ЗИЛ-131: какое масло лить в мосты, КПП, раздатку и балансиры. Ликбез от бывалого зиловода.
Всю жизнь кручусь вокруг ЗИЛ-131. Отец на них всю жизнь откатал, да и я сам с ними на «ты». Сейчас в гараже пара дизельных 131-х с двигателем Д-245, да и отец до сих пор не расстался со своим ЗИЛком (бортовым с мртором УРАЛ-375). Так что опыт по ремонту и обслуживанию этих легендарных машин накоплен приличный.
Стою как-то под машиной на эстакаде, делаю очередной ремонт. Решил пару минут уделить тому, без чего любой ремонт случится гораздо раньше — смазке. Расскажу, какие масла и в каких объемах я использую для основных агрегатов ЗИЛ-131. Думаю, многим эта шпаргалка сэкономит время и нервы.
Краткая шпаргалка по объемам и типам масел:
Задний и средний мост: по 5 л. ТМ-5 ( то же самое, что ТАД-17и);
Передний мост: 5 л. ТМ-5;
КПП ЗИЛ-130/131: 5 л. ТМ-4 или ТМ-5 (спорный момент, см. ниже ⬇️)
Раздаточная коробка: 5 л. ТМ-5
Балансир (буксы): по 0,4 л в каждую (всего 0,8 л) ТМ-5 или Нигрол.
А теперь подробнее по каждому пункту.
1. Мосты: уровень и выбор масла
Заливаю во все редукторы (задний, средний, передний) трансмиссионное масло ТМ-5 (он же ТАД-17и). По опыту — лучшее соотношение цены и качества.
Объем: стандартно по 5 литров в каждый.
Как залить и проверить уровень?
Задний/средний мост: Заливать можно через заливную пробку вверху редуктора, а удобнее всего через отверстие болта для крепления редуктора. Откручиваю любой удобный болт (ключ на 19) и с помощью нагнетателя закачиваю масло. Этим же отверстием пользуюсь для контроля уровня — масло должно быть заподлицо с плоскостью чашки редуктора. Проверяю проволокой или просто чистой веточкой.
Важно: не на всех мостах есть штатное контрольное отверстие с пробкой (оно находится в балке моста рядом с чашкой редуктора, если смотреть со стороны КПП, пробка под ключ на 14). Поэтому мой способ — универсальный.
Передний мост: тут все проще. Заливная пробка (она же контрольная) находится спереди редуктора. Это квадрат под ключ на 19. Заливаем до нижнего края отверстия.
2. Коробка передач и раздатка
Тут есть нюанс, который вызовет споры у purists (знатоков), но я опираюсь на свой опыт.
КПП (коробка передач): У меня на одном ЗИЛе стоит скоростная коробка от УРАЛ-375. В нее я заливаю 5 литров ТМ-4.
Если же говорить о штатной КПП ЗИЛ-130/131, то туда тоже льется 5 литров. Многие категорически против, но я лично заливаю ТМ-5. Почему? Объясняю в своем видео, ссылка здесь ⬇️:
Спорить не буду, но я при своем мнении.
Раздаточная коробка: С ней все однозначно — 5 литров ТМ-5. Заливается и контролируется через одну пробку (под ключ на 19). Уровень — до нижнего края отверстия.
3. Балансир (буксы)
В балансирной оси две буксы.
Объем: в каждую нужно залить по 0,4 литра смазки.
Что лить? Заливаю тот же ТМ-5. По мануалу раньше лили густой Нигрол. Я не против нигрола, но только если вы живете в мягком климате.
Важное отступление про климат и Нигрол: Наши суровые зимы с морозами до -40°C и ниже — не лучшее время для нигрола. Он намертво густеет, и тронуться с места утром становится нереальной задачей (а на балансирах может порвать сальник). Помню, как раньше водители с паяльными лампами под машиной грели редукторы и мосты (довелось и самому поскакать с лампой вокруг машины на заре карьеры). Зачем эти танцы, если есть современные всесезонные масла? Я за прогресс.
Что еще посмотреть?
Если вас интересует не только замена масла в агрегатах, но и смазка узлов через пресс-масленки (шарниры, подшипники, etc.), то у меня есть отдельное видео, где я подробно показываю все основные точки, чем и как часто их нужно смазывать. Смотрите ЭТО видео здесь ⬇️:
Все мои видео по ремонту и обслуживанию ЗИЛ-131 собраны в одной подборке. ССЫЛКА на подборку ⬇️:
Все мои видео по ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗИЛ-131 с двигателем Д-245 смотрите в ЭТОЙ подборке ⬇️:
Подписывайтесь на мои каналы: Master ЗИЛ & УАЗ по уму на:
Rutube:
https://rutube.ru/channel/21429871/
Телеграмм:
https://t.me/zil_131manipuljator
You Tube:
https://m.youtube.com/channel/UCJC1GmgJHOGxz-EEpoWrm_A
Удачи в ремонте! Держите свои легенды на ходу.