Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Почему Екатерине II в Москве негде было жить? К кому она обращалась "кукла"? Дизентерия или тайные роды?

Где: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева Адрес: улица Воздвиженка 5/25c1 До: 13 июля 2025 25 января 1775 года вереница карет императорского поезда въехала в Москву. Екатерина Великая, отмечая победу в Русско-турецкой войне, на целый год перевезла двор в Москву. Первопрестольная встретила матушку Екатерину колокольным звоном и пушечной пальбой, но настроение в городе было тревожным. Всего две недели назад был казнён на Болотной площади Емельян Пугачёв. Останки Пугачёва были сожжены вместе с санями, на которых его привезли на казнь. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет великолепную выставку «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное», приуроченную к 250-летию празднования завершения победоносной войны с турками и заключения Кючук‑Кайнарджийского мира. Есть минимум 12 причин посетить эту экспозицию. Работавший при дворе датский портретист Виргилиус Эриксен написал Екатерину в день дворцов
Оглавление

На эти и другие вопросы ответит выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное»

Где: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

Адрес: улица Воздвиженка 5/25c1

До: 13 июля 2025

Бюст Екатерины II Модель Жана-Франсуа-Ксавье Гаттенбергера по оригиналу Луи-Симона Буазо Россия, завод Ф.Я.Гарднера 1780-1790-е бисквит
Бюст Екатерины II Модель Жана-Франсуа-Ксавье Гаттенбергера по оригиналу Луи-Симона Буазо Россия, завод Ф.Я.Гарднера 1780-1790-е бисквит

25 января 1775 года вереница карет императорского поезда въехала в Москву. Екатерина Великая, отмечая победу в Русско-турецкой войне, на целый год перевезла двор в Москву. Первопрестольная встретила матушку Екатерину колокольным звоном и пушечной пальбой, но настроение в городе было тревожным. Всего две недели назад был казнён на Болотной площади Емельян Пугачёв. Останки Пугачёва были сожжены вместе с санями, на которых его привезли на казнь.

Литографическое заведение И.Д.Руднева. Казнь Емельяна Пугачёва в Москве 10 января 1775 года. 1866, бумага, литография, акварель
Литографическое заведение И.Д.Руднева. Казнь Емельяна Пугачёва в Москве 10 января 1775 года. 1866, бумага, литография, акварель

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет великолепную выставку «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное», приуроченную к 250-летию празднования завершения победоносной войны с турками и заключения Кючук‑Кайнарджийского мира.

Неизвестный гравёр. Описание торжественного въезда в Москву турецкого посла Беглербея в 1755 году. Лист из атласа Д.А.Ровинского. Русские народные картинки 1881, бумага, фотолитогафия
Неизвестный гравёр. Описание торжественного въезда в Москву турецкого посла Беглербея в 1755 году. Лист из атласа Д.А.Ровинского. Русские народные картинки 1881, бумага, фотолитогафия

Есть минимум 12 причин посетить эту экспозицию.

1. Увидеть Екатерину Великую в день дворцового переворота.

Группа фарфоровая. Екатерина II на коне. Германия, Мейсен,1770
Группа фарфоровая. Екатерина II на коне. Германия, Мейсен,1770

Работавший при дворе датский портретист Виргилиус Эриксен написал Екатерину в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Облачённая в мундир подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка А.Ф.Талызина, с голубой лентой ордена Святого Андрея Первозванного, императрица изображена верхом на коне Бриллианте. Портрет пользовался огромным успехом и был даже переведён в фарфор. Одну из таких статуэток вы и увидите на выставке. Именно в день переворота Екатерина «возложила» на себя мужской орден Св. Андрея Первозванного в знак восшествия на престол в качестве единоличного монарха. Впоследствии российские императрицы будут получать этот орден в день совместной с супругом коронации. Екатерина была одета в мундир, чтобы подчеркнуть тесную связь с гвардией, которая и должна была возвести её на трон и стать главной опорой.

2. Получить представление о жителях Москвы, которые встречали Екатерину II.

Чашка с блюдцем с росписью по гравюре Ж-Б Лепренса. Крестьянки, возвратившиеся с рынка Россия, ИФЗ, 1810-е
Чашка с блюдцем с росписью по гравюре Ж-Б Лепренса. Крестьянки, возвратившиеся с рынка Россия, ИФЗ, 1810-е

“Нижний род людей” - именно так назывались крестьяне в «Наказе Комиссии о составлении проекта нового Уложения» 1766 года. Увидеть лица крестьян и колоритные женские тиры задолго до изобретения фотографии позволяют работы французского художника Жана-Батиста Лепренса, приехавшего в Россию в 1758 году.

Тарелка с росписью по гравюре Ж-Б Лепренса. Летний головной убор девушек и женщин. Россия, ИФЗ ,1810-е
Тарелка с росписью по гравюре Ж-Б Лепренса. Летний головной убор девушек и женщин. Россия, ИФЗ ,1810-е

3. Лицезреть “допотопную” Москву.
Облик «допотопной» Москвы поражал иностранных путешественников и столичных жителей не только своим своеобразным колоритом, но и запущенностью.

Патрикей Тимофеевич Балабин - гравёр, Михаил Иванович Махаев - автор рисунка. Вид Кремля из Замоскворечья между Каменным и Живым мостом к полудню
Патрикей Тимофеевич Балабин - гравёр, Михаил Иванович Махаев - автор рисунка. Вид Кремля из Замоскворечья между Каменным и Живым мостом к полудню

«Нельзя лучше обрисовать картину Москвы, чем представить ее как скопление огромного числа деревень, соединённых в беспорядке, и таком смешении, что там чувствуешь себя как в обширном лабиринте. Огромные особняки, называемые дворцами, исполнены в стиле барокко. Эти дворцы окружены низкими жалкими домишками, которые, без сомнения, можно назвать лачугами», – Thesby de Belcour, Amsterdam, 1776.

4. Узнать историю музея архитектуры имени А.В.Щусева.

Грамота Московской губернии от губернского предводителя дворянства и уездных дворянских депутатов. Выдана лейб-гвардии ротмистру и кавалеру Александру Степановичу Талызину о внесении его рода в дворянскую родословную Московской губернии книгу на основании пожалованной ему в 1785 году грамоты о дворянском достоинстве. 1827, пергамент, тушь, акварель, гуашь
Грамота Московской губернии от губернского предводителя дворянства и уездных дворянских депутатов. Выдана лейб-гвардии ротмистру и кавалеру Александру Степановичу Талызину о внесении его рода в дворянскую родословную Московской губернии книгу на основании пожалованной ему в 1785 году грамоты о дворянском достоинстве. 1827, пергамент, тушь, акварель, гуашь

Встречала Екатерину Великую верная «старая гвардия», удалившаяся в Москву на покой, и молодые «орлы», возводившие императрицу на престол. Среди них Александр Фёдорович Талызин, владелец усадьбы, где сегодня располагается Музей архитектуры. Во второй половине 1780-х он оставил службу при дворе, переехал в Москву, купил у наследников грузинского царевича Г.В. Багратиони большой двор на Воздвиженке и предположительно в 1787 году начал строить дом с флигелями и хозяйственными службами – дом, где с 1945 года находится Музей архитектуры имени А.В.Щусева.

Дом А.Ф.Талызина на Воздвиженке. Лист из альбома партикулярных строений М.Ф.Казакова. 1800-1802, бумага, тушь, акварель
Дом А.Ф.Талызина на Воздвиженке. Лист из альбома партикулярных строений М.Ф.Казакова. 1800-1802, бумага, тушь, акварель

5. Вообразить, каким бы мог быть Кремлевский дворец.

В июне 1773 года в сердце Москвы произошло событие, которое могло изменить облик столицы навсегда. Торжественная закладка Большого Кремлёвского дворца по проекту Василия Баженова. Основным свидетельством этого грандиозного замысла осталась авторская модель дворца.

Модель парадного вестибюля Большого Кремлевского дворца. 1769-1773, дерево, левкас, тонировка
Модель парадного вестибюля Большого Кремлевского дворца. 1769-1773, дерево, левкас, тонировка

Проект Баженова был поистине грандиозным: 20 тысяч комнат, парадная лестница к Москве-реке, но предполагал снос части исторических сооружений. На месте старых построек планировалось возвести новый дворец, который по своим масштабам и великолепию должен был затмить Колизей и египетские пирамиды. В 1775 году Екатерина II повелела остановить работы и уничтожить все следы грандиозного замысла. Причины такого решения остаются предметом обсуждений до сих пор. Официальной причиной называли осадку стен Архангельского собора.

Василий Иванович Баженов. Большой Кремлевский дворец. 1769, бумага, тушь, клей
Василий Иванович Баженов. Большой Кремлевский дворец. 1769, бумага, тушь, клей

Сыграла роль непомерно дорогая смета на возведение дворца. Да и сама императрица с годами остыла к масштабному проекту Баженова.

6. Улыбнуться парадоксу, что императрице негде было жить.

Неизвестный архитектор. Беседка-сиделка в Головинском саду. Последняя четверть XVIII в, бумага, тушь
Неизвестный архитектор. Беседка-сиделка в Головинском саду. Последняя четверть XVIII в, бумага, тушь

Сложилась парадоксальная ситуация: при наличии нескольких старых императорских дворцов остановиться Екатерина II не могла ни в одном из них, потому что все они либо находились в состоянии упадка, либо были недостроены. Старый Кремлёвский дворец, Головинский дворец в Покровском-Рубцове ещё помнили молодую великую княгиню Екатерину Алексеевну, но императрица жить в них уже не могла. Лишь великолепные сады свидетельствовали о былом величии императорских усадеб. Рассказ о знаменитом Головинском саде разворачивается вокруг беседки-сиделки, воссозданной на выставке по чертежам из Музея архитектуры. Каждому из этих дворцов и садов эпохи барокко на выставке посвящен отдельный раздел.

7. Узнать, где же все-таки поселилась Екатерина Великая.

Франческо Бартолоцци - гравёр. Микеле Бенедетти - автор оригинала. Портрет Екатерины II. 1785, бумага, гравюра пунктиром
Франческо Бартолоцци - гравёр. Микеле Бенедетти - автор оригинала. Портрет Екатерины II. 1785, бумага, гравюра пунктиром

Для пребывания Екатерины II в Москве в 1775 году пришлось возвести новое жилище. Деревянный дворец был в кратчайшие сроки построен по проекту Матвея Фёдоровича Казакова на Волхонке (сейчас на этом месте АЗС напротив храма Христа Спасителя). Он получил название Пречистенского – по названию улицы Пречистенки, частью которой в то время ещё была современная Волхонка. В состав дворца вошли также три близлежащих дома: Михаила Михайловича Голицына, где проживала сама императрица; Лопухиных, где жил Григорий Александрович Потёмкин; Долгоруких, где расположился великий князь Павел Петрович с супругой и свитой.

8. Понять, что Екатерина Великая видела из своих окон.

Алексеевский монастырь (вид до 1838 г). Лист из альбома "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества." оставитель А.А.Мартынов, 1851 г
Алексеевский монастырь (вид до 1838 г). Лист из альбома "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества." оставитель А.А.Мартынов, 1851 г

Это расположенный напротив Алексеевский монастырь, чьё место позже занял храм Христа Спасителя; несохранившаяся до наших дней Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Ленивке; питейный дом «Волхонка», давший название улице; огромный императорский Колымажный двор для хранения экипажей (на месте которого впоследствии был построен Музей изящных искусств, сегодня – ГМИИ имени А.С. Пушкина).

Владислав Александрович Рябов. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Ленивке. Реконструкция. 2010-е, экспозиционная копия
Владислав Александрович Рябов. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Ленивке. Реконструкция. 2010-е, экспозиционная копия
Джон Август Аткинсон - автор оригинала. Русский кабак 1820-е. Бумага, литография, акварель Экспозиционная копия
Джон Август Аткинсон - автор оригинала. Русский кабак 1820-е. Бумага, литография, акварель Экспозиционная копия

9. Познакомиться с необычными экспонатами.

Неизвестный художник Портрет Екатерины II 1760-е холст, масло. Курильница. Слесарная мастерская князя Н.Б.Юсупова в селе Архангельском. 1827 г
Неизвестный художник Портрет Екатерины II 1760-е холст, масло. Курильница. Слесарная мастерская князя Н.Б.Юсупова в селе Архангельском. 1827 г

В 1819 году Николай Борисович Юсупов возвел храм-памятник Екатерине Великой в виде садового павильона в Архангельском, который именовался Екатерининская беседка. Екатерина II предстает в бронзе в образе богини правосудия Фемиды. В 1827 сакрализация государыни-императрицы была усилена постановкой перед беседкой треножника-курильницы, где на горящих углях возжигали душистые травы.

Настольное украшение сюрту-де-табль в честь заключения договора между Норвегией и Швецией. Модель Иоахима Кендлера, Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура, около 1751
Настольное украшение сюрту-де-табль в честь заключения договора между Норвегией и Швецией. Модель Иоахима Кендлера, Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура, около 1751

Сюрту-де-табль (настольное украшение парадного стола) был приобретен великим князем Петром Федоровичем в 1754 г, он украшал парадные обеды, на которых присутствовала великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина II. Он выполнен по заказу датского короля в ознаменование мира, заключенного между Норвегией и Швецией при его посредничестве. Дания предстает как “столп мира” – это центральный обелиск, увенчанный короной и символом мира: путти с пальмовой ветвью. К нему простирает руки муза истории Клио, трубит в фанфары парящая Слава. Беллона, богиня войны, снимает доспехи. Еще один символ Дании - слон (главным орденом Дании был орден Белого слона). Швецию и Норвегию олицетворяют две женские фигуры в коронах и мантиях.

 Христофор Мельхиор Рот - гравёр. Иоганн Фридрих Гроот - автор оригинала. 1767, бумага, гравюра резцом
Христофор Мельхиор Рот - гравёр. Иоганн Фридрих Гроот - автор оригинала. 1767, бумага, гравюра резцом

Екатерина Великая любила животных. Изображенная на гравюре собачка подарена была подарена ей Григорием Орловым. Кстати, в 1775 году любимые собаки императрицы приехали вместе с ней в Москву.

10. Понять, почему столик называется “бобик”.

Столик-бобик, 1780-е
Столик-бобик, 1780-е

Маленькие изящные столики со столешницей в виде боба вошли в моду во времена Екатерины II, назывались выгибными, а бобиками их стали именовать только в XIX в. Дамы в пышных нарядах могли заниматься рукоделием, читать, выпить чашку чая.

11. Узнать, к кому Екатерина II обращалась “кукла”.

Записка императрицы Екатерины II Г.А.Потемкину. Автограф . 2 августа 1775 г бумага, чернила
Записка императрицы Екатерины II Г.А.Потемкину. Автограф . 2 августа 1775 г бумага, чернила

На выставке представлена записка Екатерины Великой, адресованная Григорию Потемкину: “Кукла, или ты спесив, или ты сердит, что ни строки не вижю. Добро, душинка, накажю тебя, расцалую ужо, мне кажется, ты отвык от меня. Целыя сутки почти что не видала тебя, а все Чербачев и другия шушуры, что палца моего не стоят и тебя столько не любят, те допускаются до вашего лицозрения, а меня оттерли. Добро, я пойду в general des Jamchik (в ямщицкие генералы (фр)) возле (вас), то получу вход к высокопревосходительному.”

Ламбер Антуан Клессенс - гравёр. Жак Куйпер - автор оригинала. Екатерина II в келье у Потёмкина. Бумага, гравюра пунктиром
Ламбер Антуан Клессенс - гравёр. Жак Куйпер - автор оригинала. Екатерина II в келье у Потёмкина. Бумага, гравюра пунктиром

Однажды Потёмкин театрально удалился в Александро-Невскую лавру и стал готовиться к постригу. Императрица передавала туда записки, потом приехала сама и застала Потёмкина распростёртым на полу в келье, где он молился перед иконой Святой Екатерины. Императрица якобы сказала: “Тебе, Григорий, не архиереем быть. Их у меня довольно, а ты у меня один таков, и ждет тебя иная стезя.“

12. Попытаться найти ответ на вопрос: “Дизентерия или тайные роды?”

Отъезд императрицы из Санкт-Петербурга вызвал неоднозначные суждения. Во время празднования в Москве в 1775 году завершения Русско-турецкой войны императрица под предлогом болезни на несколько дней удалилась от двора. В письме к барону Ф.М.Гримму она сообщила, что из-за немытых фруктов у нее началась дизентерия. Многие связали эту болезнь с рождением дочери.

Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Елизаветы Григорьевны Темкиной в образе Дианы. 1797, лист из издания "Русские портреты" XVIII и XIX столетий. 1908 бумага, фототипия
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Елизаветы Григорьевны Темкиной в образе Дианы. 1797, лист из издания "Русские портреты" XVIII и XIX столетий. 1908 бумага, фототипия

Елизавета Григорьевна Тёмкина родилась 13 июля 1775 года в Москве. В том же году ребенок появился во дворце Григория Потёмкина. Практика давать знатным бастардам усеченный вариант от фамилии отца в России была весьма распространенной. Девочку передали на воспитание в семью сестры Светлейшего князя - Марии Александровны Самойловой, а опекуном Елизаветы назначили родного племянника Потемкина Александра Самойлова. Когда девочка подросла, ее определили на воспитание в пансион для знатных девиц. Сразу после пансиона её выдали замуж за одного из ближайших друзей сына наследника престола Константина Павловича. Она родила мужу 10 детей. На портрете кисти Владимира Боровиковского Елизавета изображена в образе богини Дианы.

По одному билету вы можете посетить еще одну потрясающую выставку “Восстает во славе” и постоянную экспозицию “Калязин. Фрески затопленного монастыря”, о которых я писала ранее.

А ещё на этой выставке можно от души посмеяться. Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, и узнаете, над чем.

Шедевральные маршруты
-24

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#1775_год_Триумф_Екатерины_Публичное_и_личное #выставки_в_Москве #музей_архитектуры_имени_Щусева #Шедевральные_маршруты #куда_пойти_летом_в_Москве