Продолжаем по крупицам собирать полковую историю 12-го гренадерского Астраханского Императора Александра III полка.
Сегодня попробуем разобраться с кратким эпизодом 218-летней истории 12-го гренадерского Астраханского Императора Александра III полка, когда он в 1727 году временно получил наименование 2-й Костромской пехотный полк.
При этом стоит уделить внимание и 2-му Санкт-Петербургскому пехотному полку.
Так в 1727 году был переименован тот самый Астраханский пехотный полк (1708 - 1785), от которого имя получил "первый" по счёту Астраханский гренадерский полк (1785 - 1790), а от него - Вологодский пехотный полк, ставший в 1790 году "вторым" по счёту Астраханским гренадерским полком - будущим 12-м гренадерским Астраханским Императора Александра III полком (1700 - 1918).
Казалось бы всего две строчки из истории двух полков - 12-го гренадерского Астраханского Императора Александра III полка и 14-го Гренадерского Грузинского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка, а за ними масса информации.
Начнём с обзорной статьи Белоус М.А. "Костромской гарнизон в период правления династии Романовых". Правда, она удалена. Найти её удалось только в сохранённой копии.
"Еще в 1724 году, Петр Великий, имея в виду расположить армию на вечные или непременные квартиры, предполагал переименовать все полевые полки по провинциям, в которых им назначались постоянные квартиры. В тех случаях, где на одну и ту же провинцию полагались не один, а несколько полков, они должны были принять одинаковые названия, с различием только в номерах. В подобном же порядке предназначалось дать новые названия и гарнизонным полкам, но только по именам тех провинций, из доходов которых они содержались.
Но Пётр не успел провести эти преобразования, и это было сделано в правление Екатерины I -16 февраля 1727 года, когда все полки, исключая Гвардию и Ландмилицию, были переименованы. При этом происходит первое упоминание Костромы во взаимосвязи с Российской регулярной армией.
Как утверждает князь А. Козловский в своём труде «Взгляд на историю Костромы…», 6 августа 1726 года – «… повелено построить квартиры, для помещения Троицкого и Уфимского полков».1 Эти первые в Костроме строения, специально построенные для воинских нужд впоследствии были переоборудованы в конюшню и в городскую тюрьму, а к концу XVIII века вовсе снесены в виду их ветхости.
16 февраля 1727 года наименование Костромской получили Троицкий пехотный полк, который был наименован 1-м Костромским, и Вологодский пехотный – 2-м Костромским. Почему на месте Уфимского полка оказался Вологодский из документов не видно. Но факт переименования полков не говорит о том, что они были размещены в Костроме, а только о том, что наш город был предназначен для их размещения. Дело в том, что с восшествием на престол Петра II, а именно 13 ноября того же года указ этот был отменён и полкам возвращены прежние названия. О дислокации полков в этом указе ни чего не говорится.
На этом основании можно утверждать, что достоверных данных о размещении этих полков в Костроме у автора не имеется. Более того не имеется достоверных сведений о наличии войск в Костроме вплоть до конца XVIII века. Более того в «Воинских календарях» за 1765 и 1766 годы, где приводится дислокация всех полевых и гарнизонных полков, нашего города нет. И только с 1787 года, после учреждения Костромского и Владимирского наместничества, в Костроме наряду с другими центрами губерний и наместничеств, создаётся штатная губернская рота". Источник: Белоус М.А. "Костромской гарнизон в период правления династии Романовых".
Обратимся к книге князя Козловского Александра Дмитриевича "Взгляд на историю Костромы, составленный трудами князя Александра Козловского".
Открываем страницу 106 и видим упоминание про повеление построить квартиры (казармы) для Троицкого и Уфимского полков:
"В 1726 году 6 Августа повелено построить квартиры, для помещения Троицкаго и Уфимскаго полков (99)".
Затем переходим к примечаниям на странице 172, находим 99 примечание:
"99) Оныя квартиры построены: 1-я, ниже города и несколько выше Татарской слободы, на берегу Волги, для помещения Троицкаго полка; 2-я, на реке Костроме для Уфимскаго полка. В последствии времени 1-я из них обращена была в казенную конюшню, а последняя в городскую тюрьму. Но ныне уже ни та, ни другая не существуют".
Для справки: Князь Александр Дмитриевич Козловский (30 апреля 1791—1845 или 1852) — костромской историк-краевед из рода князей Козловских, автор первого труда по истории Костромской земли. Ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/Козловский,_Александр_Дмитриевич_(историк)
Но вернёмся к статье Белоус М.А. "Костромской гарнизон в период правления династии Романовых". Там дальше есть упоминание о пребывании в Костроме уже Астраханского гренадерского полка с 1798 по 1799 годы, а также о том, что две его гренадерских роты участвовали в морской экспедиции на остров Корфу:
"А вот о размещении в Костроме в 1798 году трёх пехотных полков сведения вполне достоверны. Об этом говорится в ряде трудов, достоверность которых трудно подвергнуть сомнениям. Это следующие труды «История войны России с Франциею в царствование Императора Павла I в 1799 г.» СПб., 1852 г. и «Хроника Российской Императорской армии» СПб., 1859 г. В это время в нашем городе дислоцировались: гренадерский Астраханский (в последствии 12-й гренадерский Астраханский), мушкетёрский Староингерманландский (в последствии 9-й пехотный Ингерманландский) и вновь сформированный мушкетёрский Берха (в последствии 47-й пехотный Украинский) полки.
Летом 1799 года два полка, а именно гренадерский Астраханский и пехотный Староингерманландский убыли из нашего города. При этом первый был включён в состав армии генерала Ласси, прикрывавшую Западные границы России, при этом две его гренадерских роты участвовали в морской экспедиции на остров Корфу, а второй – в состав войск Суворова и совершил под его командованием Итальянский и Альпийский походы, за которые великому полководцу был пожалован чин генералиссимуса. Мушкетёрский Берха полк вполне возможно дислоцировался в Костроме до 1805 года, когда он убыл в состав Подольской армии Кутузова, на территории Австрии, но в боевых действиях не участвовал и в конце сентября того же года был возвращён в Россию".
О пребывании этих 2-х гренадерских рот в составе сводного гренадерского батальона под командованием последнего Графа Разумовского Петра Алексеевича (1775 -1835) в гарнизоне крепости Корфу мы ранее уже публиковали материал. Ссылка: https://dzen.ru/a/Z8cev5H5K3IH7UNC
«Ура русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом», — приветствовал кампанию Ушакова великий полководец Александр Суворов. Ссылка: https://dzen.ru/a/Z8XMQc8xRiHx6js3
Но нам снова нужно сделать отскок назад, в 1727 год, когда Астраханский пехотный полк временно был переименован во 2-й Санкт-Петербургский, а Вологодский пехотный полк - во 2-й Костромской.
Ротное знамя Астраханского пехотного полка (1712). Ссылка: https://dzen.ru/a/Z16_OH0S5yJhQnA6
Знамя Вологодского пехотного (армейского) полка 1712 г. Ссылка: https://dzen.ru/a/Z17bIzeQlgEjV1ZZ
Для этого обратимся к книге Висковатов А. В. "Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. В 30 томах. Том 2.
Так, мы видим, что во время Екатерины I полки сохраняли свои названия, дарованные им 10 марта 1708 года Указом Петра Первого. Ссылка: https://dzen.ru/a/Z_JoX6k7V2mg62B1
В списке полков на 28 января 1725 года всё ещё значатся Астраханский и Вологодский пехотные полки:
"При восшествии на Престол Императрицы Екатерины I, 28 января 1725 года, штатныя регулярныя войска России были следующия:
Полки Лейб-Гвардии: Преображенский и Семеновский.
Полки гренадерские: фон-Гагена, Зыкова, Лассия, Алларта и Кампенгаузена.
Полки пехотные: Ингерманландский, Астраханский, Лефортовский, Бутырский, Новгородский, Владимирский, С.-Петербургский, Сибирский, Смоленский, Воронежский, Рязанский, Ростовский, Пермский, Нарвский, Невский, Казанский, Азовский, Великолуцкий, Ярославский, Вятский, Нижегородский, Троицкий, Вологодский, Киевский, Белгородский, Выборгский ...".
Далее следует переименование полков:
"16 февраля 1727 года последовало общее переименование штатных войск, армейских и гарнизонных, как пехоты, так и кавалерии. Еще в 1724 году, Петр Великий, имея в виду расположить армию на вечныя или непременныя квартиры, предполагал переименовать все полевые полки по провинциям, в которых квартиры сии им назначались".
"В тех случаях, где на одну и ту же провинцию полагались не один, а несколько полков, они долженствовали принять одинаковыя между собою названия, с различием только в нумерах. В подобном же порядке предназначалось дать новыя названия и гарнизонам, но только по именам тех провинций, из доходов которых они содержались. На сем основании все полки, исключая Гвардии, Лейб-Регимента и Ландмилиции, были наименованы:
ПЕХОТНЫЕ.
Ингерманландский - 1-м С.-Петербургским.
Астраханский - 2-м С.-Петербургским".
Вот мы видим, что те самые два полка, считавшиеся "неофициальной гвардией" - Ингерманландский и Астраханский пехотные полки стояли в 1727 году в Санкт-Петербурге. Именно поэтому и были переименованы в 1-й и 2-й Санкт-Петербургские пехотные полки.
Что же касается Вологодского пехотного полка (будущего 12-го гренадерского Астраханского Императора Александра III полка), то на следующей 115 странице мы видим, что его переименовали также в 1727 году во 2-й Костромской пехотный полк:
"Троицкий - 1-м Костромским.
Вологодский - 2-м Костромским".
На этом пока остановимся. О новых знаменах полков и об изменениях при Императоре Петре II допишем потом. А то уже поздно. Отдыхать пора.
Тем временем напоминаем, что 25 июня 2025 года исполнится 325 лет со дня создания 12-го гренадерского Астраханского Императора Александра III полка (1700 - 1918).
Пока что никто не хочет замечать этой важной исторической даты. А ведь можно сделать юбилейный 2025 год — Региональным годом воинской славы астраханских полков в честь 325-летия со дня создания 12-го гренадерского Астраханского Императора Александра III полка.
Или пойти дальше и расширить географию проекта, объединив усилия региональных отделений РВИО Астрахани, Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Вологды, Владимира, Твери, Рязани и других городов, связанных с историей этого полка. Провести выставки, лекции, круглые столы, исторические форумы, просветительские десанты и так далее.
Или сделать проект Всероссийским. Достаточно вспомнить, что не один только Астраханский полк ведёт свою историю от полков, сформированных в 1700 году по указу Петра Первого.
Хотя наверху наконец-то заинтересовались историей Астраханского полка, но пока всё равно движется процесс очень медленно.
Возможно, Указ о праздновании 300-летия Суворова Александра Васильевича станет ещё одним дополнительным импульсом к изучению истории 12-го гренадерского Астраханского Императора Александра III полка.
Для Астрахани это важная новость. Так как по указу Екатерины II Александр Суворов был произведён в полковники того самого прославленного Астраханского пехотного мушкетерского полка в 1762 году. Полковник Суворов командовал Астраханским полком 11 месяцев с 26 августа 1762 года по 6 апреля 1763 года.
В 1780–1781 годах Александр Васильевич Суворов находился в Астрахани. По замыслу Екатерины II и Г. А. Потёмкина полководец был отправлен в наш город для проведения политической и военной разведки относительно обстоятельств возможного усмирения «ханов, владеющих по берегу Каспийского моря».
В 2030 году также будут две юбилейных даты – 330 лет 12-му гренадерскому Астраханскому Императора Александра III полку и 300 лет со дня рождения Суворова Александра Васильевича, командовавшего Астраханским пехотным мушкетерским полком.
Не получится в 2025 году, так хоть в 2030 году должно получиться.
Ссылка на сообщество в ВК: https://vk.com/club227720088?from=groups
Ссылка телеграмм-канал "Хранитель времени": https://t.me/timestreamzero
По возможности, подпишитесь на этот мой телеграмм-канал. А то там крокодил не ловится, не растёт кокос. Недавно стало 7 подписчиков. Это тоже большой шаг к успеху.
Не будьте равнодушными, ставьте лайки, оставляйте комментарии в поддержку канала. В том числе и здесь. Более 220 подписчиков, а лайки ставят два-три человека. Вам что жалко нажать кнопку, раз прочитали. Ведь читаете. Это видно по логам.