Ре минор в эпоху барокко — одна из самых важных тональностей. Она хорошо звучала на разных инструментах и часто использовалась композиторами.
👩🎤 В теории аффектов, которая была важной частью барочной эстетики, тональностям приписывались определенные эмоции и характеры.
Современник Баха, выдающийся музыкальный ученый Иоганн Маттезон, описывает ре минор как тональность благоговейную и спокойную, но в то же время величественную, приятную и выражающую удовлетворение.
✝️ Он рекомендовал использовать эту тональность для поддержания благочестия в церкви и спокойствия ума. Отдельно он отмечает, что в ре миноре стоит писать музыку плавную, текучую, а «скачущую» — не стоит.
Почему еще композиторы барокко любили ре минор?
🎼 Такие инструменты, как скрипка и виола да гамба хорошо резонировали в этой тональности, придавая звучанию особую глубину.
🎼 Ре минор ассоциировался с дорийским ладом, который часто использовался в духовной музыке.
🎼 В барочной риторике минорные тональности часто связывались со страданием и Страстями Христовыми — важным музыкальным сюжетом той эпохи.
💒 25 мая в 15:00 под сводами собора будет звучать «Барокко в ре миноре»! Елена Привалова исплонит на большом историческом органе собора музыку великих мастеров. Попробуйте сверить свои ощущения с эмоциями людей XVIII века и по-новому услышать знаменитую Токкату и фугу ре минор Баха.