Представьте себе город, где тишина — предвестник смерти. Где хлеб дороже золота. Где каждый восход солнца — чудо, а каждый закат — траур. Девятьсот дней тьмы и холода. Девятьсот дней голода, бомбёжек и смерти. Девятьсот дней, когда город, возведенный Петром, стоял на грани исчезновения.
Блокада Ленинграда, одна из самых трагичных страниц мировой истории, унесла жизни более миллиона советских граждан. В самом начале операции “Барбаросса”, 8 июля 1941 года, в дневнике Франца Гальдера, начальника Генерального штаба германских сухопутных войск, появилась зловещая запись. Гальдер цитировал “непоколебимое решение фюрера” – сравнять с землей Москву и Ленинград, чтобы “избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы…”
В эти дни, когда мы отмечаем 80-летие окончания Второй мировой войны, история блокады Ленинграда звучит особенно остро. Давайте же вспомним, как блокадники смогли удержать Ленинград.
Начало блокады
Летом 1941 года немецкие войска неудержимо продвигались вглубь советской территории. Уже в августе они угрожающе приблизились к Ленинграду, готовясь к решающему удару. 16-я армия группы армий “Север” начала окружать город, стремясь сомкнуть кольцо блокады от Финского залива до Шлиссельбурга. Планировалось захватить стратегически важные Пулковские высоты и южные пригороды, а также достичь восточных окраин Ленинграда. Ситуация для города усугублялась наступлением финской армии из Карелии. Успех этой операции поставил бы город на край гибели.
Сегодня впервые объявили: «Налет немецких самолетов на Ленинград». Оказывается, прорвалась группа вражеских самолетов и в первом налете были сброшены на разные районы зажигательные бомбы. Возникло несколько пожаров жилых зданий и складов, которые быстро ликвидировали. (Хорошее «быстро» — 5 часов горело)… Разрушены здания. Имеются убитые и раненые. Военные объекты не пострадали. Сейчас еще нет 9 часов утра. Только кончилась небольшая тревога. И странно. Уже давно был дан отбой, а я ясно слышала гуденье самолета и одиночные выстрелы зениток.
8 сентября 1941 года. Старшеклассница Елена Мухина
Несмотря на все планы, вскоре стало ясно, что блицкриг провалился. Изначально Ленинград планировалось захватить после Прибалтики, чтобы деморализовать СССР и овладеть его военной промышленностью. Однако ожесточенное сопротивление Красной армии спутало планы вермахта. Приказ об окружении Ленинграда в августе уже не предполагал немедленного штурма, хотя возможность ввода войск в город еще рассматривалась.
Критическим моментом стало 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска захватили Шлиссельбург, расположенный на берегу Ладожского озера. Этот захват завершил формирование блокадного кольца вокруг Ленинграда по суше. Второй по величине город Советского Союза оказался в смертельной ловушке. Внутри блокированного периметра оказались около полумиллиона советских солдат, значительная часть военно-морских сил Балтийского флота и, самое страшное, около трех миллионов мирных жителей, обреченных на тяжелейшие испытания. К разочарованию высших чинов Германии, захватить город стремительно не удалось. К середине сентября Ленинград превратился в неприступную крепость.
Ближайшие подступы превратили в укрепленные рубежи обороны: более 600 километров противотанковых рвов и проволочных заграждений, 15 тысяч дотов и дзотов, 22 тысячи огневых точек и 2300 командно-наблюдательных пунктов. В самом Ленинграде были подготовлены 4600 бомбоубежищ, рассчитанных на 814 тысяч человек. Центр города был тщательно замаскирован маскировочными сетями, скрывавшими его от прицельных ударов вражеской авиации.
Жизнь в блокаде
Единственной артерией, связывающей осажденный Ленинград с остальной страной, оставался путь через Ладожское озеро – знаменитая “Дорога жизни”. Именно по этой ледовой трассе, под постоянным огнем противника, осуществлялся подвоз жизненно необходимого продовольствия и проводилась эвакуация измученного населения. Немецкое командование, стремясь перекрыть и эту последнюю надежду, предприняло наступление в направлении реки Свирь, надеясь соединиться с финскими войсками и полностью задушить город в тисках блокады.
8 ноября 1941 года немецким войскам удалось захватить Тихвин, что привело к перерезанию единственной железнодорожной ветки, по которой грузы для Ленинграда доставлялись на восточный берег Ладожского озера. Этот удар по логистике немедленно сказался на и без того катастрофически скудном пайке для жителей города. Однако, благодаря невероятному упорству и героизму солдат Красной Армии, коварным планам противника не суждено было сбыться – Тихвин был отбит спустя месяц ожесточенных боев.
Стало поступать много очень истощенных больных, и вот пришлось переключиться. Если бы ты только знал, какие ужасные картины приходится наблюдать! Это не люди, это скелеты, обтянутые сухой, ужасного цвета кожей. Сознание у них неясное, какая-то тупость и придурковатость. И полное отсутствие сил. Сегодня я такого приняла, он пришел на собственных ногах, а через два часа умер. И в городе очень много людей умирает от голода. Сегодня моя приятельница-врач хоронила своего отца, также умершего от истощения. Она рассказывает, что на кладбище и вокруг него делаются страшные вещи — все ведут и везут мертвецов. 23 декабря 1941 года. Врач ленинградского госпиталя Клавдия Наумовна
Несмотря на самоотверженные усилия, ограниченное снабжение по воздуху и по “Дороге жизни” не могло удовлетворить потребности огромного города в котором находились миллионы людей. Солдаты на передовой получали по 500 граммов хлеба в день, рабочие – до 375 граммов, а иждивенцы и дети – всего по 125 граммов. Представьте себе этот крошечный кусочек хлеба – символ жизни в умирающем городе. С наступлением суровой зимы 1941-1942 годов Ленинград погрузился в кошмар массового голода.
“Съедено было все: и кожаные ремни, и подметки, в городе не осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах. Не было электричества, за водой голодные, истощенные люди ходили на Неву, падая и умирая по дороге. Трупы уже перестали убирать, их просто заносило снегом. Люди умирали дома целыми семьями, целыми квартирами,” – вспоминал Евгений Алешин, свидетель этих страшных событий.
Голод доводил людей до крайности. Многие, отчаявшись, опускались до немыслимого. Речь шла уже не только о животных и птицах. Ужасающая статистика органов НКВД зафиксировала более 1700 случаев каннибализма в блокадном Ленинграде. И это были лишь официальные данные, реальное число, вероятно, было гораздо выше. В обезумевшем от голода городе процветало людоедство, ставившее под вопрос саму человеческую природу. Трупы воровали из моргов и с кладбищ, забирали прямо с заснеженных улиц, где они лежали, забытые и никому не нужные. Иногда, отчаявшись найти мертвеца, люди шли на убийство.
Амбулатория полна рабочими и служащими, которые так обессилели, что продолжать работу не могут, но, боясь звания прогульщиков, приходят за больничными листками — бюллетенями. Придя в амбулаторию, многие из них умирают в очереди к врачам. Пол в этом учреждении в полном смысле слова устлан мертвыми и умирающими. Их не успевают забирать.
16 января 1942 года. Преподаватель русской литературы Елена Скрябина (35 лет)
Вот один из жутких примеров, взятый из справки управления УНКВД по Ленинградской области от 26 декабря 1941 года: «21 декабря Воробьев В.Ф., 18 лет, безработный, убил топором свою бабушку Максимову, 68 лет. Труп разрубил на части, печень и легкие варил и ел. Обыском квартиры обнаружены части трупа. Воробьев показал, что совершил убийство на почве голода. Экспертизой Воробьев признан вменяемым». Этот случай, как и многие другие, свидетельствует о том, до какого страшного предела может довести человека голод.
Несмотря на все ужасы пережитой зимы, весной 1942 года в Ленинграде забрезжила надежда. Город, казалось, начал постепенно приходить в себя после пережитого кошмара. В неоккупированных пригородах создавались подсобные хозяйства, чтобы хоть немного обеспечить горожан свежими овощами. Питание, пусть и незначительно, но улучшилось. Смертность, достигнув пика зимой, начала постепенно снижаться. Частично восстановил свою работу общественный транспорт, давая возможность людям передвигаться по городу.
Попытки прорыва
Важным и поистине вдохновляющим событием стало прибытие в Ленинград партизанского обоза из оккупированных Новгородской и Псковской областей. Сотни километров партизаны, рискуя жизнью, скрытно пробирались по тылам немецких армий, чтобы 29 марта прорваться через линию фронта к Ленинграду. На 223 подводах, словно посланцы надежды, они привезли жителям измученного города 56 тонн муки, зерна, мяса, гороха, меда и масла. Этот подвиг партизан стал символом единства и взаимопомощи в борьбе против врага.
Мы живем по-прежнему. Днем частые обстрелы... А жизнь течет, я бы сказала, бьет ключом по сравнению с зимой. Люди чистые, стали одеваться в хорошие платья. Ходят трамваи, магазины потихоньку открываются. У парфюмерных магазинов стоят очереди — это в Ленинград привезли духи. Правда, флакончик стоит 120 рублей, но люди покупают, и мне купили. Я очень обрадовалась. Я так люблю духи! Я надушусь, и мне кажется, что я сыта, что я только вернулась из театра, с концерта или из кафе.
15 июля 1942 года. Клавдия Наумовна
Красная Армия с первых дней блокады предпринимала отчаянные попытки прорвать кольцо окружения и спасти Ленинград от неминуемой гибели. Однако, несмотря на мужество и героизм советских солдат, все четыре крупные наступательные операции, проведенные в 1941-1942 годах, окончились провалом. Причин было много: острая нехватка людских ресурсов, недостаток техники и вооружения, а также, что немаловажно, отсутствие необходимого боевого опыта у многих солдат.
“Мы наступали 3-4 сентября от Черной речки на Келколово, - вспоминал Чипышев, заместитель командира 939-го полка, участник кровопролитной Синявинской операции 1942 года, - без какой-либо артиллерийской поддержки. Снаряды, присланные для дивизионных пушек, к нашим 76-миллиметровым орудиям просто не подходили. Гранат не было. Пулеметные гнезда немецких дотов оставались неподавленными, и наша пехота несла огромные, просто чудовищные потери”.
Этот горький рассказ как нельзя лучше иллюстрирует тяжелейшие условия, в которых приходилось воевать советским солдатам, прорывавшимся к блокадному Ленинграду.
Тем не менее, эти, казалось бы, безуспешные атаки не проходили бесследно для противника. Постоянное давление советских войск изматывало немецкую армию, не позволяя ей перебросить силы на другие участки фронта и лишало возможности для маневра. Каждая попытка прорыва, хоть и безуспешная, сковывала значительные силы противника и приближала день освобождения Ленинграда.
После сокрушительного разгрома немецких войск под Сталинградом, коренным образом изменившего ход войны, инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. Накопив силы и учтя предыдущие ошибки, 12 января 1943 года советское командование приступило к осуществлению наступательной операции под кодовым названием “Искра”, которой наконец-то суждено было завершиться триумфальным успехом. В ходе ожесточенных боев советские войска освободили город Шлиссельбург и очистили южное побережье Ладожского озера, восстановив сухопутное сообщение Ленинграда с “большой землей”. Блокада была прорвана, и у измученного города появился долгожданный шанс на выживание.”
Прорыв блокады стал долгожданным моментом, наполнившим сердца ленинградцев надеждой и радостью.
“Кажется, девятнадцатого января 1943 года я уже собиралась ложиться спать, в одиннадцать часов слышу, что радио, кажется, заговорило”, - вспоминала медсестра Нинель Карпенок: “Я подошла поближе, смотрю, да, говорят: “Слушайте извещение”. Слушаем. И вдруг начали говорить, что прорвали блокаду! Ух! Мы тут выскочили. У нас была коммунальная квартира, четыре комнаты. И мы все выскочили, закричали, заплакали. Все такие были радостные: блокаду прорвали!”.
Эти искренние слова медсестры, как нельзя лучше, передают атмосферу всеобщего ликования, охватившего город в тот исторический день.
Однако, несмотря на прорыв, угроза полного уничтожения Ленинграда еще сохранялась. Немецкие войска все еще находились в непосредственной близости от города и продолжали обстрелы. Лишь спустя год, в ходе масштабной операции “Январский гром”, советские войска смогли окончательно отбросить противника на 100 километров от Ленинграда, тем самым полностью ликвидировав любую угрозу городу.
27 января 1944 года официально провозгласили Днем полного снятия блокады Ленинграда. В этот день над городом прогремели 24 торжественных залпа из 324 орудий, знаменуя собой окончание одного из самых трагических периодов в истории города и всей страны. За те 872 дня, которые продолжалась блокада, от голода, холода, артиллерийских обстрелов и авиационных налетов погибло, по разным оценкам, от 650 тысяч до полутора миллионов ленинградцев.
Блокада Ленинграда – это не просто страница истории, это урок мужества, стойкости и человечности, который никогда не должен быть забыт. Вглядитесь в лица тех, кто пережил этот ад, вслушайтесь в их воспоминания. Пусть их пример вдохновляет нас ценить мир, беречь близких и никогда не сдаваться перед лицом трудностей.