Когда-то я писала о связях между примерами-иллюстрациями в сочинении ЕГЭ. Тогда я приводила очень схематичные примеры. Теперь же предлагаю вашему вниманию полноценное сочинение по реальному тексту ЕГЭ.
Пример сочинение с ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связью по тексту Ю. Нагибина «Вот и кончился последний урок...» (реальный текст 2021 года)
Можно ли упускать возможности? Над этим вопросом размышляет Ю. Нагибин в предложенном для анализа тексте.
Позиция автор ясна. Ю. Нагибин считает, что человек не должен упускать возможности, чтобы впоследствии не сожалеть о том, чего уже не может изменить. Чтобы доказать это, обратимся к тексту.
Автор показывает, как в последний школьный день девочка Женя, одноклассница Сергея, призналась, что он нравится ей, и предложила встретиться через десять лет. Вместо того чтобы что-то предпринять, Сергей «с ощущением какой-то досадной и грустной утраты» согласился на странное предложение девушки. Мы понимаем, что судьба давала юноше возможность, от которой он легкомысленно отказался, видимо, в надежде, что ему ещё представится шанс всё исправить.
Далее выясняется, что Женя не дожила до дня встречи с Сергеем. Он всё равно пришёл на условленное место и понял, что ему хочется «на миг остановить время и оглянуться на себя, ... вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой». Становится ясно: герой сожалеет о том, что когда-то упустил шанс, а теперь ничего не может изменить.
Примеры связаны как причина и следствие. Сергей, придя к месту встречи, испытывает грусть, потому что десять лет назад не воспользовался возможностью изменить жизнь, а теперь эта возможность навсегда утрачена.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что человек должен использовать шансы, которые даёт ему жизнь, иначе впоследствии будет сожалеть о том, чего не сделал. Например, моя сестра имела возможность поступить в университет в Чехии. Она справилась со вступительными испытаниями и уже получила приглашение. Однако она испугалась, что не сможет жить одна в стране, язык которой ещё не очень хорошо знает. Кроме того, сестра опасалась, что из-за слабого знания языка будет плохо учиться. В результате она отказалась от приглашения и окончила местный вуз, о чём сейчас серьёзно жалеет. Правда, у неё всё ещё есть шанс воплотить свою мечту.
В заключение хотелось бы сказать, что текст Ю. Нагибина заставил меня задуматься о том, как важно видеть возможности и использовать их. Не отказывайтесь от шансов, дарованных судьбой, ведь, как гласит известная пословица, лучше сожалеть о том, что сделал, чем о том, чего не сделал.
Исходный текст
(1) Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! (2) Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.
(3) Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4) И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
(5) В класс заглянула Женя Румянцева.
– (6) Сережа, можно тебя на минутку?
(7) Я вышел в коридор.
– (8) Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.
(9) Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:
– Зачем?
– (10) Мне интересно, каким ты станешь. (11) Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(12) Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (13) Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. (14) Немногие из нас твердо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.
(15) Между нами никогда не было дружеской близости. (16) В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах...
(17) Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище – покататься на лодках. (18) Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. (19) Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршанским, Нина Барышева и Женя Румянцева.
– (20) Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.
– (21) Или в Индийском океане! – восторженно подхватила Женя. – (22) Или у берегов Гренландии!..
(23) Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. (24) Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. (25) Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. (26) Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.
(27) Больше Женя не бывала с нами. (28) Мы не раз приглашали ее на наши сборища, но она отказывалась за недосугом. (29) А что, если в тот единственный раз она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не вышло»...
– (30) Почему же ты раньше молчала, Женя? – спросил я.
– (31) К чему было говорить? (32) Тебе так нравилась Нина!
(33) С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
– Где же и когда мы встретимся?
– (34) Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.
(35) Минули годы. (36) Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. (37) Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. (38) Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (39) Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(40) Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (41) Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. (42) Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
(43) Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
Задание
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Можно ли упускать возможности?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Если вы хотите знать больше о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и получать интересные авторские материалы, подписывайтесь на мой телеграм-канал https://t.me/maria_valerievna_komarova и группу VK https://vk.com/uchikrasivo