О творчестве и судьбе художника Николая Гущина
Где: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
Адрес: Москва, улица Нижняя Радищевская, 2
До: 13 июля 2025
Дом русского зарубежья представляет выставку «Николай Гущин. Известный неизвестный». Время его жизни пришлось на эпоху бурных и трагических событий ХХ века, сказавшихся на личной и творческой судьбе художника.
Сын сельского учителя, он родился в 1888 году под Вяткой. Детство и юность Николай провёл в Перми, затем учился на общеобразовательном отделении Психоневрологического института в Санкт-Петербурге и одновременно занимался живописью и рисунком в частной студии.
В 1910 году Гущин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимается в портретном классе у Сергея Малютина, а на старших курсах — в мастерской Константина Коровина.
Друг художника, поэт-футурист и один из первых российских авиаторов Василий Каменский посвятил Николаю Гущину такие строки:
«...Верю, будет пора, и воистину свет
Всех возрадует славой цветущей.
Это будет художник-поэт
Николай изумительный
Гущин...»
В начале 1914 года на стипендию Московского общества любителей художеств Гущин поехал в США. Он провел там 7 месяцев, и был разочарован: «Нагромождение домов не представляет собой город, скопление эмигрантов не образует расы, сочетание разной наследственности не может дать совершенство личности».
Начавшаяся Первая мировая война, заставила его вернуться в Россию через Японию.
В 1917 году Гущин встречает свою любовь, Наташу, студентку медицинского института, женится и уезжает в Пермь.
Он преподает рисунок и живопись в Доме народных искусств, участвует в организации художественного училища и “Союза свободных художников” — первого творческого объединения Прикамья. В октябре 1918 года “Известия Пермского Совета” сообщают, что “...около братской могилы погибших в славных боях за социализм товарищей, что в тополевой аллее... около здания первой мужской гимназии спешно воздвигается памятник борцам за свободу, по проекту, составленному местным художником Гущиным”. Монумент просуществовал два месяца, его взорвали колчаковцы, вступившие в город в конце того же года. Предупрежденный о возможных репрессиях, Гущин вынужден был скрыться из города.
В 1919 году художник с супругой уехал в Китай, где состоялись его персональные выставки в Харбине, Пекине, Тяньцзине и Шанхае. В 1922-м молодая семья переехала в Париж, а через несколько лет жена ушла к его другу.
Николай Гущин участвовал в Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925 года, где получил Золотую медаль. В том же году подал прошение на возвращение в СССР, но ответа не последовало.
С 1934 года жил в Монако, стал известным художником и обеспеченным человеком. Состоял в экспертном совете Лувра, участвовал во многих общественных акциях. Его работы хранятся в музеях Парижа, Гренобля, Монте-Карло, Ниццы, в частных коллекциях в Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, Италии. В Европе Гущин был известен как блестящий портретист, в прессе живописца называли гениальным.
Во время Второй мировой войны Николай Гущин — участник Французского движения Сопротивления, он был награждён медалью. После окончания войны он вновь подает документы на возвращение в СССР. В 1947 году смог вернуться на Родину, привезя с собой несколько ранних работ и собранную в Европе коллекцию старых мастеров, которую передал советским музеям.
Ему как репатрианту не разрешают проживать в столичных городах, и он выбирает Саратов. Он говорил, что выбрал это город, потому что там прекрасный Радищевский музей, в котором есть работы французских художников, в частности, Адольфа Монтичелли, которого он очень любил (если вы не знакомы с творчеством этого художника, читайте мой предыдущий репортаж), и потому что Саратов стоит на Волге.
Его приняли на работу художником-реставратором в художественный музей им. Радищева, где его очень ценили. Там Николай Гущин возродил десятки произведений искусства, в том числе – картину В.Э. Борисова-Мусатова «Осенний мотив».
В Саратове он жил в крошечной 8-метровой комнате в коммуналке, не мог участвовать в выставках, ему не разрешали преподавать. Человек, который получил прекрасное художественное образование, выставлялся на одних выставках с Татлиным, во Франции – с Матиссом, Пикассо... Но в СССР его живопись была объявлена «идейно чуждой».
“Существует ли абстрактная мораль? Думаю, что нет, так как та или иная мораль — лишь форма нашего поведения. Чем глубже проявление человеческого духа — тем возвышеннее мораль. Творчество же — это неистовое стремление к “неведомому”. Чтобы передать “неведомое”, нужна “неведомая” форма. Да, художник должен писать то, что видит, но видеть он должен глазами духа вне света дня и вне света ночи”.
Николай Гущин
И всё же Николай Гущин значительно повлиял на культурную жизнь Саратова того времени. В его маленькой комнате стены от пола до потолка были увешаны картинами, и туда было просто паломничество. В музее у него была реставрационная мастерская в подвальчике, там висели его картины, и туда тоже всё время приходили люди.
“...Я часто думаю, что красота — цель нашей жизни, и цель последняя. Не красота, как культурная ценность, а красота как сущее, т.е. претворение хаотического уродства человеческих отношений в настоящую красоту, красоту живую”.
Николай Гущин
Положение чуть изменилось лишь на рубеже 1960-х годов, когда его портрет Махатмы Ганди был выбран в качестве подарка премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру. А через 6 лет художник скончался после продолжительной болезни.
Николай Гущин сформировал свой собственный стиль, сочетающий изысканность модерна и мистические смыслы символизма, энергию экспрессионизма и буйство красок фовизма. Цвет в работах последнего периода интенсивный, при этом каждый миллиметр полотна содержит огромное количество оттенков. На сайте Дома русского зарубежья Николай Гущин назван “ярким представителем экспрессивного символизма”.
Один из величайших русских художников-символистов – Михаил Врубель. Мне кажется, что некие параллели возникают сами собой. Оба писали не столько о внешнем мире, сколько о внутреннем, оба старались постичь тайны Вселенной с помощью искусства. Если холсты Врубеля будто усеяны кристаллами, из которых рождаются завораживающие картины, то у Гущина фактура многослойная, рельефная, напоминающая россыпи драгоценных камней. Ходишь по выставке, и в какой-то момент начинает казаться, что ты в восточной сказке, перед тобой один за другим открываются сундуки полные переливающихся изумрудов, рубинов, сапфиров, самоцветов.
Пейзажи Николая Гущина - это фантастическое пространство, наполненное мистическим смыслом.
“Кто философски познает мир, тот сам должен быть миром... Сама постановка дерзкой задачи познать вселенную, возможна лишь тогда, когда сам есть вселенная...”.
Николай Гущин
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Дом_русского_зарубежья #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Николай_Гущин #куда_пойти_в_Москве