историю одинокого человека, узнающего о смерти женщины из своего прошлого. Родственники покойной просят его поделиться воспоминаниями о ней - в прямом смысле этого слова. С помощью знакомой зрителям "таблетки памяти" герой пытается восстановить в памяти образ умершей, перебирая старые фотографии и болезненно переосмысливая собственное прошлое.
Роль главного героя исполнил Пол Джаматти - один из самых выдающихся драматических актеров современности. Чарли Брукер специально писал сценарий с расчетом на его участие, что свидетельствует о возросших масштабах проекта, который изначально продвигал преимущественно британских актеров.
"Панегирик" - возможно, самый пронзительный и человечный эпизод сезона. В отличие от других выпусков, здесь нет сатиры или технологических ужасов - только искреннее исследование душевной боли обычного человека. Технологии служат лишь инструментом для раскрытия эмоциональной истории о потерянной любви и нереализованных возможностях.
Эпизод вызывает ассоциации с культовым "Сан-Джуниперо", но в отличие от некоторых других серий этого сезона, полностью оправдывает сравнение. Каждая сцена тщательно выверена, а игра Джаматти оставляет неизгладимое впечатление. Даже если зритель не заплачет, история наверняка останется с ним надолго.
Этот выпуск знаменует возвращение "Черного зеркала" к классической форме, но с важными изменениями. За годы существования сериала изменился не только мир, но и взгляд его создателя на технологии. Брукер больше не демонизирует цифровой прогресс, а подчеркивает изначальную идею: проблема не в технологиях как таковых, а в том, как их использует человек. Как каменное орудие могло служить и инструментом выживания, и оружием - так и современные технологии лишь отражают человеческую природу. И пока люди продолжают делать неверный выбор, у создателя сериала не иссякнет источник вдохновения.