Найти в Дзене
Ирина Зуй

Выставка Виктора Попкова в Третьяковке.

Посетила я сегодня под кураторством блестящего искусствоведа Кирилла Светлякова не слишком широко распиаренную выставку в третьяковской галерее работ художника поздних 50 - 60-70 годов 20 века Виктора Попкова, убитого при толком невыясненных обстоятельствах одного из главных художников соцреализама Виктора Попкова. В отличие от других художников Попков имел возможность выезжать и в Венецию, и в Париж, и на другие зарубежные биеннале. Хотя Попков, безусловно, и был художником социалистического реализма, я впервые почувствовала и наглядно увидела, насколько соцреализм может быть разным (а не только портретным стилем типа «маршал в орденах): это и «суровый стиль строителей индустриальных объектов», и практически «Советский эротизм» Дейнеки, и фиксация ускользающей и уходящий деревенской натуры, и определенная стилизация ар-нуво, и чуть ли не психоделическое переосмысление христианских мотивов. Цитата из Википедии: «Ви́ктор Ефи́мович Попко́в (9 марта 1932, Москва — 12 ноября 1974, Моск

Посетила я сегодня под кураторством блестящего искусствоведа Кирилла Светлякова не слишком широко распиаренную выставку в третьяковской галерее работ художника поздних 50 - 60-70 годов 20 века Виктора Попкова, убитого при толком невыясненных обстоятельствах одного из главных художников соцреализама Виктора Попкова.

В отличие от других художников Попков имел возможность выезжать и в Венецию, и в Париж, и на другие зарубежные биеннале.

Хотя Попков, безусловно, и был художником социалистического реализма, я впервые почувствовала и наглядно увидела, насколько соцреализм может быть разным (а не только портретным стилем типа «маршал в орденах): это и «суровый стиль строителей индустриальных объектов», и практически «Советский эротизм» Дейнеки, и фиксация ускользающей и уходящий деревенской натуры, и определенная стилизация ар-нуво, и чуть ли не психоделическое переосмысление христианских мотивов.

-2

-3

Цитата из Википедии: «Ви́ктор Ефи́мович Попко́в (9 марта 1932, Москва — 12 ноября 1974, Москва) — русский советский живописец и график, последователь «сурового стиля», один из наиболее известных московских художников периодов «оттепели» и «застоя». Лауреат Государственной премии СССР (1975 — посмертно).

В своей творческой эволюции Попков прошел путь от сюжетной и композиционной ясности и открытости ранних работ к метафоричным размышлениям о прошлом и сохранении памяти, к осмыслению сложных взаимоотношений между людьми, к раздумьям о предназначении и ответственности художника. В конце своего творческого пути Попков перешёл к чистой метафоре и высокой степени условности, усложняющей смысловую артикуляцию его поздних произведений.

Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика. Жил в Москве. Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «Оттепели». В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Посетил Иркутск, Братск и другие города и области Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля» — «Строители Братска» (1960—1961; также известна как «Строители Братской ГЭС». (Конец цитаты).

К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. После официального искусства сталинской эпохи, выражавшего государственную идеологию, в произведениях Попкова вновь зазвучал авторский голос. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. В его творчестве нашла отражение тема несостоявшейся судьбы поколения, ставшего жертвой Великой Отечественной войны (цикл «Мезенские вдовы», 1966—1968). Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создаёт собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972).». (Конец цитаты).

Мне было сложно понять и принять, насколько один человек (в целом, придерживающийся концепции соцреализма) мог работать в столь различных стилистиках (укладывающихся, в целом, в широкое понимание стиля соцреализма, от плакатного жанра в манере знакового Дейнеки (на выставке представлена прекрасная работа Попкова, где двое молодых людей мчат куда-то, предположим, на работу в колхоз, на мотоцикле, на фоне зелёных пейзажей, все объятые светом и радостью ожидания труда) до сурового соцреализма на почти черном фоне в работе «Строители ГРЭС» (хотя и эту работу, находящуюся в постоянной экспозиции Третьяковки и хорошо знакомую публике, критики 60-х годов обвиняли в излишней плакатности, отсутствии персонификации (дескать, портрет бригады, а не людей, и правый персонаж подозрительно на уголовника похож). Меня, однако, даже в этой признанной работе в жанре соцреализма работе резанул изрядный крен к конструктивизму (художник стремиться отойти от деталей, убрать задний план, поделить полотно на две части, сильно занизив горизонт).

-4

-5

-6

-7

-8

-9

В 60-е года Попкова стало откровенно «уносить» от плакатного официоза (хота художник был настолько одарен, что мог вполне сделать карьеру как фасадный и интерьерные монументалист) в сторону конструктивизма, переоценки роли индустриализации (Попков не отрицал ее значимость, он просто акцентировал внимание на том, что старый мир уходит, а новый мир еще не определился – как на картине «Испытание сверхзвуковых самолетов в Архангельской области», где на небе красиво уходит ввысь звено истребителей, но корова на переднем плане бежит и мычит от ужаса. Попков как бы сомневается – а оно надо?

-10

Целый цикл работ шестидесятых работ – это фиксация уходящей натуры. Окно с геранью, бабушки в интерьере, фольклористы, записывающие песни деревенских старух (при этом все старухи по виду не старше 40 лет (это в 60-е годы), все одеты в фиолетовые одеяния (фиолетовый – мистический цвет, цвет аметиста, камня на кольце римского папы) и выгладят скорее как призраки, а не как живые люди (в отличие от фольклористов, которые вполне себе молодцы).

-11

Попкова всегда интересовало церковное православное искусство (хоть он и говорил, что ничего в нем не понимал): он много ездил по выставкам в западной Европе (Венеция, Париж), буквально «провалился» там во фрески Джотто, работы Микеланджело, Эль Греко, христианскую символику), и одна из самых знаковых работ н выставке (для меня) – «Вознесение». Неодетый художник (это почти автопортрет, но с характерным для фрескового христианского искусства мотивом проваленной брюшной полости) лежит на крыше пятиэтажки, вокруг летают голуби, высятся антенны и велик соблазн принять их за символы креста. Описание не в состоянии передать визуальный эффект от работы.

-12

-13

Также на выставке есть целая серия работ, выявляющих стремление Попкова к конструктивизму и одновременно фиксации уходящей натуры: художник очень любил писать лоскутные одеяла из ромбов (висящие, как ковры) на стене своей бабушки: тут тебе и геометричность пространства, и явно исчезающая натура.

-14

-15

-16

-17

На выставке есть ряд работ, глубоко затронувших меня.

- «Хороший человек была бабка Анасья» – незамысловатая сцена на сельском кладбище около могилы этой самой Анисьи (а также пол-зала эскизов к ней). Справа на картине две явно городские модные девицы в цветных чулках в ромбик (и тут Попков нашел конструктивизм), слева – явно пожилые женщины, знавшие Анисью лично. На первой плане – мальчик лет трех в красном костюмчике, на одном из эскизов он было изображен Попковым с игрушечным белым конем, но символика белого коня в основную работу не вошла...

-18

-19

Белый конь для Попкова вообще важный символ – кто-то говорит, это метафора чистого и светлого мира, разрушаемого индустриализацией, кто-то – символ, противопоставляемый конструктивизму современных автору строений.

-20

Не секрет, что Попков страдал (или наслаждался, как тут знать) алкоголизмом, поэтому некоторые его работы необъяснимо парадоксальны: летящие на холсте фигуры коллег-художников (и не стиле Марка Шагала, а в таком хороводном хаотичном полете).

-21

Его поздние работы 1972 года явно демонстрируют предчувствие гибели художника: вот он лежит с отрубленной головой, которую держит светлый ангел с крылами. Есть рад работ, где художник приглашает зрителя в свой какой-то потусторонний мир.

Мне бросился в глаза эротизм многих работ Попкова: одна из знаковых работ «Двое» (мужчина в джинсиках лежит на траве без одежды спиной наверх, привлекательная девушка с очень правильными чертами грустного лица лежит на спине с несколько задранной юбкой. Не считайте аффтора маньяком, не мне показалось, что тут изображен старый как мир мотив после близости (еще раз простите, кого я шокировала своей неудачной мытефорой).

-22

Исключительно интересна работа пятидесятых годов «Работники депо», с одной стороны, полностью соответствующая канонам соцреализма (внимание к персонажам и их действиям, высокая детализация, светлые и красочные тона, возможность персонажей легко узнавать себя на этих работах), но в то же время вся пропитанная фрейдистскими символами (девушка несет масленку с гипертрофированно длинным носиком, металлическая деталь, обеспечивающая сочленение колес паровоза напоминает кое-какие символы из австрийского классика психоанализа).

-23

-24

Еще одна знаковая работа на выставке – «Спящие рабочие». Попков играет с электрически-синим цветом стены и потолка и бледно-желтым цветом и тусклым светом светильника. На стене как бы вдавлены предметы пролетарского быта: терки, еще чего-то. Но 90% площади полотна занимают не спящие работяги, а именно синяя стена: Попков играет в цвет и тусклый желтый свет. Не передать, как это привлекательно.

-25

Еще одна парадоксальная работа – летящие Пушкин и Анна Керн (не в стиле Шагала, совсем нет).

-26

Не хочу писать об обстоятельствах смерти художника – они неоднозначны и загадочны. При желании легко найдете информацию сами.

Выставка работает до 11 мая. Очень и очень рекомендую. Все работы описать невозможно да и не нужно. Завтра у всех есть шанс.

Простите за отсутствие подписей под фото работ, я на такой подвиг не способна.

-27

-28

-29

#попков #конструктивизм #соцреализм #третьяковскаягалерея