Автор: Андрей Неретин
23 апреля истек срок подачи заявок на участие в аукционе по перевозке пассажиров скоростными судами из г.о. Самара на пригородное правобережье р. Волги. Никто из потенциальных участников не пожелал принять участие в торгах. В прошлые годы эту госуслугу исполняло ООО «Судоходная компания (СК) «Волга Трэвэл». Похоже, судовладелец решил проигнорировать торги из-за решения властей отказаться от индексации тарифов.
23 апреля обернулись провалом торги по поиску перевозчика скоростным водным транспортом с речного вокзала г.о. Самара в с. Ширяево и с. Винновка. Начальная цена контракта составляла 110 млн р. Срок исполнения: с даты заключения контракта по 12 октября 2025 г. Однако на участие в аукционе ни одной заявки не поступило.
В тот же день правительство Самарской обл. выступило с официальным заявлением по данному поводу: «Министерство транспорта и автомобильных дорог (минтранс) Самарской обл. продолжит поиск перевозчика, имеющего в наличии скоростной флот, который обеспечит перевозку туристов в направлении с. Ширяево и Винновки. Конкурентная стоимость государственного контракта на перевозку скоростными судами даст возможность потенциальным пассажирам и далее пользоваться привычным видом сообщения». Кроме того, в официальном заявлении правительства указано на наличие альтернативного водного транспорта, на который приходится основная доля пассажирских перевозок в Винновку и Ширяево: «Отметим, что основной объем пассажиропотока в Самарской обл. в навигацию обеспечивается водоизмещающим флотом. Так, общее количество перевезенных пассажиров в 2024 г. составило 643 тыс. чел., из них 586 тыс. перевезено судами типа «Москва» и «ОМ» и 56 тыс. - судами типа «Валдай-45Р». Для перевозок пассажиров водоизмещающим флотом из Самары в направлении указанных населенных пунктов в 2025 г. заключены государственные контракты с ООО «Самарское речное пассажирское предприятие». Перевозки до с. Ширяево на судне типа «Москва» стартовали с 14 апреля, а до с. Винновки и с. Зольного начнутся с 28 апреля».
Необходимо отметить, что в прошлые годы контракты на перевозку пассажиров скоростным водным транспортом заключались с ООО «СК «Волга Трэвэл». Известно, что на балансе данной компании находятся четыре судна «Валдай 45Р» вместимостью 45 чел. каждый. Согласно приказу департамента ценового и тарифного регулирования Самарской обл. (с 28 декабря 2024 г. комитет ценового и тарифного регулирования Самарской обл. - Прим. ред.), в 2024 г. предельный уровень тарифа полного билета составил 800 р., детского - 550 р.
В начале апреля 2025 г. широкую огласку получила информация о том, что комитет ценового и тарифного регулирования подготовил проект приказа, по которому стоимость полного билета увеличивается до 840 р., детского - до 580 р. Судя по всему, негативная реакция граждан на планы по увеличению тарифов вынудила чиновников отказаться от этой идеи. Приказом комитета от 16 апреля 2025 г. тарифы на перевозку пассажиров речным скоростным транспортом остались прежними.
Похоже, ООО «СК «Волга Трэвэл» по прошлогодним тарифам работать не намерено и поэтому проигнорировало объявленные торги. Между тем представленная правительством статистика свидетельствует о том, что регион вполне может обойтись и без скоростных «валдаев». Скоростные пассажирские перевозки водным транспортом оправданы на длинных межрегиональных дистанциях. Однако на коротких дистанциях они заметно утрачивают свое преимущество. Пассажиры не хотят переплачивать, когда есть возможность добраться до места назначения в разумные сроки и за доступную цену. Поэтому контракт в первую очередь мог быть востребован самим перевозчиком. Решая уйти с рынка, он просто обрекает свой пассажирский скоростной флот на бессмысленное гниение у причала.