Найти в Дзене

Походное, предгорно-Тянь-Шаньское: перевал, чудесная долина и день, когда я себя возненавидела

Намасте, друзья! Пытаюсь поскорее завершить рассказ, так как скоро времени явно не будет... На работу жутко не хочется, конечно. Но кто нас спрашивает) Поэтому продолжаю про поход, начало тут: Несмотря на ночь с головной болью, утром я проснулась вполне бодрая. Главное - НИЧЕГО не болело. Не знаю, куда бы и как я пошла, если бы болело и тошнило так, как это было ночью... Пока муж собирал палатку, я занялась завтраком при помощи инструкторов, конечно же. Они опытные, знают, сколько чего и как, чтобы завтрак на костре был приемлем для употребления. Варили мою любимую овсянку, добавив туда немного изюма, чем вызвали неудовольствие некоторых участников похода. Дело в том, что они в кашу привыкли добавлять ламинарии... А ламинарии с изюмом ну никак не сочетаются. Ну ничего - в итоге поели все, было сытно и вкусно (бутерброды с сыром и огурцами добавили сытости). Фотографировать завтрак мне было некогда, т.к. я сначала варила, потом разливала, потом мыла посуду, включая котел, в ледяном

Намасте, друзья!

Пытаюсь поскорее завершить рассказ, так как скоро времени явно не будет... На работу жутко не хочется, конечно. Но кто нас спрашивает)

Поэтому продолжаю про поход, начало тут:

Несмотря на ночь с головной болью, утром я проснулась вполне бодрая. Главное - НИЧЕГО не болело. Не знаю, куда бы и как я пошла, если бы болело и тошнило так, как это было ночью...

Пока муж собирал палатку, я занялась завтраком при помощи инструкторов, конечно же. Они опытные, знают, сколько чего и как, чтобы завтрак на костре был приемлем для употребления. Варили мою любимую овсянку, добавив туда немного изюма, чем вызвали неудовольствие некоторых участников похода. Дело в том, что они в кашу привыкли добавлять ламинарии... А ламинарии с изюмом ну никак не сочетаются. Ну ничего - в итоге поели все, было сытно и вкусно (бутерброды с сыром и огурцами добавили сытости).

Фотографировать завтрак мне было некогда, т.к. я сначала варила, потом разливала, потом мыла посуду, включая котел, в ледяном ручье... Отмылось, кстати, всё отлично. Песок - лучшее средство для мытья котлов, скажу я Вам!

Ну а потом мы взгромоздили на себя свои рюкзаки и пошли к машинам, т.к. надо было проехать участок стройки, чтобы добраться до места старта. Мой рюкзак весил где-то 12 кг, у мужа - 20. По равнине - норм. Как будет на подъемах - узнаем в ближайшее время.

Машина приехала почему-то одна, а не две. Поэтому прежде чем проверить свои силы на подъемах/спусках и перевалах, мы проверили свое умение умещаться в одной газеле в количестве "19 человек. 19 рюкзаков". Получилось неплохо)

В тесноте да не в обиде. Пока еще радостные и не догадывающиеся, что нас ожидает.
В тесноте да не в обиде. Пока еще радостные и не догадывающиеся, что нас ожидает.

И даже весело.

Выгрузили нас у какого-то холма. Инструктор Екатерина озвучила, что здесь мы будем обходить "Опасный участок". Из чего я сделала вывод, что путь нам предстоит, в противовес "Опасному участку", безопасный. Однако, у всех свое понимание безопасности, как выяснилось.

Нет, сначала всё было неплохо. Только жарко (ну это по традиции).

Начинаем подъем по "безопасной дороге".
Начинаем подъем по "безопасной дороге".

А потом начались какие-то козьи узкие тропы, с хлещущими по телу ветками (с колючками!), резкими поворотами и не менее резкими внезапными подъемами вверх, крутыми, резко (снова, да) уходящими вниз склонами слева. Пару раз меня качнуло в это "лево" рюкзаком, стало страшненько - чуть не улетела, спасибо колючим кустам, что нет. После чего стала специально держать небольшой наклон тела в другую сторону, ближе к "стене".

12 кг рюкзака перестали быть легкими, пот катил градом по лицу... Сзади шел, задыхаясь муж, я периодически останавливалась и ждала его, чтобы дать попить и полить ему воды на затылок. Ему было очень тяжело... Он просто падал на палки, отплевывался и стоял так, глядя в землю. Смотреть на него было страшно...

Сестре стало нехорошо - начала кружиться голова, ноги перестали идти. В итоге инструктор Сергей забрал ее рюкзак и отдал ей свои палки. Таким образом, Сергей шел с двумя рюкзаками и без палок... Сестре стало чуть полегче, она худо бедно, но шла вперед, как и мой муж. У меня самой пульс поднимался до 175... Ждала, когда опустится хотя бы до 160 и перла дальше.

На одной из остановок я сказала мужу: "Мне кажется, томичи меня после этого похода возненавидят". Он ответил: "Я тебя уже ненавижу". Конечно, это была шутка, но в каждой шутке...

На другой остановке: "Помнишь, я думала взойти на Эльбрус? Убей меня, если я еще раз заикнусь об этом". "Да я готов убить тебя прямо сейчас"...

Остановок было много, было ощущение, что мы в каком-то раскаленном солнцем аду, который никак не закончится...

Но всё когда-то заканчивается. И вот - привал.

Упали в тень, отдышались и пошли дальше. Дальше дорога стала почти приятной и я подумала, что самое сложное осталось позади. Эта мысль так воодушевила, что хватило сил приготовить обед, пока остальные отдыхали (некоторые оказали помощь в розжиге костра, за что им большое спасибо). Муж был менее воодушевлен, но дежурство есть дежурство. Готовили суп с тушенкой и лапшой, к слову. Было вкусно, как и всё в походе. Но был большой минус: из-за дежурства мы ни фига не отдохнули, а зря. Очень зря...

Кстати, одна из участниц похода оказалась строгой вегетарианкой: не ела ни мяса, ни сыра/молока. Так что сначала мы делали обед для нее без мясного, потом, отложив ее порцию, добавляли в котел тушенку. Тем не менее, Даша (мясо она не ест с детства) была одной их самых бодрых (и молодых), шла впереди колонны и недостатка животного белка не демонстрировала.

Пообедав, я помыла котлы, потеряв при этом свои солнцезащитные очки (их потом нашел Сергей), и мы отправились дальше. К перевалу Уртакумбель.

Когда я увидела подъем, который нам предстоял, то затрясла головой и сказала: "Ну нет, на фиг, я туда не пойду! Я не смогу туда взойти!"

Тут не с самого низа. Он был ООООООЧЕНЬ большой
Тут не с самого низа. Он был ООООООЧЕНЬ большой

Сергей ответил что-то типа: давай, маленькими шагами, по чуть-чуть, главное - не останавливайся - будет тяжелее начать идти снова, мужа твоего я не брошу, дойдем, пульс проконтролирую.

И я пошла.

Чуть выше я писала, что был ад. Так вот нет. Ад был тут. Честно - не знаю, как я взобралась. Солнце палило. В голове стучало. Рюкзак тянул назад. Ноги не шли. Я уговаривала себя: еще шаг, еще шаг, пожалуйста, еще шаг. Втыкала палки, подтягивалась, снова втыкала палки, подтягивалась... Чудовищно хотелось пить, но вся вода была у мужа, на которого я не оборачивалась даже, чтобы не останавливаться.

Хотелось плакать от бессилия, от жалости к себе, от жалости к мужу - я физически чувствовала, как ему тяжело, во много раз тяжелее, чем мне, ведь кроме 20 кг рюкзака у него еще и его личный лишний вес... Мне было стыдно перед сестрой, что я затянула ее в эту авантюру, перед ее друзьями. И было стыдно, что я оказалась слабее, чем думала. Острый приступ ненависти к себе был даже полезен - заставлял идти вперед. И это открыло мне первое "НЕ" из трех "НЕ" в горах, которые я для себя сформулировала. "Не сомневайся в себе и не останавливайся". Иди, шаг за шагом, не позволяя слабости и сомнениям закрасться в душу. И ты придешь. Мы все придем. И мы все пришли.

Жду отстающих на "вершине".
Жду отстающих на "вершине".

Но если бы это было всё... Ведь предстоял еще спуск. Перевал же. Для большинства спуск - это радость и наконец-то возможность расслабиться (колени не согласны, для них спуск - хорошая нагрузка и новые неизведанные ощущения). Для меня спуск - это ужас. Потому что я адски боюсь высоты. Но всё время об этом забываю, ввязываясь не пойми во что.

Сначала всё было хорошо. Я шла, защищенная широкой спиной мужа, и отдыхала после кошмарного подъема.

Начало спуска
Начало спуска

Но потом муж ушел чуть вперед, я зачем-то поглядела по сторонам, в том числе в ту сторону, куда почти отвесно уходил склон, и мой мозг отключился. Нет, я шла маленькими шажочками, но горло сдавил спазм, к глазам подступили слезы, я начала плакать и задыхаться и повторять "Я боюсь, я не могу, я никуда не пойду". Инструктор Сергей поняв, что дело плохо и мы меня теряем вместе с остатками моего рассудка, подбежал, отобрал у меня одну из палок, подхватил под руку и буквально потащил вниз (вместе с двумя рюкзаками, которые висели на нем: один - спереди, второй - сзади), ну и моим, висящим на мне.

Внизу уже ждала Екатерина, с тревогой вглядывающаяся в мое перекошенное от страха лицо. Поймав ее взгляд я резко пришла в себя. И мне стало жутко стыдно за свою истерику. То, что я ее не контролировала и она наступила помимо моей воли, никак не сглаживало ситуацию... Чувство стыда захлестнуло, горло снова сжал спазм и я расплакалась... Это так стремно - быть слабой... Я не могу быть слабой!!!

Так и шла, глотая слезы и ненавидя себя... За слабость, за то, что ввязалась сама и втянула близких людей в этот поход, за мысли сдаться и не продолжать...

Но тут подул ветер, осушив мои слезы, а глазам открылась чудесная долина, где нам предстояло провести ночь. А я сформулировала второе "НЕ" в походе: "Не смотри вниз/в перспективу". Только под ноги - свои или впереди идущего. Стоит только взглянуть - и есть шанс быть накрытой, как лавиной, волной первобытного неконтролируемого ужаса. А отсутствие самоконтроля в горах - смерти подобно.

Переходя реку, потеряла тапок, но так устала, что мне было на это наплевать. Шла дальше босиком (к счастью муж его нашел потом в заводи).

Здесь не было лошадей и собак, зато были божьи коровки и клещи, по крайней мере - один, которого поймали на зяте, после чего все обрызгались средствами от этих мерзких насекомых - больше клещей найдено не было.

Поставили палатку, немного отдохнули, отрубившись почти на час. В это время более молодая и спортивная часть наших спутников во главе с Сергеем отправились смотреть петроглифы, менее молодые и спортивные остались мыться/сушиться, запускать воздушного змея.

Нам предстояло готовить для всех ужин, поэтому мы смотреть петроглифы не пошли (ага, ага - только поэтому😁).

На ужин была гречневая каша с тушенкой (боже, как тяжело было потом отмывать котел в холодной воде - если бы не песок...!), игры у костра и тяжелые мысли о том, готова ли я продолжать этот поход, идти дальше... Мысли эти тревожили не только меня, но и моего мужа, и мою сестру...

Но из долины самостоятельно выбраться шансов не было, так что мы проводили за холм солнышко, полюбовались звездным небом и вырубились. В эту ночь я спала без головной боли и без задних ног - так устала, физически и морально.

Мягкий вечер. Награда за жесткий день.
Мягкий вечер. Награда за жесткий день.

Немного видео про этот день тут:

Продолжение следует, и спасибо, что дочитали💚🙏