Найти в Дзене
Наука и фантастика

Художник Алексей Акиндинов: космическое и бытовое сквозь призму орнамента

Алексей Петрович Акиндинов (р. 1977) - художник родом из Рязани, создатель особого стиля, которому он дал название "орнаментализм". Орнамент - явление очень древнее; он существует примерно столько же, сколько разумное человечество, придумавшее некогда способы украшать разные предметы повторяющимися фигурами - абстрактными или напоминающими что-то более конкретное. В ряде культур, где по религиозным причинам изображение людей и других живых существ запрещено, орнамент становится едва ли не единственным способом создать художественную реальность - красочную, изысканную, полную скрытых или явных символов. Чаще всего основа для таких орнаментов - растения, раковины, геометрические фигуры. Но даже там, где людей, в том числе святых, изображать можно и даже нужно, орнамент используется для обрамления основного персонажа или всей сцены. Собственно, здесь этот прием соответствует прямому значению слова: "орнамент" - от латинского "orno", "украшать". Но орнаментализм Акиндинова имеет друг
Оглавление

Алексей Петрович Акиндинов (р. 1977) - художник родом из Рязани, создатель особого стиля, которому он дал название "орнаментализм".

А. Акиндинов на фоне своей дипломной работы - "Звездочет". Автопортрет. Википедия
А. Акиндинов на фоне своей дипломной работы - "Звездочет". Автопортрет. Википедия
Звездочет. Дипломная работа А. Акиндинова. 1998
Звездочет. Дипломная работа А. Акиндинова. 1998

Орнаментализм

Орнамент - явление очень древнее; он существует примерно столько же, сколько разумное человечество, придумавшее некогда способы украшать разные предметы повторяющимися фигурами - абстрактными или напоминающими что-то более конкретное.

В ряде культур, где по религиозным причинам изображение людей и других живых существ запрещено, орнамент становится едва ли не единственным способом создать художественную реальность - красочную, изысканную, полную скрытых или явных символов. Чаще всего основа для таких орнаментов - растения, раковины, геометрические фигуры.

Но даже там, где людей, в том числе святых, изображать можно и даже нужно, орнамент используется для обрамления основного персонажа или всей сцены.

Собственно, здесь этот прием соответствует прямому значению слова: "орнамент" - от латинского "orno", "украшать".

С. И. Грибков. Душенька. Касимов, Художественный музей. Фото моё.
С. И. Грибков. Душенька. Касимов, Художественный музей. Фото моё.

Но орнаментализм Акиндинова имеет другие основания.

Как объяснял сам художник, «наш мир — это мир электромагнитных волн. Волна не что иное, как узор. Он пронизывает все пространства, являясь неизменной сущностью любого явления». Следовательно принцип орнамента объединяет и космос, и Землю, и человеческий быт. Это не украшение и не заполнение пустоты красивыми узорами, а выявление скрытой от обычного зрения стереоскопической природы материи.

Космос художника

Присутствие космоса в мировосприятии художника подчеркивается самим Алексеем Акиндиновым в его текстах, которых он публикует в сети довольно много (у него есть страница на портале Проза.ру):

Одной из центральных тем моего творчества является тема космоса, звёздности. Возникла она очень давно; — ещё обучаясь в школе, на новогодний карнавал мне мама сшила костюм звездочёта. В юношеский период, используя чертежи и рекомендации из научно-популярных журналов, я стал собирать свои первые телескопы. Ранним утром выходил на улицу с большой зрительной трубой, установленной на треноге и наблюдал ярчайшую планету на небосводе — Венеру. Через оптический прибор она смотрелась прекрасным золотым серпом. Дворовые кошки в этот момент окружали меня и сидели, любопытно наблюдая за происходящим. Наверное им тоже хотелось заглянуть в окуляр... Если бы я не был художником, то обязательно стал астрономом.

А. Акиндинов. Звездочет - Сид Баррет (основатель группы Пинк Флойд). 1997
А. Акиндинов. Звездочет - Сид Баррет (основатель группы Пинк Флойд). 1997

Тема звездочетов в творчестве художника представлена, насколько я поняла, тремя работами: дипломной (приведена в начале статьи), вот этой, про Сида Баррета, и еще одной.

Правда, она называется "Астролог. Современник", но композиция примерно та же, и вряд ли профессия героя сильно отличается от занятий астрономией. В подборке картин в Википедии художник назвал ее "Звездочетом".

А. Акиндинов. Астролог (Звездочет). Современник. 2001.
А. Акиндинов. Астролог (Звездочет). Современник. 2001.

В общем, детские мечты иногда реализуются неожиданным образом.

Гагарин

О самой известной картине Акиндинова - "Завтрак Гагарина" - я не давно писала в связи с забавной темой самовара в космосе.

Но не грех еще раз взглянуть на эту работу, обратив внимание не на сам сюжет, а на насыщенность полотна орнаментами, объединяющими бытовые предметы и космос за иллюминатором.

А .Акиндинов. Завтрак Гагарина. 2011-2012
А .Акиндинов. Завтрак Гагарина. 2011-2012

Из авторских пояснений к этой картине:

Кроме знаменитой фразы Гагарина; "Поехали!", мне запомнилась ещё его одна, более образная, шутливая; — когда корабль "Восток" вышел на орбиту, Юрий Гагарин передал по связи в ЦУП следующее: — "Я на орбите, накрываю космический стол!" /.../

Есть на холсте и интересный эффект двойственности трактования объектов, так например серп Луны за окном можно трактовать как часть натюрморта и тогда он превращается в сырный ломоть, а баранка, которая улетела высоко, частично коснувшись Луны, может представляться неведомым космическим объектом. Всю поверхность картины, от края — до края, заполняют десятки тысяч мелких орнаментов, написанных мной тонкой кистью вручную, без применения трафаретов, штампов и иных приспособлений, ускоряющих художественный процесс. Большие узоры состоят из маленьких — это является для меня символом фрактальной безграничности космоса...

У Акиндинова есть и совсем декоративный, с виду почти лубочный, портрет Гагарина, написанный в 2000 году.

Картина может произвести впечатление мозаичного панно и действительно перекликается с образцами советского монументального искусства.

А. Акиндинов. Первый. Портрет Гагарина. 2000
А. Акиндинов. Первый. Портрет Гагарина. 2000

Но тут не так всё просто.

Фон картины многосюжетный. Словно из кинопроектора, на поверхность холста проецируются различные фрагменты, касающиеся космической тематики: планеты; чертежи Константина Циолковского; искусственные спутники Земли и орбитальные станции; часть стартовой площадки на Байконуре; аппарат спускаемого модуля. В нижней части полотна — множество людей, их лица. Они символизируют человечество.

Ни один элемент не введен ради украшения, всё имеет смысл - иногда эзотерический, иногда символический.

В этой картине вся поверхность изображения "соткана" из множества мельчайших орнаментов, нарисованных мной тончайшей кистью масляной краской от руки. Оно включает в себя и крупные рунические символы, расположенные по четырем краям сюжета. Верхний левый (стрела) - символизирует стремление к превосходству; верхний правый (молния) - победу над противником; нижний левый (буква "Ж") - знак "Живёте", или — жизненная сила. В правом нижнем углу не руна, а знак планеты Сатурн. Ещё в этой картине я применяю новый метод — изображение словно проецируется на рельефную форму. В случае с картиной "Первый", этой формой служат: по краям — словно выдающаяся вперёд к зрителю — рама; в центре — круг (с таким-же эффектом), его обрамляет кольцо, как у планеты Сатурн. Я долго думал, — "почему в картине изобразил именно Сатурн?" Расшифровка символа пришла ко мне с годами — кольцо, это символ орбитального полёта. В этом образе двойной смысл — покорение далёких планет солнечной системы и облёт вокруг Земли космического модуля корабля "Восток", в котором находился Юрий Гагарин. Ещё в сюжете можно увидеть фрагменты лунной поверхности: кратеры; моря; заливы. Гагарин мечтал не только об орбитальном полёте вокруг Земли, он хотел слетать на Луну, Марс, и более далёкие планеты...

Космос, быт и мистика

Акиндинов не чуждается ни мистики (в том числе религиозной), ни политической конъюнктуры (но таких работ я приводить не буду).

Мне нравятся картины, в которых космос проникает в реальный мир - или, наоборот, реальный мир переносится в иные пространства, которые оказываются знакомыми и обжитыми.

А. Акиндинов. Ловец месяца.
А. Акиндинов. Ловец месяца.

Иногда это мир снов и мечтаний, иногда - возможно, мир потусторонний. Но не страшный, а вполне уютный.

А. Акиндинов. Вдоль по радуге.
А. Акиндинов. Вдоль по радуге.

Действие в картине "Вдоль по радуге" происходит не на Земле и не на Луне (они видны за спиной старого велосипедиста). А где?.. Радуга в далеком космосе? Или далекая планета, на которую переносятся души тех, кто рвался в космос, но так и не попал туда?.. Герой очень напоминает Циолковского, а пейзаж ассоциируется с провинциальным городком. И даже ракета покоится на основании, похожем на... самовар.

Но не следует думать, будто у Акиндинова всё так сумрачно и загадочно.

Есть и визионерское футуристическое полотно "Рязань будущего".

А. Акиндинов. Рязань будущего. 2016
А. Акиндинов. Рязань будущего. 2016

Вновь предоставим слово художнику:

Данный пейзаж относится ко времени будущего 22-го – 23-го столетия. Такой, или примерно такой я вижу мир и свой город Рязань в воображении и снах. Вижу сон из узоров, в нём город мой, только он иной. Вижу уходящие ввысь небоскрёбы, я летаю между ними, я вижу много разноцветных зонтов, много людей, многонациональность, бесконечные крыши машин, автобусов, киосков. /.../
Небоскрёбы сплетены с растениями и садами, которые растут на всех этажах. Кроме мостов, между зданий я вижу в своём воображении странные горизонтальные волновые колебания, скорее всего это голографические трансляторы, передающие рекламу, информационные новостные листки, также возможно они являются защитным полем. Недалеко, внутри сфер, расположены энергетические котельные – реакторы управляемого термоядерного синтеза на «Гелии-3». Дирижаблестроение вернётся в обиход людей, станет особенным, почти как у Циолковского и монгольфьеры снова будут бороздить просторы небес.

Что же, те, кто родился сейчас, имеют шанс дожить и посмотреть, какой станет Рязань будущего. Нам тоже интересно, но мы не доживем. Сообщите нам на радугу, если не затруднит.

--