На эти и другие вопросы ответит выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное»
Где: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева
Адрес: улица Воздвиженка 5/25c1
До: 13 июля 2025
25 января 1775 года вереница карет императорского поезда въехала в Москву. Екатерина Великая, отмечая победу в Русско-турецкой войне, на целый год перевезла двор в Москву. Первопрестольная встретила матушку Екатерину колокольным звоном и пушечной пальбой, но настроение в городе было тревожным. Всего две недели назад был казнён на Болотной площади Емельян Пугачёв. Останки Пугачёва были сожжены вместе с санями, на которых его привезли на казнь.
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет великолепную выставку «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное», приуроченную к 250-летию празднования завершения победоносной войны с турками и заключения Кючук‑Кайнарджийского мира.
Есть минимум 12 причин посетить эту экспозицию.
1. Увидеть Екатерину Великую в день дворцового переворота.
Работавший при дворе датский портретист Виргилиус Эриксен написал Екатерину в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Облачённая в мундир подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка А.Ф.Талызина, с голубой лентой ордена Святого Андрея Первозванного, императрица изображена верхом на коне Бриллианте. Портрет пользовался огромным успехом и был даже переведён в фарфор. Одну из таких статуэток вы и увидите на выставке. Именно в день переворота Екатерина «возложила» на себя мужской орден Св. Андрея Первозванного в знак восшествия на престол в качестве единоличного монарха. Впоследствии российские императрицы будут получать этот орден в день совместной с супругом коронации. Екатерина была одета в мундир, чтобы подчеркнуть тесную связь с гвардией, которая и должна была возвести её на трон и стать главной опорой.
2. Получить представление о жителях Москвы, которые встречали Екатерину II.
“Нижний род людей” - именно так назывались крестьяне в «Наказе Комиссии о составлении проекта нового Уложения» 1766 года. Увидеть лица крестьян и колоритные женские тиры задолго до изобретения фотографии позволяют работы французского художника Жана-Батиста Лепренса, приехавшего в Россию в 1758 году.
3. Лицезреть “допотопную” Москву.
Облик «допотопной» Москвы поражал иностранных путешественников и столичных жителей не только своим своеобразным колоритом, но и запущенностью.
«Нельзя лучше обрисовать картину Москвы, чем представить ее как скопление огромного числа деревень, соединённых в беспорядке, и таком смешении, что там чувствуешь себя как в обширном лабиринте. Огромные особняки, называемые дворцами, исполнены в стиле барокко. Эти дворцы окружены низкими жалкими домишками, которые, без сомнения, можно назвать лачугами», – Thesby de Belcour, Amsterdam, 1776.
4. Узнать историю музея архитектуры имени А.В.Щусева.
Встречала Екатерину Великую верная «старая гвардия», удалившаяся в Москву на покой, и молодые «орлы», возводившие императрицу на престол. Среди них Александр Фёдорович Талызин, владелец усадьбы, где сегодня располагается Музей архитектуры. Во второй половине 1780-х он оставил службу при дворе, переехал в Москву, купил у наследников грузинского царевича Г.В. Багратиони большой двор на Воздвиженке и предположительно в 1787 году начал строить дом с флигелями и хозяйственными службами – дом, где с 1945 года находится Музей архитектуры имени А.В.Щусева.
5. Вообразить, каким бы мог быть Кремлевский дворец.
В июне 1773 года в сердце Москвы произошло событие, которое могло изменить облик столицы навсегда. Торжественная закладка Большого Кремлёвского дворца по проекту Василия Баженова. Основным свидетельством этого грандиозного замысла осталась авторская модель дворца.
Проект Баженова был поистине грандиозным: 20 тысяч комнат, парадная лестница к Москве-реке, но предполагал снос части исторических сооружений. На месте старых построек планировалось возвести новый дворец, который по своим масштабам и великолепию должен был затмить Колизей и египетские пирамиды. В 1775 году Екатерина II повелела остановить работы и уничтожить все следы грандиозного замысла. Причины такого решения остаются предметом обсуждений до сих пор. Официальной причиной называли осадку стен Архангельского собора.
Сыграла роль непомерно дорогая смета на возведение дворца. Да и сама императрица с годами остыла к масштабному проекту Баженова.
6. Улыбнуться парадоксу, что императрице негде было жить.
Сложилась парадоксальная ситуация: при наличии нескольких старых императорских дворцов остановиться Екатерина II не могла ни в одном из них, потому что все они либо находились в состоянии упадка, либо были недостроены. Старый Кремлёвский дворец, Головинский дворец в Покровском-Рубцове ещё помнили молодую великую княгиню Екатерину Алексеевну, но императрица жить в них уже не могла. Лишь великолепные сады свидетельствовали о былом величии императорских усадеб. Рассказ о знаменитом Головинском саде разворачивается вокруг беседки-сиделки, воссозданной на выставке по чертежам из Музея архитектуры. Каждому из этих дворцов и садов эпохи барокко на выставке посвящен отдельный раздел.
7. Узнать, где же все-таки поселилась Екатерина Великая.
Для пребывания Екатерины II в Москве в 1775 году пришлось возвести новое жилище. Деревянный дворец был в кратчайшие сроки построен по проекту Матвея Фёдоровича Казакова на Волхонке (сейчас на этом месте АЗС напротив храма Христа Спасителя). Он получил название Пречистенского – по названию улицы Пречистенки, частью которой в то время ещё была современная Волхонка. В состав дворца вошли также три близлежащих дома: Михаила Михайловича Голицына, где проживала сама императрица; Лопухиных, где жил Григорий Александрович Потёмкин; Долгоруких, где расположился великий князь Павел Петрович с супругой и свитой.
8. Понять, что Екатерина Великая видела из своих окон.
Это расположенный напротив Алексеевский монастырь, чьё место позже занял храм Христа Спасителя; несохранившаяся до наших дней Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Ленивке; питейный дом «Волхонка», давший название улице; огромный императорский Колымажный двор для хранения экипажей (на месте которого впоследствии был построен Музей изящных искусств, сегодня – ГМИИ имени А.С. Пушкина).
9. Познакомиться с необычными экспонатами.
В 1819 году Николай Борисович Юсупов возвел храм-памятник Екатерине Великой в виде садового павильона в Архангельском, который именовался Екатерининская беседка. Екатерина II предстает в бронзе в образе богини правосудия Фемиды. В 1827 сакрализация государыни-императрицы была усилена постановкой перед беседкой треножника-курильницы, где на горящих углях возжигали душистые травы.
Сюрту-де-табль (настольное украшение парадного стола) был приобретен великим князем Петром Федоровичем в 1754 г, он украшал парадные обеды, на которых присутствовала великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина II. Он выполнен по заказу датского короля в ознаменование мира, заключенного между Норвегией и Швецией при его посредничестве. Дания предстает как “столп мира” – это центральный обелиск, увенчанный короной и символом мира: путти с пальмовой ветвью. К нему простирает руки муза истории Клио, трубит в фанфары парящая Слава. Беллона, богиня войны, снимает доспехи. Еще один символ Дании - слон (главным орденом Дании был орден Белого слона). Швецию и Норвегию олицетворяют две женские фигуры в коронах и мантиях.
Екатерина Великая любила животных. Изображенная на гравюре собачка подарена была подарена ей Григорием Орловым. Кстати, в 1775 году любимые собаки императрицы приехали вместе с ней в Москву.
10. Понять, почему столик называется “бобик”.
Маленькие изящные столики со столешницей в виде боба вошли в моду во времена Екатерины II, назывались выгибными, а бобиками их стали именовать только в XIX в. Дамы в пышных нарядах могли заниматься рукоделием, читать, выпить чашку чая.
11. Узнать, к кому Екатерина II обращалась “кукла”.
На выставке представлена записка Екатерины Великой, адресованная Григорию Потемкину: “Кукла, или ты спесив, или ты сердит, что ни строки не вижю. Добро, душинка, накажю тебя, расцалую ужо, мне кажется, ты отвык от меня. Целыя сутки почти что не видала тебя, а все Чербачев и другия шушуры, что палца моего не стоят и тебя столько не любят, те допускаются до вашего лицозрения, а меня оттерли. Добро, я пойду в general des Jamchik (в ямщицкие генералы (фр)) возле (вас), то получу вход к высокопревосходительному.”
Однажды Потёмкин театрально удалился в Александро-Невскую лавру и стал готовиться к постригу. Императрица передавала туда записки, потом приехала сама и застала Потёмкина распростёртым на полу в келье, где он молился перед иконой Святой Екатерины. Императрица якобы сказала: “Тебе, Григорий, не архиереем быть. Их у меня довольно, а ты у меня один таков, и ждет тебя иная стезя.“
12. Попытаться найти ответ на вопрос: “Дизентерия или тайные роды?”
Отъезд императрицы из Санкт-Петербурга вызвал неоднозначные суждения. Во время празднования в Москве в 1775 году завершения Русско-турецкой войны императрица под предлогом болезни на несколько дней удалилась от двора. В письме к барону Ф.М.Гримму она сообщила, что из-за немытых фруктов у нее началась дизентерия. Многие связали эту болезнь с рождением дочери.
Елизавета Григорьевна Тёмкина родилась 13 июля 1775 года в Москве. В том же году ребенок появился во дворце Григория Потёмкина. Практика давать знатным бастардам усеченный вариант от фамилии отца в России была весьма распространенной. Девочку передали на воспитание в семью сестры Светлейшего князя - Марии Александровны Самойловой, а опекуном Елизаветы назначили родного племянника Потемкина Александра Самойлова. Когда девочка подросла, ее определили на воспитание в пансион для знатных девиц. Сразу после пансиона её выдали замуж за одного из ближайших друзей сына наследника престола Константина Павловича. Она родила мужу 10 детей. На портрете кисти Владимира Боровиковского Елизавета изображена в образе богини Дианы.
По одному билету вы можете посетить еще одну потрясающую выставку “Восстает во славе” и постоянную экспозицию “Калязин. Фрески затопленного монастыря”, о которых я писала ранее.
А ещё на этой выставке можно от души посмеяться. Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, и узнаете, над чем.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#1775_год_Триумф_Екатерины_Публичное_и_личное #выставки_в_Москве #музей_архитектуры_имени_Щусева #Шедевральные_маршруты #куда_пойти_летом_в_Москве