Каждый год я отправляюсь на Верхнеяузские болота в Лосином острове посмотреть на прилетевших водоплавающих птиц. Сама дорога до водных просторов – маленькое доброе путешествие через весну. Сев на велосипед я еду сначала через город, затем через московскую часть национального парка. Природа демонстрирует всю свою изящную, хрупкую красоту. Весна уже успела набрать ход, лес одёрнут салатовой дымкой молодой листвы, внизу блестят изумруды хвойного подлеска, ещё ниже стелется ковёр отделанный драгоценными камнями сверкающих лютиков и кислицы. Задорно поют зяблики, словно крохотные метрономы отсчитывают ритм своей простой, но узнаваемой песни пеночки-теньковки, а солнце играет тенями и контрастами – всё как я люблю. Наглядная праздничная картина делает акцент на торжестве обновления, пробуждения и преображения природы. Торжество жизни.
Далее я пересекаю по мосту шумящий-бурлящий МКАД и оказываюсь уже в Подмосковье. Быстро проезжаю дачи и ныряю в загородную часть Лосиного острова. Скорость немного снижается из-за сложности тропинок и дорожек, но с каждым метром я погружаюсь всё глубже и глубже в царство природы. Берёзы шумят ветвями в набежавшем ветре, старые ели кряхтят и скрипят вместе с барабанными заполнениями территориальных маршей дятлов. Впереди виднеется большой просвет – это они – реликтовые бескрайние болота, имеющее ледниковое происхождение. Гигантское заболоченное озере на русле реки Яузы.
Здесь никогда не бывает тихо. Тысячи чаек кричат во все голоса, им нет числа. Именно здесь живёт самая большая колония в Подмосковье. Еды и места хватит всем. Кроме чаек тут можно встретить разнообразных водоплавающих птиц, о которых ниже я с удовольствием расскажу чуть более подробно. А вокруг лес. Старый, мшаный, с корягами и буреломами, светлыми полянам и непроходимым частоколом подлеска. Как-то раз я попробовал пройти через него, чтобы посмотреть на дальнюю часть болота, но тщетно – невозможно пробраться боле 7-8 метров. Зато лосям тут «море по колено» и следы их присутствия я встречаю всегда.
Обширная территория болот – дом многих видов водоплавающих птиц. Особенно редкой является черношейная поганка – маленькая чёрная уточка с яркими рыжими брачными перьями и красными глазами, как у вампиров. Они любят гнездиться в части, где кочки и проросшие из воды кустарники создают укромное и плохо просматриваемое убежище. Берег в этом месте слишком крутой и есть приличный риск нырнуть с техникой в омут. Очень аккуратно я спускают до воды, захожу в неё – достаточно просто, как говорится, попасть на один уровень, поэтому достаточно и 10 сантиметров от суши, присаживаюсь на корточки, чтобы ни в коем случае не создавать кому-либо из живущих здесь существ дискомфорт, кладу камеру на водную гладь (поддерживая её в воздухе, разумеется) и жду, когда маленькие вампирчики с моторами проплывут между кочками. Дело сделано! Кстати, поганками их назвали ещё наши предки за невкусное мясо, сильно пахнущее рыбой – ведь эти проворные малыши как и все остальные виды поганок великолепные подводные охотники. Благо сейчас никто не думает есть этих красавец, в нашем регионе они в Красной книге.
Широконоски заметно мельче привычных нам крякв, которые в свою очередь, конечно же, тоже себя прекрасно чувствуют в здешних водах. Люблю снимать этих забавных уток, хотя, признаться, задача эта не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Важно соблюдать уровень «глаза в глаза», быть на одном уровне с птицей, так создается правильный ракурс, а в случае с обитателями воды – это особенно выделяется, т.к. баланс зеркала сильно влияет на восприятия. Не всегда, а точнее почти никогда нет прямой возможности быть на одном уровне с плавающим объектом съемки - приходится ложиться или снимать через экран, зависая с камерой на вытянутых руках над самой водной гладью. Обратите внимание на клюв-фильтр этих уток – с его помощью они великолепно процеживают пищу и воду.
Прекрасно себя чувствуют и серые утки. До поры до времени я считал их самым сложным и неуловимым видом. Но наконец-то удаётся потрудиться на славу с одной парой. Впечатляет красавица уточка. Вроде бы практически такая же, как всем нам знакомая кряква, но есть в ней что-то утонченное, возможно, яркий жёлто-оранжевый клюв делает тот самый нужный акцент. У дальнего берега, до которого не добраться плещутся осторожные чирки-трескунки. Кое с кем мне удалось договориться на фотосессию. Чернети и нырки тоже не заставляют себя долго ждать и демонстративно проплывают рядом, показываю изящество своего оперения. Чомги и лысухи - обязательные жители, хотя, первых тут всегда немного. Гнездятся здесь и серые цапли и лебеди шипуны, где-то в запретной для прохода территории, а может быть, и где-то в другом месте, но к ним я не спешил, т.к. фотографии этих прекрасных птиц у меня полностью удались в поездке на раскаты, если кто-то не видел их – милости прошу, их легко найти в разделе «Южные поездки».
Здесь много дел, много птиц, время летит быстро и незаметно. Каждый раз не замечаю, как наступает вечер и комариные клубки начинают медленно растекаться над камышами. Лес наливается тёмным малахитом, а солнце уходит за еловые макушки, прощаясь с ясным весенним днём. Меня ждёт долгая дорога домой, но полный радости и добротной усталости я сажусь на двухколёсного друга и кручу педали до дома, любуясь как над Лосиным островом разливаются сумерки. Вернусь я домой уже в темноте, но прекрасный день останется в добрых воспоминаниях.
Друзья, спасибо за поддержку и доброе внимание! Всегда жду Ваши комментарии - и буду очень рад, если подпишетесь на мой канал!
С Вами был фотограф природы Михаил Ездаков