На сей раз речь пойдёт о букинистике. Люблю старые книги очень. Книги, зачитанные буквально до дыр и книги, простоявшие всю свою жизнь в модном, красивом шкафу, но так и не дождавшиеся, чтобы их взяли в руки и почитали; книги интересные и книги скучные; книги ярко оформленные и книги блëклые; книги с налëтом таинственности и с зáпахом истории и книги просто... с зáпахом...
Помнится, одну букинистическую книгу пришлось выносить в мороз на балкон для проветривания, уж больно сильно она запомнила запахи жизнедеятельности своих бывших владельцев. А была это "Книга о вкусной и здоровой пище".😆
Но это я так, слегка отвлеклась. Расскажу сегодня о нескольких книгах, которые оказались в нашем доме какое-то время назад. Книги пролистаны мной вкратце, если можно так сказать, но ещё не прочитаны с пристрастием.
Флаги на башнях
Антон Семëнович Макаренко сам сказал, о чëм эта книга.
Я хотел изобразить тот замечательный коллектив, в котором мне посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его окружение.
Дети, взрослые – кто они друг другу? Кто кому помогает? Кто кого учит? И чему? Макаренко как педагог и учитель понимает и, конечно, любит детей. Без этого не было бы ничего – ни коммун, ни книг.
"Флаги на башнях" – последняя книга А. С. Макаренко, написана она была в 1938 году, а в 1939 его не стало.
Замороженное время
С книгами Михаила Тарковского часто происходит непонятное. Они пропадают. И вроде бы, нормальные тиражи и писатель известный и, что самое главное, читаемый. Но то ли его не переиздают, то ли что-то другое. Его книг либо не найти либо они стоят безумно дорого. Эту книгу я искала, наверное, года два.
"Замороженное время" – сборник повестей и рассказов.
Ему покорны охотничье ружьё и пишущая машинка – доброе «перо» нашего времени. Ему дано рассказать о людях, которые живут на земле вековечно.
Я обожаю как пишет Михаил Тарковский. У него яркий, богатый и очень красивый язык. А ещё все его тексты буквально пересыпаны сибирскими словечками, так что практически в каждой его книге обязательно приводится словарь. Есть он и здесь.
СЕЛЬДЮК – житель Туруханского Енисея. У сельдюков особый говор, например, они произносят вместо «ш»–«с», вместо «ж»–«з» («серсавый», «нозык»). СЕЛЬДЮЧИТЬ – это значит говорить по-сельдючьи.
Записки врача
Владимира Львовича Найдина называют "старинным московским интеллигентом". И ещё о нëм же: "Так писали Булгаков и Чехов". Неплохая такая компания врачей. В общем, перед нами "производственный роман", медицинский. Вернее, не роман, а сборник небольших рассказов из будней отделения реанимации.
Немного почитала. Отлично написано, умно. Местами смешно, иногда грустно, иногда грубовато. Юмор от медиков – это... ну вы знаете.
Дурак обыкновенный. Сколько хочешь таких. Дур – тоже. Здесь равноправие.
Спасибо Александру, что знакомит меня с интересными авторами (уже не в первый раз). 😊
Письма из глубины России
Книга "Крест бесконечный" – это опубликованная переписка русского писателя Виктора Астафьева и литературного критика Валентина Курбатова. Переписка длилась с 1974 по 2001 год.
Книга в суперобложке, на клапане которой Валентин Распутин написал небольшой комментарий.
Трое этих умнейших людей дружили и ссорились, общались и навсегда рвали отношения. И переписывались.
Существует опубликованная переписка Распутина с Астафьевым и Распутина с Курбатовым. И вот – Астафьев и Курбатов. Это не просто интересное чтение, это уже, можно сказать, исторические документы. Слишком много происходило в эти годы, слишком лихорадило культуру, литературу, страну. Кто-то из них писал обо всём с болью, кто-то с категоричностью и нетерпимостью. Но писали талантливо. Это надо читать. Уже не им, а нам.
По ступенькам памяти
Это книга Сергея Владимировича Образцова состоит из совсем небольших рассказов, почти заметок, обо всём, что было в его жизни важного, запоминающегося. С самого нежного возраста (1901 г.р.), как он себя помнит (года три) и до 1985 года. Заметки коротенькие, некоторые буквально в полстранички, но с обязательным названием. Например, "Умер Ленин", "Свой театр в Москве "...
И, конечно, в книге много о куклах, о театре – это ведь дело всей жизни Сергея Образцова.
Много фото. Правда, они почему-то выполнены все в розоватом цвете. Но, видимо, такая задумка издательства, нормально, не раздражает.
Библиотека всемирной литературы
серия третья
Том 163
Синклер Льюис. Этого американского автора мне впору внести в список "Все читали, а я нет". Время от времени я встречаю упоминание о нём у читающих людей и в очередной раз даю себе обещание прочесть что-то у этого писателя. Вот и книжка стои́т, ждёт.
В этот том вошли лучшие (как заявлено) романы писателя. Это "Бэббит" и "Эроусмит".
Обложка тканевая, добротная, что было не так уж часто даже в советское время. Но вот цвет... Абсолютно траурное, какое-то трагическое ощущение от этого томика.
Но зато много вставок с иллюстрациями.
А ещё эта книга претендент на проветривание (помните "Книгу о вкусной и здоровой пище"). Похоже, бывшие владельцы любили покурить возле книжного шкафа. 😞
Путешествие по Волге
Художники братья Чернецовы – Григорий Григорьевич и Никанор Григорьевич, закончившие Академию Художеств, в 1838 году совершили путешествие по Волге. Во время поездки они делали записи и зарисовки.
В отделе редкой книги научной библиотеки Государственного Эрмитажа хранится рукопись из двух книг в скромных тëмно-зелëных коленкоровых переплëтах с кожаными корешками. Золотом вытеснены заглавия: «Воспоминания из путешествия по Волге» и «Приложения к воспоминаниям».
...
К книге приложена «Карта живописного путешествия по р. Волге от Рыбинска до Астрахани, 1838 года».
Вот, собственно, эти записи с рисунками и составляют эту совершенно замечательную книгу.
Написано очень коротко, но отражено самое важное – то, что удивило, восхитило, впечатлило. И прекрасные рисунки!
Мне было очень приятно читать про города, в большинстве которых мы побывали. Более того, некоторые строения сохранились с тех времён, и они совершенно узнаваемы!
Если любите Волгу или если живëте (!) на Волге, присмотритесь к этой книге, поищите её. Вам понравится.
***
Вот и всё на сегодня. Ну, и по традиции, рубрика «Филя и книги». Наш кот любит фотографироваться исключительно рядом с бумажными книжными изданиями. Если же рядом не наблюдается книг, Филя, увидя телефон, направленный на себя, убегает, ворчит и даже фыркает. Говорят же, что животные похожи на людей, рядом с которыми живут. В общем, у нас кот-библиофил.
P. S. Буду рада, друзья мои, если вы прокомментируете какие-то издания или знакомых авторов. Мне это интересно. 😊📚